Деление с остатком
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Сидельникова Лариса Юрьевна

Данный урок имеет место в изучении раздела "Числа от 1 до 1000. Внетабличное умножение и деление" и является уроком изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx120.11 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка урока

Тема урока

«Деление с остатком» в разделе «Числа от 1 до 1000.

Внетабличное умножение и деление»

Предмет

Математика

Класс

3 класс

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Ознакомление с  приёмом  «Деление с остатком»

Задачи урока

Личностные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе;
  • умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.

Предметные:

  • формировать представление о делении с  остатком;
  • умение выполнять деление с остатком и моделировать с помощью предметов и схематических рисунков;
  • умение выполнять табличное умножение и деление;
  • формировать информационную культуру обучающихся;
  • развивать правильную математическую речь, творческие способности, логическое мышление обучающихся;
  • развивать познавательные процессы.

Метапредметные

Познавательные:

  • учить использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
  • учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

Регулятивные: 

  • учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учить самостоятельному учёту выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
  • обучать навыкам самоконтроля, самооценке;
  • научить учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные:

  • формировать умение учитывать разные мнения и интересы;
  • учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Используемые педагогические технологии, методы и приёмы

Технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • информационные коммуникативные технологии;
  • технология развивающего обучения.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный(словесно-продуктивный);
  • частично-поисковый;
  • исследовательский (наглядно-дедуктивный);
  • метод проблемного изложения.

Формы работы

  • фронтальная работа;
  • работа в группах;
  • работа в парах.

Оборудование и материалы

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • учебник Моро М.И. «Математика 3 класс»;
  • конверты с заданиями;
  • счётный материал, карточка – задание для групповой работы;
  • магниты для каждого обучающегося.

Список учебной и дополнительной  литературы

  • Корбакова И.Н.,Терешина  Л.В. Деятельностный метод обучения.-Волгоград:Учитель,2011.
  • Мельникова Е.Л.Проблемный урок или как открывать знания с учениками.-М.,2006.
  • КочергинаА.В.Учим математику с увлечением.- М.:5 за знания,2008.
  • ГалееваН.Л.Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе;-М.:5 за знания,2008.
  • Моро М.И.Математика 3 класс- учебник;
  • Галкина И.А. Тренажёр «Таблица умножения»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

I.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, сейчас урок математики и  сегодня мы принимаем гостей. Давайте с ними поздороваемся.

-Повернулись, улыбнулись мне, друг другу. Садитесь, начнём урок.

Делим солнце! Чур на всех!

Делим дождик! Чур на всех!

Но часто получается, не делится на всех.

Разделим то, что делится,

А …..пусть останется!

Ведь ничего не сделаешь,

Так в жизни получается.

- Ребята, а тут какая- то тайна. Вы согласны со мной? Попробуем её разгадать? Тогда вперёд.

-Сегодня на уроке мы снова будем открывать тайны математики. А какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь  в конце урока.

-А сейчас дружно узнаем девиз нашего урока.

( Работа по группам, дети составляют пословицу)

-Объясните.

-Почему у нас на уроке такой девиз?

-Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания.

-Вы  готовы к работе?

Берись дружно, не будет грузно.

(Общими усилиями легче справиться с любым или новым  делом)

ЛУУД

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

КУУД

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Разминка.

-Для того, чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести разминку.

-Как называется одиннадцатый месяц в году?

-Назови день недели после седьмого?

-Сколько гласных звуков в русско языке?

-Сколько арифметических действий вы знаете?

-Назовите их.

-О каком действии идёт речь: найти произведение двух чисел?

-Какие тайны умножения вы знаете?

ноябрь

понедельник

шесть

четыре

Сложение,вычитание,умножение,

деление.

Умножение

0*а=0

а*1=а

переместительное свойство умножения: а*в=в*а

таблица умножения

ПУУД

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

II.Актуализация знаний.

III.Постановка учебной задачи.

Открытие нового

знания.

IV.

Физкультминутка

-Я предлагаю вам вспомнить таблицу умножения.

(работа с интерактивной доской) Приложение№1

-Молодцы! Таблицу умножения вы знаете.

-А какое арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу?

-Давайте вспомним, что вы знаете о делении?

-Как называются числа при делении?

-Как найти неизвестное делимое?

-Как найти неизвестное делитель?

- Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторили?Молодцы, значит, вы легко справитесь со следующим заданием.

-Поставьте цветок в нужную вазу.

24:8                 35:7                      36:9                  12:4

             27:9

                                   20:4                    24:6

14:4       20:4

                                                 45:9

-У нас возникла проблема.

-Все ли цветы в вазах?

-Какой цветок вы не поставили в вазу?

- Как вы считаете, почему не смогли выполнить задание?

-Чем это задание не похоже на предыдущее?

-Так какова цель нашего урока?

-Попробуем решить выражение: 14:4

-Какие есть  гипотезы? Догадки?

- Предположения?

-Давайте попробуем решить этот пример с помощью счётных палочек.

- Проведём исследование.

- Возьмите 14 палочек. Будем раскладывать палочки на 4 кучки.

(учитель выполняет задание на доске)

- Что делаем сначала?

- Разложите палочки. Остались ли у вас  ещё палочки? Сколько?

- Что вы будете делать дальше?

- Сколько ещё осталось?

- Можно ли положить в каждую кучку ещё по одной палочке?

- Сколько осталось?

- Можно ли положить в каждую кучку ещё по одной палочке?

- По сколько палочек получилось в каждой кучке?

- Сколько палочек осталось?

- Сколько раз по 3содержится в числе 14 и сколько палочек осталось?

- Какой можно сделать вывод?

- Как называется действие, которое мы выполнили?

- Назовите делимое?

- Назовите делитель?

