Внетабличное деление и умножение
план-конспект занятия по математике по теме
Предварительный просмотр:
Внетабличное деление и умножение
(игра)
Цели: развивать смекалку, познавательный интерес к изучению математики; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оформление: плакаты «Считай, смекай, угадывай!», «Математика – царица всех наук», «Дружба – владычица побед».
Место проведения: классное помещение.
Ход игры
Соревнуются 2 команды, в каждой из которых по 5 человек от ряда. У каждой команды – название, девиз, приветствие. У членов команды и у болельщиков на груди эмблемы.
Под музыку песни «Дважды два – четыре» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) и аплодисменты входят на импровизированную сцену команды.
Капитаны (рапортуют). Уважаемая Математика – царица всех наук! Команды для проведения праздника в КВМ (Клубе веселых математиков) готовы!
Ученица (в роли Математики – царицы наук). Открыть праздник разрешаю! Капитанов прошу представить команды.
Капитан команды «Мурзилка». Наш девиз: «Пусть ум победит силу».
Капитан команды. Приветствие.
Учащиеся. Этот турнир ждали мы,
По нему стосковались умы.
Дружно будем задачи решать –
Мы хотим математику знать.
Как же нам не веселиться?
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!
Капитан команды «Парус». Наш девиз: «Успех решает не судьба, а только наши знания!».
Капитан команды. Приветствие.
Учащиеся. Сегодняшний турнир мы выиграть хотим
И просто вам победу не отдадим.
Придется попотеть и постараться.
За каждое очко мы будем драться.
А если вдруг не повезет?
Победа в море нас найдет!
Команды обмениваются заданиями, написанными на листах. Листы вывешиваются на доску.
«Мурзилка» 7* : * = 36 (Ответ: 23 ∙ 3; 72 : 2.) | «Парус» 5* : * = 28 (Ответ: 34 ∙ 2; 56 : 2.) |
Ведущий (представляет жюри и обращается к командам). Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима еще и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтешь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка.
Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Ну-ка, кто из вас быстрее решит такую задачу?
Задача: «Я вошла в автобус и пересчитала пассажиров. Их было 15. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 (будьте внимательны). На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 3 человека, а вышло 8. На следующей остановке вошло 4 человека и вышло 7.
А потом на остановке
Гражданин один вошел
С целой кучею обновок.
Сколько было… остановок?»
Дети обычно считают пассажиров, а не остановки. Ответа дети не дают. Затем задача повторяется.
Проверяются задания на листах (за правильный ответ присуждается 1 балл).
Разминка болельщиков
1. «Веселое умножение».
– Кто умеет быстро перемножить двузначное число на однозначное? Все умеют? Проверим: 17 ∙ 4. Кто первым решит пример, пусть поднимет руку.
От каждой команды болельщиков приглашают 2 ребят, решивших пример раньше других, к доске.
– Можете ли вы решить этот пример на доске, чтобы все видели, как это делается?
– Очень хорошо. Я только забыла вас предупредить, что решать вы будете с завязанными глазами.
Играющим завязывают глаза и ставят у доски: одного – справа, другого – слева. Под диктовку записывают числа и умножают:
27 ∙ 3
2. «Сообрази!»
– Сколько концов у одной палки? А у двух с половиной? (6.)
3. «Знаки и числа».
– Поставьте нужный знак и числа.
18 3 = 54 84 3 =28
99 : = 11 72 : = 12
4. «Сколько гусей?».
Ведущий. Пока команды готовятся к состязанию, я задам вам еще одну задачу.
На птичьем дворе гусей дети кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей,
Папа и мама, бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом? (80.)
Состязание команд
1. «Веселая рыбалка» (задания в конверте).
На столе – 2 аквариума, в аквариумах находятся бумажные рыбки с написанными на них условиями задач. К каждой рыбке прикреплена скрепка. Ребята должны удочкой (палочка с магнитом) поймать рыбку.
Игрок, поймавший рыбку первым, получает 1 балл и за определенное время обдумывает задачу. Когда и соперник вытащит рыбку, первый ловец читает вслух свою задачу, сообщает ее решение. Если задача решена верно, ученику присуждают еще 1 балл, если же нет, то он обращается за помощью к команде или к болельщикам.
Оценивать ли ответ в этом случае жюри решает в зависимости от обстоятельств.
Задания в 1-м конверте.
1. В классе 19 человек. Каждый получил по 4 книги, 5 осталось. Сколько книг было у учителя?
2. В ларек привезли 12 ящиков яблок, по 8 кг в каждом. До обеда продали 32 кг. Сколько килограммов яблок осталось продать?
3. С одной грядки собрали 18 кг свеклы, а с другой – в 2 раза больше. Сколько килограммов свеклы собрали с двух грядок?
4. Дети в первый день посадили 19 лип, во второй – в 2 раза больше, чем в первый, а в третий – на 13 лип меньше, чем во второй. Сколько лип посадили в третий день?
5. У продавщицы было 28 красных гвоздик и 14 белых. Из них она сделала букеты – по 7 цветков в каждом. Сколько получилось букетов?
