Урок математики
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
"Плошадь прямоугольного треугольника". 4 класс ("Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk.ur_._shorstova.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики по программе «Школа 2100»
4 класс-Тема: Площадь прямоугольного треугольника
Тема: Площадь прямоугольного треугольника.
Задачи: Дать обучающимся представление о площади прямоугольного треугольника, вывести формулу, сформировать способность к использованию её для решения задач. Познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза».
2.Тренировать навыки устных вычислений и действий с многозначными числами.
3.Способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания, творческих способностей учащихся, навыки самоанализа.
4.Воспитывать интерес к предмету, взаимопонимание и дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.
Методы: 1 .Проблемно-поисковые.
2. Дедуктивные.
З.Подводящий диалог. 4.Практические.
5.Наглядные.
б.Моделирования. 7.Информационной поддержки. 8.Контроля и самоконтроля
Цели: Активизация учебной деятельности и развитие мышления обучающихся на уроке через учебный (побуждающий) диалог.
Формы обучения: 1..Коллективная.
2.Групповая. 3.Парная.
4.Индией дуальная.
Оборудование: Компьютер и мультимедийный проектор, дидактический материал; «Танграм», 3 прямоугольника из бумаги, ножницы, линейка, веер цифр и знаков для каждого ученика.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания по технологии деятельностного метода.
Ход урока
1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Ребята, вы сейчас очень напряжены. Давайте я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам бережного отношения друг к другу и хорошего настроения, которое поможет вам совершить маленькое открытие на этом уроке. Теперь откроем ладошки и скажем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать». А теперь, внимание!
2.Актуализация знаний. Минутка чистописания с элементами устного счёта.
Посмотрите на доску. Прочитайте число.
21102009
Как оно связано с датой сегодняшнего урока?
Запишите его в тетради, обращая внимание на правильное написание цифр. Для чего нам необходимо умение правильно и красиво писать цифры в числе?
Что вы можете рассказать об этом числе? Найдите сумму разрядных слагаемых.
Откиньте из записи числа цифры, обозначающие год. Какое число получилось? 2110
На какие числа его можно разделить?
-Это число оканчивается нулём, значит его можно разделить на 10. Запишите результат деления под числом.
-Это число чётное, поэтому делится на 2.
Отступив 2 клетки вправо, запишите следующий результат деления. Делится на 5, т. к. число оканчивается нулём. Записывайте и дальше все результаты деления.
-Делится на 1.
-Делится на само себя.
А теперь образуйте и запишите новое наименьшее четырёхзначное число, поменяв порядок цифр местами в числе 2110.
Давайте проверим результаты вычислений. Просигнализируйте карточками о согласии или несогласии с результатами ученика, работавшего у доски. Как вы оцениваете его работу? Задайте дополнительные вопросы.
На какие группы можно разбить данный ряд чисел? Расставьте ответы в порядке возрастания.
Найдите данные числа в таблице, зачеркните крестиком и последовательно соедините полученные результаты отрезками. (Таблицы на доске и на партах обучающихся). Соедините концы ломаной, сделав её замкнутой.
Какие геометрические фигуры получились? Выбери из набора фигур нужные. Оцените работу ученика у доски
Что вы знаете о прямоугольнике? Какая геометрическая фигура называется треугольником? Для каждой фигуры докажи, что она лишняя.
-А- все углы прямые.
-В- 3 угла ,а не 4.
-С-2 прямых угла, 1 острый и 1 тупой угол.
Что объединяет эти фигуры?
-Прямой угол.
З. Этап рефлексивного контроля. Подведение к теме урока.
Как называется такой треугольник? Что это значит «прямоугольный треугольник»?
Послушайте внимательно стихотворение Валентины Васильевны Волиной и ответьте на вопрос, какой треугольник называется прямоугольным?
Часто знает и дошкольник, что такое треугольник.
Попарно три прямых, пересекаясь,
Мне к трём углам дают три стороны.
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны.
Коль остры все углы - и я остроуголен,
С одним тупым - тупоуголен.
Коль остры два , а третий прям -
Прямоуголен я.
По сторонам бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны,
То я зовусь разносторонним
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я величаюсь.
Так какой треугольник называется прямоугольным?
4.Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации Определение темы и постановка совместной цели деятельности.
Игра «Танграм»
На что похожа эта фигура? Из каких геометрических фигур она состоит? Попробуйте сложить такую же. (Работа в группах).
Разгадайте ребус и узнаете ключевое слово нашего урока.
Что такое площадь? Площадь каких фигур мы умеем находить?
Напишите формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата по
вариантам. (Взаимопроверка тетрадей).
