Урок математики 3 класс Тема: «Формула пути».
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
(Технология деятельностного метода «Школа 2000…»)
Тип урока: рефлексия
Основные цели:
1)закрепить и систематизировать знания на составление формул пути, зависимости между величинами s, v, t.
2) тренировать вычислительные навыки; умение решать текстовые задачи; способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formula_puti.zip | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
(технология деятельностного метода «Школа 2000…»)
3 класс
Тип урока: рефлексия
Тема: «Формула пути».
Основные цели:
1)закрепить и систематизировать знания на составление формул пути, зависимости между величинами s, v, t.
2) тренировать вычислительные навыки; умение решать текстовые задачи; способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.
Демонстрационный материал:
Формула пути |
1) карточка с темой урока (из урока №2, Д-1):
2) пронумерованные эталоны:
s - расстояние(путь) км, м | v – скорость км/ч, м/мин, м/с | t –время движения ч, мин., с |
3) общий план решения задачи:
План решения задачи: 1. Назвать известные и неизвестные величины. 2. Проанализировать задачу (если нужно составить схему). 3. Составить план решения задачи. 4. Записать решение. 5. Записать ответ. |
4) образец выполнения самостоятельной работы №1:
1)
2) а) Ответ: Мамонтенок встретит маму через 50 минут. б) Ответ: Королевский нырок может лететь со скоростью 100 км/ч |
5) дополнительное задание: №№ 3,4* из С-28, 1 вариант (сборник самостоятельных и контрольных работ стр. 69-70.
Раздаточный материал:
- Самостоятельная работа №1:
текст самостоятельной работы № 28 (задание №1), стр.69 (сборник контрольных и самостоятельных работ, вариант 1)
2) Реши задачу: а) Мамонтенок плывет к маме на льдине. Через сколько времени они встретятся, если скорость плывущей льдине 8м/мин., а расстояние до мамы 400м. б) Королевский нырок при перелете на место зимовки может пролететь 300 км за 3 часа. Какую скорость может развивать королевский нырок? |
2)эталон для самопроверки самостоятельной работы №1:
- таблица фиксации результатов выполнения самостоятельной работы, проверки и исправления ошибок:
№ задания | Выполнено «+» или «?» | № опорной схемы | Исправлено | |
В процессе работы | В самостоятельной работе № 2 | |||
1) Заполнение таблицы 2) Решение задачи: а) б) | ||||
Дополнительные задания | Выполнено «+» или «?» | |||
№ 3 № 4* |
4) Самостоятельная работа №2¹:
2) а) Незнайка катался на машине 16 минут. Какое расстояние он успел проехать до столба, если машина двигалась со скоростью 80 м/мин. б) Личинка перламутровки может за 2 с. Преодолеть 76 см. С какой скоростью может двигаться гусеница? |
5) эталон для самопроверки самостоятельной работы №2:
1)
2)
|
______________________________
¹Тексты задач в самостоятельных работах под буквами (б) составлены на основе материалов книги «Гиннес». Мировые рекорды.2004»
2
6) задания для выбора:
1)
s | v | t |
720 м | ? | 12 с |
? | 65 км/ч | 3 ч |
176 км | 8 км/с | ? |
- Убегая от злого пса, Гарфилд пробежал 490 метров со скоростью 70 м/мин. Сколько времени длилась погоня?
Ответы к заданиям для выбора 9млжно напечатать на обратной стороне листа):
1)
s | v | t | ||
720 м | 60 м/с | 12 с | v = s : t | 720 : 12 = 60 (м/с) |
195 км | 65 км/ч | 3 ч | s = v · t | 65 · 3 = 195 (км) |
176км | 8 км/с | 22 с | t = s : v | 176 : 8 = 22 (с) |
2)
а) 490 : 70 = 7 (мин) Ответ: 7 мин длилась погоня. | t = s : v |
7) образец выполнения дополнительных заданий:
1 2 5 3 4 3) (598 046 + 35 409 154) : 900-600·70 920: 9000 = 35 280 1) 35 409 154 2) _36 007 200 | 900 3) х 70 920 4) _ 42 552 000 | 9000 + 598 046 36 40008 600 36 36 007 200 _ 72 42 522 000 _ 65 72 63 0 _25 5) _ 40 008 18 4 728 _ 72 35 280 72 0
4*) Если к пятизначному числу приписать слева цифру 3, то цифра 3 будет обозначать количество сотен тысяч. Значит, число увеличиться на 300000. |
8) карта для этапа рефлексии:
Утверждения | «+» или «-» перечисление ошибок, темы для доработки |
У меня всё сегодня всё получилось, я не допускал ошибок («+» или «-») | |
Я допустил ошибки в самост. работе №1 (перечислить ошибки) | |
Я самостоятельно исправил свои ошибки в процессе работы над ними («+» или «-») | |
Я без ошибок выполнил самостоятельную работу № 2 («+» или «-») | |
Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их) | |
Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера) | |
В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их) | |
Мне необходимо поработать над… (перечислить темы) |
Ход урока:
I. Мотивация к коррекционной деятельности.
- С какими величинами вы работали на предыдущих двух уроках? (Скорость, время расстояние.)
