Урок математики. Сложение и вычитание трёхзначных чисел.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Петровских Татьяна Ивановна

Разработка урока математики для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka.zip8.83 КБ
Package icon Презентация к уроку математики611.21 КБ
Package icon kartochki.zip3.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок математики 2 класс, программа традиционная «Школа России».

Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел.

Цели: Рассмотреть простейшие случаи сложения и вычитания трёхзначных  чисел;

Сформировать способность к счёту в пределах тысячи и записи  трёхзначных чисел.

Особое внимание уделить записи   трёхзначных  чисел в столбик.

Закреплять действия с величинами; отрабатывать взаимосвязь м\у компонентами и результатами действия сложения и вычитания; Развивать математические способности, речь, логическое мышление, память, ассоциативное мышление.

Оборудование: карточки, схемы задач, графические модели чисел, листы для групповой работы, фломастеры, фрагмент фильма,

Ход урока

Настрой на работу:

Повторите и продолжите мою фразу:

  • Я всегда улыбаюсь, когда….
  • В классе у меня хорошее настроение, потому что..
  • Больше всего я радуюсь, когда…

Дети, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?

Да.  Бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как кулачок.

        Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам, чтобы любить всей душой.  Нарисуйте свое сердце, каким вы его представляете, и подарите  его своему другу, окружающим людям.

 

  1. Организационное начало. Этап самоопределения.

1.   Представление гостей.

        Сегодня на урок к нам пришли гости из школ города.

2.  Проверка готовности к уроку.

Книга - есть? – Есть!

Тетради – здесь? – Здесь!

Пенал на месте? – На месте!

Учиться интересно? – Да! Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и зевает!

        Посмотрите на игрушку «Лего». Из чего она состоит? Что в ней необычного?

 Состоит из деталей,  они крепятся друг к другу.

- А что будет, если убрать одну деталь? (не будет работать)

- Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей». Каждый наш урок и то, чему мы на нём научились, являются вашим богатством. И только когда знания собраны вместе, тогда они начинают служить человеку.

- Вспомните, чему вы научились на прошлом уроке?

- Читать, записывать, сравнивать,  трёхзначные числа.

Какие задания вы бы хотели выполнить сегодня на уроке?

  • Посчитать.
  • Решать примеры.
  • Уравнения.
  • Решать задачи.
  • Минутки отдыха.
  • Получить отметки.
  • Дом/работ. Я учту ваши пожелания.

  1. Актуализация опорных знаний

Устный  счёт:

Начнем урок с устного счёта: «Повторенье – мать ученья»

1. «Цветы»  на доске СМАРТ (счет  в пределах 20)Урок 37 №5

Будьте внимательны при счёте, ответ говорить не надо. Группа победит, если только каждый решит верно.

Начать можно с любого лепестка:

Прочитайте различными способами.

2.   Нумерация трёхзначных  чисел:

  • Какое число следует  при счёте за числом: 529, 699, 810;
  • Какое число предшествует  при счёте  числу: 360; 400, 900.
  • Назовите число, в котором:  5 с. 7д.2е.;  8с 5е.
  • Переведите в СМ:  6м 4 дм 2см;  5м 2дм.
  • Проверить «Цветок»
  • Восстановите порядок:

  «300, 400, 500, 700, 800»?

3.Составь  всевозможные числа из цифр: 1, 2, 5.

125, 152, 215, 251, 512, 521.

Назовите самое маленькое число? Самое большое? Количество десятков  в числе?

4.Задача №10.

Ребята стали спрашивать друг друга, сколько кому лет. Оказалось, что Миша младше Вани, но старше Пети. Ваня младше Бори, а Денис младше Пети. Кто из ребят старше всех? Кто из ребят младше всех?

III.   Постановка учебной задачи и затруднение в деятельности.

Возьмите карточки.

- Посмотрите на примеры, что общего в примерах каждой строки

1ряд – находим целое, сумму чисел

2 ряд – находим часть, разность чисел

Ваша задача за 1 минуту выполнить задание.

 -  Начинаем по команде (ТАЙМЕР).

