Рабочая программа.
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) по теме

Шумилина Лариса Борисовна

Рабочая программа. 2 класс. Развивающая система Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по математике70.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Протокол №____________

от «____»______________2013 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

__________________Л.Б.Шумилина

«_______»______________2013 г.

«Утверждаю»

директор МОУ СОШ № 51

_________________Е.Ю.Васенева

Приказ №______ от «____»_____________2013г.

Рабочая программа по предмету «Математика»

для 2 А класса

система Занкова Л.В.

                                                                                                                                                                                                       Разработчик             программы:

                                                                                                                                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                 Шумилина Л.Б.

.

г.Комсомольск-на-Амуре

2013/2014 учебный год

Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы учебного курса
  3. Учебно-тематический план
  4. Требования  к уровню подготовки учащихся
  5. Прохождение программы
  6. Средства контроля
  7. Учебно-методические средства обучения

Пояснительная записка

     Модифицированная рабочая  программа «Математика» разработана на основе авторской программы И.И.Аргинской и С.Н.Кормишиной входящей в сборник  «Программы начального общего образования системы развивающего обучения  Л.В.Занкова» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011 года.

Цели курса: создание условий для осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения.

Задачи:

- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;

- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.

Решению названных задач способствует особое структурирование определенного в программе материала.

           Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.

Рабочая программа по математике рассчитана на 136 часов (34 недели), 4 часа в неделю.

Формы организации учебного процесса (уроки: комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний, интегрированный).

Формы текущего контроля (контрольные работы, проверочные работы, тестирование, навыки устного счёта).

Содержание программы учебного курса.

Во 2 классе начинается изучение действий умножения и деления. Первое из них рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, второе - как действие, обратное умножению, при помощи которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель.

В дальнейшем умножение и деление рассматриваются и с других точек зрения: как действия, позволяющие увеличить или уменьшить число в несколько раз. Деление также рассматривается как действие, при помощи которого можно узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого.

В связи с решением задач рассматриваются также случаи, приводящие к делению на равные части и делению по содержанию.

Как и при изучении сложения и вычитания, одним из важнейших вопросов знакомства с новыми действиями является составление таблицы умножения. Первым шагом в составлении таблицы умножения является выделение из таблицы сложения сумм, в которых сложение можно заменить умножением.

Таким образом, первый столбик таблицы умножения объединяет все случаи умножения однозначных натуральных чисел на число 2. В дальнейшем величина второго множителя последовательно увеличивается от столбика к столбику, пока не достигнет 9.

Такой подход к составлению таблицы умножения является более предпочтительным потому, что после сокращения составленной таблицы на основе переместительного закона умножения и использования особых случаев этого действия оставшаяся для заучивания часть таблицы легче запоминается детьми, так как по мере увеличения второго множителя число равенств, оставшихся в таблице, сокращается.

Табличное деление выполняется учащимися на основе использования таблицы умножения и взаимосвязи между этими действиями.

Изучение чисел (25 часов)

Двузначные числа

Завершение изучения устной и письменной нумерации двузначных чисел. Формирование представления о закономерностях образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.

Знакомство с понятием разряда. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи числа.

Сравнение всех изученных чисел. Первое представление об алгоритме сравнения натуральных чисел.

Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Трехзначные числа

Образование новой единицы счета - сотни. Различные способы образования сотни при использовании более мелких единиц счета.

Счет сотнями в пределах трехзначных чисел. Запись сотен при помощи цифр. Разряд сотен.

Устная и письменная нумерация трехзначных чисел, оканчивающихся двумя или одним нулем.

Общий принцип образования количественных числительных на основе наблюдения за образованием названий двузначных и трехзначных чисел.

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Римская письменная нумерация

Знакомство с цифрами римской нумерации: I, V, X. Значение этих цифр.

Правила образования чисел при повторении одной и той же цифры, при расположении цифр в порядке убывания их значений, при расположении цифр или их части в порядке возрастания их значений.

Переход от записи числа арабскими цифрами к их записи римскими и обратная операция.

Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной. Выявление преимуществ позиционной системы.

Знакомство с алфавитными системами письменной нумерации (например, с русской). Сравнение такой системы с современной и римской.

Изучение действий (55 часов)

Сложение и вычитание

Сочетательное свойство сложения. Использование свойств сложения при выполнении сложения двузначных чисел (наблюдения).

Знакомство со свойствами вычитания: вычитание числа из суммы, суммы из числа и суммы из суммы.

