Урок математики 4 класс Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
занимательные факты по математике (4 класс) на тему

Феоктистова Евгения Константиновна

Открытие нового знания

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 4 а класс Феоктистова Е.К.

Слайд 3

Какая часть квадрата закрашена на рисунках?

Слайд 4

28 365 В году 365 дней. В феврале – 28 дней, а в июле 31 день. Какую часть года составляет февраль, а какую – июль? 31 365

Слайд 5

9 24 24 5 Воронёнок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов. Какую часть суток он спит, а какую – учится?

Слайд 6

60 100 Длина пойманной воронятами змеи 60 см. Какую часть метра составляет длина змеи?

Слайд 7

200 1000 Вес одного яблока 200 граммов. Какую часть килограмма весит это яблоко?

Слайд 8

15 60 45 60 Воронёнок гулял один час. 15 минут он ловил бабочек, а остальные 45 минут учился летать. Какую часть часа воронёнок ловил бабочек, а какую – учился летать?

Слайд 9

Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – _________, знайте, Под чертою – __________. Дробь такую, непременно, Надо звать ____________. Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ________. Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется _________. числитель знаменатель обыкновенной знаменатель числитель

Слайд 10

Какие дроби называются правильными, а какие неправильными? Какие из данных дробей являются правильными? Какие неправильными? Расположите дроби в порядке возрастания: 9 14 1 14 14 14 3 14 11 14 9 2 33 149 15 15 1 7 7 18 3 14 9 14 11 14 1 14 14 14

Слайд 11

2 17 + 3 17 2+3 17 = 17 17 - 5 17 17-5 17 = 5 17 = 12 17 = 17 конфет

Слайд 12

Заполните таблицу а 13 32 82 125 27 44 14 17 b 9 32 3 47 27 44 28 123 a+b 82 125 22 17 a-b 22 47 56 123 22 32 4 32 2 5 4 7 28 4 7 54 44 11 2 1 23 0 8 2 125 84 1 23 8 17 6 17 0

Слайд 13

Итак, Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями? Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?

Слайд 14

Физкультминутка



Предварительный просмотр:

Урок математики по теме

"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

(4-й класс)

Феоктистова Евгения Константиновна, учитель начальных классов

Основные цели:

  1. сформировать способность к сложению дробей с одинаковыми знаменателями;
  2. тренировать вычислительные навыки; анализ и решение текстовых задач.
  3. Способствовать развитию коммуникативных, ….
  4. способствовать развитию памяти, внимания, речи; умения самостоятельно применять знания;
  5. воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, прививать любовь к математике.

Демонстрационный материал:

  1. “Домик  дробей” для этапа самоопределения
  2. Опорная схема: сложение дробей с одинаковыми знаменателями
  3. Эталон для самопроверки самостоятельной работы

Раздаточный материал:

  1. Карточки с таблицами для работы на протяжении урока, самопроверки.
  2. Текстовая задача для этапа затруднения.

Решите задачу: Винни – Пух пошел в гости к ослику Иа-Иа. В первый час он прошел 3/8 всего пути, а во второй – 2/8 всего пути. Какую часть пути до Иа-Иа прошел Винни – Пух за два часа вместе?

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: дроби.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Над какой темой мы уже несколько уроков работаем? (Дроби) Схема.

img1.gif (14323 bytes)

– Рассмотрите “Домик”, который выстроился в процессе изучения темы. Что интересного вы замечаете? (В нем все, что мы изучили в этой теме.)

– Изучая дроби, мы поднимались по этажам. Давайте вспомним, что мы умеем делать с дробями. (Изображать дроби на моделях, сравнивать их, решать задачи на нахождение части числа, выраженной дробью, числа по его части, выраженной дробью.)

– На этом уроке мы продолжим работу над темой “Дроби”. Как вы   думаете, почему окошки этажом выше закрыты? (Наверное, что-то еще не знаем в этой теме.)

– Хотите подняться на следующий этаж и узнать что-то новое о дробях? (Да.)

– Тогда в путь?

