Статья:" Роль дидактической игры на уроках математики в 1 классе"
статья по математике (1 класс)
«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства»
С. Т. Шацкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry_na_urokah_matematiki_v_1_klasse.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Санкт-Петербург
Пушкинский район
ГБОУ школа № 297
Разработчик:
Учитель начальных классов
Иванова Оксана Петровна
Статья на тему : « Роль дидактической игры на уроках математики в 1 классе»
« Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства»
С. Т. Шацкий
« В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»
В.А.Сухомлинский
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге преследовать следующие цели: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки, он должен их научить приобретать знания самостоятельно. Только умелое использование игры приносит пользу.
С помощью игр учитель работает над решением таких важных задач, как:
-формирование нравственных и эстетических представлений;
-обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
-развитие логического и образного мышления;
-освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке, овладение посильными приемами самостоятельной работы;
-развитие устойчивого интереса к учебным занятиям.
В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру они получают возможность для развития как личности в целом , так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
Дидактическая игра имеет определенную структуру . Структура-это основные элементы , характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактической игры:
-дидактическая задача;
-игровые действия;
-правила игры;
-результат подведения итогов.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.
Деятельность детей должна быть разнообразной и строиться в соответствии с закономерностями обучения, сформулированными педагогами: « Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне , зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой»
По характеру познавательной деятельности игровые и занимательные задания можно отнести к следующим группам:
1.Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например, игра «Составим узор».
Цель:
-Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
2.Игры, требующие воспроизводящей деятельности. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший космонавт» и др.
Цель:
-Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
-Формирование навыков прибавления и вычитания .
3.Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например , игры «Цепочка», «Математическая эстафета» , «Круговые примеры»
Цель:
-Учить преобразовывать одни примеры в другие, логически связанные с ними.
К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля , например, игра «Контролеры», «Арифметический бег»
Цель:
-Обучение детей приемам прибавления и вычитания 2,3,4 с опорой на числовой ряд
-Закрепление знания состава чисел первого десятка.
4.Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Определи курс движения самолета»
Цель:
-Учиться составлять примеры по ответу, воспроизводить порядок чисел при счете и определять направление движения самолета.
Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требуют большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание. Например, в игре «Лучший летчик» учитель заостряет внимание детей на дидактической задаче примерно так: «Вы можете долететь до назначенного пункта при том условии, если правильно произведете расчеты ( правильно решите примеры, в которых зашифрован путь полета вашего самолета )»
В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.п. характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока.
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства, вычислительного приема. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью успешно используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки ( кружок зеленого цвета с одной стороны( означающий согласие ) и красного- с другой (несогласие ). Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.
В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что так же повышает активность детей в процессе обучения.
Дидактическая игра-это игра только для ребенка. Для взрослых она - способ обучения. С помощью игр мы решаем различные образовательные задачи, но здесь важно помнить одно:
Чтобы игры помогли достичь поставленных целей, их количество на уроке должно быть разумным и дозированным. Успешное применение дидактических игр на уроках математики зависит и от самого учителя. Если урок продуман и использование дидактической игры целесообразно поэтапно распределено, то успех гарантирован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)
Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».
Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...
Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)
На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме, развивается память, внима...
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: ИГРЫ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ.
Дидактическими играми являются игры с правилами, специально созданные в целях обучения и воспитания. Такие игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития творческого интер...