Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс. УМК "Гармония".
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 32
Рабочая программа учебного предмета
«МАТЕМАТИКА» 4 «Б» класс
базовый уровень
Составитель:
Шипицина Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
2013 г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы Истоминой Н.Б. (2012), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации и с учётом стандарта начального общего образования по математике
Рабочая программа по математике рассчитана на 136 часов , т. е. 4 часа в неделю
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы по математике:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области»
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
4. Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004г. №1089
5. Авторская программа по математике Истоминой Н.Б.
Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную:
1) на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»
2) на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания
3) на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты
Общая характеристика учебного предмета
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики 1-4, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.
В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.
Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике.
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и буквенные выражения.
Содержание разделов 1- 7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий, способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.
Раздел 8 завершает курс математики начальных классов. Содержание этого раздела не включается в другие разделы курса. На его изучение отводится 20 часов из предусмотренного резерва свободного учебного времени (40 ч на 4 года обучения). Включение данного раздела в предметное содержание курса обуславливается тем, что он предоставляет учащимся возможность познакомиться с новыми математическими понятиями (уравнения и буквенные выражения) и повторить весь ранее изученный материал в курсе математики начальных классов на более высоком уровне обобщения, применив для этого освоенные способы учебной деятельности.
Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то…», «верно /неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые»и пр.
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
1) Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
2) Математическое знание – это особый способ коммуникации:
- наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
- участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний;
- использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.
3) Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
4) Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 140 часов.
Результаты изучения учебного предмета выпускниками начальной школы
В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Признаки, расположение и счет предметов
Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер, ). Их расположение на плоскости (изображение предметов) и в пространстве: слева - справа, сверху – снизу, перед – за, между и др. Уточнение понятий «все», «каждый», «любой»,; связок «и», «или». Сравнение и классификация предметов по различным признакам (свойствам). Счет предметов. Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же» Способы установления взаимнооднозначного соответствия.
Числа и величины
Число и цифра. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел. Знаки сравнения. Неравенство.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимость (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Предметный смысл действий. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении, умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, вычисления на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование способа решения задачи. Представление текста задачи в виде таблицы, схемы, диаграммы и других моделей. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», « (больше (меньше) в…», разностного и кратного сравнения. Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли – продажи и др. Скорость, время, расстояние; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи логического и комбинаторного характера.
Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и название (куб, шар, параллелепипед пирамида, цилиндр, конус). Представление о плоской и кривой поверхности. Объёмная и плоская геометрическая фигура.
Геометрические величины
Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин, фиксирование и анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов «…и / или…», «если, то…», «верно / неверно, что…», «каждый», «все», «не», «найдется», истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Уравнения. Буквенные выражения
Запись уравнения. Корень уравнения. Решение уравнений на основе применения ранее усвоенных знаний. Выбор (запись) уравнений, соответствующих данной схеме, выбор схемы, соответствующей данному уравнению, составление уравнений по тексту задачи ( с учетом ранее изученного материала. Простые и усложненные уравнения. Буквенные выражения. Нахождение значений выражений по данным значениям, входящей в него буквы.
Учебно-методическое обеспечение программы
Учебная дисцип- лина | Класс | Программа, кем рекомендо- вана и когда | Тип программ мы (государст- венная, авторская) | Кол-во часов. Неделя, общее. | Базовый учебник | УМК | Дидактическое обеспечение |
математика | 4 класс | «Гармония» Начальные классы (1-4). .М: Просвещение, 2007г. математика Автор: Истомина Н.Б. | Государственная | 4 часа в неделю 136 часов. | Истомина Н.Б. Математика. 4 класс. Учебник. В двух частях. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 Истомина Н.Б., Тетради по математике №1, №2 4 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 | Истомина Н.Б. Математика. 4 класс. Учебник. В двух частях. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 Истомина Н.Б., Тетради по математике №1, №2 4 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 | Набор таблиц по математике для 4 класса DVD «Уроки Кирилла и Мифодия» |
Материально техническое обеспечение программы по математике
1) Истомина Н.Б. Математика. 4 класс. Учебник. В двух частях. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012
2) Истомина Н.Б., Тетради по математике №1, №2 4 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012
3) Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 4 класс (три уровня) Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2012
5) Истомина Н.Б. , Горина О.П. Тестовые задания по математике. 4 класс «Ассоциация ХХ1 век»,2012
6) Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 4 класс» В двух частях «Ассоциация ХХ1 век»,2010 .