Сложение и вычитание двузначных чисел. Знакомство с основными положениями алгоритмов выполнения этих операций: поразрядность их выполнения; роль таблицы сложения при выполнении этих действий в любом разряде.

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел: подробная запись этих операций, ее постепенное свертывание и выполнение в столбик.

Выделение и сравнение частных случаев сложения и вычитания двузначных чисел. Установление иерархии трудности этих случаев.

Изменение значений сумм и разностей при изменении одного или двух компонентов.

Умножение и деление

Понятие об умножении как действии, заменяющем сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (•).

Термины, связанные с действием умножения: произведение, значение произведения, множители. Смысловое содержание каждого множителя с точки зрения связи этого действия со сложением.

Составление таблицы умножения.

Переместительное свойство умножения и его использование для сокращения таблицы умножения.

Особые случаи умножения. Математический смысл умножения числа на единицу и на ноль.

Деление как действие, обратное умножению. Знак деления (:).

Термины, связанные с действием деления: частное, значение частного, делимое, делитель.

Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления.

Особые случаи деления - деление на единицу и деление нуля на натуральное число.

Сложные выражения

Классификация выражений, содержащих более одного действия.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих более одного действия одной ступени.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.

Изучение элементов алгебры (10 часов)

Решение уравнений вида а + х = b, а- х = b, х - а = b на множестве однозначных и двузначных чисел.

Уравнения вида а • х = b, а : х = b, х : а = b. Решение их в пределах табличных случаев.

Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных законов и свойств действий.

Изучение элементов геометрии (16 часов)

Классификация треугольников по углам: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные треугольники.

Классификация треугольников по сторонам: разносторонние, равнобедренные и равносторонние треугольники. Соотношение между равнобедренным и равносторонним треугольниками (равносторонний треугольник - частный случай равнобедренного).

Определение длины незамкнутой ломаной линии.

Понятие о периметре. Определение периметра произвольного многоугольника.

Многоугольники с равными сторонами. Определение периметров таких многоугольников разными способами.

Объемные тела. Установление сходства и различий между телами разных наименований и одного наименования.

Знакомство с терминами: грань и ее частный случай основание, ребро, вершина объемного тела.

Величины и их измерение (30 часов)

Знакомство с понятием массы. Сравнение массы без ее измерения.

Использование произвольных мерок для определения массы.

Общепринятая мера массы - килограмм.

Весы как прибор для измерения массы. Их разнообразие.

Понятие о вместимости. Установление вместимости при помощи произвольных мерок.

Общепринятая мера вместимости - литр.

Понятие о времени. Происхождение таких единиц измерения времени как сутки и год.

Единицы измерения времени - минута, час.

Соотношения - 1 сутки = 24 часа, 1 час = 60 минут.

Прибор для измерения времени - часы. Многообразие часов.

Различные способы называния одного и того же времени (например, 9 часов 15 минут, 15 минут десятого и четверть десятого, 7 часов вечера и 19 часов и т.д.).

Единица измерения времени - неделя. Соотношение 1 неделя = 7 суткам.

Знакомство с календарем. Изменяющиеся единицы измерения времени - месяц, год.

Работа с задачами (в течение года)

Текстовая арифметическая задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки задачи.

Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса, данных и искомого (искомых). Установление связей между ними.

Преобразование текстов, не являющихся задачей, в задачу.

Установление зависимости между условием задачи и ее решением, вопросом задачи и ее решением, данными задачи и ее решением.

Знакомство с различными способами формулировки задач (взаимное расположение условия и вопроса, формулировка вопроса вопросительным и побудительным предложением).

Простые и составные задачи. Преобразование составной задачи в простую и простой в составную изменением вопроса или условия.

Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Составление логических схем рассуждений.

Обратные задачи: понятие об обратных задачах, их сравнение, установление взаимосвязи между обратными задачами, составление задач, обратных данной. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач.

Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла.

Использование условных знаков в краткой записи задачи.

Решение простых и составных задач разного уровня трудности.

       

Учебно-тематический план по математике 2 класс 136 часов

Дата

№ страниц

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

Использование ЦОР

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УДД

1 четверть (32часа)

Масса и ее измерение

1

4-6

Сравнение предметов, выявление признаков сходства и различия между ними

Числа и величины

Обучающийся научится:

- читать и записывать любое изученное число;

- определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами;

- группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку;

-устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

- называть первые три разряда натуральных чисел;

-представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;

-дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием;

- использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр);

- использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;

- определять массу с помощью весов и гирь;

-определять время суток по часам;

-решать несложные задачи на определение времени протекания действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

классифицировать изученные числа по разным основаниям;

-записывать числа от 1 до 39 с использованием римской письменной нумерации;

-выбирать наиболее удобные единицы измерения величины для конкретного случая;

-понимать и использовать разные способы называния одного и того же момента времени.

