Роль дидактической игры на уроках математики
статья по математике на тему
В данной статье рассматривается роль дидактической игры на уроках математики.
Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Но учебный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного напряжения.
Как правило, все дети с большим интересом идут в первый класс. Но проходит три – четыре года, и этот интерес к учению постепенно угасает, а в старших классах некоторые ученики вообще не хотят учиться. Почему от класса к классу падает интерес к учёбе? Почему ребёнок учится не потому, что хочет, а потому, что – надо? Что же нужно сделать для того, чтобы интерес детей к учению не только не падал, а, наоборот, возрастал от года к году?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry_na_matematike.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактической игры на уроках математики.
Копкина Светлана Романовна,
учитель начальных классов высшей категории, ГБОУ СШ №368
Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Но учебный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного напряжения.
Как правило, все дети с большим интересом идут в первый класс. Но проходит три – четыре года, и этот интерес к учению постепенно угасает, а в старших классах некоторые ученики вообще не хотят учиться. Почему от класса к классу падает интерес к учёбе? Почему ребёнок учится не потому, что хочет, а потому, что – надо? Что же нужно сделать для того, чтобы интерес детей к учению не только не падал, а, наоборот, возрастал от года к году?
Думаю, что возникновение интереса к предмету у учащихся зависит от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо повышать интерес к учению на каждом этапе урока. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он ещё не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, нужно хорошо знать индивидуальные особенности детей. Нужно помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. Развитием этих умений необходимо заниматься как можно раньше: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, искать аналогии и т.д. Важно развивать у детей логическое мышление, постоянно повышать их интеллектуальный уровень. Важно, чтобы на каждом этапе урока у ребёнка формировалась вера в свои силы, развивался познавательный интерес. Необходимо признавать и видеть достижения каждого, обращать внимание на прошлые успехи. Учебный материал должен быть понятен каждому ребёнку. На уроке должна создаваться атмосфера, активизирующая деятельность учащихся. Положительную учебную мотивацию формируют разные формы игровой деятельности. Дидактические игры доставляют детям радость, способствуют непроизвольному вниманию, снимают напряжение, стимулируют познавательную деятельность младших школьников. Кроме того, игровые моменты помогают детям первого класса быстрее адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики.
Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. «Двойственная природа игры – учебная направленность и игровая форма – позволяют стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом. В игре удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных маленьких школьников. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у них пробуждается интерес к учебному предмету. Но игра не панацея от всех бед: ребёнок развивается и дидактические игры не являются постоянными для детей разного возраста, при их отборе необходимо учитывать, как ребёнок усваивает новые знания.
Функции игры:
1.Развлечь, воодушевить, пробудить интерес. Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей ещё не сформирована. Поэтому, на начальном этапе используются игры, формирующие устойчивый интерес к учению.
2.Игра способствует освоению общения.
3.Процесс игры – это пространство самореализации.
4.Для преодоления различных трудностей.
5.Игра – это особое «поле самовыражения»
6.Коррекционная.
7.Способствует усвоению единых для всех социально-культурных ценностей.
Игры по своей структуре можно разделить на две группы: сюжетно – ролевые и игры – упражнения.
В сюжетно – ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило. От дидактических игр следует отличать дидактические игровые упражнения, в которые включены отдельные элементы игры – элемент загадки, игровое действие и правило. От типичных учебных заданий они отличаются необычностью постановки задачи (найти, догадаться ), неожиданностью преподнесения её от имени литературного сказочного героя.
Значение дидактических упражнений: упражнять детей с целью выработки умений, навыков. К этой группе относятся известные игры «Цепочка», «Молчанка», «Математическая эстафета» и др. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником.
Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путём решения которой дети начинают понимать практическое применение получаемых ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять учебный процесс.
Работая над дидактической задачей, у ребёнка появляется умение правильно распределять внимание. В процессе занятий дидактической игрой формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль.
Дидактическая игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий и вычислительных приёмов. В этом случае нужно усилить внимание к проговариванию правила, свойства, вычислительного приёма. Здесь хорошо использовать игры – путешествия. Детям они не надоедают. Играя, дети непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Игру можно использовать и при проверке знаний. Это игры, записанные на перфокарты.
Но следует помнить, что чрезмерное увлечение внешней занимательностью нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего и организуется игра, - учебное задание. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра используется для активизации внимания. По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры теряют свою ведущую роль, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в дидактический приём.
Особый момент использования дидактических игр – формирование навыков самоконтроля и самооценки через использование различных видов взаимоконтроля и взаимооценки. Такие игры могут реализовываться в парной и групповой работе. Дети могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения заданий друг у друга. При ошибке ученик ставит на полях галочку. По количеству ошибок учитель сразу видит степень усвоения данного материала.
Итак, основное внимание при проведении любой дидактической игры должно быть направлено на обучение математике, реализующееся в различных формах работы учащихся (работа в парах, группах), в процессе которой дети осваивают такие стороны учебной деятельности, как оценку и контроль, традиционно закреплённые за учителем.
Система дидактических игр в обучении математике играет огромную роль , потому что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Итак, основное внимание при проведении любой дидактической игры должно быть направлено на обучение математике, реализующееся в различных формах работы учащихся (работа в парах, группах), в процессе которой дети осваивают такие стороны учебной деятельности, как оценку и контроль, традиционно закреплённые за учителем.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
В заключение, хочу привести слова В.А.Сухомлинского: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс
Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....
Роль дидактической игры на уроках математики
Ведущая роль игры в обучении детей младшего школьного возраста, конкретные дидактические игры на уроках математики....
Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе
Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так ка...
Роль дидактической игры на уроках в начальной школе.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания....
Проект "Роль дидактических игр на уроках математики"
В работе рассказывается о том, что игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. ...
Статья:" Роль дидактической игры на уроках математики в 1 классе"
laquo;Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества....
Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"
Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...