Урок в технологии проблемно-диалогического обучения. Предметная область «Математика и информатика». 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Дмитриева Вера Николаевна

Тема: « Решение задач»

   

Цель: развитие умения решать простые задачи на основе связи целое – часть и технологии продуктивного чтения.

Задачи:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Ø создавать условия для развития интереса к решению задач;

Ø развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при решении задач;

Ø формирование коммуникативных умений – формулировать свое мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;

Ø развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

 Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

·        формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учиться работать по предложенному учителем плану;

·        формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; учиться высказывать свое предположение на основе работы с задачей  и аргументировать свою точку зрения;

·        развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации, систематизировать учебную информацию в схеме;

·        формировать умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

·        развитие математической речи.

 Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Ø актуализировать знания о структуре задачи;

Ø определить порядок решения простой задачи с записью решения и ответа в тетрадь;

Ø проверить умение заполнять схему к простой задаче;

Ø продолжить закрепление вычислительных навыков в пределах 10;

Ø рассмотреть способы составления обратных задач к задаче на разностное сравнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в технологии проблемно-диалогического обучения.

Предметная область «Математика и информатика».

1 класс

Тема: « Решение задач»

   Учитель начальных классов школы № 2  Дмитриева Вера Николаевна      

Цель: развитие умения решать простые задачи на основе связи целое – часть и технологии продуктивного чтения.

Задачи:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • создавать условия для развития интереса к решению задач;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при решении задач;
  • формирование коммуникативных умений – формулировать свое мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;
  • развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

 Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учиться работать по предложенному учителем плану;
  • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; учиться высказывать свое предположение на основе работы с задачей  и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации, систематизировать учебную информацию в схеме;
  • формировать умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • развитие математической речи.

 Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • актуализировать знания о структуре задачи;
  • определить порядок решения простой задачи с записью решения и ответа в тетрадь;
  • проверить умение заполнять схему к простой задаче;
  • продолжить закрепление вычислительных навыков в пределах 10;
  • рассмотреть способы составления обратных задач к задаче на разностное сравнение.

Оборудование:

  • учебник  Демидовой Т.Е.,  Козловой С.А., Тонких А.П. « Математика»
  • компьютер, проектор, презентация;
  • карточки с определениями и вопросами для игры .
  • лист самооценки, рисунки и карточки для работы в группе;
  • заготовки для «полянки» эмоциональной оценки урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формирование УУД

Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: проверка готовности обучающихся к уроку, их настрой на работу.

Актуализация

Формирование темы урока, постановка цели.

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Актуализация опорных знаний.

Цели: проверка и коррекция знаний.(5 мин.)

Проговаривание сформированного знания

Физкультминутка

Закрепление пройденного.

Творческая работа

Итог урока

Рефлексия.

-Здравствуйте, ребята. Давайте, как гостеприимные хозяева поприветствуем гостей, Это педагоги начальной школы.

-Начинаем с игры «Карусель».

Проверка: были ли ошибки, исправлены? Молодцы!

- Проведем математический диктант:

1 группа – на нетбуках – слуховой диктант

2 группа – на розовых листочках – зрительный диктант.

 1 группа:

-Запишите число, последующее для 7;

-Запишите число, предыдущее для 10;

-Первое слагаемое 6, второе слагаемое 4. Найдите сумму;

-Я задумала число, вычла из него 3 и получила 2. Какое число я задумала?

- Сколько надо прибавить к 6, чтобы получить 9?

-Сколько надо вычесть из 8, чтобы получить 4?

-На сколько 5 больше 4?

-На сколько 3 меньше 10?

2 группа:

3+5         6+3          4+6          10-5

9-6          2+2          10-9         4+3

Мы с вами проверили свои умения составлять и решать числовые  выражения  в пределах 10.

-А где мы еще используем числа?

Тогда предлагаю вам поработать на желтых карточках.

Задание: прочитайте тексты. Определите, какой из этих текстов является задачей?

Какой из текстов является задачей? Почему?

Можем ли сразу ответить на этот вопрос?

- Сформулируйте тему урока.

Правильно. Тема «Решение задач».

Цель: проверить умение решать задачи.

Как можно проверить умение решать задачи?

Учитель фиксирует ответы детей на доске.

1. знать структуру задачи,

2. находить целое и часть в задаче,

3. заполнять схему к задаче,

4. записывать решение и ответ,

5. составлять обратные задачи к данной.

1.

Из каких частей состоит задача?

Условие

Вопрос.

Решение

Ответ

2. Прочитайте текст, в котором есть условие и вопрос.

3. Заполните схему к задаче.

             _____

             _________________________

4. Запишите решение и ответ.

 Проверка: Согласны ли вы с решением на доске?

Откройте учебник на стр.56

Прочитайте задачу про себя.

-Чтение вслух задачи. (один ученик)

-О чем говориться в задаче?

--Что нам известно?

-Что нужно найти?

-Прочитайте слова на схеме под текстом.

-Обозначьте на схеме данные известные и неизвестные.

- Проверьте, у всех ли так. Обсудите.

-Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.

