Урок математике в 4 классе. ОС "Школа 2100"
план-конспект занятия по математике (4 класс) по теме

Протопопова Галина Павловна

Урок по теме: "Сравнение долей"

Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цель:  формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению способа  сравнения долей с опорой на рисунок и без него.
Задачи:
1) актуализировать знания о дробях и долях;
2) формировать умение сравнивать доли с опорой на рисунок и без него;
3) закрепить умение читать и записывать доли;
4) формировать универсальные учебные действия.
Ресурсы: Учебник-тетрадь Л.Г. Петерсон,  4 класс, ч. 1, полоски бумаги, модели- доли, презентация учителя.


Урок проводился в классе, обучающемся еще не по ФГОС второго поколения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc73.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку.439 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:  Протопопова Галина Павловна, учитель начальных классов  

                  МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

4 класс

Предмет: математика

Авторы учебника: Л.Г. Петерсон

Тема урока. Сравнение долей.. 

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Цель:  формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению способа  сравнения долей с опорой на рисунок и без него.

Задачи:

1) актуализировать знания о дробях и долях;

2) формировать умение сравнивать доли с опорой на рисунок и без него;

3) закрепить умение читать и записывать доли;

4) формировать универсальные учебные действия.

Ресурсы: Учебник-тетрадь Л.Г. Петерсон,  4 класс, ч. 1, полоски бумаги, модели- доли, презентация учителя.

Результаты:

       

Личностные 

Метапредметные 

Предметные

по отношению к предметным ЗУНам:

осознание ценности

- знаний о способе сравнения долей;

- умения сравнивать доли с опорой на рисунок и без него.

Задачи:

-умение сравнивать доли с опорой на рисунок и без него;

- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;

по отношению к метапредметным ЗУНам:

  • ценностное отношение к умению

- выявлять проблему, 

- определять границу «знания-незнания»;

- определять цель урока;

- выбирать действия по достижению цели;

- контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

- работать в парах и группах;

  • осознание личной значимости здорового образа жизни.

регулятивные  универсальные учебные действия:

- умение выявлять проблему;

- умение определять границу «знания-незнания»;

- умение прогнозировать результат

- умение определять цель урока;

- умение выбирать действия по достижению цели;

- умение определять, сохранять цель;

- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

познавательные универсальные учебные действия:

- умения использовать научные методы познания (гипотеза, наблюдение);

- умение сравнивать, делать выводы;

коммуникативные умения: 

- соблюдение позиции «понимающего»

- работать в парах, группах.

- знание способов сравнения долей с опорой на рисунок и без него,

- умение сравнивать доли с опорой на рисунок и без него,

 - применение новых знаний в жизненных ситуациях;

- знание способов решения задач на нахождение скорости;

- опыт применения способов построения равнобедренного прямоугольного треугольника из деталей танграма.

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Оргмомент

Формирование самооценки готовности  к уроку.

Создание ситуации для оценки готовности к уроку.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Актуализация знаний

Актуализации знаний о разрядах чисел, о точных и приближенных числах.      

Организация деятельности обучающихся по актуализации знаний о долях, о нахождении доли числа.

Математическая разминка.

-Что такое доля?  

-Какя доля каждой фигуры изображена на рисунке? Слайд 1.

- Какие числа у вас получились? (сверяем с записью на доске)

2. Как называется:

а) сотая часть метра;

б) тысячная доля тонны;

в) двадцать четвертая часть суток;

г) шестидесятая часть часа?

Смотрят на экран и называют, какая доля фигуры закрашена на рисунке..

Выслушивают мнения и

выполняют задания, предложенные учащимися.

Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.

Постановка учебной задачи

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Создание условий для развития у обучающихся умения ставить цель и  представлять результат деятельности. (Управление ситуацией целеполагания)

- Какая наука позволяет нам узнавать такие сведения о величинах и предметах?

В школе в первые годы ее существования самым любимым предметом была математика. Давайте посмотрим по таблице, как обстоят дела сейчас. (Слайд 3)

Чтобы выбрать самый популярный предмет, какую долю надо выбрать?

-Сможем это сделать?

