Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики
материал по математике по теме
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Задача учителя – активизировать мыслительную деятельность учащихся начальных классов, возбудить интерес к учёбе, усилить воспитательные и развивающие функции урока, реализовать межпредметные связи в процессе изучения математики.
Эффективное развитие школьников возможно лишь в системе занятий и упражнений. Эти упражнения с математическим содержанием должны предполагать широкую и разнообразную связь с детским чтением, с наблюдениями детей над явлениями природы, животным и растительным миром; опираться на присущий детям интерес к загадкам, песенкам, стихам; учитывать способность и любовь к рисованию. Такая система упражнений позволяет учителю построить урок математики с учётом жизненного опыта, знаний, представлений и наблюдений учащихся. И именно поэтому математические понятия усваиваются с интересом и прочно закрепляются в сознании детей.
Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение Для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. Необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную систему упражнений, включающую в себя различные дидактический игры, самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса и многое другое.
Дидактические игры
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают появление чувства творческого удовлетворения.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: Она может быть индивидуальной или коллективной.
Игровые и занимательные задания по математике направлены на формирование основных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, рассчитаны на введение, закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.
Дидактические игры, игровые упражнения и занимательные задачи будут содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формированию познавательного интереса.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между преподавателем и учащимися и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры.
Учебная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому в педагогической литературе всё время говорится о непреднамеренном усвоении учебного материала. «Двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.
Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает проявляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию нравственно-волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т.д. В процессе занятий дидактической игрой формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.
В зависимости от познавательного содержания игры помогают овладевать различными видами знаний: арифметическими, геометрическими и т.д.
В 1 классе в дочисловой период для развития умения определять и различать геометрические фигуры, а также для закрепления пространственных отношений: сверху, снизу, слева, справа - можно провести игру «Выложи узор».
Перед каждым учеником должны лежать альбомный лист и различные геометрические фигуры из картона (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и произвольной формы четырёхугольник). Аналогичные фигуры у учителя на доске. Учитель говорит учащимся: «Поставьте на середину листа круг, слева от него - квадрат, а справа от круга – треугольник, над кругом – прямоугольник, а под ним четырёхугольник». Побеждает та команда, в которой ни один участник не допустил ошибки при размещении фигур. Постепенно работа усложняется путём добавления фигур разного размера и цвета. Вместо геометрических фигур можно использовать предметы, лежащие на партах детей: ручку, карандаш, ластик, линейку и т.д.
Для формирования умения быстро и правильно складывать однозначные и двузначные числа полезно провести игру «Коллективный счёт». Класс разбивается на команды по рядам парт. По каждому ряду парт передают лист бумаги с написанным на нём произвольным числом: например, для первого ряда – число 7, для второго – 4, для третьего – 5. Каждый из учеников, сидящий первым в своём ряду, должен прибавить к написанному числу 1, вторым – число 2, третьим -3 и т.д. В первом ряду получится следующее сочетание чисел: 7+1=8; 8+2=10; 10+3=13; 13+4=17 и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно выполнит работу.
Для записи упражнений используются различного вида таблицы, схемы, цепочки, а также обычная запись примеров. Необычная запись примеров способствует возбуждению интереса у учащихся к выполнению задания.
Для осуществления проверки правильности выполнения упражнения хорошо использовать соответствие между множествами («цифра – буква», «число – буква», «фигура – буква»). Более раннее ознакомление с идеей соответствия развивает у детей функциональное мышление. Для задания соответствий между множествами можно использовать таблицы с двумя горизонтальными строками или двумя вертикальными столбцами, таблицы с двумя входами, всевозможные орнаменты, циферблат часов, различные геометрические фигуры и совокупность фигур. В качестве проверочного слова, как правило, используются отгадки к загадкам. Используемые загадки расширяют представления детей об окружающем мире, они знакомят с животными и растительным миром Земли, с героями сказок и рассказов, дают повод учителю провести небольшую беседу с детьми, ознакомить их с окружающей природой. Читая загадки и вопросы, дети закрепляют навыки чтения, учатся самостоятельно понимать прочитанное.
