Урок математики 4 класс Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
занимательные факты по математике (4 класс) на тему
Открытие нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какая часть квадрата закрашена на рисунках?
28 365 В году 365 дней. В феврале – 28 дней, а в июле 31 день. Какую часть года составляет февраль, а какую – июль? 31 365
9 24 24 5 Воронёнок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов. Какую часть суток он спит, а какую – учится?
60 100 Длина пойманной воронятами змеи 60 см. Какую часть метра составляет длина змеи?
200 1000 Вес одного яблока 200 граммов. Какую часть килограмма весит это яблоко?
15 60 45 60 Воронёнок гулял один час. 15 минут он ловил бабочек, а остальные 45 минут учился летать. Какую часть часа воронёнок ловил бабочек, а какую – учился летать?
Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – _________, знайте, Под чертою – __________. Дробь такую, непременно, Надо звать ____________. Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется ________. Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется _________. числитель знаменатель обыкновенной знаменатель числитель
Какие дроби называются правильными, а какие неправильными? Какие из данных дробей являются правильными? Какие неправильными? Расположите дроби в порядке возрастания: 9 14 1 14 14 14 3 14 11 14 9 2 33 149 15 15 1 7 7 18 3 14 9 14 11 14 1 14 14 14
2 17 + 3 17 2+3 17 = 17 17 - 5 17 17-5 17 = 5 17 = 12 17 = 17 конфет
Заполните таблицу а 13 32 82 125 27 44 14 17 b 9 32 3 47 27 44 28 123 a+b 82 125 22 17 a-b 22 47 56 123 22 32 4 32 2 5 4 7 28 4 7 54 44 11 2 1 23 0 8 2 125 84 1 23 8 17 6 17 0
Итак, Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями? Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
Физкультминутка
Предварительный просмотр:
Урок математики по теме
"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"
(4-й класс)
Феоктистова Евгения Константиновна, учитель начальных классов
Основные цели:
- сформировать способность к сложению дробей с одинаковыми знаменателями;
- тренировать вычислительные навыки; анализ и решение текстовых задач.
- Способствовать развитию коммуникативных, ….
- способствовать развитию памяти, внимания, речи; умения самостоятельно применять знания;
- воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, прививать любовь к математике.
Демонстрационный материал:
- “Домик дробей” для этапа самоопределения
- Опорная схема: сложение дробей с одинаковыми знаменателями
- Эталон для самопроверки самостоятельной работы
Раздаточный материал:
- Карточки с таблицами для работы на протяжении урока, самопроверки.
- Текстовая задача для этапа затруднения.
Решите задачу: Винни – Пух пошел в гости к ослику Иа-Иа. В первый час он прошел 3/8 всего пути, а во второй – 2/8 всего пути. Какую часть пути до Иа-Иа прошел Винни – Пух за два часа вместе? |
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: дроби.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Над какой темой мы уже несколько уроков работаем? (Дроби) Схема.
– Рассмотрите “Домик”, который выстроился в процессе изучения темы. Что интересного вы замечаете? (В нем все, что мы изучили в этой теме.)
– Изучая дроби, мы поднимались по этажам. Давайте вспомним, что мы умеем делать с дробями. (Изображать дроби на моделях, сравнивать их, решать задачи на нахождение части числа, выраженной дробью, числа по его части, выраженной дробью.)
– На этом уроке мы продолжим работу над темой “Дроби”. Как вы думаете, почему окошки этажом выше закрыты? (Наверное, что-то еще не знаем в этой теме.)
– Хотите подняться на следующий этаж и узнать что-то новое о дробях? (Да.)
– Тогда в путь?
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) повторить понятие дроби, смысл ее числителя и знаменателя, смысл действия сложения;
2) тренировать устные и письменные вычислительные навыки сложения чисел, в решении задач на дроби;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность знаний о сложении дробей с одинаковыми знаменателями.
Организация учебного процесса на этапе 2.
1. Тренинг вычислительных навыков.
1) Какая часть квадрата закрашена? (2/4 3/4 1/4 )
2) Какую часть поля вспахал тракторист? (5/6)
3) Какую часть шахматной доски прошел конь? (4/64)
4)В году 365 дней. В феврале 28 дней, в июле 31 день. Какую часть они составляют от года? Что показывает знаменатель дроби , числитель дроби? (знаменатель – на сколько равных частей разделили целое, числитель – сколько таких частей взяли)
5) Вороненок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов. Какую часть суток он спит, а какую учится? ( 9/24 5/24)
6) Вороненок гулял один час, 15 мин он ловил бабочек, остальные 45 мин учился летать. Какую часть часа вороненок ловил бабочек, а какую часть часа он учился летать? Сравните эти дроби.
7)Длина дороги 20 км, заасфальтировали 2/5 дороги. Какая часть заасфальтирована? 20:5-2=8 км
Каждый может за версту видеть дробную черту, над чертой –числитель(говорят дети) знайте, под чертою-знаменатель. Дробь такую непременно надо звать обыкновенной.
Пробное действие
– Решите задачу: “Винни – Пух пошел в гости к ослику Иа – Иа. В первый час он прошел 3/8 всего пути, а во второй – 2/8 всего пути. Какую часть пути до Иа-Иа прошел Винни-Пух за два часа вместе?”
Разные варианты ответов детей обсуждаются: возникает затруднение. Учитель предлагается определиться всем ребятам с одним из вариантов ответов, правильным по их мнению.
– Докажите правильность решения, опираясь на известный алгоритм. (Не можем, так как у нас нет алгоритма для решения этой задачи)
3. Постановка проблемы
Цель:
1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;
2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на 3 этапе.