--Что вызвало затруднение?

Содействие развитию у учащихся умения формулировать тему и задачи урока..

- Определите тему урока.

- Что нам надо узнать и чему мы должны научиться на этом уроке?

Ученики рассматривают и объясняют данные таблицы и

выявляют затруднение:

как выбрать самую большую долю?

(Самую большую)

(нет)

(Не умеем сравнивать доли)

Сравнение долей.

Узнать, как сравнивать доли и научиться их сравнивать

Самостоятельное определение темы и цели урока: «Сравнение долей».

Представление о результате: узнать способ действий по сравнению долей и научиться его использовать.

Открытие нового знания

Формирование умения выбирать способ действия по сравнению долей.

Организация деятельности учащихся по нахождению способов сравнения долей.

Содействие развитию у учащихся умений использовать научный метод познания – наблюдение и сравнение.

Создание условий для развития у учащихся диалогической речи.

Деление полосок на части (2, 4, 8), сравнение количества долей на каждой полоске и соответственно длину одной доли на каждой из полосок

Предлагаю сравнить доли:1/2 и1/4, ¼ и 1/8 с опорой на модели-полоски и сделать вывод.

- Молодцы! Но давайте подумаем, как сравнить доли:1/4 и 1/3  и

   1/3   и   1/97

Сравните ваше правило  (Слайд 4) с правилом ученых (в учебнике)

 

Выполняют задание фронтально.

1. Делят одну полоску на 2 доли, другую – на 4, третью – на 8.

2. Сравнивают количество получившихся на каждой полоске долей.

3. Сравнивают одну долю на каждой полоске.

4. Сравнить доли

5. Делают вывод: чем больше долей, тем меньше каждая доля.

Предлагают способы сравнения и выбирают оптимальный – с помощью отрезка (работа в парах) и с помощью правила

Сравнивают правило.

Умение использовать научный метод познания – наблюдение и сравнение.

Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик»

Осознание ценности совместной деятельности

Приобретение способа действий по сравнению долей

Развитие  мыслительных операций (сравнение…).

Первичное закрепление

Формирование прочных навыков сравнения долей.

Организация деятельности обучающихся по первичному закреплению новых знаний и умений сравнивать доли

Вернемся к таблице. (Слайд 5)

-Какой способ поможет выбрать популярный предмет.

Выполнение задания, закрепление  умения сравнивать числа.

Дети фронтально выбирают популярный ответ и аргументируют.

Опыт работы по сравнению долей.

Успешное применение нового способа.

Контроль

 и

 оценка

Формирование умений осуществлять контроль и оценку своей учебной деятельности.

Содействие развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки.

Самопроверка. (Слайд 6)

- По каким критериям будем оценивать?

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

1 вариант стр.68 №4(а)

2вариант стр.68 №4(б)

Обсуждают критерии оценки.

Умение проверять и оценивать свою работу  , положительное отношение к проделанной работе.

Осознание ценности изученного материала, применение его в жизненных ситуациях.

Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения  глаз.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Включение нового материала в систему знаний и повторение.

Обобщение и систематизация

Умение сравнивать доли и находить долю от числа.

1) Учитель дает задание по таблице (Слайд 7) определить, при выполнении какого задания допущено больше ошибок бывшими четвероклассниками в проверочной работе.

-Какая доля покажет наибольшее количество в задании?

- Как будете искать наибольшую долю?

Хотите вы решить такую задачу и сравнить результат?

Предлагаю решить задачу (Слайд 8)

 в парах.

Дифференцированный подход  к организации работы каждой группы: 1-я группа решает задачу с вопросами,

2-я – с пояснениями,

3-я – получает в помощь краткую запись,

4-я -  краткую запись с вопросами,

5-я -  краткую запись с пояснениями.

Коррекционная работа со слабоуспевающими: показать на моделях называемые доли и запись их в тетрадь, сравнение записанных долей с опорой на модель.

При проверке назвать ответ задачи и  сдать тетради на проверку.

Содействие развитию у учащихся навыков работы в группах..

Определяют, какая доля покажет наибольшее количество ошибок и как ее найти (работа в парах)

Предоставление возможности показать свою успешность.

