Урок математики
план-конспект урока (математика, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок математики во 2 «А» классе
Тип урока: урок введения нового знания
Тема: «Новые мерки и умножение».
Цели урока :
Образовательные
- сформировать представления о новом арифметическом действии умножении; раскрыть его смысл, формировать умение записывать выражения с действием умножения;
- тренировать умение решать текстовые задачи.
Развивающие : развивать мышление, внимание, навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, творчества , речь;
Воспитывающие: воспитывать любовь к математике, умение работать в коллективе.
Методы используемые для организации урока
Репродуктивный (объяснительно –иллюстративный), проблемно-поисковый, практический, словесный, самостоятельная работа.
Урок построен с учетом технологии деятельностного метода.
Оборудование:
- для учителя: компьютер, программа PowerPoint , мультимедийный проектор, экран, презентация;
- для учащихся: учебник Л.Петерсон «Математика. 2 класс».
Ход урока:
1. Организационный момент ( Слайд1)
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.
– Что вы сегодня хотели бы пожелать друг другу?
– А чтобы вы пожелали мне?
У. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
Д. Веселым, интересным, чтобы узнать что-то новое.
Не будем терять время и начнем наш урок
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1)Счет с переходом через десяток ( Слайд 2 )
- Задание выполним по вариантам 1вариант – левая лесенка , 2 вариант -2 лесенка .
- Дайте характеристику числу 83. (83 – двузначное число, содержит 8 десятков и 3 единиц, предыдущее 81, последующее 83, сумма цифр 111)
2) Работа с единицами измерения. (слайд 3)
- Рассмотрите выражения. Назовите ответ
2 дм 4 см = ? см 5 м 3 см = ? см 4 м 5 см =? см 6 м 2 дм = ? см
3) Счет укрупненными единицами счета. (слайд 4 )
- Откройте учебники страница 64 задание № 1 (а, б). (Слайд. 4)
- Что нужно сделать с точками на первом рисунке? (Сгруппировать их по 5.)
- Сгруппируйте.
- Сколько получилось групп? (8.)
- А сколько всего точек? Как это можно узнать? (Сложить по 5 8 раз.)
- Посчитайте.
Один из учащихся записывает выражение и ищет его значение у доски.
- Чем сначала считали? (Группами.)
- А 40 чего? (Точек.)
- Значит, сумма 40 появилась при переходе, от каких единиц, к каким единицам? (От групп к точками, от крупных единиц к мелким единицам.)
- Рассмотрите второй рисунок. (Слайд. 5)
- Сколько больших прямоугольников содержится в фигуре? (7 прямоугольников.)
- А сколько маленьких клеток в одном большом прямоугольнике? (10 маленьких клеток.)
- Найдите значение этого выражения.
Учащиеся записывают выражение и находят значение этого выражения.
- Что общего у второй задачи с первой? (Переход от крупных счетных единиц к мелким счётным единицам.)
- Итак, всегда при переходе от более крупных счетных единиц к более мелким счётным единицам появляются суммы равных слагаемых.
4) Составление выражений к задачам.
- В каких заданиях вы можете встретить сложение одинаковых слагаемых? (При решении задач.)
- Итак, составьте выражения к следующим задачам и запишите их. (Слайд. 6)
Учитель читает задачи из учебника на странице 64 задание № 1 (в, г), учащиеся составляют и записывают выражения.
- Какое выражение вы составили к первой задаче? (2 + 2 + 2 + 2.)
- Почему слагаемым вы выбрали число 2? (В стакан входит 2 чашки воды.)
- Почему выбрали действие сложение? (Нужно найти целое.)
- Кто допустил ошибку?
- В чем она?
Составьте и проанализируйте выражение ко второй задачи. (Слайд. 7)
Физминутка для глаз (Снеговик) . (Слайд. 8)
3. Постановка учебной задачи
- Что вы повторили и узнали? (Мы повторили счет укрупненными единицами счета, составление выражений с одинаковыми слагаемыми к задачам.)
- Почему мы повторили именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Найдите в учебнике на странице 65 задание 2. Прочитайте.
-Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Итак, кто не смог записать выражение?
Вероятнее всего большинство учащихся не смогут записать выражение к задаче.
-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли составить выражение к задаче.)
Однако может возникнуть ситуация, при которой некоторые учащиеся составят выражения с использованием знака действия умножения. В таком случае затруднение фиксируется так:
- Ребята, докажите, что вы, верно, составили выражение. Назовите правило, которое вы использовали при составлении выражения.
Учащиеся в замешательстве, так как знак детям знаком, но логика и правило составления выражений с действием умножения детям не известны.