№ | Разделы, главы | Количество часов | |||||
Математических диктантов | Самостоятельная работ | практических работ | тестов | контрольных работ | |||
Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел | 12 | 1 | 1 | 1 | |||
Умножение многозначного числа на однозначное | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Деление с остатком | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Умножение многозначных чисел | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Деление многозначных чисел | 16 | 1 | 2 | 2 | |||
Деление многозначных чисел | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Действия с величинами | 16 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
Скорость движения | 14 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||
Скорость движения | 6 | 1 | 1 | 1 | |||
Уравнения | 7 | 1 | 1 | 1 | |||
Числовые и буквенные выражения | 15 | 1 | 1 | 1 | |||
Итого за учебный год | 136 | 12 | 14 | 8 | 12 |
Календарно – тематическое планирование по математике для 4 класса
по УМК «Гармония»
(4 часа в неделю, всего 136 часов)
(учебник авторы: Истомина Н.Б.)
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Форма проведения учебного занятия | Элементы содержания образования, отрабатываемые на уроке | Виды деятельности | Вид контроля, измерители | Дом. задание | Информационное сопровождение | |
План | Факт | ||||||||
Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел (12 ч) | |||||||||
1 | Нумерация многозначных чисел и алгоритмы письменного сложения и вычитания | Повторение | Алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах миллиона | Коллективная | Фронтальный | ||||
2 | Таблица умножения и деления. Взаимосвязь умножения и деления | Повторение | Таблица умножения однозначных чисел | Коллективная | Фронтальный | ||||
3 | Правила порядка выполнения действий в выражениях | Повторение | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Работа над совершенствовании ем вычислительных умений и навыков | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
4 | Умножение на нуль. Взаимосвязь компонентов и результатов действий | Повторение | Умножение на нуль, умножение и деление нуля (невозможность деления на нуль). Работа над совершенствованием умения решать задачи | Коллективная | Фронтальный | ||||
5 | Переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения | Повторение | Переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения и умножения. Распределительное свойство умножения относительно сложения | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
6 | Решение задач | Повторение | Решение текстовых задач арифметическим способом | Коллективная | Фронтальный | ||||
7 | Площадь и периметр прямоугольника | Повторение | Способы вычисления площади и периметра прямоугольника | Коллективная | Фронтальный | ||||
8 | Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 10, 100, 1000 | Повторение | Умножение и деление на 10, 100, 1000. Работа над совершенствованием вычислительных навыков и умений решать задачи | Коллективная | Фронтальный | ||||
9-10 | Деление числа на произведение | Повторение | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
11-12 | Проверочная работа. Работа над ошибками | Контроль знаний и умений | Проверка усвоения знаний, умений и навыков, полученных в 1–3 классах | Индивидуальная | Фронтальный | ||||
Умножение многозначного числа на однозначное (12 ч) | |||||||||
13 | Подготовительная работа к знакомству с алгоритмом | Комбинированный | Подготовка к восприятию алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное | Коллективная | Фронтальный | ||||
14-16 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное | Комбинированный | Умножение двух-, трех- и четырехзначного числа на однозначное | Коллективная | Фронтальный | ||||
17 | Способы прикидки результата умножения. Математический диктант | Комбинирован ный | Использование средств арифметических действий при выполнении вычислений | Коллективная | Фронтальный | ||||
18 | Входная контрольная работа | Контроль знаний и умений | Индивидуальная | Фронтальный | |||||
19 | Закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное. Самостоятельная работа | Комбинированный | Умножение 2–4-знач-ного числа на однозначное. Работа над совершенствованием навыка письменного умножения и умения решать задачи | Коллективная | Фронтальный | ||||
20-21 | Закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное | Закрепление изученного | Умножение 2–4-знач-ного числа на однозначное. Обсуждение результатов самостоятельной работы | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
22 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач | Закрепление изученного | Алгоритм письменного умножения. Про-верка усвоения алгоритма умножения многозначного числа на однозначное | Коллективная | Фронтальный | ||||
