Конспект урока по математике «Вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток»
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
во 2 «А» классе
Тема: «Вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток»
Учебник: Б.П.Гейдман «Математика» 2 класс
Цель: объяснить учащимся вычислительный прием вычитания чисел в пределах 100 без перехода через десяток.
Задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки учащихся путем устного счета; закреплять умение выбирать нужную схему к задаче; продолжать учить давать характеристику задаче; учить работать в группе;
- развивать математическую речь учащихся и работать над их дикцией;
- работать над правильной посадкой учащихся и заботиться о сохранении их здоровья на уроке, используя здоровьесберегающие технологии;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу; прививать любовь к математике.
Оборудование: проектор и экран с презентацией к уроку, учебник по математике, карточки для устного счета, наборы «Спектра» на каждой парте, набор «Спектра» для работы у доски.
Используемые технологии: технология эвристического обучения, элементы диалогического обучения.
Этапы урока | Ход урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Логопедическая направленность |
Оргмомент | - Ребята, у нас на уроке гость, поздоровайтесь с ним. - У нас математики, проверьте свою готовность к уроку – на партах должны лежать учебники, рабочие тетради, карточки для устного счета, пеналы, деревянные наборы. - Садитесь, пожалуйста. | Проверяют готовность к уроку, здороваются с гостем. | |
Чистописание | - Для начала в тетрадях напишем число, классная работа. Вспомним правила посадки. - Сколько клеток отступаем вниз от предыдущей работы? Сколько вправо? - Сегодня на чистописании вспомним написание 2 цифр- 2 и 1. Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать ее немного выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки. Цифра 2 состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и волнистой линий. Начинают писать цифру немного выше центра клетки, ведут линию вверх, закругляют ее в правом верхнем углу, ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию (вверх, вниз, вверх). - Запишите цифры 2 и 1 через клетку до конца строки. - Отложите пока тетради, вернемся к работе в них позднее. | Отвечают на вопрос учителя (4 клетки вниз, 10 вправо). Записывают число. Записывают чистописание в тетрадь. | |
Устный счет | - Выложите карточки с цифрами у себя на партах. - Начинаем работать. Я называю пример, вы показываете ответ. 15+3 18-4 52+4 16+3 42+3 16-5 11+6 19-2 22+5 - Молодцы, хорошо работаете, убирайте карточки на место! | Выкладывают карточки. Поднимают верные ответы, 1 человек по просьбе учителя озвучивает верный ответ. | |
Актуализация знаний, подведение к теме урока | - Ребята, на экране вы видите примеры (слайд 1), которые только что участвовали в устном счете. Нам нужно все примеры разделить на несколько групп. - Итак, первая группа – это примеры на сложение чисел в пределах 20 без перехода через 10. Какие примеры отнесем в эту группу? (после нахождения примеров появляется слайд 2). - Ваня, а как ты нашел ответ в примере 15+3? - Молодец! - Следующая группа примеров – это сложение чисел в пределах 100 без перехода через десяток (слайд 3). Найдите подходящие примеры (после нахождения слайд 4) . Аня, как нашла ответ в примере 52+4? - Хорошо! Еще одна группа – это примеры на вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (слайд 5). Находим примеры (слайд 6). - Есфирь, как решила пример 18-4? - Ребята, а какой пример не вошел ни в одну группу? - Умеем ли мы его решать или еще не учились? - Чему же мы будем учиться сегодня на уроке? - Итак, сегодня на уроке мы научимся решать примеры еще одной группы – вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (слайд 7). | Находят нужные примеры, озвучивают их. (разложил число 15 на разрядные слагаемые – 10 и 5, к 5 единицам прибавил 3, получилось 8, и 10+8=18) Аналогичная работа. 56-4. Нет, не умеем. Учиться решать такие примеры. | |
Объяснение нового материала | - А вот как решить этот пример, я хочу спросить вас, вы обязательно должны догадаться, я в вас уверена. Поэтому разделяемся на группы как всегда. - Каждая группа получает карточку с примером 56-4 и минутку обсуждают, как решить этот пример. Не забывайте пользоваться наборами деревянными, они вам помогут. - Итак, кто готов выйти от группы к доске и объяснить всем нам, как решить пример на вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток? - Кто согласен? - А теперь давайте посмотрим, как в учебнике объясняется решение примеров этой группы, откройте страницу 78 в учебнике. - Посмотрите, я покажу вам на наборе решение этого примера. - Мы так же объясняли? Умницы! | Дети делятся на группы и обсуждают решение примера. Выходит 1 человек, записывает пример на доске и объясняет решение. Светофоры. | |
