Конспект внеклассного мероприятия по математике "В гости к цифре 1".
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Занятие предназначено для учеников 1 класса при знакомстве с цифрой и числом 1. Можно проводить в форме урока, можно - в форме внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия по математике. 1класс.
Тема: «В гости к цифре 1».
Формирование универсальных учебных действий:
1.Личностные УУД: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознание ответственности за результат своей деятельности, готовность выражать свою позицию на уроке.
2. Регулятивные УУД: формирование умения озвучивать тему и цели урока, умения осуществлять действия по образцу, контролировать свой результат путём сравнения с образцом, умения видеть ошибку.
3. Познавательные УУД: формирование умения строить устные высказывания, формулировать проблему и пути её решения, искать и находить подходящую информацию.
4. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать других, умения работать в паре, в группе.
Демонстрационный материал:
- Большой лист бумаги для демонстрации записи цифры:
- Чёрный и красный фломастеры;
- Образец обозначения числа «один» цифрой и точкой;
- Образец выполнения самостоятельной работы;
Раздаточный материал:
- Фломастеры;
- Листы для выполнения пробного действия;
- Карточки с изображением эталона свойств предмета;
- Карточка с заданием для самостоятельной работы;
- Карточки для проведения самооценки
- Карточки с изображением предметов: мяч, пирамида, солнышко,
барабан
Ход занятия
- Мотивация к учебной деятельности.
Для сегодняшнего занятия ваша одноклассница подготовила считалку.
Послушайте:
Раз, два, три, четыре
Я считаю дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Какие слова с урока встретились? ( одна, много). О каком
свойстве предметов говорили вчера? ( о количестве).
Сегодня мы продолжим разговор о таком свойстве предметов, как
количество, и узнаем что-то новое.
Обратимся за помощью к постоянному участнику наших уроков –
Смайлику. Вспомним, что надо сделать, чтобы чему-то научиться?
( два шага учебной деятельности ).
С чего начнём работу? ( с повторения) Всё будем повторять? ( нет,
только то, что понадобится для открытия нового)
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в
пробном действии.
- Какие свойства предметов уже знаете? Что вам может помочь при ответе? ( эталон свойств на парте). – цвет, размер, форма, расположение, количество
- Предлагаю достать из конвертов картинки… Рассмотрите предметы на
картинках… Назовите ( пирамида, мяч, солнышко, барабан). Глядя
на эталон свойств предмета, определите, по каким свойствам предметы отличаются друг от друга? ( по цвету, размеру, форме)
Нет ли общего свойства у всех предметов? ( количество, на всех
картинках изображён один предмет).
Значит, какое число обозначает такое количество предметов?
( число «один»).
- Что повторили? ( свойства предмета) . Трудности возникали? ( нет)
Что помогало? ( наши знания)
- Сейчас я предложу вам задание, в котором есть что – то новое. Зачем?
( чтобы мы сами поняли, чего мы ещё не знаем ).
Посмотрите ещё раз на картинки. Вспомним, что общего между предметами на картинках? ( на всех картинках по одному предмету).
Попробуйте изобразить число один в виде какого – нибудь значка
( в парах на листах, фломастеры, варианты на доску).
Что видим? (различные варианты) Почему выбрали такой значок?
Можете ли доказать, обосновать, по какому правилу его выбрали?
Понятен ли он будет для других людей?
- Выявление места и причины затруднения.
Какое задание выполняли? ( пробовали записать число «один» в виде
значка ). В чём затруднение? ( не можем обосновать правильность
своего варианта). Почему? ( раньше не встречались с таким заданием).
- Построение проекта выхода из затруднения.
Какую цель поставим? ( договориться между собой о том, как будем обозначать число «один», наш вариант должен быть понятен для других людей. ИЛИ: найдём объяснение и доказательство правильности выбора вашего значка.)
- Реализация построенного проекта.
1)Первый вариант ( если ученики предложат различные варианты)
Какой вариант изображения числа «один» встречается чаще?( точки)
Почему выбрали такой вариант? ( много предметов раньше обозначали точками, один предмет обозначим одной точкой).
Убедили. Оставляем такой вариант. – на доску первую часть эталона.
Кто выбрал вариант записи числа «один» значком, похожим на палочку? Почему? Где в дальнейшем нам может пригодиться такой
значок? Посмотрите на страницы учебника ( в примерах).
Второй вариант ( если ученики предложат только цифру)
Учебник с.30 по закладке. Как обозначено число «один»? ( точкой и палочкой) . Почему точкой? Где удобно так обозначать число «один»?
( в схемах ). Оставляем такой вариант? ( да) – часть эталона на доску
Второй вариант обозначения числа «один»? Где такой значок понадобится? ( в примерах). Кто знает, как называется такой значок?
Договоримся называть его цифрой.
Число «один» ( то есть количество из одного предмета) обозначается цифрой «1», значком, который похож на палочку.