23 | Проверочная работа по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» | Контроль знаний и умений | Проверка усвоения алгоритма письменного умножения | Индивидуальная | Фронтальный | ||||
24 | Анализ проверочной работы | Закрепление изученного | Выяснение причин ошибок, их исправление | Коллективная | Фронтальный | ||||
25 | Предметный смысл деления с остатком | Изучение новой темы | Разъяснение предметного смысла деления с остатком | Коллективная | Фронтальный | ||||
Деление с остатком (12 ч) | Коллективная | ||||||||
26 | Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком | Закрепление изученного | Проверка деления | Коллективная | Фронтальный | ||||
27 | Форма записи при делении с остатком | Изучение новой темы | Объяснение двух способов деления с остатком | Коллективная | Фронтальный | ||||
28 | Взаимосвязь компонента и результата при делении с остатком. Способы деления с остатком | Изучение новой темы | Деление с остатком | Коллективная | Фронтальный | ||||
29-30 | Закрепление навыков письменного умножения многозначного числа на однозначное и деления с остатком | Закрепление изученного | Умножение 2–4-значного числа на однозначное, деление с остатком | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
31-32 | Деление с остатком. Решение задач. Математический диктант | Закрепление изученного | Решение текстовых задач. Отработка навыка делить с остатком и решать задачи | Коллективная | Фронтальный | ||||
33 | Проверочная работа по теме «Деление с остатком» | Контроль знаний и умений | Проверка усвоения смысла деления с остатком и способов деления с остатком | Индивидуальная | Самопроверка | ||||
34 | Анализ ошибок. Деление с остатком. Решение задач | Закрепление изученного | Решение текстовых задач. Работа над совершенствованием умений делить с остатком и решать задачи | Коллективная | Фронтальный | ||||
35-36 | Деление на 10, 100, 1000. Решение задач разных видов | Закрепление изученного | Решение текстовых задач. Совершенствование знаний о делении с остатком | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
37 | Контрольная работа по итогам I четверти | Контроль знаний и умений | Индивидуальная | Самопроверка | |||||
Умножение многозначных чисел (12 ч) | |||||||||
38 | Анализ контрольной работы. Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного умножения на двузначное число | Комбинированный | Умножение 2–4-знач-ного числа на двузначное. Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения на двузначное число | Коллективная | Практическая работа | ||||
39-42 | Умножение многозначного числа на двузначное | Коллективная работа | Умножение 2–4-знач-ного числа на двузначное | Коллективная | Фронтальный | ||||
43 | Умножение многозначного числа на трехзначное. Математический диктант | Изучение нового материала | Умножение 2–4-знач-ного числа на двузначное. Знакомство с алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное. Закрепление умений решать задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника | Коллективная | Фронтальный | ||||
44-45 | Умножение многозначного числа на трехзначное | Закрепление изученного | Умножение 2–4-значного числа на двузначное. Знакомство с алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное. Закрепление умений решать задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника | Коллективная | Фронтальный | ||||
46 | Проверочная работа по теме «Умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное» | Контроль знаний и умений | Проверка: усвоения алгоритма умножения, правил о порядке выполнения действий в выражениях | Индивидуальная | Самопроверка | ||||
47 | Анализ проверочной работы. Закрепление вычислительных навыков и умений | Закрепление изученного | Умножение 2–4-знач-ного числа на двузначное | Коллективная | Фронтальный | ||||
48 | Проверочная работа по теме «Решение задач» | Контроль знаний и умений | Решение текстовых задач арифметическим способом | Индивидуальная | Самопроверка | ||||
49 | Анализ проверочной работы. Закрепление вычислительных навыков умножения | Закрепление изученного материала | Умножение 2–4-знач-ного числа на двузначное | Коллективная | Работа в парах | ||||
Деление многозначных чисел (16 ч) | Коллективная | ||||||||
50 | Взаимосвязь умножения и деления | Комбинированный | Алгоритм письменного деления и умножения. Повторение: случаи табличного умножения и деления | Коллективная | Фронтальный | ||||
51 | Деление суммы на число | Закрепление изученного | Повторение правила деления суммы на число | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
52-55 | Алгоритм письменного деления на однозначное число. Решение задач. Математический диктант | Комбинированный | Деление 3–6-значного числа на однозначное | Коллективная | Фронтальный | ||||
56-57 | Закрепление изученного материала по теме «Деление многозначных чисел» | Закрепление изученного | Правила деления 3–6-значного числа на однозначное | Коллективная | Фронтальный | ||||