Арифметические действия

Обучающийся научится:

-складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;

- использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

- устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;

- находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;

- использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения;

- решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя различными способами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени);

- использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и свойства вычитания для рационализации вычислений;

- применять переместительное свойство умножения для удобства вычислений;

- составлять уравнения по тексту, таблице, закономерности;

- проверять  правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений.

Работа с текстовыми задачами. Обучающийся научится:

- выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;

- дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;

- выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;

- выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...», задач на  расчет стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);

- решать простые и составные (в 2 действия) задачи на выполнение четырех арифметических действий;

- составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению.

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять задачи, обратные для данной простой задачи;

- находить способ решения составной задачи с помощью рассуждений от вопроса;

- проверять  правильность предложенной краткой записи задачи (в 1-2 действия);

- выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из предложенных (для задач в 1-2 действия).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

- чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами;

- определять вид треугольника по содержащимся в нем углам (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) или соотношению сторон треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний);

- сравнивать пространственные тела одного наименования (кубы, шары) по разным основаниям (цвет, размер, материал и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т.д.

- использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;

- находить фигуры на поверхности пространственных тел и называть их.

Геометрические величины

Обучающийся научится:

- находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;

- использовать при решении задач формулы для нахождения периметра квадрата, прямоугольника;

- использовать единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения между ними: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выбирать удобные единицы измерения длины, периметра для конкретных случаев.

Работа с информацией

Обучающийся научится:

-заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;

- читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;

- понимать информацию, заключен

ную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;

- выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;

- выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;

- строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если ... то ...», «верно /неверно, что ...»;

- составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- выполнять действия в устной форме;

научиться:

- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить небольшие математические сообщения в устной форме;

- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

- строить рассуждения о математических явлениях.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- использовать в общении правила вежливости;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию.

Что такое задача

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- выполнять действия в устной форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить небольшие математические сообщения в устной форме;

- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

- строить рассуждения о математических явлениях.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- использовать в общении правила вежливости;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию.

Сложение и вычитание двузначных чисел

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- понимание причин успеха в учебе;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- представления о значении математики для познания окружающего мира;

- первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности ;

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом;

- выполнять учебные действия в письменной речи и во внутреннем плане.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

- кодировать информацию в знаково-символической форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать с дополнительными текстами и задачами;

- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- понимать содержание вопросов;

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать свои действия;

- корректно формулировать свою точку зрения.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- понимание роли математических действий в жизни человека;

- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- представления о значении математики для познания окружающего мира;

- первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности ;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

- кодировать информацию в знаково-символической форме;

- на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций.

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать с дополнительными текстами и задачами;

- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач;

- строить рассуждения о математических явлениях.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- понимать содержание вопросов;

- допускать существование различных точек зрения;

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Сравнение предметов, нахождение сходства и различия. Запись и чтение двузначных числа.

Измерение и запись отрезков.

Определение места каждого из изученных чисел в натуральном ряду и отношения между ними.

Нахождение длины отрезка с помощью линейки.

Знать новое понятие – масса, однозначные числа без перехода через десяток; (повторение);

Уметь составлять математические рассказы. Складывание однозначных чисел на основе использования таблицы сложения. Использовать единицу измерения массы.

Знать о разнообразии весов. Использовать единицу массы. Группировка числа по указанному или самостоятельно установленному признаку. Нахождение длины ломаной, ее звенья, вершины. Определение массы с помощью весов и гирь.

Сравнение предметов по весу путем взвешивания предметов. Нахождение пересекающихся и непересекающихся линий.

Определение массы с помощью весов и гирь.

Запись и чтение числа пятого десятка.

Взвешивание предметов и сравнение их по массе. Измерение длин отрезков разными мерками.

Определение массы с помощью весов и гирь.

Запись и чтение числа шестого десятка; измерение отрезков разными мерками

Составление математических рассказы. Представление двузначных чисел в виде разрядных слагаемых. Дополнение записи числовых неравенств  и равенств в соответствии с заданием.

