Роль дидактической игры на уроках математики
статья по математике на тему
Ведущая роль игры в обучении детей младшего школьного возраста, конкретные дидактические игры на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry_na_urokakh_matematiki.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Кулакова Лариса Ивановна
Роль дидактической игры на уроках математики
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психических качеств ребенка: усвоение мотивов деятельности, развитие умственных способностей, становление элементов произвольного поведения, формирование воображения.
В ролевой игре осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах деятельности взрослых и первичное овладение нравственными нормами.
С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную. Поэтому именно в начальной школе необходимо заложить основы учебной деятельности. Но этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей – учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами, ведь игра – это средство, снимающее неприятные и запретные для личности школьника переживания.
Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся – это игра.
Возрастное развитие ребенка предполагает формирование содержания форм игр, которые зависят от основных функций. Что же является основными функциями дидактических игр на уроке математики?
Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребенка. Игра позволяет осваивать то, что заранее вызывает у детей страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.
Так как ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование учебной деятельности.
Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями, так как дидактическая игра чаща всего носит коллективный характер и предполагает то или иное разделение ролей.
На современном уроке часто используются дидактические игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Примером таких игр являются различные сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Например, составление примеров может быть представлено в игровой форме: «Пришел Карлсон, он принес числа… Он просит вас составить примеры». Примером игр может быть игра «Магазин», «Составляем букет», «Клоун», «Почтальон» в которых примеры, записанные на обратной стороне различных предметных картинок, объединяются в задаваемую сюжетную игру. Например, в игре «Магазин» на картинках изображены продукты, в игре «Составляем букет» - различные цветы, в игре «Клоун» - клоун ловит кольца с написанными на них примерами. «Почтальон», где на письмах примеры, а у детей на партах номера домов, куда надо доставить корреспонденцию и т.д. Или игра «Десантники», когда на доске прикрепляются рисунки парашютистов, под ними пишется пример, десантник должен приземлиться в лесу в заданном пункте. Путь движения парашютистов зашифрован примером. Надо показать стрелкой куда приземлится каждый парашютист (соединить пример с ответом).
Такие игры на этапе обучения способствуют включению детей в учение: на основе внешней занимательности, заданной игровой ситуацией, учитель осуществляет переход к учебным заданиям.
В современной школе есть множество заданий из интерактивного приложения к учебнику, где есть игры – путешествия героев. Например, надо помочь мышке спуститься с горки, для этого надо правильно решить заданные примеры.
Ученики с удовольствием выполняют такие задания. Но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра будет являться поощрением за работу на уроке или используется для активации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел ив страну знаний.
Такие игры должны быть построены таким образом, чтобы незавершенность сюжета обеспечивала бы легкий переход от заинтересованности в игре к заинтересованности в выполнении собственных учебных заданий. Одно из условий этого – простота и емкость наглядности и редуцированный сюжет игровой ситуации.
По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль, игра из основы учебного процесса превращается в ее элемент, дидактический прием. При этом все чаще следует использовать не явную наглядность, а переход к более символическим формам. Это игры типа: «Догони число и вернись обратно», «Заселяем дома», «Молчанка».
Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определенный уровень сформированности у учащихся механизмов мышления, памяти и т.д. Именно поэтому можно выделить игры, направленные на реализацию этой функции и способствующие развитию произвольности психических процессов. Примерами таких игр могут служить игры: «Продолжи счет», игры с мячом на развитие внимания, игры-задачи с геометрическим материалом на развитие мышления, игра «Не скажу», которая наряду с проверкой навыков знания таблицы умножения способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания. Игра строится так: перечисляя натуральные числа, ученики должны говорить «не скажу» вместо чисел, делящихся на заданное число.
Эта задача не так проста, как может показаться на первый взгляд. Здесь механизм переключения внимания состоит в том, что обычно произносимое учащимися при проверке таблицы умножения заменяется выражением «не скажу» в процессе называния ряда натуральных чисел. Использование таких игр позволяет рассматривать ученика, не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими особенностями.
Следующая функция игры – это формирование в процессе игры общеучебных умений, навыков самостоятельной работы.
Организация дидактической игры на материале составления задач возможна при глубоком понимании учащимися структуры задачи и этапов ее решения. Например, при изучении темы «Цена, количество, стоимость», можно организовать игру в «Магазин»,в ходе которой дети составляют ряд задач с использованием реального материала. Это использование табличек со словами «Цена, количество, стоимость». Задачи составляются, решаются, а затем внимание акцентируется на графической модели, изображенной на плакате. При этом учащиеся формируют правило, по которому они находят искомое. Затем учитель просит при вести примеры аналогичных задач, соответствующих данной модели, и путем варьирования несущественных признаков, т.е. изменения конкретных чисел и ситуаций, рассмотреть эту модель и составить задачи, обратные данной.
Такая схема работы над задачей реализуется не только на материале данной зависимости, но и других, например: скорость, время, расстояние.
Таким образом, через дидактическую игру, реализованную на различном учебном материале, идет активное овладение учащимися способами решения задач.
Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся, особое место занимает умение контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения можно формировать при использовании личностно0ролевой формы организации учебного процесса как частного вида дидактической игры. Это можно осуществить, вводя на отдельных этапах у рока игра «Учитель-ученик» В течение урока одни выполняют функцию учителя, другие - контролера, третьи - оценщика.
Особый момент использования данных игр – формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Итак, если игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату.
Система дидактических игр в процессе обучения начальной математике позволяет решать все многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, так как соответствует активной природе младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс
Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....
Роль дидактической игры на уроках математики
В данной статье рассматривается роль дидактической игры на уроках математики. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспиты...
Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе
Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так ка...
Роль дидактической игры на уроках в начальной школе.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания....
Проект "Роль дидактических игр на уроках математики"
В работе рассказывается о том, что игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. ...
Статья:" Роль дидактической игры на уроках математики в 1 классе"
laquo;Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества....
Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"
Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...