А теперь попробуйте вычислить площадь нашей трапеции. На какие две фигуры её можно разбить. Формулу нахождения площади прямоугольника мы записали. А теперь запишите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. Проблема! Кто догадался, какова тема нашего урока. На экране появляется надпись:
Слайд 1. Площадь прямоугольного треугольника.
Таким образом, цель урока - построить формулу зависимости между сторонами и площадью прямоугольного треугольника. Давайте спланируем ход работы.
-Сначала нужно найти способ, показать его на чертеже, а потом вывести буквенную формулу и назвать определение.
Физкульт минутка.
5. «Открытие» детьми нового знания.Практическая работа. У вас на партах модели прямоугольников. Разделите их на две равные части разными способами с помощью карандаша и линейки. Какие фигуры получились? Как доказать что они равны? Возьмите прямоугольник, который вы разделили по диагонали. Какие фигуры у вас получились? Сравните их по площади. Какие углы содержит
каждый треугольник? Можно ли с помощью перегибания доказать, что площади треугольников одинаковые?
Как будем доказывать?
- Разрежем и сравним с помощью наложения.
Слайд 2. Найдите площадь данного прямоугольника. Какой формулой воспользуетесь?
Решите.
Проверьте решение.
Как называется отрезок ВД?
Что вы можете сказать о диагонали?
Как бы вы нашли S прямоугольного треугольника?
-Найти площадь прямоугольника и разделить её на два.
Почему?
Что представляют из себя стороны ВС и СД? Известные нам длину и ширину.
Как бы вы доказали, что треугольники имеют равную площадь
По трём сторонам. Проверить вырезанием модели.
Как же можно записать эту формулу?
(Запись формулы в тетради и на доске). Вычислите площадь прямоугольного треугольника.
Итак, мы вывели формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. Давайте ещё раз вспомним, как мы это сделали?
Слайд 3. Что вы можете сказать об этой фигуре?
- Это треугольник, известны две стороны, один угол прямой.
Можно ли воспользоваться известной нам формулой нахождение площади прямоугольника для нахождения площади треугольника? Как?
- Достроить прямоугольник до прямоугольника.
Что представляют из себя стороны ВС и CD.
- Известные нам длину и ширину прямоугольника.
Как бы вы доказали, что треугольники имеют равную площадь?
- По трём сторонам.
Как же найти площадь прямоугольного треугольника?
Слайд 4. Найдите площадь этого треугольника. Что неизвестно?
(Если находят) Что представляют собой известные вам стороны треугольника?
(Достраиваются стороны прямоугольника).
Любые ли 2 измерения могут быть использованы для нахождения площади прямоугольного треугольника по открытой сегодня вами формуле ? Нет.
А какие?
-Те, которые совпадают со сторонами прямоугольника . Назовите еще раз формулу?
Слайд 5. Длины каких сторон надо знать, чтобы найти площадь прямоугольного треугольника.
У треугольника эти стороны, образующие прямой угол прямоугольного треугольника называются катетами, самая длинная сторона треугольника (она совпадает с диагональю прямоугольника), лежащая напротив прямого угла, называется гипотенузой.
Её не взяли в эту формулу площади прямоугольного треугольника.
Озвучьте формулу, используя новые термины.
-Площадь прямоугольного треугольника равна произведению его катетов, делённому на 2.
Формулу можно записать ещё так: S= a∙b
2
Прочтите определение.
Что значит полупроизведение?
6. Первичное закрепление»
Давайте сравним эту формулировку с нашим помощником учебником. Откройте страницу 95 учебника. Прочтём определение хором.
Физкультминутка.
Работа по учебнику.
Давайте ещё раз вспомним, что такое катеты и гипотенуза, а поможет нам №3, стр. 94.
- Чтение задания.
- Назови катеты и гипотенузы каждого треугольника.
- Обведи катеты красным карандашом, а гипотенузы - синим . (Взаимопроверка)
- Скажите, а для чего нам нужны эти знания? Как это может пригодиться в жизни?
- Вычислить площадь клумбы, пола, огорода, сцены.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Найдите задачу в учебнике стр.95, №5. Прочтите условие. Решите самостоятельно.
Проверка решения. На экране чертёж треугольника. Итак, надо найти
площадь данного треугольника. Что известно?
- Длины сторон - катеты.
Какой формулой мы воспользуемся? Почему?
-
Достроим до прямоугольника.
Назовите формулу, скажите определение.
Сравните решение.
Запишите ответ.
Что нового узнали на уроке?
- Название сторон прямоугольного треугольника, формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.
Чему равна площадь прямоугольного треугольника?
Какие стороны прямоугольного треугольника называются катетами?
- Стороны образующие прямой угол.
Назовите формулу нахождения прямоугольного треугольника. Как оцениваете свою работу?
8. Домашнее задание.
№5 (б,в), стр.95
* нарисовать прямоугольный треугольник. Найти его площадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...