Многолетний опыт использования заданий на уроках выявил следующее: выполнение заданий увеличивает долю самостоятельной работы учащихся на уроке; обеспечивает разнообразие видов умственной деятельности, особенно для учащихся, инициатива которых в коллективных условиях заглушается их более активными товарищами, разгружает ученика от работы, непосредственно не связанной с выполнением данного упражнения (переписывание примера, вычерчивание схемы и т.п.), у учителя появляется для наблюдения за деятельностью ученика, для оказания индивидуальной помощи, экономит время урока, увеличивает объём выполненной работы, возбуждает у учащихся интерес, любознательность, стремление узнавать новое.
На уроках я часто использую подобные задания. Например: «Разноцветное коромысло над рекой повисло. Что это такое?»
7 |
5 |
9 |
1 |
3 |
8 |
+ 1 |
2 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 |
у | г | ю | а | р | а | д |
Спешат по дорожке голова да рожки. Кто там
медленно ползёт, на себе свой дом везёт?
Дополни до 10 | 8 | 6 | 4 | 9 | 7 | 5 |
Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках я постоянно использую такие игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, «ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ», ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ и многие другие.
Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.
Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 3-6 учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работы. Те, кто выполнил задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки.
Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Например, предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по действиям, на индивидуальной доске работает 1 ученик над составлением краткой записи, второй ученик на другой доске решает задачу:
В магазин привезли в первый день 4 мячика, а во второй 8. Продали 5 мячиков. Сколько мячиков осталось продать?
Работу пишут все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я показываю образец краткой записи задачи, выполненный учеником, на доске:
Привезли - 4 мяч. и 8 мяч.
Продали – 5 мяч.
Осталось-? мяч.
Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением, в том числе и ученику у доски. Показываю на индивидуальной доске выражение (4 + 8) -5 и прошу учеников, справившихся с заданием, объяснить его.
Другим ученикам (тем, кому трудно) даю карточки с заданиями:
- Узнать сначала, сколько всего мячиков привезли за два дня в магазин.
- Затем узнать, сколько мячиков осталось в магазине.
Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми учащимися в классе.
Другой вариант работы:
Самостоятельно решить задачу разными способами:
Купили 4 книги по 20 руб. каждая и 4 альбома по 10руб. каждый. Сколько стоила вся покупка?
Тем, кто справился самостоятельно, предлагается составить задачу на выражение (4+3) *2
Тем ученикам, которые решили задачу только одним способом, предлагается рассмотреть рисунок к задаче:
20 10 | 20 10 | 20 10 | 20 10 |
И ответить, как можно узнать, сколько уплатили за все покупку.
Ученикам, которые справились с заданием, предложить карточку с вопросами:
Узнай, сколько стоит 1 книга и 1 альбом вместе.
Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта.
Запиши решение задачи: (…+…)*…=…
Вспомни, как можно сумму умножить на число.
Запиши решение вторым способом …*…+…*…=…
Наглядная интерпретация задачи, опора на знание свойств арифметических действий, объяснение готового решения – все эти приемы обеспечили самостоятельное решение задачи всеми учащимися
Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и является источником радости.
Проблемное обучение
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.
В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.
Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске можно написать несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 и, например 12765:3.
Предлагаем детям объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос «КАК?». А раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.
Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобным слагаемыми.Этот вариант обязательно поощряется, но отмечаем, что они затратили много времени на нахождение результата, а пример решить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эти напряженную минуту учитель быстро решает пример на доске столбиком, не задерживая внимания детей на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать внимательно.
После АХ! Учитель спрашивает: ПРОСТО? Все радостно улыбаются. объяснять Прием решения в данной ситуации можно уже не объяснять, так как должного внимания не будет. Решение стирается.
Дети верили, что все они поняли и решать подобные примеры очень просто. Им предлагается сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью берутся за дело, веря в быстрый успех. Но вот в глазах детей постепенно появляется вопрос: А КАК? Почему не получается, хотя показалось так просто?
У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даётся самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.