-Проверка с учителем.

Работа в парах:

Измените условие и вопрос данной задачи, чтобы к ним подходили схемы. Напишите решение задач в тетрадь.

   4+2 = 6        6-4=2            6-2=4 (учитель пишет эти выражения по ходу решения задач детьми)

-Что можете сказать про эти задачи? (обратные).

Почему вы так думаете?

Физкультминутка «Барбарики»

- Проверим  умение подбирать к задаче схему.

(Выполнение задания на интерактивной доске)

У Лены 3 мака и 7 ромашек. Сколько всего у Лены цветков?   3+7=10 (цв.)  Ответ: 10 цветов.

Разбор схем обратных задач.

Молодцы! Мы готовы к самостоятельной работе:

А)

Задание №3 Найдите неизвестные числа. Работаем по образцу.

__ + 3=8            __ - 5 = 3           8 - ___ = 5

? = 8 – 3            схема                схема

Ответ: 5

Проверяем – комментируем свои действия.

Б)

Задание №4. Подберем схему к задаче. Запишем её решение в тетрадь.

Мы справились и с самостоятельной работой, готовы к творческой работе в группах.

Задание №2(1 столбик). Прочитайте и выполните в группе.

__ - 7=2                     7 +2 = ___

9 - __ = 7                   7 +  ____=9

__ - 4 = 6                    4 + ___ = 10

10 - ___ = 6                ___ + 6= 10

Проверка:

- Прочитайте выражения по- разному.

-Рассмотрите 1 столбик. Что можете сказать про эти выражения?

Под какие выражения можно составить задачи? Придумайте свою задачу (по 1 выражению).

Рассмотрите 2 столбик. Найдите выражение, по которому можно составить обратную задачу к вашей.

-Чему мы учились на уроке? (ответы детей)

Оцените себя:

-«Ура! Все получилось!»

- «Надо подумать. Есть ошибки»

- «Хорошо. Есть единичные ошибки»

Какую отметку мы можем себе поставить за урок?

Разбейтесь на 2 группы (мальчики и девочки). На интерактивной доске соберите слово.                          («Отлично)

Подготовка эмоциональной сферы  учащихся  к уроку.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Дети встают в круг, звенит звонок, задают друг другу выражения в пределах 10 и решают их; по звонку двигаются по кругу.

1 группа - открывает нетбуки – слушают учителя и записывают значения выражений.

2 группа - берут задания и выполняют самостоятельно.

Проверяют на интерактивной доске (сличают с образцом)

Ответы детей (когда решаем выражения, задачи, когда находим целое или часть…)

Учащиеся знакомятся с текстами:

  1. Мама вышила ковер.

Посмотри, какой узор –

Две большие клеточки,

В каждой по три веточки.

  1. Села Маша на кровать,

Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может.

Кто же ей поможет?

  1. У Антипа росла одна липа,

А Филипп посадил больше на 7 лип.

Сколько лип посадил Филипп?

Ответы детей на вопросы учителя.

Ответы детей: надо знать структуру задачи, находить целое и часть в задаче, заполнять схему к задаче, записывать решение и ответ, составлять обратные задачи к данной.

Учащиеся заполняют схему задачи, решают её на своих рабочих местах, а 1 ученик у доски.

 ______

  ________________________

Ответы детей.

Учащиеся знакомятся с текстом задачи и расставляют данные задачи в схему.

Читают вслух задачу.

Фронтальная работа с учителем.

Индивидуальная работа по заполнению схемы; зрительная проверка схем в группе.

На доске ученик заполняет данные в схему.

Решение задачи в тетрадях самостоятельное.

Проверка устная.

Самостоятельная работа в парах.

Фронтальная работа с учителем.

Звучит музыка. Дети выполняют движения.

Чтение вслух. Выбор схемы.

 Ученик показывает на интерактивной доске выбор схемы.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа в учебниках. Индивидуальное проговаривание математической терминологии (целое и часть)

Дети вставляют числа в схему и в выражение. Проговаривают способ действий при нахождении неизвестного числа на основе связи целое-часть.

Выполняют, записывают самостоятельно решение в тетрадь.

Групповая работа. Учащиеся самостоятельно читают задание: « Подставьте числа в «окошки» так, чтобы получились верные равенства».

Фронтальная работа.

Ответы детей.

Учащиеся выбирают свой смайлик и прикрепляют к соответствующему плакату.

На доске располагают числа в порядке возрастания. Получается слово – оценка.

Личностные:

самоопределение

Регулятивные:

Целополагание

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества учителем и сверстниками

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные:

Коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"

В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии  проблемно - диалогического обучения на уроках....

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Взаимодействие" учитель-ученик" на уроке в технологии проблемно-диалогического обучения.

Главную роль играет ученик, а учитель становится координатором, наблюдателем, помощником в работе учащихся....

Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г

Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....

Урок обучения грамоте с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Технологическая карта урока обучения письму. 1 класс. Урок с использованием технологии  проблемно-диалогического обучения....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: математика и информатика

 Программа М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика  в 1 классе рассчитана на 136 учебных часа по 4 часа в неделю....