Обучение решению задач в начальной школе.
методическая разработка по математике по теме
Виды иварианты организации решения задач. Памятка по решению задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_resheniyu_zadach_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение решению задач в начальной школе
Каких бы образовательных концепций ни придерживался, по каким бы программам и учебникам ни работал, он не может не ставить перед собой цель научить детей решать задачи, причем не только математические, но и орфографические, природоведческие, бытовые и другие.
В настоящее время учителя по-прежнему обеспокоены тем, что далеко не каждого ребенка удается научить решать математические задачи. Основная причина, на мой взгляд, заключается в том, что младшие школьники, прочитав задачу, не анализируют её, а сразу приступают к решению, не обосновывая выбор арифметического знака действия.
Как научить ребенка сначала приступать к анализу задачи, составленного плана решения и только потом к её решению?
Сначала следует научить ребенка читать задачу, понимать смысл прочитанного, пересказывать содержание, подмечать какие события произошли в задаче: что было, что изменилось, что стало; объяснять, что означает каждое число в задаче, в чём суть математических выражений.
Путь к осознанному решению задач лежит главным образом через составление их детьми. Задачи можно составлять по картинкам; числовым данным; вопросу; дополнению задачи не достающими данными или вопросом; решению или ответу; схеме, чертежу, краткой записи; плану решения; формулам; данным из справочников, таблицу и т.д.
Такая систематическая творческая работа приводит к составлению сборников задач, придуманных учениками класса.
Решение задач на уроке может отличаться формой организации деятельности детей, характером и степенью руководства процессом решения, содержанием решаемых задач, способом оформления решения и т.п. Исходя из сказанного даже решение задачи на разных уроках, в разных классах в зависимости от цели урока может осуществляться по-разному. Вот несколько вариантов организации и содержания решения задач на уроке.
- Фронтальное решение задачи под руководством учителя.
Этот вид работы с задачей на уроке наиболее известен. При этом
виде работы учащиеся видят цель решения только в скорейшем
получении ответа на вопрос задачи.
Коллективное решение под руководством учителя полезно так же использовать для того, чтобы дети запомнили этапы решения, ознакомились с каким-либо приемом, помогающим решению.
- Фронтальное решение задач под руководством учащихся.
Этот вид работы чаще всего может быть использован для овладения учащимися умением последовательно выполнять этапы решения задачи, для закрепления умения пользоваться определенными приемами и методами решения. Учитель в этом случае только побуждает детей к руководству решением. Работа также должна завершаться обобщенными выводами в соответствии с ее целями.
- Самостоятельное решение задачи учащимися.
- Самостоятельный выбор средств, методов, способов и форм решения;
- Применение указанных учителем или учеником средств, методов и способов решения.
Самостоятельное решение – один из наиболее распространенных видов работы с задачами на уроке. Однако и здесь возможна ориентация на разные цели: на формирование умения решать задачи определенного вида, решать задачи с помощью определенных средств, приемов и методов; проводить проверку и самопроверку, оценку и самооценку; использовать при решении задач свойства действий, вычислительные примеры и т.д. И если первая группа целей ставится на уроках довольно часто, то самопроверка и самооценка значительно реже.
Однако опыт таких работ показывает, что направленность самостоятельного решения на получение каждым учеником ответа на вопрос: «Как я умею решать такие задачи?» делают эту работу для большинства учащихся интересной.
В зависимости от содержания решаемых задач можно выделить следующие виды решения задач:
1. Решение задач с лишними данными.
2. Решение задач с недостающими данными.
3. Решение задач определенного вида при разных классификациях видов (по математической основе: задачи на нахождение суммы, остатка; по формуле: на движение, на куплю-продажу и т.п.).
4.Решение нестандартных задач разных видов (логических, комбинированных, на смекалку и т.д.).
В результате такой работы дети знакомятся с задачей, её составленными элементами, усваивают содержание всех операций, выполняемых в процессе решения задачи.
Когда дети усвоят содержание всех операций, знакомим их с инструкцией в виде «памятки», которая является алгоритмом рассуждения решения задачи.
Рассуждаю так:
- Мне известно…
- Надо узнать …
- Рисую и объясняю …
- Подумаю, надо объединить или удалять…
- Объясняю решение …
- Решаю …
- Отвечаю на вопрос задачи …
- Проверяю.
Мы проигрываем с детьми различные ситуации:
- Сегодня ты записываешь задачу и ее решение для того, чтобы тебе было легче с нею работать, легче решать.
- Решение задачи, которая дана тебе на карточке, запиши так, чтобы твой сосед по парте, прочитав задачу и запись ее решения, понял, как решается эта задача.
- Решение этой задачи запиши так, чтобы, посмотрев через неделю эту запись, ты мог бы понять, как она решается.
- Решение этой задачи запиши так, чтобы каждый, кто прочтет, рассмотрит запись, увидел, что ты знаешь, как решаются такие задачи, что ты умеешь их решать.
- По записи решения этой задачи будут оценивать, умеешь ли ты решать задачи с помощью чертежа (с помощью арифметических действий, с помощью уравнений и т.п.).
Перечисленные виды работ могут быть дополнены. Мне же хотелось ещё раз обратить внимание на многообразие видов и форм работы с задачей на уроке, использование которых сделает встречу учеников с задачами интересной и увлекательной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач в начальной школе
Методические указания по решению текстовых задач в начальной школе....
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, т...
Психолого-педагогическое просвещение родителей "Помогаем учиться".Обучение решению задач в начальной школе
Для большинства детей решение задач является наиболее проблемной частью изучения математики...
Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе решения задач в начальной школе.
Самоконтроль является одним из компонентов учебной деятельности, причем психологи считают, что именно с него должно начинаться ее формирование, т.к. учебная деятельность является в...
Использование современных образовательных технологий. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе решения задач в начальной школе /из опыта работы /
Воспитание самоконтроля включает в себя множество аспектов, необходимых для его формирования. Но, чтоб ученику легче было работать с задачей, ему необходимо дать алгоритм действий, который...
Методические приёмы решения задач в начальной школе
Методические приёмы, которые можно использовать в процессе обучения решению задач в начальной школе...
Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе
Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе...