I.Организационный момент.
|
-Здравствуйте ребята, сейчас урок математики и сегодня мы принимаем гостей. Давайте с ними поздороваемся. -Повернулись, улыбнулись мне, друг другу. Садитесь, начнём урок.
Делим солнце! Чур на всех! Делим дождик! Чур на всех! Но часто получается, не делится на всех. Разделим то, что делится, А …..пусть останется! Ведь ничего не сделаешь, Так в жизни получается.
- Ребята, а тут какая- то тайна. Вы согласны со мной? Попробуем её разгадать? Тогда вперёд. -Сегодня на уроке мы снова будем открывать тайны математики. А какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока.
-А сейчас дружно узнаем девиз нашего урока. ( Работа по группам, дети составляют пословицу) -Объясните.
-Почему у нас на уроке такой девиз? -Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания. -Вы готовы к работе? |
Берись дружно, не будет грузно. (Общими усилиями легче справиться с любым или новым делом)
|
ЛУУД Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
КУУД Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
Разминка. |
-Для того, чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести разминку.
-Как называется одиннадцатый месяц в году? -Назови день недели после седьмого? -Сколько гласных звуков в русско языке? -Сколько арифметических действий вы знаете? -Назовите их. -О каком действии идёт речь: найти произведение двух чисел? -Какие тайны умножения вы знаете?
|
ноябрь понедельник шесть четыре Сложение,вычитание,умножение, деление. Умножение
0*а=0 а*1=а переместительное свойство умножения: а*в=в*а таблица умножения |
ПУУД Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
II.Актуализация знаний.
III.Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.
IV. Физкультминутка |
-Я предлагаю вам вспомнить таблицу умножения. (работа с интерактивной доской) Приложение№1 -Молодцы! Таблицу умножения вы знаете. -А какое арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу? -Давайте вспомним, что вы знаете о делении? -Как называются числа при делении? -Как найти неизвестное делимое? -Как найти неизвестное делитель?
- Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторили?Молодцы, значит, вы легко справитесь со следующим заданием.
-Поставьте цветок в нужную вазу. 24:8 35:7 36:9 12:4 27:9 20:4 24:6
14:4 20:4 45:9
-У нас возникла проблема. -Все ли цветы в вазах? -Какой цветок вы не поставили в вазу? - Как вы считаете, почему не смогли выполнить задание? -Чем это задание не похоже на предыдущее?
-Так какова цель нашего урока?
-Попробуем решить выражение: 14:4
-Какие есть гипотезы? Догадки? - Предположения?
-Давайте попробуем решить этот пример с помощью счётных палочек. - Проведём исследование.
- Возьмите 14 палочек. Будем раскладывать палочки на 4 кучки. (учитель выполняет задание на доске) - Что делаем сначала?
- Разложите палочки. Остались ли у вас ещё палочки? Сколько? - Что вы будете делать дальше?
- Сколько ещё осталось? - Можно ли положить в каждую кучку ещё по одной палочке? - Сколько осталось? - Можно ли положить в каждую кучку ещё по одной палочке? - По сколько палочек получилось в каждой кучке? - Сколько палочек осталось? - Сколько раз по 3содержится в числе 14 и сколько палочек осталось? - Какой можно сделать вывод?
- Как называется действие, которое мы выполнили? - Назовите делимое? - Назовите делитель? - Назовите частное? - А что такое 2?
- В некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно и в этом случае часть остаётся, поэтому такое деление называется с…
А записываем так: 14:4=3(ост.2)-это наша модель. Читаем: в числе 14 содержится 3 раза по 4, и ещё остаётся 2.
- Так какова тема нашего урока? - Где мы можем узнать, правильно ли мы провели исследование и определили тему урока? - Открываем учебник на стр.26 и сверяем наши предположения. -Верны ли наши выводы? - Вернёмся к нашему стихотворению, кто догадался, о какой тайне идёт речь, какое слово.
|
По одному выходят к доске, остальные обучающиеся проверяют.
Деление
Делимое,делитель,частное. Надо делитель умножить на частное. Надо делимое разделить на частное. Эти знания нам пригодятся на уроке.