Знакомство с единицей измерения массы – килограммом, с разрядным составом двузначных чисел. Определение массы с помощью весов и гирь.

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.

Знакомство с геометрическими фигурами: четырёхугольники, прямоугольники, квадраты.

Определение массы предметов, сравнение предметов по массе.

Запись и чтение числа пятого и шестого десятков, составление математических рассказов

Определение массы предметов при помощи двухчашечных весов. Чтение двузначных чисел. Составление таблицы сложения со вторым слагаемым, равным 2

Отыскание корней уравнения

Определение массы предметов. Составление верных равенств.

Выполнение заданий по пройденному материалу

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

Сравнение текста задачи и математического рассказа, определять, в каком тексте есть задание.

Определение важного признака задачи. Чертеж отрезка заданной длины при помощи циркуля и линейкой без деления. Составление таблицы сложения со вторым слагаемым, равным 4.

Знакомство с разрядными слагаемыми

Знакомство с наименованием к результату действия в задаче.

Знакомство со способами сравнения жидких веществ разными мерками. Завершение составления таблицы сложения

Проверка навыков вычисления, сформированных в 1 классе

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

Запись и чтение двузначных чисел. Выделение в задаче условия, вопроса, данного, искомого. Составление уравнений и неравенств по тексту.

Учить различать треугольники. Выделение составных частей задачи. Запись и чтение двузначных чисел.

Решение текстовых задач арифметическим способом. Распознавание и изображение треугольника

Выполнение заданий по пройденному материалу

Работа с составными частями задачи: условие, вопрос; запись и чтение двузначных чисел

Выполнение заданий по пройденному материалу

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

Выполнение заданий по темам, изученным в I четверти.

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

Сравнение суммы вида 3+4 и 30+40.

Осознание возможности использования таблицы сложения при сложении десятков

Распознавание и изображение треугольника

Использование таблицы сложения при сложении десятков

Применение сочетательного закона сложения при определении значений сумм трех и более слагаемых

Формулирование алгоритма сложения двузначных чисел; выполнение подробную знаковую запись алгоритма сложения

Решение текстовых задач

Выполнение заданий по пройденному материалу

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

Использование таблицы сложения при вычитании десятков. Решение текстовых задач арифметическим способом

Применение алгоритма вычитания суммы из суммы

Определение соотношения

1 см = 10 мм.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Выявление признака равнобедренного треугольника. Выявление, что задачи имеют не одно решение

Свертывание подробной записи.

Классификация прямоугольных треугольников по их сторонам; Сложение двузначных чисел

Применение различных способов нахождения суммы и разности двузначных чисел

Знакомство с новым способом сложения и вычитания двузначных чисел – в столбик

Выполнение заданий по теме «Вычитание двузначных чисел»

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

Решение текстовых задач

Применение различных способов сложения двузначных чисел

Выявление признаков равностороннего треугольника как частного случая равнобедренных треугольников

Установление уровня знаний и умений пройденной темы

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

Иметь представление о времени

Познакомиться с единицей измерения времени - сутками

Выявить свойства сложения

Установить соотношение 1 сут.=24 часа

Познакомиться с разными способами называния времени на часах в зависимости от времени суток

Умение распознавать разносторонние треугольники. Сложение двузначных чисел в столбик

Познакомиться с единицами измерения времени – минутой и часом. Уметь классифицировать треугольники по сторонам и углам

Выявить, что при вычитании чисел рационально представить уменьшаемое в виде суммы удобных слагаемых

Установить соотношение 1 час = 60 минут.

Выполнение заданий по теме «Время и его измерения»

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

Выявить, что сумма длин многоугольника называется его периметром

Знать значение терминов «простые» и «составные» задачи

Установить уровень знаний и умений пройденной темы

Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах.

Вычленение суммы с равными слагаемыми

Выявление способа сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток

Презентация к уроку

2

6-7

Масса как новый признак сравнения объектов. Весы и их разнообразие.

Оборудование лаборатории

3

8-9

Сравнение объектов при помощи двухчашечных весов. Табличное сложение с переходом через десяток

Оборудование лаборатории

4

9-10

Измерение и сравнение массы объектов при помощи весов и произвольных мерок

Оборудование лаборатории

5

10-11

Углы, их виды

Презентация к уроку

6

12-13

Числа пятого, шестого десятков, их запись, название и расположение в натуральном ряду  

Интерактивный тренажёр

7

13-14

Длина ломаной и ее измерение. Математический диктант

8

15-16

Сравнение массы разных предметов

Оборудование лаборатории

9

17-18

Измерение длины отрезка  разными мерками

10

Стартовая контрольная работа

11

18-20

Работа над ошибками. Понятие о разрядных слагаемых.