- Назовите частное?

- А что такое 2?

- В некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно и в этом случае

часть остаётся, поэтому такое деление называется с…

А записываем так:

14:4=3(ост.2)-это наша модель.

Читаем: в числе 14 содержится 3 раза по 4, и ещё остаётся 2.

- Так какова тема нашего урока?

- Где мы можем узнать, правильно ли мы провели исследование и определили тему урока?

- Открываем учебник на стр.26 и сверяем наши предположения.

-Верны ли наши выводы?

- Вернёмся к нашему стихотворению, кто догадался, о какой тайне идёт речь, какое слово.

По одному выходят к доске, остальные обучающиеся проверяют.

Деление

Делимое,делитель,частное.

Надо делитель умножить на частное.

Надо делимое разделить на частное.

Эти знания нам пригодятся на уроке.

На доске цветы с примерами и вазы с ответами. Дети должны решить примеры и поставить цветок в вазу.

нет

14:4

в таблице умножения с числом 4 нет ответа14

(выслушиваются ответы)

Учиться решать выражения  нового вида

Дети высказывают свои предположения

Возьмём 4 палочки и разложим их по одной в каждую кучку

10

Снова возьмём 4 палочки и разложим их по одной в каждую кучку

6

Да

2

Нет

По 3

2

4 раза по 3 и осталось 2 палочки

Мы разделили число14 на4, у нас получилось3 и осталось2.

Деление

14

4

3

То, что осталось или остаток

остатком

Деление с остатком

В учебнике

Читают стих и подставляют слово «остаток»

УУД

Принимать и сохранять учебную задачу

РУУД

Выполнять учебные действия в материализованной громко речевой и умственной форме

ПУУД

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

ПУУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний отличать новое от уже известного с помощью учителя

РУУД

Уметь определять и формировать цель на уроке

ПУУД

Логическое выдвижение гипотез и их обоснование

ПУУД

Строить рассуждения в форме связи простых суждений

РУУД

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем

КУУД

Соотносить позицию автора с собственной

точкой зрения

V.Первичное закрепление.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

(на полях рисуют пиктограмму)

-Поставьте точку там, где ваши знания были вначале урока.

-Вспомним, какова цель нашего урока?

- Продолжаем работу.

- Работаем в микро группах.

Вспомните правила работы в группе.

-Увас на партах лежат конверты, обозначенные  разными рисунками.

Возьмите 1, затем 2 и прочитайте задание.

1.Выложите 11 квадратов.Разложите их

по4.Сколько квадратиков в каждой кучке?

- Выполним рисунок, запишем  решение.

- Сколько раз по 4 содержится в11,сколько осталось.

- А как узнать, сколько раз по 4 содержится в11,сколько осталось. Что мы делали?

2.Возьмите 9 кружков и разделите их по2 между собой. Сколько получил каждый из вас?Сколько осталось?

Выполним рисунок,запишем  решение.

- Сколько раз по 2 содержится в 9,сколько осталось?

-Молодцы!

Учиться решать выражения  с остатком с опорой на предметы или рисунки

1.Работать спокойно и тихо.

2. Разговаривать в полголоса.

3. Во время учиться договариваться.

4. При завершении работы поднять руку.

По2 квадрата

11:4=2(ост.3)

В 11 содержится2 раза по 4 и ещё остаётся 2.

Мы 11 делили на 4 и подсчитали остаток с помощью рисунка

По 4

1

9:2=4(ост.1)

В 9 содержится 4 раза по 2 и ещё остаётся 1.

КУУД

Уметь оформлять свои мысли  в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

РУУД

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Самостоятельная работа.

- Давайте поработаем в группах.

(Каждой группе предлагаются одинаковые задания)

Задание: закрась карандашом,те выражения, которые делятся с остатком.

 -Будьте внимательны!

24:5

26:4

16:9

7:2

45:9

64:8

12:7

5:2

10:6

25:5

72:8

22:6

54:9

8:4

17:5

27:7

11:2

23:3

Приложение №2.

- Все группы вывешивают выполненные задания на доску. Проверяем. Группы, у которых в прямоугольнике получилось«5» с заданием справились на «отлично». Если не получилось – ничего страшного, мы только начинаем изучать данную тему.

-А теперь вернёмся к нашей пиктограмме-самооценке. Оцените свои знания на конец урока.

КУУД

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Контролировать действия партнёра.

ЛУУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VI.Итог урока.

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Какие открытия мы сегодня сделали?

-Где могут пригодиться эти знания?

-Давайте вернёмся кцели нашего урока?

-Как вы считаете, мы достигли её?

-Докажите.

-Как выдумаете, всё ли мы узнали о делении с остатком?

Ответы детей

Мы выяснили, как можно делить выражения  с остатком.

Нет,что-то предстоит узнать на следующем уроке.

ПУУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

ПУУД

Строить речевое высказывание в устной форм

VII. Рефлексия.

-Огромное трудолюбие к новым знаниям помогли нам сделать новые открытия на  этом уроке. Довольны ли вы своей работой?

-Давайте оценим свои достижения на уроке.

(У каждого ребёнка есть магнит).

Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют свой магнит к той картинке, которую выбрали.

ЛУУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

VIII.Домашнее задание.

- стр.26 №5 (на повторение)

Кто не боится трудностей и хочет проверить свои силы, может взять дополнительное задание по новой теме у учителя.

-Спасибо за урок.

Карточка.

Приложение №3

     Распредели выражения в две группы. Найди их значение. Деление с остатком выполни  с опорой на рисунок.

Образец: III III I    7:3=2(ост.1)

15:6=         18:5=

20:5=         19:4=

21:3=         32:8=

18:8=         36:6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.

Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически -   мыслить, обогащать мат...

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....