– Уточните еще раз, какое задание мы выполняли? Что нам надо было найти в задаче? (Часть пути, которую пройдет Винни-Пух за первый и второй час вместе.)
– Условие задачи проиллюстрируем с помощью схемы:
– С помощью какого действия мы можем объединить части? (с помощью действия сложения)
– Значит, правы были те, кто составил выражение 3/8 + 2/8. есть ли у вас затруднение в понимании смысла сложения: сложить – значит объединить, взять вместе? (нет)
– А почему же получились разные ответы?
– Это задание похоже на те, что решали ранее?
– Почему же возникло затруднение? (Нет образца, не встречались с такими заданиями)
– Поставьте перед собой цель. (Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями.)
– Давайте уточним тему урока. (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями)
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель: сформировать представление о сложении дробей с одинаковыми знаменателями
Организация учебного процесса на 4 этапе.
– Каким способом вы предлагаете найти значение суммы? (Построить схему к задаче, с помощью отрезка и вывести с помощью них общее правило.)
– Поработаем в группах – раздать модели ( круг) , разделим на 8 равных частей.
– Пользуясь схемой и моделями фигур, найдите сумму дробей 3/8 и 2/8, сделайте вывод и запишите его в буквенном виде
5. Реализация проекта.
– Предоставляется слово каждой группе.
Обратить внимание на обобщенные буквенные равенства:
(Для числителей удобнее выбрать буквы а и в, идущие в начале алфавита, а для знаменателя – букву п из общего вида записи дробей)
Вывод:
Вывесить ЭТАЛОН
– Что мы делаем, чтобы сложить дроби. Давайте построим алгоритм:
1. Сложить числители дроби и записать в числитель суммы.
2. В знаменатель суммы записать их общий знаменатель.
– Сформулируйте полученный вывод в виде правила. (Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, можно сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.)
Вернемся к задаче про Винни – Пуха, которую решали (убрать неправильные ответы, оставить только правильный), есть верное решение? Молодец!
– Чем воспользуемся, чтобы проверить ваши предположения? (Учебником) с. 7.
6. Первичное закрепление.
Цель: зафиксировать правило сложения дробей во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Потренируемся выполнять действия.
1. Фронтальная работа
с. 7 № 2 1 задание проговариваем хором, второе – один ученик у доски
№ 3 в парах. Дети выполняют по одному примеру, комментируя решение друг другу
Сложение по числовому лучу можно выполнить по тому же правилу, что и сложение натуральных чисел: отметить первое слагаемое на числовом луче и переместить вправо столько долей, сколько показывает второе слагаемое.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
№ 4
Молодцы! У вас неплохо все получилось! Теперь выполните задание самостоятельно:
После выполнения задания открывается эталон для самопроверки:
- Проверьте работу. Кто допустил ошибку?....( ) Поставьте знак ?
- Какую ошибку допустили и почему? (..)
– Кто выполнил задание правильно? Молодцы! Поставьте себе +
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель: тренировать способность к решению задач на сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
– Где можем использовать полученные знания? (При решении задач)
1. с. 8 № 6 (б)
- Прочитайте и проанализируйте задачу. (В задаче известно, что надо найти.) Сравните дроби, каким эталоном воспользуемся для этого?
2. с. 8. № 5 (дополнительно № 7 1 таблицу)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать достижение поставленных целей;
2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;
3) обсудить домашнее задание.
– Назовите тему урока. ().
– Назовите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями ( )
– У кого в самостоятельной работе не было ошибок, кто работал на уроке с желанием, прикрепите зеленый магнитик к данной карточке.
– Если вы работали с желанием, но у вас возникали небольшие затруднения, прикрепите синий магнитик ко второй карточке.
Если у вас не было желания работать на уроке, вы боялись отвечать, боялись выполнять работу, прикрепите красный магнитик к третьей карточке.
Оцените себя.
– Ребята, как преодолеть возникшие затруднения? (потренироваться, порешать подобные задачи)
– А мы уже готовы завтра написать контрольную работу по этой теме? (Нет, надо еще потренироваться, порешать задания) Значит, завтра продолжить изучение темы дроби.
Домашнее задание: с. 8 № 8, № 7 (1 таблицу на выбор) и дополнительно по желанию, для тех кто желает провести небольшое математическое исследование № 9.
Литература:
- Алексеева А.В. Сценарии уроков к учебнику “Математика” 4 класс. М.: УМЦ “Школа 2000…”, 2005.
- Гамаюнова Е.Ю. Сложение дробей. Интернет-ресурсы: Слайды 3–17 взяты с http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=254&page=2
- Петерсон Л.Г. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 4 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Урок проводится в виде деловой игры "Капитал". Класс делится на 4 группы (банки). Цель каждой группы - увеличить капитал путем правильного выполнения заданий....
Конспект урока по теме "Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 3 класс
Урок разработан по системе Л.В.Занкова и даёт возможность через решение практических задач самостоятельно вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями....
Использование личностного опыта ребенка при освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока по математике в 4 классе по программе Л.Г. Петерсон
Использование личностного опыта ребенка при освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока по математике в 4 классе по программе Л.Г. ...
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Конспект урока математики с применением образовательных комплексов серии "1С: Школа"...
Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии пробле...
Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 3 класс УМК "Перспектива"
Цель урока: формирование умений складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем; развитие навыков для решения текстовых задач. Задачи урокаДидактические:Формировать знания о сложении и вычи...
Технологическая карта урока математики, УМК "Перспектива", 4 класс, тема: "Вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Цель урока: способствовать формированию представления о нахождении значения выражений и решении задачи при помощи вычитания дробей с одинаковым знаменателем.Задачи урока:Дидактические: 1. Создать усло...