12

20-22

Знакомство с общепринятой единицей измерения массы – килограмм.

Оборудование лаборатории

13

22-23

Измерение и сравнение массы объектов при помощи весов  Проверочная работа по теме «Единицы измерения массы»

14

23-24

Работа над ошибками.  Знакомство с задачей как особым видом задания. Выделение признаков задачи

Презентация к уроку

15

25-26

Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. КУС.

Интерактивный тренажёр

16

26-28

Преобразование таблицы сложения

17

Контрольная работа по теме «Масса и ее измерение»

18

28-29

Работа над ошибками. Нахождение массы предмета

Оборудование лаборатории

Уравнения и их решения

19

30-31

Знакомство с определением понятия  уравнения. Решение уравнений

Интерактивный тренажёр

20

32-33

Числа седьмого десятка, их название, запись и расположение в натуральном ряду чисел

21

34-35

Числа восьмого десятка, их название, запись и расположение в натуральном ряду чисел. Сложение круглых десятков

Интерактивный тренажёр

22

36-37

Правило нахождения неизвестного слагаемого. Математический диктант

Презентация к уроку

23

38-39

Знакомство с сочетательным свойством сложения

24

40-41

Правило нахождения неизвестного вычитаемого. Проверочная работа по теме: «Решение уравнений» 

25

42-43

Работа над ошибками. Числа девятого десятка, их название, запись и расположение.

Интерактивный тренажёр

26

44-45

Правило нахождения неизвестного уменьшаемого. Самостоятельная работа по теме: «Решение простых задач»

27

46-47

Знакомство с понятием корень уравнения

Презентация к уроку

28

Контрольная работа по теме «Решение уравнений»

29

48-49

Работа над ошибками.  Решение уравнений разных видов

Составляем и решаем задачи

30

50-51

Сравнение текстов задач. КУС

31

52-54

Разбиение текста задачи на условие и вопрос. Смысл этих понятий

Презентация к уроку

32

55-57

Урок путешествие в страну Геометрию. Знакомство с прямоугольным треугольником

Презентация к уроку

2 четверть ( 32 часа)

1

58-59

Знакомство с искомым и данными понятиями

2

60-61

Решение простой задачи  с тремя данными

Интерактивный тренажёр

3

62-63

Решение простых задач различных видов

Сложение и вычитание двузначных чисел

4

64-65

Первое знакомство со сложением двузначных чисел. Поиск способов определения значений таких сумм

Интерактивный тренажёр

5

66-67

Правило сложения двузначных чисел

6

68-69

Знакомство с остроугольным треугольником  Математический диктант

7

70-71

Порядок действий в выражениях с двумя скобками

Интерактивный тренажёр

8

72-73

Подробная запись сложения двузначных чисел.

9

74-75

Работа над ошибками. Новая единица измерения длины – миллиметр, соотношение 1 см = 10 мм.

Презентация к уроку

10

76-77

Равнобедренные треугольники, их признак.

11

78-79

Сложение и вычитание двузначных чисел. Свёртывание подробной записи

Интерактивный тренажёр

12

80-81

Краткая запись, ее использование  при решении задач  КУС

13

82-83

Алгоритм сложения двузначных чисел. Подробная знаковая запись алгоритма сложения.

14

84-85

Классификация треугольников по двум признакам: равнобедренные и прямоугольные треугольники.

Презентация к уроку

15

86-87

Выполнение сложения и вычитания двузначных чисел столбиком с переходом через десяток

16

88-89

Свойства сложения: переместительное, сочетательное, одно слагаемое ноль

Интерактивный тренажёр

17

90-91

Знакомство с равносторонним треугольником

18

92-93

Вычитание двузначных чисел при помощи подробной записи

19

94-95

Алгоритм вычитания двузначных чисел. Подробная знаковая запись алгоритма вычитания.  Математический диктант

20

96-97

Знакомство с признаками составной задачи. Сравнение составной задачи с простой

Презентация к уроку

21

Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»

22

98-99

Работа над ошибками. Выполнение сложения и вычитания двузначных чисел столбиком.