1.  Найти значение выражения:

23 + 46=69          300 + 200=500              123 + 275=398

44 – 20=24          900 – 600=300               596 – 234=362

  • Поменялись работами с соседом по парте.
  • Теперь каждый из вас работает учителем. Проверим ответы:

  • Кто нашёл  в 1  столбике ошибки?

  -  Что общего в примерах 1 столбика?

- Примеры на  +  и  -   без перехода ч/з разряд.

  • Кто нашёл  во 2  столбике ошибки?

-    Что общего в примерах 2 столбика?

 - Сложение и вычитание  круглых чисел.

  • Кто нашёл  в  3   столбике ошибки? А кто решил ПРАВИЛЬНО, молодцы. Почему не  все ребята выполнили задание? Какие примеры вызвали затруднение для счёта?

 - Сразу быстро не вычислить в строчку.  Ещё не решали  такие примеры.

  • Какую учебную задачу мы  сегодня поставим   на уроке?

 -  Какие можно операции производить с трехзначными числами?

Тема: Операции  (сложения  и вычитания)  с трёхзначными числами.

Цель: Научиться выполнять операции с трёхзначными числами.

  • Каким способом предлагаете  действовать?

 - Записать модели чисел.

 - Да, мы уже умеем записывать двузначные  числа графически.  

Почему треугольники, а не  (звезда, круг) другие значки. Откуда пришёл треугольный символ?

ИСТОРИЧЕСКАЯ   СПРАВКА.

«Откуда к  нам пришли цифры»   ФРАГМЕНТ   ФИЛЬМА  №3 (48 сек)

 

IV.   Открытие нового    материала  

4000 тысячи лет до н.э. шумеры изобрели графический способ записи числа. Мы используем его.

1. Сложение и вычитание трехзначных чисел с помощью  графических моделей.

Дорисуй и допиши. Сделай вывод.

  • № 1 , стр.  50   (на доске)

В первой таблице уже произвели вычисление, соединили с числовой моделью примера, нам осталось перевести графический ответ в  числовой.

  • Как складывают графические модели?

 (можно ли треугольники складывать с точками, большие треугольники с маленькими? НЕТ)

СКЛАДЫВАЕМ ПО РАЗРЯДАМ :ЕД с ед;

Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

ВЫВОД: И в учебнике предлагают складывать и вычитать ПОРАЗРЯДНО.

2.  ФИЗМИНУТКА  для глаз

3. Решение примеров при помощи граф моделей верный, но трудоёмкий и долгий способ.

Как облегчить работу?

 - Записать числа столбиком.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ЗАПИСИ   ЧИСЕЛ:

Посмотрите,  какие ошибки, допустил  ученик, почему  во всех примерах разные ответы, а числа одинаковые?

+425         + 389                _528

          23                120                315

Решение примеров   с комментированием

  №2    стр  50  

1, 2 у доски … с проговариванием во внешней речи

- 612  + 347 = 959;

3. 4. 5. – сам-но

ПРОВЕРЯЕМ  НА ДОСКЕ

1,2 у доски … с проговариванием во внешней речи

- 749  - 403 = 346;

             3. 4. 5. – сам-но

ПРОВЕРЯЕМ  НА ДОСКЕ

ВЫВОД:   При сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.

    При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки  из десятков,  сотни  из  сотен.

СМАЙЛИК  НАРИСОВАТЬ, если  вы справились с заданием.

  1. Первичное  закрепление
  1. Взаимосвязь  м/у компонентами

Открыли тетради, записываем №3. В книге в строчку, мы столбиком.

Только 1  и 2 пример.

№ 3,  стр. 50

-  Что интересного заметили,   выполняя задание?

- Сумма 1 примера является  началом 2 примера на вычитание.  

-  Кто может  назвать результат   второй пары?  

 (Уменьшаемое 518,  разность равна 102)

Если из суммы вычесть 1сл, получаем 2  сл.

ВТОРОЙ ПРИМЕР ЯВЛЯЕТСЯ  ПРОВЕРОЧНЫМ.

2.      ДИНАМИЧЕСКАЯ  ПАУЗА

  1. Решение текстовых  задач.