2) У всех ли получилось правильно записать цифру «1»? ( нет).
Давайте поучимся правильно записывать такую цифру.
- учитель на доске на большом листе: поставим точку чуть выше середины клетки,
- проводим линию из точки в верхний правый угол клетки,
- проводим линию до середины нижней границы клетки,
- что записали? ( цифру «1» )
- что она обозначает? ( число «один», количество предметов, равное
одному)
3) Давайте ещё раз вспомним последовательность записи цифры»1».
Ученик комментирует с места, учитель дополняет: чтобы не забыть,
обозначу звёздочкой начало нашей работы, как обозначим направле-
ние? ( стрелочкой).
4) Какими способами будем обозначать число «один»? ( цифрой и точкой) – на доске эталон.
5) Удалось преодолеть затруднение? ( да, открыли общий способ записи числа «один» ) . Что теперь умеете делать? ( записывать число «один» так, чтобы другие нас поняли ).
Следующий этап? Что нам надо сделать? ( потренироваться).
физкульминутка
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Покажем себе, что почти научились записывать цифру «1», тетрадь с.30 №2:
-первый квадрат – вам подсказка, второй квадрат – один ученик комментирует с места порядок записи цифры «1», остальные ученики пишут в тетради,
- третий, четвёртый квадраты – ученики в парах диктуют друг другу порядок записи цифры «1», выступают в роли учителя,
- обменяйтесь тетрадями, выберите самую красивую цифру, наденьте
Корону
- Часто употребляем слова «цифра» и « число один». В чём разница? (цифра – это значок для обозначения числа «один» ). А что обозначает число «один»? ( количество предметов).
- Что надо сделать после тренировки? ( проверить себя ). Как? ( выполнить самостоятельную работу ).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Листочки с заданием. В чём может заключаться смысл задания? ( варианты учеников ). Запишите в клеточке цифру «1». В каких мешках находится столько же предметов, сколько обозначает такая цифра? Соедините цифру «1» с такими мешками.
Время – 1 минута. Сравните свою запись с образцом на доске. Если вы неверно соединили мешки с цифрой, проведите ниточки зелёным карандашом по образцу.
Кто исправил свою ошибку? В чём ошибся? Кто выполнил задание правильно? Какой вывод можем сделать? ( всё поняли, научились записывать число « один» с помощью цифры «1» ).
8.Включение в систему знаний и повторение.
1) Все мы любим наблюдать за природой, пока не умеем записывать свои наблюдения. Мы их зарисовываем. Один из таких рисунков есть в учебнике с.30 №4.
Кто изображён? Что обозначают буквы Б? С? Н? Назовите части?
Назовите целое? Как найти целое? ( сложить части ). Как найти часть? ( из целого вычесть другую часть ).
Вставьте в клеточки недостающие буквы.
Сравните работу с образцом на доске. Если неверно вставили буквы, зачеркните из зелёным карандашом и рядом запишите правильный вариант.
Кто исправил ошибку? Где ошибся?
Кто выполнил работу верно? Поставьте «+» или «?»
9.Рефлексия учебной деятельности.
Вспомним считалку из начала урока:
Раз, два, три, четыре.
Я считаю дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
1) Как мы могли бы обозначить одну сырную дырку? ( цифрой «1» или точкой). Что такое «цифра»? ( значок для обозначения числа). А что обозначает число? ( количество предметов ).
Кто может рассказать, как пишется цифра «1»? ( руки поднять).
В классе много учеников. Кто больше всего нам сегодня помогал? Какие трудности остались? Где можно потренироваться? ( дома).
Вспомните свою работу на уроке, оцените её с помощью Смайлика.( улыбка, грустный, спокойный).
Домашнее задание: с.30 клеточки, №3 в тетради
Использованная литература и источники:
- Л.Г.Петерсон «Математика» 1 класс (М, «Ювента», 2012
- Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
www.sch2000.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия по математике для 1 класса
конспект внеклассногомероприятия по математике для 1х классов...
конспект внеклассного мероприятия по математике для 4 класса
Материал предназначен для внеклассной работы по математике с учащимися 4-х классов. Данное мероприятие способствует развитию творческих и умственных способностей учащихся (логического мышления, смекал...
Конспект внеклассного мероприятия по математике "Математический турнир".
В конспекте приведены задания для проведения внеклассного мероприятия по математике для учащихся начальных классов....
Конспект внеклассного мероприятия по математике: "Математический калейдоскоп".
Занятие по математике во внеурочное время для учеников 2 класса....
Конспект внеклассного мероприятия по математике «Старинные русские меры массы»
Ознакомление детей со старинными русскими мерами массы и перевод старинных мер в общепринятую метрическую систему единиц....
Конспект внеклассного мероприятия по математике на тему : " Единицы времени"
Внеклассное мероприятие по математике в 4 классе предполагает групповую работу. Учащиеся в результате работы с текстами Википедии знакомятся с происхождением слов - названий единиц времени...