- Какое открытие вы сделали на прошлом уроке? (Мы открыли формулу пути.)
- С какой целью вы открыли формулу пути? (Для того чтобы решать задачи на движение.)
- Допускали ли вы ошибки при решении задач? (Допускали.)
- Что надо сделать, чтобы ошибок стало меньше? (Тренироваться в решении задач с использованием формулы пути, разобраться в причинах ошибок.)
- Какова же цель урока – понять и устранить свои затруднения по теме «Формула пути». Д-1
- По какому плану вы работаете на уроке, когда разбираетесь в причинах своих ошибок? (Дети вспоминают план работы)
- Что вам может помочь в работе? (Эталоны, внимательность, алгоритм выхода из затруднения.)
- Чтобы работа была успешной с чего надо начать? (Надо повторить все необходимое.)
На доске висят карточки с пронумерованными эталонами Д-2, Д-3.
II. Повторение. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Откройте учебник на стр. 5 № 4 (б). Решите задание с проговариванием номера эталона. (Надо найти v – это скорость, эталон 1. Чтобы найти скорость надо путь разделить на время – эталон 3.
320 : 80 = 4. Скорость равна 4 км/ч…)
- Еще одно задание для тренировки стр. 5 № 6. Дети по одному выходят и решают задачи на доске с проговариванием. В тетрадях и на доске запись:
а) 441 : 9 = 49 (с) Э-1, Э-4
Ответ: за 49 с космический корабль пролетит 441 км.
б) 80 ·8 = 640 (м) Э-1, Э-2
Ответ: окунь проплывет 640 м.
в) 228 : 6 = 38 (км/ч) Э-1, Э-3
Ответ: скорость подводной лодки 38 км/ч.
- Как вы дальше будете проверять свои знания? (Мы напишем самостоятельную работу и проверим её по образцу и эталону для самопроверки.)
2) Самостоятельная работа № 1. (5 минут).
Учитель раздает листы с самостоятельной работой № 1 (Р-1).
- выполните задание самостоятельно, подписывая номер эталона.
Учащиеся выполняют работу.
- Вы выполнили задание. Что нужно сделать дальше? (Нужно проверить свою работу.)
III. Локализация индивидуальных затруднений.
На доску вывешивается образец (слайд презентации) выполнения самостоятельной работы.
- Вы зафиксировали наличие или отсутствие затруднений, что теперь надо сделать? (Проверить работы по эталону для самопроверки.)
Учитель показывает (раздает Р-2) эталон для самопроверки, работа проверяется фронтально во внешней речи (проговаривается каждый шаг выполнения задания), и результаты фиксируются во второй графе таблицы Р-3. Дети ставят знаки «+», если задание выполнено правильно, или «?», если задание выполнено с ошибкой.
- Какие правила вы использовали при выполнении задания?
- Сколько человек допустили ошибки в первом шаге? Во втором шаге? И т.д. – поднимите руки.
- В каком месте допустили ошибку?
- Вы определили место затруднения, что дальше? (Надо понять причину затруднения.)
IV. Коррекция выявленных затруднений.
- Почему возникло затруднение при составлении схемы? Какими формулами вы должны были воспользоваться?
- Дети записывают номер эталона в таблице в третьей графе.
- Учитель записывает количество детей, допустивших ошибки в каждом задании.
- Поднимите руки, у кого нет затруднений? (…)
- Уточните цель своей дальнейшей работы. Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)
V. Обобщение затруднений во внешней речи.
- Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм выхода из затруднения, эталоны.)
- Как будете исправлять свои ошибки? (Исправим ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки, решим аналогичные задания.)
- А кто выяснил, что нет затруднений, вы, что будете делать? (Мы будем решать дополнительные задания.)