Физминутка | - А теперь ребята немного разомнемся, отдохнем. Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я. | Выполняют движения за учителем. | |
Первичное закрепление | - Продолжаем работать, будем выполнять примеры из №5 на странице 78. - Первый пример вслух прочитает Василиса. Выйди, пожалуйста, к доске и объясни решение этого примера, используя пособие. А вы, ребята, делаете то же самое вместе с Василисой на своих наборах. - 2 следующих примера запишем в тетрадях. Записали №3. - Следующий пример 65-3 записываем в тетрадь, у доски записывает Данил. - Далее решает Рагузина Настя. - Следующие 2 примера за доской решает Женя, а вы работаете самостоятельно в тетрадях. - Проверяем. - Покажите на светофорах, согласны ли вы с ответом Жени. | 97-4 Дети работают с наборами за партами, 1 ученик у доски. Решают с объяснением. Ученик читает пример, объясняет решение и называет ответ. Остальные показывают светофором свое согласие. | |
Упражнения для глаз. | - Дадим нашим глазкам отдохнуть, сделаем гимнастику для глаз. - Работают только глаза, головой не вертим. - Посмотрите на правый верхний край доски, найдите на наборе под доской линейку, взгляните на дверь, а теперь в окошко, найдите глазами потолок. А теперь закройте глазки и представьте синий квадрат, а теперь желтый круг. - Закончили. | Выполняют требования зрительной гимнастики. | |
Закрепление материала. | - Примеры на вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток встречаются и в задачах. Сейчас мы попробуем решить одну из них. - Найдите в книгах задачу 7. Запишите в тетрадях. Прочитай ее вслух, Николай. - О чем эта задача? - Кто катался с горок? А кто они? (герои произведения А.Гайдара «Чук и Гек»). - Назовите условие задачи. - Каков вопрос в задаче? - Что будем считать? - На экране вы видите 2 кратких записи (слайд 8). Нам нужно найти ту краткую запись, которая относится к нашей задаче. - Каким же примером, судя по условию задачи и по краткой записи мы найдем ответ к задаче? Запишите решение в тетрадь. - Какое наименование запишем в скобках? Каков будет ответ? | Записывают Задача 7. Задача о катании с горок. Чук и Гек. Называют устно. Считать разы. Находят верную краткую запись, объясняют, почему выбрали ее. 28-7=21 (р.) Ответ: 21 раз съехал с горки Гек. | |
Самостоятельная работа (рефлексия) | - Ребята, на экране вы видите 4 примера по новой теме (слайд 9). А также вы видите число и соответствующую ему букву. Эти примеры вы решите сейчас самостоятельно в тетрадях и рядом с ответом напишите нужную букву. Если все вы сделаете верно, то у вас получится слово. - Записали в тетрадях Сам.работа и начинаем решать примеры в столбик. Не забывайте пользоваться деревянными наборами, если вам это необходимо. - У кого получилось слово? Какое? - Если у вас получилось слово «пять», значит вы поняли новую тему и в уме поставили себе отметку за урок 5. - Если у вас не все получалось сегодня на уроке, не расстраивайтесь, эта тема достаточно сложная, мы будем заниматься ею еще ни один урок. | Решают самостоятельно. Пять | |
Домашнее задание | - Тетради можно закрыть, в дневниках записываем д/з – с.78 №6. Это еще 1 задача на изученную сегодня тему. | Записывают задание в дневник. | |
Итоги урока | - Что узнали нового на уроке, чему научились? (слайд 10) - Вы сегодня очень хорошо работали, за урок получили отметки ……… - А вообще вы все молодцы! (слайд 11). - Урок окончен. | Научились решать примеры на вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 «А» классе: Повторение изученного по теме: «Прибавление и вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток»
Урок по одной из трудных тем для учащихся первых классов "Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд". В урок включены различные виды деятельности, которые способствуют развитию п...
Конспект урока "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 1 класс Школа 2100
Конспект урока "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" 1 класс Школа 2100...
конспект урока по математике "Нумерация чисел в пределах 1000"
урок математики в 3 классе, программа Школа России...
Конспект урока “Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через десяток” (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")2
Тема: “Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через десяток”Цели: познакомить со сложением двузначного числа и однозначного без перехода через разряд; развивать...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Состав чисел в пределах 10.Закрепление. (1 КЛАСС ФГОС) (Образовательная система «Школа России»)
Урок-закрепление изученного материала по математике в 1 классе...
Конспект урока "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"
Цели урока:Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10Корригировать внимание, память, логическое мышлениеУметь определ...