Рефлексия в листах индивидуальных достижений на уроках в 1 классе
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Савельева Наталья Леонидовна

               Материалы представлены в виде готовых к распечатыванию и использованию форм листов (2 этапа), можно применять на уроках математики, обучения грамоте на этапах рефлексии - в конце урока. Дети самостоятельно оценивают свою успешность в игровой форме.  Принципиальное отличие " Листа индивидуальных достижений" от стандартных отметок в том, что он благодаря своей исключительной условности не подлежат никакой статистике, нельзя накопить и систематизировать уровневые самооценочные данные обучающихся, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок и конечно носит эмоционально-позитивный характер, что в условиях поддержания и формирования мотивационного фона готовности и приемлемости функций образования обучающимися соответствует применению  здоровьесберегающих технологий в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Здоровьесберегающая функция символсодержащего безотметочного обучения первоклассников

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетия, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование и  развитие универсальных учебных действий – влекут за собой и изменение системы оценивания.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания.

Традиционная пятибалльная система оценивания:

– не дает полноценной возможности для формирования у обучающегося оценочной самостоятельности – "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности. 

Общепринятая "отметочная" система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения ребёнком со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки школьником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других одноклассников);

– затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой ("Три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо?"), и фиксацией успешности результата для данного ребенка ("Для данного учащегося три ошибки – хорошо, если обычно у него их десять"). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка ("Для тебя три ошибки – это хорошо, ты – молодец!"), официальный статус отметки ("Все равно за такую работу нужно ставить "три") сводит на нет все старания педагога;

– является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний.

– часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны – на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта обучающегося в школе, его тревожности и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем учеными уже определены и сформулированы некоторые общие подходы к ее построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации.

Об общих подходах к оцениванию при безотметочном обучении

Оцениванию должны подлежать не только универсальные учебные действия обучающихся. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителя будет посвящено ЗУНам и лишь 10% – творческим проявлениям ребенка, то ученики получают ясное сообщение: "Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих по правилам и алгоритмам".

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

Работая в рамках безотметочного обучения, обучающися зрительно фиксирует уровень предметного саморазвития, уровень коммуникативных и регулятивных самодостижений.

Например, "Лист индивидуальных достижений", который обучающиеся ежедневно в конце урока заполняют (раскрашивая 1 яблоко). Обучающийся даёт цветовую характеристику своим УУД, даёт информацию педагогу о качественном самоощущении ребёнком себя на уроке, как полноправном участнике всего учебного действа.

Принципиальное отличие " Листа индивидуальных достижений" от стандартных отметок в том, что он благодаря своей исключительной условности не подлежат никакой статистике, нельзя накопить и систематизировать уровневые самооценочные данные обучающихся, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок и конечно носит эмоционально-позитивный характер, что в условиях поддержания и формирования мотивационного фона готовности и приемлемости функций образования обучающимися соответствует применению  здоровьесберегающих технологий в обучении.

Конечно, применение любой из форм символического самоценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения – пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Условные обозначения и критерии принятия самооценочных категорий УУД обучающимися самостоятельно, предшествующие оценке учителем.

                

                - Мне было интересно и увлекательно на уроке.

                      Я сразу понял(а) и запомнил(а) рассказ учителя.

                      Задания я выполнял(а) сама, с удовольствием,

                      уверенно, быстро и правильно.

                      Задания не вызвали у меня затруднений.

                      На уроке я часто поднимал(а) руку и правильно отвечал(а).

                - Мне понравилось сегодня на уроке.

                  Рассказ и объяснения учителя я понял(а) в течение урока.

                  Задания я выполнял(а) сама. Иногда мне приходилось подумать

                      или спросить учителя.

                      Я поднимал(а) руку на уроке и часто правильно отвечал(а).

                 - Мне было трудно сегодня на уроке.

                   Я не всё понял(а) и запомнил(а) из объяснений учителя, и    

                       приходилось переспрашивать или просить совет.    

                   Я не смог(ла) самостоятельно выполнять задания, мне нужна    

                       помощь.

                       Не на все вопросы учителя я смог(ла) бы ответить.

                 - Мне было неинтересно и трудно на уроке.

                   Я не понял(а) объяснений учителя.

                   Задания я выполнил(а) неправильно или не смог(ла) выполнить.

                        Руку я не поднимал(а).  

Цели введения:

1. Обсудить вместе с детьми критерии успешности  обучения на уроках    

    математики, нацелить на положительную мотивацию обучения.

2. Ввести средства контроля, позволяющие самому ребенку и его родителям      

    прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.

3. Учить каждого ребёнка содержательно самооценивать свою работу на  

    каждом уроке, приучать к умению неотрывно себя контролировать. 

    В обучении должны использоваться особые задания (стандарты

    правильности, содержащие объективный критерий), обучающие ребенка        

    сличать свои действия с образцом.

4. Показать, что оцениванию на уроках не подлежат личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Тем самым самооценка исключает травмирующий и ущемляющий личностные психофизические качества, и показывает уровень роста качества знаний каждого ребенка относительно себя самого.

5. Показать, что оценка творчества и инициативы  оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения и особо приветствуется.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист индивидуальных достижений по математике 4 класс

Лист индивидуальных достижений по математике 4 класс...

Листы индивидуальных достижений учащихся 1-2 классов

Листы индивидуальных достижений учащихся 1-2 классов по математике,русскому языку,чтению,окружающему миру.В таблице имеются столбики для  оценивания результатов  учащимися, родителями,учител...

Лист индивидуальных достижений по математике 1 класс

Карта для портфолио ученика. Помогает формировать самооценки ребенка, отслеживать учителю динамику, а также родителям видеть результаты детей....

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА (ЦЫ) 1 КЛАССА (РУССКИЙ ЯЗЫК) УМК "ШКОЛА РОССИИ"

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА (ЦЫ) 1 КЛАССА (РУССКИЙ ЯЗЫК)...

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА (ЦЫ) 1 КЛАССА (МАТЕМАТИКА) УМК "ШКОЛА РОССИИ"

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА (ЦЫ) 1 КЛАССА (МАТЕМАТИКА) УМК "ШКОЛА РОССИИ" НЕОБХОДИМ ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ  ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ...

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА (ЦЫ) 1 КЛАССА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НЕОБХОДИМ ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ  ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ...

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА(ЦЫ) 1 КЛАССА (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

Лист индивидуальных достижений ученика (цы) 1 класса  НЕОБХОДИМ ПРИ ОТСЛЕЖИВАНИИ ДИНАМИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ...