Урок математики в 1 классе по УМК "Школа России". Тема: "Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач".
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Баландина Надежда Викторовна

Открытый урок по математике в 1 классе по теме: "Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач" по УМК "Школа России". Тип урока: урок закрепления знаний. Форма урока: урок-путешествие. На данном уроке можно использовать презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_po_teme_i_-_3_moy_konspekt.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме "Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач".

Баландина Надежда Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Поповская ООШ».

Место проведения: Московская область, г. Егорьевск, МОУ № 3 с УИОП»

Дата: 12 декабря 2013 год.

Урок:  мастер – класс. Конкурс «Педагог года 2014».

Цели.

Образовательные:

  • закрепить приёмы сложения и вычитания для случаев вида +,- 3;
  • закрепить решение текстовых задач.

Развивающие:

  • развивать математическую речь;
  • развивать умение устанавливать закономерности;
  • развивать внимание;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать пространственное мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению математики;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать аккуратность в ведении тетради;
  • воспитывать желание преодолевать трудности.
  • Воспитывать любовь к природе, заботу о братьях наших меньших.

Здоровьесберегающиепроведение физминуток.

Формирование УУД (метапредметные)

Личностные УУД:

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  •  нравственно-этическая ориентация;
  • принятие образца “хорошего ученика”;
  • формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;
  • планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;
  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • определять цель выполнения заданий на уроке;
  • умение оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные УУД:

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • отвечать на вопросы учителя;
  • уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных      заданий;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • умение осуществлять взаимопроверку;
  • участвовать в диалоге на уроке;
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
  • слушать и понимать речь других;
  • взаимодействовать в паре.

Используемые технологии: элементы индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО), здоровьесберегающей технологии, информационно-коммуникационная технология (ИКТ), педагогика сотрудничества, групповая технология, технология педагогического общения, технология педагогической поддержки.

Тип урока: урок закрепления  знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы обучения: наглядный, проблемный, частично–поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Дидактическая задача: усвоение, закрепление знаний, контроль над ходом и результатом усвоения.

Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Оборудование: ТСО, презентация, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Ход урока

1. Организация класса на работу.

Мотивация к учебной деятельности.

- Всем доброе утро!

Прозвенел и смолк звонок.
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор. 
2. Актуализация знаний.

- Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши. Молодцы!

Устный счёт:

- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в гости. Отгадайте,  к кому?  (удивлённо)

Загадка:  Хоть сама и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.        (Зима)

!Включен проектор!

 - Посмотрите на экран. 1 слайд

К кому мы отправляемся в гости?  (К зимушке - зиме).

- А какой зимний, веселый праздник приближается? (Новый год)

- В нашем зимнем лесу  есть елочка. Зимушка – зима просит вас помочь к Новому году нарядить ее. За правильно выполненное задание мы будем вывешивать игрушку на елку.

- Отправляемся в гости. Кто нас встретит в зимнем лесу, мы узнаем, если выполним первое задание.

2 слайд   

    - Посмотрите на слайд и скажите, чем похожи примеры. (Прибавляем или вычитаем 1)

     - Давайте вспомним, что значит «вычесть 1»?

     - Что значит «прибавить  1»?

 - Работать будете в паре. Считаете пример устно, выкладываете карточку с ответом на стол.

9

8

7

6

5

4

3

2

       - Чья пара будет готова подайте сигнал смайликом.    (Работают в паре)   Прочитайте, что у вас получилось.(6, 7, 2, 3, 9, 4, 8, 5)

 - Как расположены числа? ( В  беспорядке)

 -  Расположите числа в порядке возрастания. Проверим задание.

3 слайд

 - Какие это   числа? (однозначные)

  - Молодцы! Вы справились с заданием.  Повесим 1 игрушку на елку.

- А теперь узнаем,  кто к нам идет. Каждой цифре, лежащей у вас на парте,  соответствует буква. Ключ к разгадке на слайде.

4 слайд

9- С          7-Е           5- О          3-И

8- Н          6-Г           4-В           2-К

- Давайте послушаем!  Слышите? (слышен хруст снега) К нам идёт …         - Прочитайте получившееся слово………….(снеговик)

- Снеговик – помощник Деда Мороза.  Дедушка уже спешит к нам в гости.  А чтобы ему понравилась наша ёлочка, мы ее должны нарядить.  Снеговик приготовил для вас задания.

Физминутка (Показываю движения руками)

Чтоб  игрушку получить

Надо постараться,

На уроке не сидеть.

Лучше  заниматься.

- Кто любит кататься на санках? Хотите прокатиться с горки с ветерком?  

5  слайд

     - Поднимаемся на горку. Считаем пример.

  6, 7, 8, 9  слайды

- Накатались?  Скажите, мы справились с заданием?  (Да.)

Повесим ещё одну игрушку на ёлочку.

- Устали? Давайте отдохнём.

Физминутка для глаз 10 слайд

- Отдохнули?  Снеговик предлагает заполнить пропуски.

11 слайд

    8                    9                          6        

 5    □            6     □                   3      □

            10                    7

         7       □            4    □                

Индивидуальная работа на карточках.

- У вас на партах карточки. Заполните пропущенные цифры. Кто готов к проверке, покажите смайликом. Щёлкаю ответы на слайде.

- А мы оцениваем: если правильно, то хлопаем, если нет – то топаем.

- Вы справились с заданием. Повесим на елку игрушку.

Выключаю проектор.

- Какое число мы добавляли? (Добавляли число 3)

    - Как называется действие, когда мы к одному числу добавляем другое?      (сложение)

      А обратное ему действие, как называется? (вычитание)

3. Целепологание. Постановка учебной проблемы.

- Зимний лес очень красивый. Посмотрите, кого мы видим в лесу? Легко ли им живётся зимой? Сегодня эти лесные жители вместе с нами будут путешествовать.  Они приготовили для вас задания.

- Послушайте, кто нас встречает?

В дупле живёт,

Да орешки грызёт. Кто это? (Белка) Что она держит в лапах? (выражения на снежинках: 1+3   8-3)

- Посмотрите на эти выражения и они подскажут тему сегодняшнего урока. Чему будем учиться на уроке? (Прибавлять и вычитать число 3)

5. Закрепление  знаний.

 - Продолжим путешествие. Кто встречает нас в Лесу?  

Ворует крошки

Боится кошки.     (Мышка)

- Смотрите нас  встречает Мышка. Какое задание она нам приготовила?  (читаю  на снежинке: на лесной полянке задание: «назови соседей».

(На доске цифры  - 6-     - 3-     - 9-    - 7 -   - 2 -)

- Вы справились с заданием вывешиваем игрушку на ёлку.

Физминутка.

Мы решали, всё решали

И немножко подустали.

Наш дежурный выходи,

И зарядку проведи!

(Выходит дежурный, проводит зарядку под музыку).

- Кто нас приглашает в гости?

Летом, осенью, зимой,

Идет по тропочке лесной.

След хвосточком заметает.

А как зовут ее, кто знает?   (Лиса)

- Смотрите нас  встречает лисичка.  Какое задание она нам приготовила?  

!Включаю проектор!

(читаю  на снежинке:  Объясни и реши примеры.

- Из каких чисел может состоять число 3?

   3 = 1 + 1 + 1             3 = 2 + 1          3=1+2

Слайд с собаками.  

слайд 12; 13; 14

(слайд 15 )

- Решим примеры. 

   4 + 2 + 1 = 7                  7 + 2 + 1 = 10

   8 – 2 – 1 = 5                   5 – 2 – 1 = 2

Проверяем. Показываем смайлики.

- Молодцы! Игрушку вешаем на елку.

- А кто это на льду катается на коньках?

Длинные уши, зовется косой,

Очень боится быть пойман лисой,

Скачет, петляет, но это не танец,

Так убегает от хищников ……………..(Заяц).

- Какое задание принес зайчик? (читаю  на снежинке:  Реши  задачу: ( слайд 3-4 )

а) На снегу сидело 5 голубей. 2 голубя улетело. Сколько голубей осталось?

-  Назовите условие задачи.

-  Назовите вопрос задачи.

-  Назовите решение задачи.

 - Назовите ответ задачи.

- Вы справились с заданием? Вешаем игрушку на елку.  

       - Смотрите кто нас встречает?

      Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.        (Медведь)

- Мишка дает нам такое задание: (читаю  на снежинке: открой тетрадь на с. 40 и выполни задания.

6. Индивидуальная самостоятельная работа в тетради с. 40.

- Закрасим аккуратно коврик, чтобы приятно было его постелить у себя в комнате.

- Назовем коврики, которые закрасили красным цветом? (6-2; 7-3; 1+3)

-Поднимите руки вверх, у кого правильный ответ. Похлопайте в ладоши.

- Назовем коврики, которые закрасили желтым  цветом? (8-3; 1+4; 7-2)

-Поднимите руки вверх, у кого правильный ответ. Похлопайте в ладоши.

- Назовем коврики, которые закрасили зеленым цветом? (8-2; 2+4; 3+3)

-Поднимите руки вверх, у кого правильный ответ. Похлопайте в ладоши.

- Назовем коврики, которые закрасили синим цветом? (10-3; 5+2; 4+3).

-Поднимите руки вверх, у кого правильный ответ. Похлопайте в ладоши.

- Вы справились с заданием. Повесим игрушку на елку.

-Следующее задание в тетради: - Решите числовые выражения и запишите ответы.

- Рассмотрите рисунок слева. Что изображено? Выберите для этого рисунка решение. Соедините рисунок и решение задачи линией.

- Рассмотрите рисунок справа. Что изображено? Выберите для этого рисунка решение. Соедините рисунок и решение линией. Назовите решение к левому рисунку; к правому рисунку.

