Проектные задачи в начальной школе
проект по математике (3 класс) по теме

Прием работы с учащимися - проектная деятельность в начальной школе. Учащиеся работают вгруппах по 4-5 человек. Выполнив задание, ученеки определяют лидера, который защищает результаты проектной работы от всей группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектные задачи в начальной школе Тимофеева Н.Н. Учитель начальных классов МБОУ СОШ 3 г.Белореченск

Слайд 2

В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

Слайд 3

формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке); формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Слайд 4

Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность .

Слайд 5

В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач .

Слайд 6

Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта ». Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Слайд 7

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Слайд 8

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Слайд 9

Как же устроена проектная задача?

Слайд 10

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько». Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении? Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге? Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

Слайд 11

Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

Слайд 12

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными , разновозрастными и одновозрастными .

Слайд 13

универсальные учебные действия:

Слайд 14

Регулятивные УУД: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

Слайд 15

Познавательные УУД: моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Слайд 16

Коммуникативные УУД: проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Слайд 17

Общие правила для педагогов – руководителей проектных задач

Слайд 18

Старайтесь подходить ко всему творчески. • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. • Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями. • Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. • Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач. • Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.



Предварительный просмотр:

Проектная задача по русскому языку

       Название

 проектной задачи

Однородные члены предложения

Предмет

Русский язык

Класс

3

Вид задачи

Предметная проектная

Цели и педагогические задачи

(педагогический замысел)

  1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
  2. Более полное освоение детьми нахождения однородных членов предложения.
  3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
  4. Постепенное формирование коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Русский язык

Учащиеся на данном этапе закрепляют полученные знания.

Общеучебные  умения

-работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения  задачи, взимоконтроль;

-работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу)

        

Планируемый педагогический результат

-Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала.

 -Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.

-Учащиеся  опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

-владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

-умение действовать согласно инструкции.

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи  и делается общий вывод об уровне работы в малой группе

Замысел проектной задачи

            В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания из темы «Однородные члены предложения»

Описание проектной задачи

 Дорогие друзья! Будущие третьеклассники  просят вас помочь им в решении некоторых сложных заданий. Объединитесь в группы по 4-5 человек. Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.

Задание 1.

 Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше.

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

                                           

– Сколько однородных сказуемых при подлежащем ветер?

– Выпишите их.

Задание 2.

 1.  Обсудите  в группе, какая схема соответствует предложению.

 2.  Укажите в скобках № предложения.

 3.  Поставьте необходимые запятые.

(№         )       О  О   О    и   О

(№         )       О   О    и   О

(№         )     и  О   и   О    и   О

Предложения.

       1. В нашем клубе часто проводят доклады, лекции, собрания и концерты.

       2. В кружке мы и играем, и поём, и ставим спектакли.

       3 . Сосна, ель и пихта стоят всегда зелёные.

Задание 3.

Найдите однородные члены предложения в стихотворении. Определите каким членом предложения они являются. Подчеркните.

Как-то летом на лужайке

Господин учитель Жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки.

Пчёлы, осы и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к Жуку пришли.

Задание 4.        

1.Укажите, какой схеме  соответствуют предложения.

2.Расставьте  на схемах запятые .

3.Обозначьте в кружках, каким членом предложения являются однородные члены.                                                

1. Солнце светит, но не греет.

                                                                                            

2.  В саду растут вишни, яблони и груши. 

                                                        

3. В саду растут и вишни, и яблони, и груши.                                                                                                           

Задание 5.        

Составьте из трех предложений - одно предложение с однородными членами, запишите его и составьте схему.

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

Задание 6.

Сделайте карточку-помощницу.

Обозначьте на схеме однородные члены предложения.

1)Каким членом предложения они могут быть?
2)Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставиться?

Экспертный лист для оценки работы группы.

Ф.И.эксперта                                                      № группы

                                                     Вопросы

               Ответы

Формулировка задачи в группе

Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания т.п.)

Как осуществлялись переходы от одного задания к другому?

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная  обстановка,  взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.).

Лидер в группе

Взаимодействие членов группы в ходе работы.  Если были конфликтные ситуации, то как они разрешились?

Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.п.)

Подведите итог - ваше общее впечатление от работы в группе

        

Анкета

Поставь отметки на оценочных шкалах:

1)Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

     2)Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

     3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задач)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

    4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5)Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? (Обведи.)

Да                                                    Нет



Предварительный просмотр:


          В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
           В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.  

У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – метод проектов.

В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

  • формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.            Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе и             переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. 

Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе  поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковой школе.
            В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.
Проектная задача  – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).

Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.

Как же устроена проектная задача?

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».
  2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?
  3. Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?
  4. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.

Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

  1. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
  2. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
  3. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.
  4. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

Прежде  всего, должна быть описана проблемная (квазириальная, модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Она должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации.       Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.

             Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

 В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. Основной метод – встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать , помимо ведущего учителя, других(свободных от занятий)учителей, родителей, и старшеклассников. Вооружившись специальными  «картами наблюдения» (экспертными листами) и подключившись к детским группам, эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи. Ни в коем случае не вмешиваясь в него, и фиксируют свои наблюдения.

Анализ учителем экспертных листов после решения  проектной задачи даёт полную картину того, как строили свою работу школьники на  всех путях решения.

В 4  классе  ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового подхода в обучении.

Если учитель выбрал свою профессию не случайно, а по призванию, работает в школе с желанием и увлечением, ему всё по плечу.

           Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс.