58-59 | Контрольная работа по итогам I полугодия. Анализ контрольной работы | Контроль знаний и умений | Проверка знаний и умений. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | Индивидуальная | Самопроверка | ||||
60-61 | Повторение материала по темам: «Умножение многозначных чисел», «Деление на однозначное число» | Закрепление изученного материала | Правила деления 3–6-значного числа на однозначное | Коллективная | Работа в парах | проектор | |||
62-65 | Решение задач различных типов | Закрепление изученного материала | Решение текстовых задач арифметическим способом | Коллективная | Фронтальный | ||||
Деление многозначных чисел (10 ч) | Коллективная | ||||||||
66 | Письменное деление на однозначное число. Решение задач | Закрепление изученного материала | Деление 3–6-значного числа на однозначное | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
67-69 | Письменное деление на двузначное число | Комбинированный | Деление 3–6-значного числа на двузначное. Знакомство со способом деления многозначных чисел на двузначное число | Коллективная | Фронтальный | ||||
70-71 | Прикидка результата деления на двузначное и трехзначное число | Комбинирован-ный | Деление 3–6-значного числа на трехзначное. Работа над совершенствованием навыков письменного деления | Коллективная | Фронтальный | ||||
72-73 | Проверочная работа по теме «Деление многозначного числа на двузначное». Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе | Практическая работа | Деление 3–6-значного числа на двузначное. Проверка сформированности навыков письменного деления. Работа над совершенствованием навыков письменного деления и умений решать задачи | Индивидуальная | Самопроверка Фронтальный | ||||
74-75 | Повторение по теме «Деление многозначных чисел» | Закрепление изученного материала | Коллективная | ||||||
Действия с величинами (16 ч) | Коллективная | ||||||||
76 | Повторение известных единиц величин и их соотношение | Комбинирован ный | Сравнение предметов по разным признакам | Коллективная | Фронтальный | ||||
77 | Единицы длины – миллиметр | Комбинирован ный | Единицы длины, соотношение между ними. Совершенствование навыков решения геометрических задач | Коллективная | Фронтальный | ||||
78 | Единицы длины и их соотношение | Комбинирован ный | Единицы длины, соотношение единиц длины. Способы выражения расстояния, данного в метрах, километрах. Упражнение в умножении многозначных чисел на однозначное число | Коллективная | Фронтальный | ||||
79 | Единицы массы и их соотношение | Комбинирован ный | Единицы массы, соотношение единиц массы. Работа над развитием умений выделять закономерности. Формирование представлений о массе конкретных предметов и тел. Повторение: деление с остатком | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
80-82 | Решение задач с различными величинами | Комбинирован ный | Решение текстовых задач с различными величинами. Работа над совершенствова- нием умения решать задачи. Закрепление навыка решения задач на нахождение площади прямоугольника и периметра, задач с единицами массы. Закрепление знания соотношений единиц величин | Коллективная | Фронтальный | ||||
83 | Единицы времени | Комбинирован-ный | Единицы времени, соотношение между ними. В процессе решения задач закрепление знания соотношений единиц времен | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
84 | Решение задач с различными величинами | Комбинирован-ный | Решение текстовых задач с различными величинами. Закрепление знания соотношений единиц величин | Коллективная | Фронтальный | ||||
85 | Единицы площади | Закрепление изученного | Единицы площади | Коллективная | Фронтальный | ||||
86-87 | Решение задач с различными величинами. Математический диктант | Закрепление изученного материала | Решение текстовых задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков решать задачи. Систематизация знаний о величинах и их единицах | Коллективная | Фронтальный | ||||
88 | Единицы объема | Комбинирован-ный | Знакомство с новой величиной – объемом и его единицами: 1 см3, 1 дм3 = 1 литр, 1 м3 | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
89-90 | Контрольная работа по теме «Действия с именованными числами». Анализ ошибок | Контроль знаний и умений | Проверка усвоения соотношений единиц величин длины, площади, массы, времени; алгоритма умножения и деления на 2, 3-значные числа | Индивидуальная | Самопроверка | ||||
91 | Решение задач | Закрепление изученного | Текстовые задачи на зависимость между величинами | Коллективная | Фронтальный | ||||
Скорость движения (14 ч) | Коллективная | ||||||||
92 | Скорость движения | Комбинированный | Текстовые задачи на зависимость между величинами. Знакомство с понятием «скорость», с единицами измерения величины «скорость». Решение задач на нахождение скорости и расстояния | Коллективная | Фронтальный | ||||