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) повторить понятие дроби, смысл ее числителя и знаменателя, смысл действия сложения;
2) тренировать устные и письменные вычислительные навыки сложения чисел, в решении задач на дроби;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность знаний о сложении дробей с одинаковыми знаменателями.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1. Тренинг вычислительных навыков.

1) Какая часть квадрата закрашена? (2/4     3/4      1/4  )
2) Какую часть поля вспахал тракторист?  (5/6)

3) Какую часть шахматной доски прошел конь? (4/64)

4)В году 365 дней. В феврале 28 дней, в июле 31 день. Какую часть они составляют от года? Что показывает знаменатель дроби , числитель дроби? (знаменатель – на сколько равных частей разделили целое, числитель – сколько таких частей взяли)
5) Вороненок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов. Какую часть суток он спит, а какую учится? ( 9/24  5/24)
6) Вороненок гулял один час, 15 мин он ловил бабочек, остальные 45 мин учился летать. Какую часть часа вороненок ловил бабочек, а какую часть часа он учился летать? Сравните эти дроби.
7)Длина дороги 20 км, заасфальтировали 2/5 дороги. Какая часть заасфальтирована?  20:5-2=8 км

 Каждый может за версту видеть дробную черту, над чертой –числитель(говорят дети) знайте, под чертою-знаменатель. Дробь такую непременно надо звать обыкновенной.

Пробное действие

– Решите задачу: “Винни – Пух пошел в гости к ослику Иа – Иа. В первый час он прошел 3/8 всего пути, а во второй – 2/8 всего пути. Какую часть пути до Иа-Иа прошел Винни-Пух за два часа вместе?”

Разные варианты ответов детей обсуждаются: возникает затруднение. Учитель предлагается определиться всем ребятам с одним из вариантов ответов, правильным по их мнению.

– Докажите правильность решения, опираясь на известный алгоритм. (Не можем, так как у нас нет алгоритма  для решения этой задачи)

3. Постановка проблемы

Цель:

1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;
2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на 3 этапе.

– Уточните еще раз, какое задание мы выполняли? Что нам надо было найти в задаче? (Часть пути, которую пройдет Винни-Пух за первый и второй час вместе.)

– Условие задачи проиллюстрируем с помощью схемы:

http://festival.1september.ru/articles/566222/img2.gif

– С помощью какого действия мы можем объединить части? (с помощью действия сложения)

– Значит, правы были те, кто составил выражение 3/8 + 2/8. есть ли у вас затруднение в понимании смысла сложения: сложить – значит объединить, взять вместе? (нет)

– А почему же получились разные ответы?

– Это задание похоже на те, что решали ранее?

– Почему же возникло затруднение? (Нет образца, не встречались с такими заданиями)

– Поставьте перед собой цель. (Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями.)

– Давайте уточним тему урока. (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями)

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель: сформировать представление о сложении дробей с одинаковыми знаменателями

Организация учебного процесса на 4 этапе.

– Каким способом вы предлагаете найти значение суммы? (Построить схему к задаче, с помощью отрезка  и вывести с помощью них общее правило.)

– Поработаем в группах – раздать модели ( круг) , разделим на 8 равных частей.

– Пользуясь схемой и моделями фигур, найдите сумму дробей 3/8 и 2/8, сделайте вывод и запишите его в буквенном виде

5. Реализация проекта.

– Предоставляется слово каждой группе.

Обратить внимание на обобщенные буквенные равенства:

http://festival.1september.ru/articles/566222/img3.gif

(Для числителей удобнее выбрать буквы а и в, идущие в начале алфавита, а для знаменателя – букву п из общего вида записи дробей)

Вывод:

http://festival.1september.ru/articles/566222/img4.gif

Вывесить ЭТАЛОН

– Что мы делаем, чтобы сложить дроби. Давайте построим алгоритм:

1. Сложить числители дроби и записать в числитель суммы.

2. В знаменатель суммы записать их общий знаменатель.

– Сформулируйте полученный вывод в виде правила. (Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, можно сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.)

