Урок математики во 2 классе Многоугольники
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Урок с точки зрения системно - деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_vo_2_klasse_mnogougolniki.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Побочинская средняя общеобразовательная школа»

УРОК МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ

Многоугольники

                                                                                                                                               Арманшина Татьяна Ивановна,

                                                                                                                                                                   учитель начальных классов

2013

УМК: «Начальная школа 21 века»     

 Тема: Многоугольники

Цель деятельности учителя:

познакомить: 

- с  видами многоугольника: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и.т.д, с элементами многоугольника: вершина, стороны, углы;

способствовать:

      - постепенному запоминанию и формулированию изученных понятий;

- умению анализировать, обобщать учебный материал.

 обеспечить условия:

- для развития мышления, внимания, памяти, речи, пространственных отношений, активизации мыслительных действий (умение выделять главное, делать сравнение, наблюдать за собственными действиями; умение обозначать многоугольник буквами) формирования навыков  решения задач;

- осуществлять:

-обучение способам деятельности,  как специальным для  математики,   так и    универсальным:    моделированию    и      алгоритмизации;

 воспитывать:

- интерес к предмету математики, культуру общения  на  уроке, умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей, способность к самоконтролю и самооценке.

              Цель деятельности учащихся:

              Ученик научится:

характеризовать:

-  предъявленный многоугольник (различать элементы многоугольника: вершину, сторону, угол и называть их количество);

воспроизводить:

- способ построения многоугольника с использованием линейки;

конструировать:

-  многоугольник заданного вида из нескольких частей.

 

 Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Вид урока: комбинированный

Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная

Используется принцип деятельности - ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и  формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Оборудование: линейки, мультимедийные презентации: «Многоугольники», «Берегите зрение».

Межпредметные связи: окружающий мир

            Этапы,

           Цели,

            время

Деятельность учителя и задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

                                         Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. (2 мин)

 Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Доброе утро! Желаю нового, интересного добавить в свой багаж знаний. Для этого пожелаем друг другу удачи, она нам понадобится. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Улыбнитесь! Спасибо, садитесь

Приветствуют учителя

Кивают учителю. Кивают друг другу. Проверяют готовность к уроку. Улыбаются.

Садятся.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других 

Формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Развиваются этические чувства, доброжелательность

2.Актуализация знаний, достаточных для построения новых знаний.   (4 мин)

Цель: выявить уровень знаний

организовать осознание учащимися внутренней потребности к построению нового способа действий

 На доске геометрические фигуры.

- Назовите известные вам геометрические фигуры

(отрезок, луч, прямая)

-Что общего и чем отличаются отрезок и луч?

-Что общего и чем отличаются луч и прямая?

Называют все фигуры, их сходства и различия

Называть геометрические фигуры, их сходства и отличия

Познавательные: развивать внимание, концентрацию внимания

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание и слушать собеседника

Формируется учебно-познавательный интерес к учебному материалу

3. Фиксация затруднения в пробном действии

 (2 мин)

 Цель: выявить места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию

 Посмотрите на другие геометрические фигуры.

- Какая фигура здесь лишняя?

- Почему?

-Как можно назвать все оставшиеся фигуры?

Лишним является круг, так как все остальные фигуры с углами

Многоугольники

Называть геометрические фигуры, их сходства и отличия

Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы.

4. Постановка цели урока., составление плана. (4 мин)

Цель: подвести детей к формулированию темы и постановке цели урока, построить план достижения  цели

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

-Что вы должны знать?

-Что вы должны уметь?

-Зачем вам это надо?

-Давайте составим план урока.

На слайде план урока. Что из предложенного вы хотели бы выбрать?

Многоугольники.

Что такое многоугольник?

Из чего он состоит?

Как он обозначается?

Какие бывают многоугольники?

Находить многоугольники, рисовать многоугольники

Дети выбирают понравившиеся пункты плана

Овладение основами математической речи.