Вместимость

Оборудование лаборатории

23

100-101

Вместимость как признак сравнения объектов. Измерение вместимости произвольными мерками  КУС

Оборудование лаборатории

24

102-103

Общепринятая единица вместимости – литр. Измерение вместимости сосудов в литрах

Оборудование лаборатории

25

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»

26

104-105

Работа над ошибками. Измерение вместимости произвольными мерками

Оборудование лаборатории

Время и его измерение

27

106-107

Понятие о времени.

Оборудование лаборатории

28

108-109

Единица измерения времени – сутки. Разные способы определения времени на часах в зависимости от времени суток.

Презентация к уроку

29

110-111

Классификация треугольников по двум признакам: равнобедренные и разносторонние прямоугольные треугольники.

30

112-113

Соотношение – 1 сутки = 24 часа. Определение времени по часам.

Интерактивный тренажер

31

114-115

Определение времени по часам. Новая единица определения времени – минута.

Оборудование лаборатории

32

116-117

Урок-игра КВМ

Презентация к уроку

3 четверть ( 40 часов)

1

118-119

Сложение и вычитание двузначных чисел.

Интерактивный тренажер

2

120-121

Понятие о периметре. Определение периметра произвольного многоугольника.

3

122-123

Простые и составные задачи, решение

Интерактивный тренажер

4

124-125

Сложение и вычитание двузначных чисел  Математический диктант

Интерактивный тренажер

                              Умножение и деление

5

3-5

Первый подход к умножению – вычисление сумм с равными слагаемыми

6

6-7

Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения

Интерактивный тренажер

7

8-9

Периметр многоугольника  КУС

8

10-11

Знакомство с термином произведение, значение произведения. Преобразование суммы равных слагаемых в произведение

9

12-13

Знакомство с термином множители. Математический смысл каждого из двух множителей с точки зрения умножения

Интерактивный тренажер

10

13-14

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым  Математический диктант

11

15

Решение задач на нахождение периметра многоугольника

12

16-17

Римская письменная нумерация и используемые в ней цифры. Правило записи чисел повторением одной и той же цифры.

Презентация к уроку

13

18-19

Правило записи чисел цифрами римской нумерации.

14

Проверочная работа по теме «Решение простых задач»

15

20 - 21

Работа над ошибками. Переход от записи арабскими цифрами к их записи римскими и обратная операция

Интерактивный тренажер

16

22-23

Сложение и вычитание двузначных чисел

Интерактивный тренажер

17

24

Знакомство с правилом вычитания числа из суммы

18

25

Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной КУС   

19

26-27

Знакомство со схемами  рассуждений при решении составных задач

20

28-29

Знакомство с действием деления. Знак деления.

Интерактивный тренажер

21

30-31

Математический смысл деления.

Проверочная работа по теме «Время и его измерение»

22

32-33

Работа над ошибками. Знакомство со свойством прямоугольника

23

34

Связь между делением и умножением, между делением и вычитанием

24

35

Измерение и сравнение массы объектов при помощи весов

Оборудование лаборатории

25

36-37

Знакомство с термином частное, значение частного

Интерактивный тренажер

26

38-39

Знакомство с терминами делитель, делимое

Интерактивный тренажер

27

40

Знакомство с новым видом задач: увеличение числа в несколько раз

28

41

Преобразование текстов в задачи (различные случаи)  Математический диктант

Интерактивный тренажер

29

42-43

Решение и составление задач по краткой записи

30

44

Обратная взаимосвязь между действиями умножения и деления

31

45

Обобщение по теме «Умножение, деление»

Интерактивный тренажер

32

Проверочная работа по теме «Умножение и деление»

33

46-47

Работа над ошибками. Решение задач различных видов

Интерактивный тренажер

Таблица умножения

34

48-49

Начало составления таблицы умножения. Составление таблицы умножения на 2,

Интерактивный тренажер

35

50-51

Составление таблицы умножения на 3

Интерактивный тренажер

36

52-53

Знакомство с действиями первой и второй ступени  КУС

37

54-55

Составление таблицы умножения . Случаи умножения на 4

Интерактивный тренажер

38

56-57

Составление таблицы умножения . Случаи умножения на  5

Интерактивный тренажер

39

58-59

Нахождение периметра многоугольников по формулам

40

Урок-игра «В царстве математики»

Презентация к уроку

4 четверть (36 часов)

