Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
статья по математике (2 класс) на тему
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-aktivizatsiya.doc | 494 КБ |
k_state.ppt | 523.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Выполнила: Маслова Л.Н. Учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 с. Красногвардейское |
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Активизация познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Приемы активизации познавательных деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на активизацию познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Остановимся на некоторых видах работы, которые использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков.
Игра «Весёлый счёт»
12 14 15 17
13 20 18 15
18 11 19 20
17 16 13 16
12 19 11 14 1.Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные чёрным цветом, а затем красным. 2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные чёрным цветом, а затем красным. 3.Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные чёрным и красным цветом. 4.Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и чёрным цветом.
Игра «Математический десант»
На доске закрепляются «парашютисты», у каждого на куполе парашюта – пример.
К нам летит «математический десант». Вам быстро и точно надо считать, чтобы каждый десантник мог занять своё место. Какой квадрат остался лишним?
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, стремление к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. В своей работе я стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Например, задача:
1. Решите задачу
2.Реши задачу и составь задачу, обратную данной.
Ученики должны подклеить 20 книг. Первое звено подклеило 8 книг, второе 6. Сколько книг осталось подклеить ученикам?
Работу пишут все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я открываю на доске краткую запись задачи:
Было-20 кн.
Сделали- 8 кн и 6 кн
Осталось-?
Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с решением задачи. Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми учащимися в классе.
Также одной из моих задач является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.
Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех вырабатывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных задач. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.
Но для создания глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, личной инициативы и творчества учащихся. Именно нетрадиционные уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. Поэтому на уроках часто использую нестандартные задачи. Среди них есть задачи, имеющие практическое значение, с лишними или недостающими данными, на развитие мышления, воображения, смекалки. Такие задачи вызывают повышенный интерес у детей. Например:
****
Ученику в столовой дают 100г хлеба. Всего обедают 132 ученика. Каждый из учеников половину не доел. Сколько хлеба пойдёт в отходы?
****
На аэродроме было5 самолётов 7 вертолётов, 6 машин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздухе находится:
а) хотя бы один самолёт? б) хотя бы один вертолёт?
(Ответы: а) нельзя, так как в воздух могут подняться 6 вертолётов; б) можно, если в воздух поднимутся все самолёты (5), то шестой машиной обязательно будет вертолёт.)
****
Среди мешков только один с яблоками, причём с одной стороны от него нет мешка в клеточку, а с другой – мешка в полоску. Найдите, какой мешок с яблоками. (Ответ: третий во втором ряду.)
Все описанные мною виды работ опробованы на практике и действительно активизируют учебную деятельность учащихся. При выполнении такого рода задач учащиеся учатся думать, анализировать, сравнивать, что способствует более прочному и сознательному усвоению знаний.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и является источником радости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету»
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву-одна из труднейших и важнейших задач дидактики» К.Д.Ушинский
Основная цель педагогической деятельности. Привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.
Задачи педагогической деятельности Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Использовать в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Поощрять стремление ученика находить свой способ работы, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Создавать ситуации обучения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.
Принцип педагогической деятельности. Повышение активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через умелое сочетание учителем традиционных и нетрадиционных методов и приемов обучения и контроля знаний.
Актуальность темы исследования Актуальность темы обусловлена недостаточностью создания действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.
Методы исследования Анализ методической литературы по теме; Материалов научных исследований; Учебных планов и программ; Изучение педагогического опыта; Прямое и косвенное наблюдение за учебной деятельностью учащихся начальных классов; Опытное обучение по определению наиболее удачных методических приемов развития познавательных способностей детей Статистическая обработка данных, полученных в результате выявление уровня активизации познавательной деятельности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах
Задачи исследования Выявить психолого-педагогические предпосылки осуществления развития познавательной активности младших школьников на уроках математики; Изучить психофизиологические условия развития младших школьников; Определить содержание, которое способствует активизации познавательной деятельности в учебной и внеучебной работе младших школьников по математике.
Предмет исследования Организация учебного процесса, направленного на развитие познавательной деятельности и её активизация у младших школьников в учебном процессе на уроках математики.
Объект исследования П роцесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
База исследования МОУ «СОШ №11» с. Красногвардейского 2 Б класс Учитель: Маслова Лариса Николаевна
Гипотеза Использование учителем в своей работе различных приемов и методов обучения способствует эффективному развитию познавательной деятельности младших школьников.
Гипотеза обеспечивается следующими условиями Учитываются индивидуальные и типологические условия учащихся; Предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности; Совместная деятельность всех участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности в учебном и внеучебном процессе.
Практическая значимость Материалы данного исследования могут быть использованы учителями начальных классов
Концептуальные положения Условиями успешности обучения является проблематизация учебного материала, активность ребенка, связь обучения с жизнью ребенка, игрой Ребенок усваивает материал, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения
Методы и приемы в обучении Опорные схемы Игровые приёмы Самостоятельная работа Проблемно- поисковые методы Практические методы Наглядные методы Словесные методы Методы и приёмы
Технологии обучения Традицион- ная технология Информа- ционно- коммуни- кативное Игровые технологии Здоровье- сберега- ющие Использование образовательных технологий
Игра «Весёлый счёт» 12 14 15 17 13 20 18 15 18 11 19 20 17 16 13 16 12 19 11 14
«Магический квадрат». Сложить числа по строкам, по столбцам, с угла на угол (по диагонали). Преобразование занимательного квадрата. Заполнение пропусков в предложенном магическом квадрате.
Применение рисунков и схем
Статистические данные
Статистические данные
Заключение Рациональное использование разнообразных приемов, методов, действенных и эффективных условий, на различных этапах обучения, позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики в начальной школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования
В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...
Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"
В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики в начальной школе....
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе. Именно на это я направляю усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики
Обобщение опыта по теме самообразования...
« Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики при изучении темы : «Сложение и вычитание» »
Здесь можно посмотреть игры, которые можно применять на уроках математики в 1 классе....
« Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики при изучении темы : «Сложение и вычитание» »
Здесь можно посмотреть игры, которые можно применять на уроках математики в 1 классе....
«Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков»
Материал для 1-4 класса "Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков"Устойчивый познавательный интерес формируется разными средст...