Знать:

виды многоугольника, элементы многоугольника

Регулятивные:

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Умение в сотрудничестве с учителем определять тему, ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Формируется уважительное отношение к иному мнению.

Формируется понимание необходимости учения

5. Открытие новых знаний (апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации,  его вербальное фиксирование)

 (10 мин)

Цель: подвести детей к самостоятельному выводу способа действий

 Организует подводящий диалог от проблемы (проводит параллель с ранее изученным материалом)

На доске чертежи: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник

1.Сравнение фигур

-Чем похожи все эти многоугольники?

Чем отличаются эти фигуры?

-Отчего будет зависеть название фигуры?

 -Назовите многоугольники, обосновывая свой ответ

2. –Из каких геометрических фигур состоит многоугольник?

Точку будем называть вершиной многоугольника, отрезок – стороной, соединение двух отрезков – углом (показ на слайде)

3.Обозначение

-Как обозначаются точки?

-Как обозначаются отрезки?

Можем ли мы это правило применить к многоугольникам?

-Сформулируйте это правило.

(Слайд «Вывод»)

4.Составление таблицы

«Сколько вершин, сторон и углов имеют многоугольники: треугольник, пятиугольник, шестиугольник»

Посмотрите внимательно на первую строку.

-Какую закономерность вы заметили?

Посмотрите на вторую строку.

-Что интересного вы заметили?

Посмотрите на  третью строку.

-Какую здесь закономерность вы заметили?

 Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД

(Чтение вывода на слайде)

У всех у них есть углы

Количество углов у них разное

От количества углов.

Пятиугольник, потому что…, шестиугольник, потому что… и.т.д

Точки и отрезка

Буквами латинского алфавита

Можем

Многоугольник обозначается прописными буквами латинского алфавита

Составляют таблицу

3 вершины, 3 стороны, 3 угла - все одинаково.

5 вершин, 5 сторон, 5 углов - все одинаково.

6 вершин, 6 сторон, 6 углов - все одинаково.

Формулируют правило «Количество вершин, сторон и углов одинаковое»

Овладение основами логического и алгоритмического мышления

Знать:

виды многоугольника, элементы многоугольника

Различать геометрические фигуры

Знать:

элементы многоугольника

Уметь: характеризовать предъявленный многоугольник, строить многоугольник при помощи линейки и от руки

Уметь обозначать многоугольник буквами латинского алфавита

Познавательные: осуществлять сравнение и умение делать выводы; выделять существенные признаки, устанавливать аналогии.

Регулятивные:

-умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:  умение формировать коммуникативно - речевые действия, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, формировать собственное мнение

Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения действия

Познавательные: формировать умение делать выводы

Формируется учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Физминутка  для глаз «Улыбка», с использованием презентации

 (2 мин)

Установка на здоровый образ жизни

6. Закрепление нового.  (4 мин)

 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Создание  ситуации успеха

1.Работа в парах. Построение многоугольников из полосок бумаги.

-Постройте многоугольник из полосок

Организует коллективную проверку

Работают в парах, производят рефлексию работы в парах (Как работалось с партнером? Кто придумал данный многоугольник? Как он называется? По каким признакам вы определили вид своего многоугольника?)

Умение конструировать многоугольники, определять их вид.

Познавательные: формировать умение использовать алгоритм при построении многоугольника, умение

сравнивать различныевиды многоугольников, выбирать удобный способ определения вида (подсчет углов, сторон или вершин)

Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Формируется ориентация на понимание причин успеха.

 

Контролирующее задание (8мин)

Цель:  организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий самостоятельно и в парах, с целью выявления границ применимости нового знания

Создает условия для установления связей между «новыми» знаниями и ранее полученными.

1.Организует самостоятельную работу со взаимопроверкой, коллективной проверкой Работа в рабочей тетради. №2, стр16. Отметить точками вершины многоугольников. Выделить стороны многоугольников.

