Урок математики в 4 классе
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Бушевская Ирина Леонидовна

Этот урок был проведён на семинаре учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4kl._matem.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема: Письменное умножение на двузначное число.

         Цели: познакомить с приемом письменного умножения на двузначное число; развивать способность к анализу, планированию учебных действий; формировать умение решать задачи; способствовать воспитанию познавательного интереса к предмету, коммуникативных навыков, любви к родному краю.

         Оборудование:  карточки с планом исследовательской работы, карточки для индивидуальной работы, карточки для устной работы, рисунки зверей: медведь и ёжик

                                         Ход урока.

    1 Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Кто с работой дружен,

Нам сегодня нужен?

- Нужен!

Кто с учебой дружен,

Нам сегодня нужен?

— Нужен!

С математикой кто дружен,

Нам сегодня нужен?

- Нужен!

Таким ребятам хвала в честь!

Такие ребята в классе есть?

- Есть!

— Начинается урок.

- Какое время года наступило?

- Какой месяц?

- Родина слова «апрель» - древний Рим. Оно означает «тёплый, солнечный». Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы.

А мы,  встречая весну, покажем свою силу в математике.

    2. Актуализация опорных знаний. Устный счёт.

1. Развитие памяти и внимания.

Учитель показывает 1 таблицу.

 

-   Ослепительно светит солнце. Посмотрите, как много солнышек сегодня в нашем классе!

— Вы должны в течение 5 секунд запомнить расположение «солнышек», а затем воспроизвести их по памяти в пустых квадратах на индивидуальных карточках.

С целью самопроверки ученики сверяют свои работы с образцом.

2. Развитие наблюдательности и формирование умения сравнивать выражения.

Учитель показывает 2 таблицу.

 Наблюдаем, сравниваем!

73  ∙ 28                           67 ∙ 92

73  ∙  (20 + 8)                (60 + 7) ∙ 92

73 ∙ 2 + 73 ∙ 8                60 ∙ 92 + 7 ∙ 92        

— Верно ли утверждение, что значение выражений, записанных в каждом столбике, одинаковое? Почему? Какое свойство умножения мы вспомнили? Как умножить сумму на число? Как умножить число на сумму?

Учитель показывает 3 таблицу.

     >,  <, =

83 ∙ (20+7)...83 ∙ 27

83∙ (20+7)...83 ∙ 20+83 ∙ 7

83 ∙ 20...83 ∙ 20 +83 ∙ 7

— Сравните значение выражений, используя свойство умножения и не выполняя вычислений. Какие знания вам пригодились? Как можно рассуждать при устном умножении двузначного числа на двузначное?

3. Блицопрос.

— Первый множитель 70, второй 20. Найдите произведение.

 - 70 увеличить в 12 раз. Сколько получится?

 - Первый множитель 15, второй множитель на 2 меньше. Чему равно произведение?

  - 3 десятка увеличить в 15 раз.

4. Повторение устных приемов умножения на двузначное число

- Объясните приёмы устных вычислений:

30 ∙ 12           15 ∙ 13

25 ∙ 11           20 ∙ 16

     3. Постановка проблемы.

— Как вычислить произведение чисел 36 и 73? Какой прием необходимо использовать? Сможете ли вы посчитать устно? Почему это трудно сделать?

Тема нашего урока: «Письменный приём умножения на двузначное число».

     4. Работа над новым материалом.

1. Включение учащихся в ситуацию выбора решения   проблемы.

1.Кто прав?

(запись решения примеров двумя способами на доске, рисунки зверей: медведь и ёжик)

 - Весной звери просыпаются от зимней спячки. Медведь и Ёжик уже проснулись и тоже решают примеры. Как рассуждали Медведь и Ёжик? Чем отличаются их рассуждения? Удобно ли умножать таким способом? Сколько действий выполнил Медведь? А Ёжик? Проверьте. Правильно ли они выполнили вычисления?

    - Сегодня на уроке вы должны найти рациональный способ записи и вычисления значений таких выражений.

2.Решение проблемы. Поисково-исследовательская работа в парах.

Исследуем!

   ∆ ∆                          ∆ ∆

      ∆                          ∆  ∆

∆ ∆ ∆                      ∆ ∆ ∆

                           ∆ ∆ ∆

                          ∆  ∆ ∆ ∆

Учитель раздает ученикам план выполнения исследовательской работы.

План исследовательской работы.

1.Сравни модели примеров. Какой прием изображён на каждой модели?

2. Чем отличается умножение на двузначное число от умножения на однозначное число?

3.На что необходимо обратить внимание при умножении на двузначное число?

4.Какую модель необходимо применить при умножении двузначных чисел?

5.Пользуясь нужной моделью, запиши и реши любой из примеров: 73 х 36 или 36 х 73, правильно подписывая неполные произведения.

6.Устно составь алгоритм действий.

7.Ты готов объяснить прием?

8.Если да, то подними руку.

Ученики выполняют работу по плану.

3. Фиксация нового алгоритма.

Учитель показывает 4 таблицу.

               

                АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО.

1. Умножу первый множитель на число единиц. Получу первое неполное произведение.

2. Умножу первый множитель на число десятков. Получу второе неполное произведение.

3. Сложу неполные произведения.

4. Читаю ответ.

5. Первичное закрепление.

Задания №165 и 166 на с.35 выполняются с комментированием.

6. Самостоятельная работа.

— Есть у  апреля и другие названия – цветень, березень. Апрель – месяц первоцветов – подснежников, и  на проталинах уже расцвели подснежники, с обратной стороны которых написано задание. Если мы решим все примеры правильно, соберём их в большой букет.

       У учеников первого варианта записаны выражения 76 х 38 и 23 х 27, второго —

48 х 53 и 46 х 35.

     Два ученика выполняют вычисления у доски. Они переворачивают карточки с ответами, все проверяют, у кого верно – ставят цветы в вазу.

7. Повторение.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

— Прочитайте задачу №167.

- О чём говорится в этой задаче?

- Как движутся самолёты?

- Что сказано о времени их вылета?

- Через сколько времени расстояние между ними будет 270 км?

- С какой скоростью летел первый самолёт?

- Что надо узнать?

      Ученики записывают задачу самостоятельно (кратко) в таблице, сверяют запись  с записью на доске и решают их самостоятельно, 1 уч-ся решает самостоятельно на доске по действиям с пояснениями; затем все вместе проверяем решение.                                        

8. Рефлексия.

  Апрель – месяц пробуждения природы, и мы сегодня помогли весне расцвести ещё краше, у нас светят яркие солнышки, расцвёл большой букет подснежников.

— Продолжите фразы:

 «Я узнал(-а) на уроке...» ,

 «Мне понравилось…»+

«Я удивился, когда...»

9. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание: №168, №167 –

составить обратную задачу.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...