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем доказать, что составили выражение правильно, мы не можем назвать правило, по которому составляли выражение.)
- Что надо сделать дальше? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3.1. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были составить выражение к задаче.)
- Каким правилом вы пытались воспользоваться при составлении выражения? (Чтобы найти целое, нужно части сложить.)
- Что особенного в этом выражении? (Мы должны сложить одинаковые слагаемые.)
- В чем затруднение? (Получается слишком длинное выражение, мы не смогли даже записать и половины.)
- Почему же возникло затруднение? (Использование действия сложения в данной задаче неудобно, а другого способа записи одинаковых слагаемых мы не знаем.)
4. Постановка цели и уточнение темы урока
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых.)
- Чему же посвящен сегодняшний урок? (Способу записи суммы одинаковых слагаемых.)
Учитель записывает на доске тему урока: «Способ записи суммы одинаковых слагаемых». (Слайд . 9)
- Что вам может помочь. На каком языке вы не можете записать? (На математическом.)
- На каком языке вы можете записать? (С помощью слов.)
- Что после этого можно сделать? (Подумать, какое слово можно заменить каким-либо знаком.)
- А если вам этот знак не известен? (Мы узнаем, какой знак принято использовать.)
5. Открытие новых знаний
-Что вы должны записать в выражении? (27 взять 856 раз.)
Учитель записывает на доске.
- Какое слово нужно заменить математическим знаком? (Слово «взять».)
- Известен ли вам этот знак? (Нет.)
- Подумайте, каким знакам вы бы заменили это слово?
Учащиеся предлагают свои варианты, некоторые из них учитель записывает на доску.
- Ребята, если вы все будем использовать свои знаки, смогут ли нас понять другие люди? (Нет.)
- Что же делать? (Нужно выяснить, какой знак принято использовать, а его можно посмотреть в учебнике.)
- Откройте учебники на странице 65. Прочитайте.
- Какой знак предлагают использовать? (Точку или крестик.)
- Как называется это арифметическое действие? (Умножение.)
- Что такое умножение? (Это арифметическое действие, с помощью которого находится сумма одинаковых слагаемых.)
Учитель корректирует тему урока на доске. (Слайд. 9 )
- Что в записи с действием умножением показывает первое число? (Какое слагаемое складывают.)
- Что показывает второе число? (Сколько раз слагаемое повторяется.)
Учитель вывешивает на доску эталон.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что теперь вы можете делать? (Записывать сумму одинаковых слагаемых быстро, кратко.)
- То дальше вы будете делать? (Потренируемся в записи суммы одинаковых слагаемых.)
Физминутка музыкальная с движениями . (Слайд.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1)Фронтальная работа.
№ 3 (1, 2 строчки), стр. 65
- Найдите № 3 на странице 65.
- Что нужно сделать в этом задании? (Записать суммы одинаковых слагаемых с помощью знака действия умножения.)
- Выполните это задание в первых двух строках.
Учащиеся по цепочке выполняют задание с комментированием. Вариант комментированием:
- В первом выражении складываются одинаковые слагаемые равные 7. Поэтому первое число будет 7. Это слагаемое повторяется 4 раза. Дописываю выражение 7 · 4.
Остальные выражения комментируются аналогично.
№ 6 (1 пр.), стр. 66
- Найдите № 6 на странице 66.
- Какое задание вы должны выполнить? (Заменить данные выражения суммами.)
- Выполните это задание для первого выражения.
Один из учащихся выполняет задание с комментированием.
2) Работа в парах.
Учитель записывает на доску задания для работы в парах: № 3 (3 строчка), стр. 65, № 6 (2 и 3 пр.), стр. 66
- Выполните эти задания в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
№ 3 (4 строчка), стр. 65, № 6 (4 пр.), стр. 66
- Закончите выполнять эти задания самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Образец вывешивается на доску рядом с эталоном. (Слайд. 11,12 )
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Узнать более удобную запись суммы одинаковых слагаемых.)
- Вам удалось достичь цели? (Да.)
- У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
- Кому еще трудно?
- Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
- Кто не смог? Как вы думаете почему?
- Кому на уроке помогла внимательность?
- Кому из вас внимательности не хватило?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
( На полях учащиеся проставляют условные знаки.
! -- Я доволен и могу двигаться дальше. ? -- Я доволен, но можно сделать лучше. Справлюсь сам. – -- Я не доволен. Мне нужна срочная помощь! |
Домашнее задание:
№ 9, стр. 66. – основное задание
№ 10*, стр. 66 – задание для логиков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...