На доске цветы с примерами и вазы с ответами. Дети должны решить примеры и поставить цветок в вазу.
нет 14:4 в таблице умножения с числом 4 нет ответа14 (выслушиваются ответы)
Учиться решать выражения нового вида
Дети высказывают свои предположения
Возьмём 4 палочки и разложим их по одной в каждую кучку 10
Снова возьмём 4 палочки и разложим их по одной в каждую кучку 6
Да 2 Нет
По 3
2 4 раза по 3 и осталось 2 палочки
Мы разделили число14 на4, у нас получилось3 и осталось2.
Деление 14 4 3 То, что осталось или остаток
остатком
Деление с остатком
В учебнике
Читают стих и подставляют слово «остаток»
|
УУД Принимать и сохранять учебную задачу
РУУД Выполнять учебные действия в материализованной громко речевой и умственной форме
ПУУД Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
ПУУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний отличать новое от уже известного с помощью учителя
РУУД Уметь определять и формировать цель на уроке
ПУУД Логическое выдвижение гипотез и их обоснование
ПУУД Строить рассуждения в форме связи простых суждений
РУУД Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем
КУУД Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения |
V.Первичное закрепление.
|
-Открываем тетради, записываем число, классная работа. (на полях рисуют пиктограмму) -Поставьте точку там, где ваши знания были вначале урока.
-Вспомним, какова цель нашего урока? - Продолжаем работу.
- Работаем в микро группах. Вспомните правила работы в группе.
-Увас на партах лежат конверты, обозначенные разными рисунками. Возьмите 1, затем 2 и прочитайте задание.
1.Выложите 11 квадратов.Разложите их по4.Сколько квадратиков в каждой кучке?
- Выполним рисунок, запишем решение.
- Сколько раз по 4 содержится в11,сколько осталось. - А как узнать, сколько раз по 4 содержится в11,сколько осталось. Что мы делали?
2.Возьмите 9 кружков и разделите их по2 между собой. Сколько получил каждый из вас?Сколько осталось?
Выполним рисунок,запишем решение.
- Сколько раз по 2 содержится в 9,сколько осталось?
-Молодцы! |
Учиться решать выражения с остатком с опорой на предметы или рисунки
1.Работать спокойно и тихо. 2. Разговаривать в полголоса. 3. Во время учиться договариваться.
4. При завершении работы поднять руку.
По2 квадрата
11:4=2(ост.3)
В 11 содержится2 раза по 4 и ещё остаётся 2. Мы 11 делили на 4 и подсчитали остаток с помощью рисунка
По 4 1
9:2=4(ост.1)
В 9 содержится 4 раза по 2 и ещё остаётся 1.
|
КУУД Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
РУУД Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
Самостоятельная работа. |
- Давайте поработаем в группах. (Каждой группе предлагаются одинаковые задания)
Задание: закрась карандашом,те выражения, которые делятся с остатком.
-Будьте внимательны!
24:5 | 26:4 | 16:9 | 7:2 | 45:9 | 64:8 | 12:7 | 5:2 | 10:6 | 25:5 | 72:8 | 22:6 | 54:9 | 8:4 | 17:5 | 27:7 | 11:2 | 23:3 |
Приложение №2.
- Все группы вывешивают выполненные задания на доску. Проверяем. Группы, у которых в прямоугольнике получилось«5» с заданием справились на «отлично». Если не получилось – ничего страшного, мы только начинаем изучать данную тему. -А теперь вернёмся к нашей пиктограмме-самооценке. Оцените свои знания на конец урока. |
|
КУУД Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Контролировать действия партнёра.
ЛУУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
VI.Итог урока. |
-Итак, наш урок подходит к концу. -Какие открытия мы сегодня сделали? -Где могут пригодиться эти знания? -Давайте вернёмся кцели нашего урока? -Как вы считаете, мы достигли её? -Докажите.
-Как выдумаете, всё ли мы узнали о делении с остатком? |
Ответы детей
Мы выяснили, как можно делить выражения с остатком. Нет,что-то предстоит узнать на следующем уроке. |
ПУУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
ПУУД Строить речевое высказывание в устной форм |