 Работа  в парах,  1 ученик  у  доски  (за отворотом)

№  7,   стр.  51

- Можно ли сразу ответить на  вопрос задачи?

-  Нет, неизвестно  целое число.

 - Как находим целое? Сложением – это 1- е действие.

- Каким действием узнаем, сколько машин осталось? Покажите.

Решение записываем в столбик. Ответ: 210 машин осталось.

  1. Кто решил, зашифруйте свои ответы и возьмитесь за руки.
  2. Проверяем  на доске, отметка. Сравните свои решения (Молодцы)

СМАЙЛИК  НАРИСОВАТЬ, если справились.

VI. Д/ЗАДАНИЕ

Карточки с урока: реши и сделай проверку

№ 8 (к). №9*,  и № 10*  - по выбору.

Отмечаем д/з

VII. Рефлексия.

1. Самостоятельная работа  в группах.

№  4,  стр. 51  

Встали к своей группе, шепотом обсудили решение и записали на листе.

 Ответы  зашифрованы  графически, подойти  и над ответом закрепить под графическую  модель (решение своего   уравнения).

МОЛОДЦЫ,   ВСЕ  СПРАВИЛИСЬ   с решением  и кодировкой  ответа.

VIII. ИТОГ

Итак, сегодня на уроке вы  к   своим знаниям добавили ещё одну  деталь. Какую?  

- Мы научились складывать и вычитать трехзначные числа  СТОЛБИКОМ без перехода ч/з разряд.

ОСОБОЕ внимание надо уделять записи чисел и  начинать  вычисления с   разряда ЕД.

- Какие задания вам больше понравились?

- Что  пожелаете  себе  и товарищам?

  (Учить   таблицу  сложения и вычитания)

- Правильность выполнения я проверю.

- Оценка работы учеников.

 На последней странице вас ожидает  «СЮРПРИЗ»

ПРИГЛАШЕНИЕ Н А  ПРАЗДНИК:  «ЦВЕТОЧНЫЙ  ЭТИКЕТ»

 ( музыка П.И.Чайковского «Вальс  цветов»)

30 октября  в 15 часов.

БЛАГОДАРЮ  ЗА РАБОТУ!



Подписи к слайдам:

Тема: Операции с трёхзначными числами

ПетровскихТатьяна Ивановна учитель начальных классовМБОУ СОШ №5 г. Урай
Составь все возможные числа из цифр:
«Думай - рассуждай!»
«Ребята стали спрашивать друг друга, сколько кому лет. Оказалось, что Миша младше Вани, но старше Пети. Ваня младше Бори, а Денис младше Пети. Кто из ребят старше всех? Кто младше всех?»
23 + 46 =69
44 – 20 =24
300 + 200 =500
900 – 600 =300
123+275=398
596-234 =362
Найдите значение выражения:
?
Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел
Цель урока: Научиться выполнять операции трёхзначными числами; Отрабатывать взаимосвязь между компонентами; Развивать математические способности, речь, память, ассоциативное мышление.
Историческая справка «Откуда к нам пришли цифры»
+
+

=
=
=
372 – 162 =
210
261 + 124 =
385
134 + 242 =
376
Особое внимание !
_
4
2
5
_
3
8
9
_
5
2
8
2
3
1
2
0
3
1
5
+
5
3
0
_
8
5
7
3
2
7
5
3
0
8
5
7
3
2
7
уехали
осталось
237
?
305 + 142
Работа в группах***
Решите уравнения, найдите на доске свой графический ответ.
Итог урока
Я работал на уроке …Урок мне не понравился …Мне было сложно …Мне пригодятся эти знания …Больше всего понравилось …
30 октября в 15 часов
БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ!
Урок окончен.