           Путь реализации метода проектных задач в своей педагогической деятельности я использую третий год. В самом начале работы по ФГОС, я познакомилась с книгой  «Проектные задачи в начальной школе», в которой раскрыта специфика использования проектных задач  в процессе обучения младших школьников.

         Проектные задачи  использую в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся и  применяю их на разных уроках. И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе  вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Некоторые проектные задачи я беру уже разработанные другими учителями из методических пособий по данной теме, однако всегда что-то меняю в структуре этих задач, подстраиваясь под уровень своих воспитанников и общеобразовательную программу в данном классе. Другие задачи я составляю сама.

            Все необходимые средства и материалы предоставляются детям в начале урока, либо готовятся заранее по заранее составленному списку. Моя цель – показать в короткий промежуток времени весь процесс работы. Считаю, что важно именно на начальном этапе доводить проектную деятельность до конца, чтобы ребята четко различали понятия “исследование”, как бескорыстное изучение информации и проектную деятельность, где есть обязательный результат и продукт. При подведении итога необходимо, отметить, как дети “прошли” все этапы работы, обращая особое внимание на то, что проектная задача как и  любой проект строго ограничена во времени.  

         В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

В ходе решения системы этих задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Коммуникативные УУД:

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе.

Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели.

Общие правила для педагогов – руководителей проектных задач

• Старайтесь подходить ко всему творчески.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Используемая литература:

«Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова

Доклад

Проектные задачи в начальной школе

                                         Тимофеева Н.Н.

учитель начальных классов

                                      МБОУ СОШ 3

                                                          г. Белореченск 2013 год



Предварительный просмотр:

Проектная задача по математике

       Название

 проектной задачи

Геометрические фигуры

Предмет

Математика

Класс

3

Вид задачи

Предметная проектная

Цели и педагогические задачи

(педагогический замысел)

  1. Использование освоенных в математике способов действий в квазиреальной (модельной)ситуации
  2. Сотрудничество в малых группах

Знания,умения и способы действий,на которые опирается задача

Математика

-распознавание многоугольников, выделение их элементов;

-измерение величин и сравнение (периметр, площадь);

-построение простейших многоугольников;

Общеучебные  умения

-работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения  задачи, взимоконтроль;

-работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу)

        

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

-усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

-знаний и умений в построении простейших многоугольников с помощью чертёжных инструментов;

-умение, работая в малой группе,создать конечный «продукт»

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

-владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

-умение действовать согласно инструкции.

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи  и делается общий вывод об уровне работы в малой группе

Замысел проектной задачи

            В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания из геометрического материала курса математики: виды многоугольников (треугольник, прямоугольник, квадрат),названия их элементов (стороны, диагонали,вершины), понятие периметра, площади.

Описание проектной задачи

Дорогие друзья! Маленькие и жизнерадостные жители города Геометрикус просят вас помочь им в решении некоторых сложных геометрических проблем. Объединитесь в группы по 4-5 человек. Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.

Задание 1.

Жители города Геометрикус  запутались. Они просят вас найти среди различных фигур треугольники, квадраты и прямоугольники. Аккуратно вырежьте их, сложите в конверт.

Комментарий к заданию 1.

Данная часть работы заключается в нахождении заданных фигур. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль. Следует обратить внимание на согласованность их действий, способы преодоления разногласий.

Задание 2.

Начертите треугольник на красном  картоне, стороны которого равны 3 см, 3 см и 5см. Найдите периметр треугольника. Вырежьте  его и положите в конверт.

Комментарий к заданию 2.

На данном этапе происходит взаимодействие в группе. Ребята выбирают того, кто будет чертить, вырезать. В этом задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала чертят, затем находят периметр, а потом вырезают.

 Задание 3.

Начертите прямоугольник на фиалетовом  картоне, длина которого равна 5 см, а ширина на 2 см короче длины. Найдите периметр прямоугольника. Вырежьте  его и положите его в конверт.

Комментарий к заданию 3.

В этом задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала чертят, затем находят периметр, а потом вырезают. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

Задание 4.

Начертите  квадрат, периметр которого равен 16 см на жёлтом картоне. Найдите площадь квадрата. Вырежьте  квадрат и положите его в конверт.

Комментарий к заданию 4.

В этом задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала чертят, затем находят периметр, а потом вырезают. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

Задание 5 .

Достаньте из конверта все фигуры. Придумайте и сложите из этих геометрических фигур различные аппликации, дорисуйте недостающие детали. Придумайте небольшой рассказ о жителях города Геометрикус.

Комментарий к заданию 5.

Творческое задание. Оно даёт учащимся возможность самим побывать в роли авторов.

Экспертный лист для оценки работы группы.

Ф.И.эксперта                                                      № группы

                                                     Вопросы

               Ответы

Формулировка задачи в группе

Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания т.п.)

Как осуществлялись переходы от одного задания к другому?

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная  обстановка,  взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.).

Лидер в группе

Взаимодействие членов группы в ходе работы.  Если были конфликтные ситуации, то как они разрешились?

Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.п.)

Подведите итог - ваше общее впечатление от работы в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи в начальной школе

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно ...

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

"Проектная задача в начальной школе"

Данный материал был использован при проведении семинара для учителей начальной школы по теме "Проектная задача". Семинар проходил в два этапа: теоретическая часть (материал о том, что такое проектная ...

Проектная задача в начальной школе

Сравнительный анализ понятия "проект" и "проектная задача", применение в начальной школе проектных задач....

Проектные задачи в начальной школе

Статья рассказывает о применении проектных задач в обучении детей в начальной школе....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...