Далее дети исправляют ошибки. Выполняют задание для тренинга, проверяют по образцу Р-6. 4
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель при необходимости оказывает им помощь. Результатом работы на данном этапе должны быть выбор и уточнение учащимися способов действий, в которых были допущены ошибки.
Дети, у которых работа выполнена правильно, получают дополнительное задание: текст самостоятельной работы № 28 (задание № 3,4*), стр. 69..
- Каждый из вас самостоятельно исправил свои ошибки. В каких шагах было допущено большее количество ошибок? (…)
Учитель обращает внимание детей на таблицу фиксации на доске.
- Как исправляли ошибки? (Определить место, причину, исправили ошибки, потренировались в решении аналогичных заданий.)
- Дети проговаривают правила, на которые были допущены типичные ошибки , и заполняют четвертую графу таблицы.
На данном этапе учащимися предлагается выполнить самостоятельную работу № 2.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
1). Самостоятельная работа.
- Учитель раздает самостоятельную работу № 2 (Р-4).
- Выполните эти задания самостоятельно.
2). Проверка самостоятельной работы по эталону.
Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки Р-4. Дети заполняют пятую графу
Таблицы.
Учащиеся, которые выполняли дополнительное задание, проводят самопроверку своих работ, используя карточку Р-7.
Текст самостоятельной работы № 28 (задание № 2), стр. 69.
Задание выполняется у доски и на листочках, с комментариями.
Заполним таблицу:
Запишем данные на I участке пути: расстояние равное 432 км, скорость неизвестна – поставим «?», время движения 9 ч.
Запишем данные на II участке: расстояние то же – 432 км, скорость неизвестна – поставим «?»,
время движения 6 ч.
Надо найти, на сколько надо увеличить скорость – поставим стрелку для сравнения скорости и вопрос задачи.
s | v | t | |
I | 432 км | ? | 9 ч |
II | 432 км | ? | 6 ч |
Найдем скорость на первом участке пути:
432 : 9 = 48 (км/ч)
Найдем скорость на втором участке пути:
432 : 6 = 72 (км/ч)
Найдем на сколько надо увеличить скорость:
72 – 48 = 24 (км/ч)
VIII. Рефлексия деятельности на уроке.
- Чему был посвящён сегодня урок? (Мы проверяли свои умения решать задачи по формуле пути.)
- Какие цели вы ставили в начале урока? (Понять свои затруднения и ошибки, и исправить их.)
- При ответе, на какие вопросы были допущены ошибки?
- Назовите причины типичных ошибок. (…)
- Что вам помогло преодолеть затруднения? (Эталоны, эталон для самопроверки, алгоритм исправления ошибок.)
- Над чем вам надо ещё поработать? (…)
- Как вы проверяли свои знания? (…)
- Кому удалось на уроке поработать с дополнительными заданиями и справиться с ними? (…)
- Оцените свою работу, пользуясь таблицей (Р-8).
№ 1, стр. 7; № 10 стр. 8; По желанию: № 11, стр. 6. |
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Формула пути" (4 урок) 3 класс Л. Г. Петерсон
Презентация по математике по программе Л. Г. Петерсон "Формула пути" (4 урок) для 3 класса...
Презентация по теме "Формула пути" (3 урок) 3 класс Программа Л Г Петерсон
Презентация по математике. Программа Л Г Петерсон 3 класс. тема "Формула пути" (3 урок). На уроке предусмотрены индивидуальная, групповая и парная работа. Используются проектор и интерактивная д...
Презентация по теме"Формула пути" (7 урок) 3 класс Программа Л. Г. Петерсон
Данная презентация используется на уроках математики в 3 классе по программе Л Г Петерсон. Предусмотрены разные виды работ на учебном занятии. Используются проектор и интерактивная доска....
Урок математики в 3 классе по теме "Формула пути"
Урок ознакомление с новым материалом по теме "Формула пути" в 3 классе по учебнику Л. Г. Петерсон....
Урок математики. 3 класс Тема: Формула стоимости.
Конспект урока математики в 3-м классе по программе: Школа-2100. Знакомство с формулами скорости, времени и расстояния.К данному занятию прилагается презентация, содержащая все этапы урока....
Презентация по окружающему миру в 3 классе Тема: «Чтобы путь был счастливым».
Тема: Чтобы путь был счастливым. Тип урока: изучение нового материала.Задачи: - систематизировать и расширить знания учащихся о ПДД, правилах движения пешеходов, велосипедистов,...
Конспект урока по истории (4 класс). Тема: В путь по реке времени. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; знакомство с понятиями: река времени, история, век, и с тем, как ведется летоисчисле...