1

60-61

Порядок действий в сложных выражениях с действиями  одной ступени

2

62-63

Знакомство с переместительным законом умножения

Презентация к уроку

3

64-65

Порядок действий в сложных выражениях с действиями  разных ступеней

4

66

Составление таблицы умножения . Случаи умножения на 6, 7

Интерактивный тренажер

5

67

Нахождение неизвестного множителя. Решение уравнений вида а*в= с

6

68-69

Проверочная работа по теме: «Решение задач содержащих «больше в …, меньше в…»» Составление таблицы умножения . Случаи умножения на 8

Интерактивный тренажер

7

70-71

Работа над ошибками. Составление таблицы умножения . Случаи умножения на 9 

Интерактивный тренажер

8

72-73

Сложные выражения с действиями разных ступеней без скобок и со скобками. Математический диктант

9

74-75

Преобразование таблицы умножения.

Самостоятельная работа по теме: «Решение задач на расчёт стоимости, цены и количества»

10

76-77

Умножение натурального числа на 1

Интерактивный тренажер

11

78-79

Деление натурального числа  на 1, на то же самое число

12

80-81

Нахождение неизвестного делителя, делимого. Решение уравнений вида а:в=с  КУС

13

82-83

Умножение в случаях, когда один из множителей равен нулю

Интерактивный тренажер

14

84-85

 Деление нуля на натуральное число

15

86-87

Решение сложных выражений

16

88-89

Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление»

17

Работа над ошибками. Решение сложных выражений

Трехзначные числа

18

90-91

Образование новой счетной единицы счета – сотни

Презентация к уроку

19

92-93

Счет сотнями. Запись цифрами получившихся в результате счета чисел и соответствующие им числительные. Правило вычитания суммы из числа

Интерактивный тренажер

20

94-95

Получение трехзначных чисел при счете десятками. Правила образования названий трехзначных чисел

21

96-97

Образование трехзначных чисел, получаемых присчитыванием по единице

Интерактивный тренажер

22

98-99

Чтение и запись трехзначных чисел, получаемых присчитыванием  десятками  КУС

23

100-101

Обратные задачи. Установление взаимосвязи между обратными задачами

Презентация к уроку

24

102-103

Чтение и запись трехзначных чисел, получаемых присчитыванием по единице

25

Проверочная работа по теме: «Трёхзначные числа»

26

104-105

Работа над ошибками. Нахождение периметра многоугольников разными способами

Интерактивный тренажер

27

106-107

Порядок действий в выражениях с двумя скобками

28

108-109

Знакомство с различными способами формулировки задач.

Интерактивный тренажер

29

110-111

Знакомство с календарем. Соотношение 1 год = 365 (366) суток, 1 год = 12 месяцев  Математический диктант

30

112-113

Единица измерения времени – неделя. Соотношение 1 неделя = 7 суток.

Презентация к уроку

31

Итоговая стандартизированная контрольная работа за год

32

114-115

Работа над ошибками.  Календарь. Соотношение 1 месяц=30 суток

Презентация к уроку

33

116-117

Решение задач различных видов

34

118-119

Взаимосвязь единиц времени

Оборудование лаборатории

35

120-121

Знакомство с объемными фигурами (куб, призма)

36

122-123

Урок –путешествие « Занимательный задачник»

Презентация к уроку

Требования к уровню подготовки учащихся

По разделу «Изучение чисел» обучающиеся должны  иметь представление:

о различии понятий «число» и «цифра».

знать:

  • арабские цифры и значение каждой из них;
  • римские цифры I, V, X и значение каждой из них;
  • названия первых трёх разрядов натуральных чисел

уметь:

- читать и писать любое изученное число;

- определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между ними,

  • представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

По разделу «Изучение действий» обучающиеся должны иметь представление:

  • о смысле каждого из четырех арифметических действий;
  • о переместительном и сочетательном законах сложения и свойствах вычитания;
  • о переместительном законе умножения;
  • о связи между обратными действиями;
  • о делении с остатком;
  • о зависимости изменения результатов действий от изменения их компонентов;
  • о связи между уравнениями вида a + x = b, x-a = b, а также a-x = b, x:a = b, a:x = b;

■        знать:

  • таблицу сложения в полном объеме;
  • особые случаи арифметических действий;
  • знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
  • порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;
  • термины «уравнение», «решение уравнения», «корень уравнения»;

■        уметь:

-   складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку и в        

     столбик;

  • выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования справочника «Таблица умножения»;

      -   находить значение сложных выражений, содержащих 2-3 действия;

  • решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.