Предварительный просмотр:

1.  Найти значение выражения:

23 + 46=          300 + 200=              123 + 275=

44 – 20=          900 – 600=               596 – 234=

1.  Найти значение выражения:

23 + 46=          300 + 200=              123 + 275=

44 – 20=          900 – 600=               596 – 234=

1.  Найти значение выражения:

23 + 46=          300 + 200=              123 + 275=

44 – 20=          900 – 600=               596 – 234=

1.  Найти значение выражения:

23 + 46=          300 + 200=              123 + 275=

44 – 20=          900 – 600=               596 – 234=

1.  Найти значение выражения:

23 + 46=          300 + 200=              123 + 275=

44 – 20=          900 – 600=               596 – 234=

1.  Найти значение выражения:

23 + 46=          300 + 200=              123 + 275=

44 – 20=          900 – 600=               596 – 234=

1.  Найти значение выражения:

53 + 44=          500 + 200=              423 + 365=

94 – 10=          700 – 400=               897 – 242=

1.  Найти значение выражения:

53 + 44=          500 + 200=              423 + 365=

94 – 10=          700 – 400=               897 – 242=

1.  Найти значение выражения:

53 + 44=          500 + 200=              423 + 365=

94 – 10=          700 – 400=               897 – 242=

1.  Найти значение выражения:

53 + 44=          500 + 200=              423 + 365=

94 – 10=          700 – 400=               897 – 242=

1.  Найти значение выражения:

53 + 44=          500 + 200=              423 + 365=

94 – 10=          700 – 400=               897 – 242=

1.  Найти значение выражения:

53 + 44=          500 + 200=              423 + 365=

94 – 10=          700 – 400=               897 – 242=

124 +  Х  =247

Х   - 120 =  115

365 – Х  = 253

148+ Х = 378

Каждое уравнение на отдельном листе

Графическая модель числа:

Х = 123

Х = 235

Х = 114

Х = 230

Уважаемые родители  и второклассники!   В 28 29 октября в школу в парадной  форме: Девочки – сарафаны, белая кофта, банты.  Мальчики -  белые рубахи.

Уважаемые родители  и второклассники!   В 28 29 октября в школу в парадной  форме: Девочки – сарафаны, белая кофта, банты.  Мальчики -  белые рубахи.

Уважаемые родители  и второклассники!   В 28 29 октября в школу в парадной  форме: Девочки – сарафаны, белая кофта, банты.  Мальчики -  белые рубахи.

Уважаемые родители  и второклассники!   В 28 29 октября в школу в парадной  форме: Девочки – сарафаны, белая кофта, банты.  Мальчики -  белые рубахи.

Уважаемые родители  и второклассники!   В 28 29 октября в школу в парадной  форме: Девочки – сарафаны, белая кофта, банты.  Мальчики -  белые рубахи.

Уважаемые родители  и второклассники!   В 28 29 октября в школу в парадной  форме: Девочки – сарафаны, белая кофта, банты.  Мальчики -  белые рубахи.

Уважаемые родители  и второклассники!   В 28 29 октября в школу в парадной  форме: Девочки – сарафаны, белая кофта, банты.  Мальчики -  белые рубахи.

Уважаемые родители  и второклассники!   В 28 29 октября в школу в парадной  форме: Девочки – сарафаны, белая кофта, банты.  Мальчики -  белые рубахи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"

Этот урок с использованием здоровьесберегающих технологий для 3 класса. Этот урок составлен по программе "Школа 2100".Цели:  Закреплять навыки сложения и вычитания трехзначных чисел, умения решат...

Урок математики "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"

Этот урок с использованием здоровьесберегающих технологий для 3 класса. Этот урок составлен по программе "Школа 2100".Цели:  Закреплять навыки сложения и вычитания трехзначных чисел, умения решат...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"

Урок ОНЗ, данный урок является первым уроком по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». ЦОР универсальное мультимедийное пособие «Математика» тренажёр к любому учебнику, издательство «Экзамен»...

Контрольный срез по математике "Сложение и вычитание трёхзначных чисел"

Контрольный срез для проверки сформированности навыков  сложения и вычитания трёхзначных чисел....

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через разряд"

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через разряд".Тип урока: урок закрепления знаний   Цель  урока:  формирова...

Технологическая карта математики «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» (Эльконин-Давыдов, 2 класс)

Тип урока: рефлексия Цель урока: способствовать формирования у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормыЗадачи урока:Дидактические: 1. Корректиро...

Технологическая карта урока математики «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепления умений учащихся письменно и устно складывать и вычитать в пределах 1000.Планируемые результаты Пред...