В конце урока можно показать микрокалькулятор, с помощью которого за несколько секунд реально произвести сложные вычисления, и обязательно подчеркивается, что эту умную машину изобрел человек.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач. Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию нового. Например:
1.Заселите домик числами:
10 | |
3 | |
4 | |
2 | |
5 | |
1 |
2.Реши удобным способом:
(40+10)-7
(60+10)-4
После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этих примерах. А получив ответ: вторые слагаемые одинаковы – число 10, дети обводят указанные слагаемые цветным мелом
(40+10)-7
(60+10)-4
Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то число, которое вычитается.
В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая 30-6
Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглых десятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 10
3.Вставить числа в окошки по данному образцу:
40 = 30 + 10 80 = … + 10
60 = 50 + 10 50 = … + …
При подведении итогов проделанной работы необходимо сказать о том, что умения заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный способ вычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10 пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении нового вычислительного приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала. И детям интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами при его решении устанавливают закономерность, используя ранее приобретенные знания.
Задачи на применение знаний и умений также способствуют развитию познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями, повседновно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении.
Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы:
На ск. больше? ?
На ск. меньше? Было -
Взяли -
|
Осталось -
Геометрический материал
Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала.
1. Вывешивается плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур. Детям 1 класса задаются вопросы:
Из каких фигур состоит рисунок кошки?
Какой фигурой представлено туловище?
А во 2-3 классах добавляются задания:
Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон
2.Очень большую роль в развитии познавательного интереса, конструкторских способностей, творческого воображения и др. качеств играет геометрический конструктор. Детям предлагается составить из геометрических фигур различные предметы: домик, ёлочку, кораблик и т.д.
Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу и т.д. Полученные знания сейчас же используются детьми на практике, в данном случае на уроке трудового обучения аппликации из геометрических фигур.
На уроках дети учатся видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения, что-то чертить на глазок.
Процесс строим:
- активно
- конкретно
- наглядно
- практично
Но преследуем не только узко практические цели, но и развиваем кругозор детей, их творческие способности, изучаем правила общения. Идёт отработка способности к сотрудничеству в творческой деятельности.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Задания, направленные на развитие внимания
Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста.
Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание.
В учебный материал полезно включать содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
1 Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах
2 Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами
3 Быстрее нарисуй
4 Найди, кто спрятался
5 Найди сходство и различие
6 Прочитай рассыпанные слова
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
- Подбери заплатку для коврика
- Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
- Найди предмет по заданным признакам
- Таблица с геометрическими фигурами разной формы
- Таблица с геометрическими фигурами разного размера
- Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета
- 100-клеточная таблица, заполненная цифрами
Задания, направленные на развитие логического мышления
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
- Задачи на смекалку
- Задачи шутки
- Числовые фигуры
- Задачи с геометрическим содержанием
- Логические упражнения со словами
- Математические игры и фокусы
- Кроссворды и ребусы
Задания, направленные на развитие памяти.
Память является одним из основных свойств личности. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
- Запомни двузначные числа.
- Запомни математические термины.
- Цепочка слов.
- Рисуем по памяти узоры.
- Запомни и воспроизведи рисунки
- Зрительные диктанты
- Слуховые диктанты
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики.на уроках математики на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156061-1354433698.jpg)
Научно-методическая работа по теме:"”Развитие познавательной активности учащихся на уроках математике”
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой челов...
Презентация к педсовету: «Развитие познавательного интереса школьников на уроках и внеурочных занятиях по географии в процессе проектно- исследовательской деятельности»
middot; Рассмотреть проектно-исследовательскую деятельность школьников, как способ повышения уровня мотивации в изучении географии;·...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-672288-1442957351.jpg)
Развитие познавательных процессов школьников на уроках математики
Развитие познавательных процессов школьников на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1076957-1548776736.jpg)
Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики
Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-109728-1674402299.jpg)
Интерактивная папка Lapbook как средство развития познавательных способностей школьников на уроках ОРКСЭ
Интерактивная папка .что это такое и как она работает. Все это можно узнать в данной работе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/12/picture-935823-1499885589.jpg)
Развитие познавательной активности школьников на уроках математики
методика повышения познавательной активности ребенка...