               По разделу «Изучение элементов геометрии» обучающиеся должны иметь представление:

-  о видах треугольников по углам и по соотношению сторон;

 -  о длине ломаной и периметре произвольного многоугольника (в том числе прямоугольника и квадрата);

  • о признаках сходства и различия между объемными телами одного вида и разных видов;

■        знать:

  • термин периметр и его значение, обозначение периметра (Р);
  • термины основание, грань, ребро, вершина в применении к объемным телам;

■        уметь:

  • определять вид треугольника;
  • находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;
  • находить основания, грани, ребра и вершины объемных тел.

По разделу «Величины и их измерение» обучающиеся должны иметь представление:

  • о массе и вместимости и их измерении;
  • о происхождении единиц измерения времени сутки, год;
  • об особенностях года и месяца как единиц измерения времени;

■        знать:

  • единицы длины - миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100    

                см = 1 м;

  • единицу измерения массы - килограмм и единицы измерения вместимости - литр;
  • единицы измерения времени минута, час, сутки, неделя, месяц, год и соотношения: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12    

               мес. = 1 год;

 уметь:

  • определять массу при помощи весов и гирь;
  • определять время суток по часам;
  • решать несложные задачи на определение времени протекания действия.

По разделу «Работа с задачами» обучающиеся должны иметь представление:

  • об особенностях и признаках задачи как особого вида математического задания;
  • о краткой записи задачи;
  • о возможности формулировать задачу разными способами;
  • об обратных задачах и о связи между ними;
  • о задачах с недостающими и избыточными данными.

■        знать:

  • термины условие, вопрос, данные, искомое (искомые);
  • условные знаки, используемые в краткой записи задачи;

■        уметь:

  • выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое, устанавливать их отсутствие;
  • дополнять текст до задачи;
  • выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
  • составлять задачи, обратные данной;
  • выбирать и обосновывать выбор действия для решения простой задачи на любое из четырех арифметических действий.

Базовый минимум: называть, приводить примеры:

- компонентов умножения и деления (произведение, множители; частное, делимое, делитель);

различать:

  • математические выражения «произведение» и «частное»;
  • многоугольники по числу углов;

 воспроизводить по памяти:

  • результаты всех табличных случаев сложения и вычитания;
  • решать практические задачи;
  •  читать и записывать в десятичной системе счисления однозначные и двузначные числа и называть их в порядке  

               возрастания и убывания;

  • сравнивать однозначные и двузначные целые неотрицательные числа;
  • сравнивать длину отрезков, массу и время;
  • выполнять устно несложные случаи сложения и вычитания в пределах двузначных чисел;
  • выполнять письменно все случаи сложения и вычитания двузначных чисел;
  • соотносить единицы измерения величин. Длины: 1 м = 10 дм = 100 см, 1 см = 10 мм; Времени: 1 ч = 60 мин., 1 сут. = 24 ч, 1 год = 12

               мес;

  • решать простые текстовые задачи;
  • вычислять периметр прямоугольника.

Прохождение программы

Четверть

Количество часов по программе

Проведено фактически

Уроков

КУС

М.Д

Контр.

Уроков

КУС

М.Д.

Контр.

I

II

III

IV

Год

                       Средства контроля

                    В течение учебного года планируется провести шесть контрольных работ: 4 тематические, одна стартовая и одна промежуточная    

                      (итоговая за 2 класс) и восемь проверочных работ по основным разделам курса.  Раз в месяц проверка вычислительных

                      навыков: математический диктант и контрольный устный счёт.

Учебно-методические средства обучения

1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина  С.Н.  Математика: Учебник для 2        класса: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 2, 3, 4 классов. -Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

3. Итина Л.С, Кормишина С.Н. Волшебные точки: Рабочие тетради по математике для 2, 3, 4 классов. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

4. Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас. Тетради для практических работ для 2, 3 классов. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

5. Методические пособия для учителя по курсу «Математика» для 1, 2, 3, 4 классов. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

6. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

7. Примерное планирование уроков математики для 1-4 классов/О.В. Федоскина. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Интерактивные ресурсы:

  1. http://www.mat-raskraska.ru/index.php/tabl-umnozenia-deleniya
  2. http://mirslovarei.com/
  3. http://p4olkinascool.jimdo.com/%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BC-%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%83-%D1%83%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE
  4. http://konsultaciyaonline.ru/tablica-umnozheniya-i-deleniya-skachat.html
  5. http://dljadetejigry.ru/vinks-tablitsa-umnozheniya-i-deleniya-online/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...