Что такое симметрия?
план-конспект занятия по математике (1 класс) по теме
Внеклассное занятие в 1 классе.
Цель: ознакомление учащихся с симметричными фигурами через организацию самостоятельной познавателной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное занятие в 1 классе. | 80.04 КБ |
презентация к уроку | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 16
имени В.П. Неймышева"
г. Тобольск
Что такое симметрия?
Внеклассное занятие по математике в 1 классе
Чулкова Елена Александровна,
учитель начальных классов
2013г
Внеклассное занятие в 1 классе. Тема: Что такое симметрия? | ||
Цель: | ознакомление учащихся с симметричными фигурами через организацию самостоятельной познавательной деятельности | |
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда. | Познавательные: ориентироваться в окружающем пространстве; определять симметричность фигуры с помощью перегибания Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать правильность выбора способов и средств деятельности; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | получат представление о симметричных фигурах, научатся находить в окружающем мире симметричные фигуры. |
Оборудование: 4 коробки с предметами: с объемными фигурами (деталь конструктора-лего, машинка, игрушка); с плоскими геометрическими фигурами (прямоугольник, круг, квадрат, пятиугольник); с печатными буквами (А, Б, С, Н); зеркала, линейки 4 конверта с заданием (зашифрованная пословица) Листы бумаги, краски, кисти | ||
Сценарий занятия | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. (Л.- самоопреде-ление) | – Добрый день. – Садитесь поудобнее. На занятии вас ждёт много интересного. Вы готовы? Тогда мы начинаем. |
|
2. Актуализация опорных знаний (П.- анализ объектов с целью определения признаков + К.). | – Посмотрите внимательно на слайд. (Слайд 2) - Что вы можете сказать обо всех предметах. Есть ли у них одно общее свойство? Какое? (Состоят из двух одинаковых половинок) Если с ответом дети затрудняются: – Я вам дам одну маленькую подсказку. (Учитель поочередно прикладывает линейку к середине всех изображений). – Вы что-нибудь увидели? Что? (Линейка разделила изображения на две одинаковых половинки) – Так что же объединяет все эти предметы? – Правильно. Все эти предметы имеют одно общее свойство – состоят из двух одинаковых половинок. В геометрии фигуры, обладающие таким свойством, называются симметричными. (термин на доске) | Высказывают предположения читают |
3. Сообщение темы урока: постановка учебной задачи (К.-умение выслушать товарища, принять его мнение для себя + Р.-целеполагание). | Тема нашего занятия «Что такое симметрия»? (Слайд 3) Какие задачи на урок поставим? (Слайд 4) Сегодня на уроке мы научимся видеть симметричные фигуры в окружающем мире и отличать их от несимметричных. | Мы научимся… |
4. «Открытие» новых знаний. (Р. – планирование, П.- К.- инициативное сотрудничество в группе). | Беседа сопровождается наглядной демонстрацией слайдов С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. - Какие симметричные предметы встречались вам в природе? Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. (Слайд 5) Симметрия часто встречается и в предметах созданных человеком. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. (Слайд6) - Что даёт нам такая симметричная форма зданий? Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.
-Симметричны практически все транспортные средства (слайд 7) предметы домашнего обихода (мебель, посуда), некоторые музыкальные инструменты (слайд 8). Вывод: - Что такое симметрия? Какие предметы называются симметричными? Симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство. | фронтально Высказывают предположения отвечают |
Практическая работа в группах | Объяснение приёмов работы - Сегодня мы с вами станем на время исследователями. Каждый из вас проведет свой мини эксперимент. Работать будете в группах. – У вас на столах лежат коробочки с различными предметами. Каждый возьмет один объект исследования и с помощью подручных средств проверит симметричный он или нет. Затем, обсудит результаты своих наблюдения с товарищами по группе, исправляете возможные ошибки. Представитель команды расскажет о результатах исследований всем нам по плану (слайд 9):
3. Как вы это доказали? -Помните, что от работы каждого зависит результат всей группы. Учитель консультирует, координирует их работу, стимулирует деятельность. - Подведём итоги. Расскажите о результатах ваших исследований. | читают Работают в группах, наблюдают, формулируют выводы Представители команд поочередно рассказывают о результатах своей работы. |
6. Обобщение и систематизация знаний. (Р.- коррекция, контроль; П.-умение осознанно строить речевое высказывание; К.- оценка действий партнёра) |
- Зная такое свойство предметов, как симметрия, попробуйте прочитать зашифрованное послание, находящееся в конверте Отмечается команда, выполнившая задание первой
- Для этого вам нужно нанести на лист только половинку рисунка, а затем согнуть лист пополам…
-Давайте поместим ваши работы на доску. | В группах
Один ум хорошо, а два лучше. Один за всех и все за одного. |
7. Итог урока. (П. – К. – умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; Л- самоопределе-ние). | -Приготовьтесь к окончанию занятия. -Сегодня мы с вами были исследователями. Мы наблюдали за свойствами некоторых предметов. – Что новое узнали? – Какие новые термины запомнили? -Дома по желанию вы можете найти симметричные фигуры среди окружающих вас предметов и нарисовать их. | Фронтально Мы узнали… |
7. Рефлексия деятельности (Р. – Л.- смыслообразо-вание- что было легко, что трудно). | -Оцените свою работу на уроке с помощью карточки – подсказки (по одному из критериев, параметров). Приложение 1 (Слайд 11) - Спасибо за активную работу на уроке. | - Я работал (а)... - Мне было … Обмен мнениями, впечатлениями по уроку |
Приложение 1
Предмет исследования | Наличие симметрии | Примечание (Как определили?) | |
да да | нет | ||
Буквы: | |||
А | |||
Н | |||
У | |||
Б | |||
С | |||
Геометрические фигуры: | |||
прямоугольник | |||
треугольник | |||
четырёхугольник | |||
окружность | |||
Предметы: | |||
игрушка | |||
деталь конструктора «Лего» | |||
Цифры | |||
– Добрый день, уважаемые коллеги. Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Сегодня УУД придается огромное значение, поэтому – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на уроках и внеурочных занятиях.. Сегодня я предлагаю вам мастер – класс по теме … Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него. - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Личностные УУД формируют на этапах Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; включают общеучебные, логические, постановку и решение проблемы.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: - знаково-символические действия: замещение, кодирование, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение /как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели/; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.
- формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий - их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития. –На занятии вас ждёт много интересного. Вы готовы? Тогда мы начинаем. | |
– Посмотрите внимательно на слайд. (Слайд 2) - Что вы можете сказать обо всех предметах. Подумайте, есть ли у них одно общее свойство? Какое? – Я вам дам одну маленькую подсказку. Учитель поочередно прикладывает линейку к середине всех изображений. – Вы что-нибудь увидели? Так что же объединяет все эти предметы? В геометрии фигуры, обладающие таким свойством, называются симметричными. (термин на доске), | Состоят из двух одинаковых половинок Линейка разделила изображения на две одинаковых половинки.
Правильно. Все эти предметы имеют одно общее свойство – состоят из двух одинаковых половинок. |
Тема нашего занятия «Что такое симметрия»? Какие задачи на урок поставим? (Слайд 3)
| Сегодня на уроке мы научимся видеть симметричные фигуры в окружающем мире и отличать их от несимметричных. |
С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. -Скажите, какие симметричные предметы встречались вам в природе? Симметрия часто встречается и в предметах созданных человеком. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. (Слайд4)
- Что даёт нам такая симметричная форма зданий? -Симметричны практически все транспортные средства, (слайд 5) (вы можете представить самолёт, у которого две половинки не симметричные? Почему?) Симметричны предметы домашнего обихода (мебель, посуда), некоторые музыкальные инструменты (слайд 6). Вывод: - Какие предметы называются симметричными? Что такое симметрия? | Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. (Слайд 4) Древние храмы, башни средневековых замков, современные здания симметричные. Симметрия придает гармоничность, законченность и красоту. Симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство. |
- Сегодня мы с вами станем на время исследователями. Каждый из вас проведет свой мини эксперимент. Работать будете в группах. – У вас на столах лежат коробочки с различными предметами. Каждый возьмет один объект исследования и с помощью подручных средств проверит симметричный он или нет. Затем, обсудит результаты своих наблюдения с товарищами по группе, исправляете возможные ошибки. Представитель команды расскажет о результатах исследований всем нам по плану (слайд 7) - Кому понятно, что делать поднимите руки. - Есть необходимость повторить задание? -Помните, что от работы каждого зависит результат всей группы. Учитель консультирует, координирует их работу, стимулирует деятельность. - Подведём итоги. Расскажите о результатах ваших исследований. | Прочитайте.
3. Как вы это доказали? |
Отмечается команда, выполнившая задание первой 6. - А сейчас мы попробуем сами сотворить чудо. Мы получим симметричную фигуру с помощью красок и листочка бумаги. - Для этого вам нужно нанести на лист только половинку рисунка, а затем его перегнуть и сложить пополам.
-Давайте поместим ваши работы на доску. | |
-Приготовьтесь к окончанию занятия. -Сегодня мы с вами были исследователями. Мы наблюдали за свойствами некоторых предметов. – Что новое узнали? – Какие новые термины запомнили? -Дома по желанию вы можете найти симметричные фигуры среди окружающих вас предметов и нарисовать их. | |
-Оцените свою работу на уроке с помощью карточки – подсказки (по одному из критериев, параметров). - Спасибо за активную работу на уроке. | Выберите одно из слов. - Я работал (а)... - Мне было … |
Симметрия многообразна, вездесуща. Она создает красоту и гармонию.
Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство.
Термин “симметрия” по гречески означает “соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей”.
Весь мир можно рассмотреть как проявление единства симметрии и асимметрии. Асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов. Примером может служить собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Это композиция из десяти различных храмов, каждый храм геометрически симметричен. Однако собор как целое не обладает ни зеркальной, ни поворотной симметрией. Архитектурные формы собора как бы накладываются друг на друга, пересекаются, поднимаются, и завершаются центральным шатром. И все это настолько гармонично, что вызывает ощущение праздника.
если поместить напротив одного предмета зеркало, то отражение в нем в точности повторит его другую половину
УУД формировали на таком занятии на каждом этапе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Симметричные фигуры
Что такое симметрия?
Мы научимся… видеть симметричные фигуры в окружающем мире и отличать их от несимметричных.
Симметрия в природе
Симметрия в архитектуре
Симметрия в технике
Симметрия вокруг нас
1. Какие предметы симметричные? 2. Какие предметы несимметричные? 3. Как вы это доказали? План ответа:
Я работал (а) … Мне было … Рефлексия:
Действия самоопределения Действия смыслообразования Действия нравственно-этического оценивания Личностные УУД
Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Оценка Коррекция Регулятивные УУД
Логические, включая знаково-символические действия Познавательные УУД Общеучебные , включая специально-предметные действия Постановка и решение проблем
Постановка вопросов Планирование учебного сотрудничества Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером Коммуникативные УУД
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....