Вернемся к задаче про Винни – Пуха, которую решали (убрать неправильные ответы, оставить только правильный), есть верное решение? Молодец!

– Чем воспользуемся, чтобы проверить ваши предположения? (Учебником) с. 7.

6. Первичное закрепление.

Цель: зафиксировать правило сложения дробей во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Потренируемся выполнять действия.

1. Фронтальная работа

с. 7 № 2       1 задание проговариваем хором, второе – один ученик у доски

№ 3 в парах. Дети выполняют по одному примеру, комментируя решение друг другу

Сложение по числовому лучу можно выполнить по тому же правилу, что и сложение натуральных чисел: отметить первое слагаемое на числовом луче и переместить вправо столько долей, сколько показывает второе слагаемое.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

№ 4

Молодцы! У вас неплохо все получилось! Теперь выполните задание самостоятельно:

После выполнения задания открывается эталон для самопроверки:

- Проверьте работу. Кто допустил ошибку?....( ) Поставьте знак ?

- Какую ошибку допустили и почему? (..)

– Кто выполнил задание правильно? Молодцы! Поставьте себе +

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: тренировать способность к решению задач на сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

– Где можем использовать полученные знания? (При решении задач)

1. с. 8 № 6 (б)

- Прочитайте и проанализируйте задачу. (В задаче известно, что надо найти.) Сравните дроби, каким эталоном воспользуемся для этого?

2. с. 8. № 5 (дополнительно № 7 1 таблицу)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать достижение поставленных целей;
2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;
3) обсудить домашнее задание.

– Назовите тему урока. ().

– Назовите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями ( )

– У кого в самостоятельной работе не было ошибок, кто работал на уроке с желанием, прикрепите зеленый магнитик к данной карточке.

– Если вы работали с желанием, но у вас возникали небольшие затруднения, прикрепите синий магнитик ко второй карточке.

Если у вас не было желания работать на уроке, вы боялись отвечать, боялись выполнять работу, прикрепите красный магнитик к третьей карточке.

Оцените себя.

– Ребята, как преодолеть возникшие затруднения? (потренироваться, порешать подобные задачи)

– А мы уже готовы завтра написать контрольную работу по этой теме? (Нет, надо еще потренироваться, порешать задания) Значит, завтра продолжить изучение темы дроби.

Домашнее задание: с. 8 № 8, № 7 (1 таблицу на выбор) и дополнительно по желанию, для тех кто желает провести небольшое математическое исследование № 9.

Литература:

  1. Алексеева А.В. Сценарии уроков к учебнику “Математика” 4 класс. М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2005.
  2. Гамаюнова Е.Ю. Сложение дробей. Интернет-ресурсы: Слайды 3–17 взяты с http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=254&page=2
  3. Петерсон Л.Г. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"

Урок проводится в виде деловой игры "Капитал". Класс делится на 4 группы (банки). Цель каждой группы - увеличить капитал путем правильного выполнения заданий....

Конспект урока по теме "Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 3 класс

Урок разработан по системе Л.В.Занкова и даёт возможность через решение практических задач самостоятельно вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями....

Использование личностного опыта ребенка при освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока по математике в 4 классе по программе Л.Г. Петерсон

Использование личностного опыта ребенка  при  освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока  по математике в 4 классе по программе Л.Г. ...

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Конспект урока математики с применением образовательных комплексов серии "1С: Школа"...

Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Тема урока: «Сложение  и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии пробле...

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 3 класс УМК "Перспектива"

Цель урока: формирование умений складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем; развитие навыков для решения текстовых задач. Задачи урокаДидактические:Формировать знания о сложении и вычи...

Технологическая карта урока математики, УМК "Перспектива", 4 класс, тема: "Вычитание дробей с одинаковым знаменателем"

Цель урока: способствовать формированию представления о нахождении значения выражений и решении задачи при помощи вычитания дробей с одинаковым знаменателем.Задачи урока:Дидактические: 1. Создать усло...