93 | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния | Комбинированный | Текстовые задачи на зависимость между величинами | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
94 | Соотношение единиц скорости | Комбинированный | Текстовые задачи на зависимость между величинами. Продолжение работы над усвоением понятия «скорость» | Коллективная | Фронтальный | ||||
95-98 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | Комбинирован-ный | Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние | Коллективная | Фронтальный | ||||
99 | Контрольная работа по итогам III четверти | Контроль знаний и умений | Проверка сформированности вычислительных навыков | Индивидуальная | Самостоятельный | ||||
100-103 | Анализ контрольной работы. Решение задач на движение двух объектов | Закрепление изученного материала | Совершенствование умения решать задачи на движение. Введение понятия «встречное движение». Рассмотрение условия задачи на встречное движение с помощью чертежа | Коллективная | Фронтальный | ||||
104 | Проверочная работа по теме «Скорость движения» | Контроль знаний и умений | Проверка умений решать задачи | Индивидуальная | Фронтальный | ||||
105 | Анализ проверочной работы. Решение задач на движение двух объектов | Закрепление изученного | Исправление недочетов. Продолжение работы по решению задач на движение | Коллективная | Фронтальный | ||||
Скорость движения (6 ч) | |||||||||
106-111 | Решение задач на движение | Закрепление изученного материала | Знакомство с новым видом задач на движение в одном направлении. Работа по закреплению знания взаимосвязей величин: скорости, времени, расстояния | Коллективная | Фронтальный | ||||
Уравнения (7 ч) | |||||||||
112 | Знакомство с уравнениями | Комбинирован-ный | Ознакомление с понятиями «уравнение», «решение уравнений», «корень уравнения». Формирование умений составлять уравнения по данному условию и их решение | Коллективная | Фронтальный | проектор | |||
113 | Корень уравнения. Способы решения уравнения | Комбинирован-ный | Коллективная | Фронтальный | |||||
114-115 | Составление уравнений по данному условию, по схеме | Комбинирован-ный | Формирование умений составлять уравнения по данному условию и их решение | Коллективная | Фронтальный | ||||
116 | Решение задач способом составления уравнений | Комбинирован-ный | Коллективная | Фронтальный | |||||
117-118 | Проверочная работа по теме «Уравнение». Анализ контрольной работы | Контроль знаний и умений | Проверка умений решать уравнения и задачи на взаимосвязь величин | Индивидуальная | Фронтальный | ||||
Числовые и буквенные выражения (15 ч) | |||||||||
119 | Числовые и буквенные выражения. Математический диктант | Комбинирован-ный | Разъяснение понятия «буквенное выражение» и его связи с числовыми выражениями | Коллективная | Практическая работа | проектор | |||
120 | Контрольная работа по итогам учебного года | Контроль знаний и умений | Проверка сформированности умений: решать задачи на движение, нахождение площади и периметра прямоугольника | Индивидуальная | Самостоятельная работа | ||||
121 | Анализ ошибок контрольной работы | Практикум | Коллективная | Коллективная работа | |||||
122 | Числовые и буквенные выражения | Практикум | Формирование умения находить значения буквенного выражения при данных числовых значениях входящих в него букв. Представления о числовых и буквенных выражениях, взаимосвязь между ними | Коллективная | Фронтальный | ||||
123 | Решение «усложненных» уравнений | Комбинирован-ный | Формирование умения решать усложненные уравнения | Коллективная | Фронтальный | ||||
124-128 | Решение задач способом составления уравнений | Практикум | Проверка умения решать задачи способом составления уравнений | Коллективная | Фронтальный | ||||
129 | Решение задач разных видов. Математический диктант | Практикум. Повторение и систематизация ЗУН | Решение текстовых задач. Формирование умения записывать уравнения по данному условию. Повторение ранее изученного материала | Коллективная | Фронтальный | ||||
130-131 | Проверочная работа по теме «Уравнения. Буквенные и числовые выражения». Анализ проверочной работы | Проверка и контроль знаний | Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | Индивидуальная | Самоконтроль | ||||
132-133 | Повторение пройденного материала по теме «Действия с многозначными числами» | Повторение и обобщение ЗУН | Алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах миллиона | Коллективная | Фронтальный | ||||
134-135 | Повторение материала геометрического содержания | Повторение и систематизация ЗУН | Распознавание и изображение геометрических фигур | Коллективная | Фронтальный | ||||
136 | Повторение материала по теме «Решение задач, связанных с бытовыми ситуациями» | Повторение и систематизация ЗУН | Решение текстовых задач арифметическим способом | Коллективная | Фронтальный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович
Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....