№3, стр16 Зачеркни лишние слова (слова, которыми нельзя назвать квадрат)

Тетрадь с наклоном положу.

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь.

За работу я возьмусь

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Самостоятельная работа.

Самопроверка

Овладение умениями распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры.

 Овладение

основами математической речи.

Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач

Умение анализировать текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа, и решать текстовые задачи

Познавательные: умение структурировать знания.

Контроль своей деятельности, проверка правильности выполнения работы партнера. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения прогнозирование результатов выполнения.

Коммуникативные: умение

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

управлять поведением партнера, контролировать, оценивать действия партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку товарищей.

Формируется ориентация на  самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке на основе критерия успешности

Развивается самостоятельность

Формируется способность адекватной оценки товарищей

Развиваются навыки сотрудничества со сверстниками

Физминутка

Установка на здоровый образ жизни

7. Повторение.

(2 мин)

Цель:

повторить и закрепить ранее изученное с целью  подготовки к изучению следующих разделов курса.

1.Организует самостоятельную работу с самопроверкой 

1. Самостоятельная работа. №7, стр 44

 Самопроверка. (1 - читает, 1- проверяет, остальные ставят + или -)

1.Организует фронтальную форму

Работа по учебнику стр 44 №6. Устно решить примеры

Коллективное оценивание - хлопки

Решают примеры с проговариванием алгоритма вслух

Один ученик читает ответы, второй- оценивает: правильно, неправильно, остальные производят самопроверку, коллективную проверку, рефлексию

Чтение примеров цепочкой.

Оценивание товарищей хлопками

Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами

Знать способ сложения числа 1, способ вычитания числа 1.

Познавательные:

Применять приемы сложения  и вычитания числа числа 1.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и  оценку товарищей.

Коммуникативные:  готовность слушать собеседника

8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)

Цель: учить фиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотносить поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности

-С какой темой вы сегодня познакомились на уроке?

-Что вы узнали?

-Чему научились?

-Что на уроке для вас было трудным? Интересным? 

-Оцените себя, прикрепите смайлики.

Вывод: какому уровню соответствуют (где больше смайликов)

Какую отметку за урок вы поставили бы себе и своим товарищам?

-Может ли нам в жизни пригодиться знание темы «Многоугольники»?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Отвечают на вопросы.

Оценивают себя

Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Регулятивные:

адекватная оценивать свою деятельность на уроке и работу класса.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения

Формируется ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей.

9.Домашнее задание

Р.Т. стр 16-17 №1,4,5         (закрасить нужную фигуру, определить количество вершин, сторон и углов у предложенных фигур.

Творческое. Вырезать многоугольники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.1 класс.Знакомство с многоугольниками. УМК"Начальная школа 21 века"

Разработка включает: пояснительную записку, развёрнутый конспект урока. Презентацию на интерактивной доске закачать не удалось, но работа на интерактивной доске отражена в конспекте....

Презентация к уроку математики по теме: " Многоугольники" 1 класс

Знакомство первоклассников  с многоугольниками...

Методическая разработка урока математики по теме "Многоугольники". Система Занкова Л.В., 1 класс.

Данный урок построен на основе технологии проблемного обучения. Его стержнем является открытие новых  знаний вместе с детьми....

Урок математики 1 класс УМК "Школа России" Многоугольник

Тема: «Многоугольник»Цель: знакомство с понятием «многоугольник».Задачи: - познакомить с фигурами – многоугольниками,- учить различать  многоугольники от других геометрических фигур,- совершенств...

Конспект урока по математике 1 класс "Многоугольники и четырехугольники"

Развернутый конспект урока по математике для учащихся 1 класса по теме "Многоугольники и четырехугольники"  ПНШ...

Урок математики 2 класс "Периметр многоугольника"

Урок разработан в соответствии с ФГОС, применялись современные образовательные технологии....