Дети работают в группах.

Куприенко Даша и Идрисов Дамир работают с учителем в то время, когда класс работает в группах.

Понимание всего хода работы над задачей.

Умение работать в группах.

Умение  применять новое знание и умение жизненных ситуациях.

Умение общаться, доказывать свое мнение.

Умение осуществлять самоконтроль.

Рефлексия

Развитие рефлексивных умений.

Создание условий для осмысления проделан-ной  работы на уроке; формирования и разви-тия у обучающихся умения объективировать деятельность и значимость изученного материала.

- С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему?

- Что нового узнали на уроке?

- Каким способом можно сравнить доли?

- Как новые знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? Приведите примеры.

- Что особенно понравилось?

- Домашнее задание:  № 6, стр. 69

 

Высказывают свое мнение.

Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить знания о сравнении долей.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Таврического муниципального района. Урок математики в 4 классе. учителя высшей категории Протопоповой Галины Павловны 2013г.

Слайд 2

Тема урока: Сравнение долей. Цели: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению способа сравнения долей с опорой на рисунок и без него.

Слайд 3

«… элементы чисел являются элементами всех вещей, и весь мир в целом является гармонией и числом.» Пифагор

Слайд 4

Какая доля фигуры закрашена?

Слайд 7

Как называется: Сотая доля метра; Тысячная доля тонны; Двадцать четвёртая часть суток; Шестидесятая доля часа.

Слайд 9

Выбор любимых предметов Название предмета . Выбор учащихся. 1.Математика 1/3 2.Русский язык 1/13 3.Информатика 1/2 4.Литературное чтение 1/20 5.Английский язык 1/12 6.Физкультура 1/8 7.Музыка 1/21 8. Технология 1/8 9.Окружающий мир 1/18 10.Изобразительное искусство 1/12

Слайд 10

Правило сравнения

Слайд 11

Выбор любимых предметов Название предмета . Выбор учащихся. 1.Математика 1/3 2.Русский язык 1/13 3.Информатика 1/2 4.Литературное чтение 1/20 5.Английский язык 1/12 6.Физкультура 1/8 7.Музыка 1/21 8. Технология 1/8 9.Окружающий мир 1/18 10.Изобразительное искусство 1/12

Слайд 12

Проверь себя 1/15; 1/12; 1/10; 1/7; 1/5; 1/3. 1/2; 1/3; 1/4; 1/8; 1/9; 1/16; 1/25.

Слайд 13

Анализ ошибок Вид задания. Доля ошибок. 1.Задачи на движение. 1/90 2. Деление на двузначное число. 1/8 3.Решение уравнений. 1/99 4. Задачи на одновременную работу. 1/5 5. Задачи на нахождение площади. 1/15

Слайд 14

Реши задачу: Один автомат закрывает в минуту 40 банок, а другой на 5 банок больше. Сколько банок они закроют за 1/3 часа, если будут работать одновременно?

Слайд 15

Итог урока. Что нового узнали? Каким способом? Кто и в чем испытывал затруднения? Что понравилось на уроке? Благодарю всех за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Школа 2100"

Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

Урок математики 3 класс "школа 2100" по теме: "Доли"

Конспект урока по математике и презентация (тема: "Доли") по образовательной системе "школа 2100" к учебнику Димидова, Козлова...

Правильные и неправильные дроби. Урок математики, 4 класс, "Школа 2100"

Цели урока.1.  Познакомить с правильными и неправильными дробями.2.  Закрепить умения складывать вычитать дроби.3.   Совершенствовать вычислительные навыки.4.   Развивать...

Урок математики 1 класс, система 2100.

Аннотация к уроку математики 1 класс (1-4).По учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких.Тема: «Число и цифра 6».Цель: познакомить  учащихся с образованием  числа шесть и его гра...

Урок математики, 1 класс, "Школа-2100".

Конспект и презентация по математике, 1 класс....

Конструкт урока математики 3 класс "Школа 2100"

Урок по теме "Столбчатые и линейные диаграммы" постороен по технологии проблемного обучения.Урок расчитан на 2 академических часа.Работа в группах....