- Вы справились с заданием. Повесим игрушку на елку.

-Следующее задание в тетради: - Измерь данные отрезки и запиши результаты измерения в клетку. Начерти отрезки такой же длины от указанных точек. (Заменю задание в тетради на задание № 2 из учебника с. 108.  Наклею на страницу тетради учеников задание с отрезками.)

- Проверим. Какой длины красный отрезок? Какой длины синий отрезок? Что можно сказать про эти отрезки? (Красный отрезок длиннее, чем синий, а синий короче, чем красный).

- Вы справились с заданием. Повесим игрушку на елку.

-Задание резервное на с. 40 в тетради. Продолжи рисунок влево и вправо. Раскрась.

- Вот и подходит к концу наше путешествие. А кто это к нам спешит?

Кто приходит в каждый дом

В Новый год с большим мешком?

Шуба, шапка, красный нос,

Это Дедушка …………(Мороз)

- Мы подарим Д.М. свою нарядную ёлочку, которую украшали все вместе, а он дарит вам свою Новогоднюю елку со сладкими сувенирами.

7. Рефлексия.

- Итак, мы возвращаемся в класс от лесных жителей, о чём интересном вы расскажите дома?

- Чему учились? Как прибавляли и отнимали 3?

- На партах у вас лежит рисунок с изображением снеговика. Кому на уроке было комфортно, кто  получил удовлетворение от работы, нарисуйте улыбку снеговику. 

(Показываю рожицу и вывешиваю на доску)

 - У кого есть вопросы по теме урока, кто сомневается в своих знаниях, рисует на месте рта прямую полосочку. (Показываю рожицу и вывешиваю на доску)

- Кто не понял материал, рисует рот, уголки опущены вниз. (Показываю рожицу и вывешиваю на доску)

-  Спасибо вам  всем за урок!

Прозвени – ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо.

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 А  КЛАССЕ  УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ         Баландиной Надежды Викторовны.

Проведенный мною  урок математики в 1 А классе относится к разделу «Числа от 1 до 10.  Сложение и вычитание в пределах 10. Тема урока: «Прибавить и вычесть число3. Решение текстовых задач».

Урок подготовлен в соответствии с требованиями программы. На уроке я стремилась к достижению целей:

Образовательные: закрепить приёмы сложения и вычитания для случаев вида +,- 3; закрепить решение текстовых задач.

Развивающие: развивать математическую речь; умение устанавливать закономерности; развивать внимание; логическое, пространственное мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению математики; самостоятельность; аккуратность в ведении тетради; воспитывать желание преодолевать трудности; воспитывать любовь к природе, заботу о братьях наших меньших.

Эти цели я постаралась достичь.  Цели взаимосвязаны, так как в первом классе в процессе работы над любой темой важно, а точнее сказать, необходимо создать комфортные условия для ребёнка, поддержать его.

Проектирование урока начиналось с целеполагания – а это и есть преломлённые ожидаемые результаты. На каждом этапе урока пыталась формировать  личностные, предметные, метапредметные УУД, создать  условия для реализации деятельностного подхода. В данном уроке – это реализуется  через :

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

(Отсутствие достаточных умений создаёт необходимость их пополнения; способ мотивации - задание, для выполнения которых недостаёт определенных умений; (выполнить действия, для решения которых не достаёт знаний, найти различные способы решения)

2. Выполнение действий для формирования новых умений.

(Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в формировании новых умений – предпринимаются шаги для выполнения сложения, в том числе с переходом через десяток (выполнение под руководством учителя , далее самостоятельно)

3Выявление и освоение способа действия для осознанного применения умений (для формирования осознанных умений)

(Это условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий) .

4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.

(Особую роль в формировании умения проверять написанное, оценить свою работу, сверить с работой товарища.)

Работоспособность на уроке  поддерживалась за счёт смены видов деятельности, а также форм работы. Переутомление детей предупреждалась физминутками.

Я считаю, что поставленные цели в процессе урока были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Прибавление и вычитание числа 3. Решение текстовых задач". 1 класс "Школа России"

Урок закрепления изученного материала с мультимедийной презентацией....

Урок математики в 1 классе. Тема: Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач.

Урок математики в 1 классе. Тема: Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач....

урок математики 4 класс УМК "Школа России" по теме "Умножение многозначного числа на двузначное"

Урок способствует самостоятельному изучению нового приема умножения на базе актуализации знаний учащихся. Ученики находят затруднение и ищут самостоятельный прием выхода из него. В ходе групповой рабо...

урок математики 3 класс УМК "Школа России", тема: "Деление суммы на число"

Технологическая карта урока  Организационная информацияПредметМатематика по учебнику Моро М.И., Бантова М.А.Класс3 классТемаДеление суммы на числоОписание урока/мероприятия/занятияТип урока ...

Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач

Урок закрепления знаний. Урок-игра. Конспект урока и презентация....