Задания во 2-м конверте.
1. В музей в первый день каникул пришло 65 детей, во второй – в 5 раз меньше, чем в первый, а в третий – на 18 человек больше, чем во второй. Сколько детей пришло в третий день?
2. Школьники посадили 4 ряда дубков, по 17 в каждом ряду, и 14 берез. Сколько всего деревьев посадили дети?
3. Туристы в первый день прошли 24 км, а во второй – в 2 раза меньше. Сколько км прошли туристы за 2 дня?
4. Продавец налил по 3 л молока 22 покупателям, 5 л осталось. Сколько литров молока привезли в магазин?
5. Из 51 м сшили 17 платьев. Сколько метров ткани пойдет на 13 таких же платьев?
2. Игра «Каждой руке – свое дело».
От каждой команды по 1 игроку получают лист бумаги и в каждую руку по карандашу.
Задание: левой рукой начертить 3 треугольника, а правой – 3 окружности.
Выигрывает тот, кто нарисовал быстрее.
3. Игра «Шагай – соображай».
Участники этого конкурса стоят рядом с ведущим на расстоянии 1 шага. Все делают первые шаги, и в это время ведущий называет число 9.
При следующих шагах ребята должны называть числа, кратные 9: 18, 27, … . На каждый шаг – по числу. Учитель идет с ними в ногу, не давая замедлить шаг. Как только кто-то ошибся, он остается на месте до конца движения другого.
Жюри объявляет количество баллов, которое набрала каждая команда.
Конкурс капитанов
1. Вопросы капитанам команд.
«Мурзилка» В семье у каждого из 6 братьев есть по сестре. Сколько детей | «Парус» Петух, стоя на одной ноге, весит |
2. «Подумай и выбери знак».
Поставить знаки и скобки, если надо (задание на доске).
9 … 9 … 9 = 2 9 … 9 … 9 = 72 Ответ: (9 + 9) : 9; 9 ∙ 9 – 9. | 9 … 9 … 9 = 10 9 … 9 … 9 = 9 Ответ: 9 : 9 + 9; 9 ∙ 9 : 9. |
3. Игра «Считай – не зевай».
12 ∙ 6 13 ∙ 4
18 ∙ 3 17 ∙ 5
54 : 27 48 : 16
36 : 12 72 : 24
84 : 12 96 : 16
Примеры записаны на листках.
Во время выполнения капитанами заданий организуется внеконкурсное состязание:
Аукцион «Пословицы и поговорки с числами»
1. Одна голова хорошо, а две лучше.
2. У семи нянек дитя без глазу.
3. Одна рука узла не вяжет.
4. Семь раз отмерь – один отрежь.
5. Хвастуну цена – три копейки.
6. Один с сошкой, семеро с ложкой и т. д.
Жюри объявляет результат конкурса капитанов.
Соревнование команд в вычислениях
Игроки каждой команды по очереди бегут к доске и записывают ответ. Прибегают назад и передают мел следующему игроку. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро вычислит все примеры.
15 ∙ 4 16 ∙ 5
18 ∙ 5 14 ∙ 4
38 : 2 34 : 2
45 : 15 65 : 13
39 : 13 42 : 14
Конкурсное соревнование болельщиков
«Кто быстрее сосчитает?»
1. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по кошке. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате? (4.)
2. Разделите 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзине. (Ответ: один человек берет яблоко с корзиной.)
3. Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков? (30.)
4. В кармане у Коли монеты звенели,
Когда он бежал, они песенку пели.
По 10 копеек 6 было монет.
40 копеек ушло на обед,
За 8 копеек линейку купил,
10 копеек друзьям одолжил.
Осталось в кармане лишь самая малость.
Сколько копеек у Коли осталось? (2.)
Подведение итогов. Выступление жюри. Поздравления команд.
Под музыку учащиеся завершают игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная карточка по теме "Внетабличное деление двузначного числа на однозначное"
Индивидуальная карточка содержит готовые примеры, достаточно записать ответ. Данный вид работы можно использовать на этапах повторения и закрепления....
Закрепление устных приемов внетабличного деления
Конспект урока математики по программе "Школа России" на тему "Закрепление устных приемов внетабличного деления". К конспекту прилагается материал для интерактивной доски....
Система уроков по теме "Внетабличное деление для случая 42:3"
В представленной серии уроков показаны рассуждения учителя при целенаправленном выборе методов к каждому уроку, к каждому этапу урока. Если проанализировать отбор методов обучения от урока...
Тест по математике Внетабличное деление 3 класс
Тест по математике Внетабличное деление 3 класс...
"Внетабличное деление" 3 класс.Школа России
Презентация к урокам математики в сопровождении методических рекомендаций к урокам по теме "Делние двузначного числа".Планируемые результаты на уроках:1.Научимся решать выражения на деление двузначных...
Тема: «Деление суммы на число. Внетабличное деление: 72 : 6».
Тип урока: ОНЗТема: "Деление суммы на число"...
Урок-повторение "Табличное и внетабличное деление и умножение" (УМК Школа России)
Технологическая карта урока по новым стандартам ФГОС НОО...