Математика 1класс. "Арифметические действия.Закрепление понятий "слагаемые" и "сумма". Самоанализ урока.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Разработка конспекта урока по математике для 1класса с полным самоанализом урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя

           общеобразовательная школа №15

Конспект урока по  математике. 1 класс Тема:    «Арифметические действия. Запись результата выполнения действия сложения с использованием знака «+»   Закрепление понятий «слагаемые» и  «сумма»

                                      Подготовила и провела: учитель

                                      начальных классов Борц Л.Н.

                                                   30.09.2013года

                                     

                     

                   

Цели урока: продолжить знакомство с терминами “слагаемое”, “сумма”, использовать эти термины при чтении записей; продолжить работу над формированием умений прибавить и вычесть 2, повторить и закрепить знания обучающихся о составе чисел первого десятка, умение решать задачи; формировать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе; развивать логическое мышление, речь, внимание, память учащихся.

Оборудование: рисунки сказочных героев – гномики “Умник”, “Задачкин”, демонстрационная таблица с компонентами при сложении, набор геометрических фигур, схема – опора для решения задачи, карточки для групповой работы, учебник “Математика” –авт В.Н. Рудницкая

Ход урока

  1. Организационный момент. (Обеспечение готовности школьников к работе на уровне внутренней мотивации, включение их в продуктивную учебную деятельность, сообщение цели, задач урока)

- В начале урока мы создадим друг другу хорошее рабочее настроение.
- Скажите, ребята для того, чтобы наш сегодняшний урок получился интересным и полезным, что нужно делать?
(Ответы детей)

Сообщение цели урока: “Сегодня на уроке мы потренируем наше внимание и память, повторим состав изученных чисел, название чисел при сложении, доказывая своё мнение не забывайте про слова – помощники:

  • Я думаю…
  • Я считаю…
  • Я уверена, что у вас всё получится.
  1. Актуализация опорных знаний учащихся. (Активное организованное общение учащихся по ранее изученному материалу).
  1. Но вначале улыбнёмся. Нас встречает весёлый человечек. Он просит отгадать 2 числа, сложив которые мы получим 9:

  + = 9

  1. Отгадайте и прочитайте следующие примеры:
  • 6+ =10
  • 5+ = 8
  • 8+ = 8
  • 6+ =8
  • 7+ = 10
  • 5+ = 10
  1. Устный арифметический диктант:

- назовите число, которое следует за числом 5;
- назовите число, которое предшествует 4;
- назовите соседей числа 8;
- назовите число, которое стоит между числами 6 и 8.

  1. Ребята, как вы считаете, сколько разрезов нужно сделать, чтобы разделить верёвку на 4 части.
  2. А теперь внимательно послушайте и решите весёлые задачи:

Вот восемь зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое идут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой?

Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?

Есть у Нади пять тетрадей.
Папа девочке их дал.
Дал и Ире он четыре.
Ты б тетради подсчитал.

  1. А это задание для очень внимательных детей:

Игра “День – ночь” (ребята закрывают глаза и стараются сосчитать предложенный учителем пример):

4-1-1-1+2

  1. Работа по теме урока. (Применение изученных знаний в новых практических ситуациях).

- Мы прибавляли числа. Вспомните, как называются числа при сложении. (Числа при сложении называются слагаемыми).
- Как называется число, которое получается в результате сложения? (Сумма)
- Чему равна сумма чисел 4 и 3?
- Назовите 1 слагаемое, 2 слагаемое.

- Ребята к нам в гости пришёл гномик. Зовут его “Умник”. (На доске появляется плакат с изображением гномика, в руках у которого знаки “+”, “-”). Он очень любит решать примеры. Но особенно ему нравится читать математические выражения разными способами. Расскажите гномику, как умеете это делать вы…

  • Сумма чисел 4-х и 3-х равна 7
  • 4- это 1 слагаемое, 3- это 2 слагаемое, 7 – это сумма
  • 4 плюс 3 равно семи
  • К 4 прибавить 3 получится 7

- Чему равна сумма чисел 6 и 1?
- Прочитайте математические выражения по-разному…

  1. Повторение и систематизация ведущих идей предыдущих уроков:
  1. Работа над задачей:

- А вот этого гномика зовут “Задачкин” (На доске появляется рисунок гномика с вопросительным знаком в руке). Он очень любит решать задачи. Над одной из них он предлагает поработать вам:

У Кати было 5 кукол. На день рождения ей подарили 2 куклы.

- О чём можно спросить в задаче? (Сколько кукол стало у Кати)
- Больше или меньше кукол стало у Кати?
- Как записать решение задачи?

(Дети записывают решение задачи и ответ) 

  1. Творческая работа:

- Ребята, а теперь составьте мне подобные задачи, чтобы они решались так: 5+2=7

Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде “раз”
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде “два”.
Соберём в корзинки ягоды, грибы-
Дружно наклоняемся по команде “три”.
На четыре и на пять
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде “шесть”
Всем за парты тихо сесть!

  1. Работа над геометрическим материалом:

- Что такое прямая линия?
- Сколько прямых линий можно провести через одну точку?
- Сколько прямых линий можно провести через две точки?
- Чем отличается прямая линия от отрезка?
- Начертите отрезок, длина которого равна 4 см.

  1. Геометрическая игра “Какая фигура исчезла?”

- А теперь поиграем в игру “Какая фигура исчезла?”

(На доске выставлены геометрические фигуры: красный треугольник, синий круг, жёлтый квадрат, зелёный треугольник, красный прямоугольник. К доске выходят два ученика. Одному ученику закрывают глаза. Другой ученик прячет одну фигуру. Затем первый пытается отгадать исчезнувшую фигуру). 

  1. Коллективная работа учащихся. (Работа в группах).

Ребята, прежде, чем мы начнём работать в группах, я хочу , чтобы вы вспомнили правила дружной работы. На доске появляется плакат:

  1. Внимательно слушай товарища.
  2. Говори вполголоса
  3. Исправляй товарища так, чтобы не обидеть.
  4. Береги каждую минуту.


Каждая группа получает карточки с заданиями, в которых необходимо расставить числа в порядке возрастания и отгадать зашифрованное слово:

№ 1

6

1

5

2

4

3

а

с

ц

и

и

н

 

№ 2

6

1

5

2

4

3

а

в

н

о

о

р

 

№ 3

6

1

5

2

4

3

а

с

к

о

о

р

 

№ 4

6

1

5

2

4

3

а

л

ц

и

и

с

На доске появляются отгаданные слова:

  • синица
  • ворона
  • сорока
  • лисица

- Какое слово лишнее? Почему? (Дети доказывают своё решение)

  1. Работа по учебнику: 

- Кто ошибся Буратино или Чиполино? Почему?

(Закрепление алгоритма сложения и вычитания двух)

  1. Самостоятельная работа на уроке. (Для самостоятельной работы детям предлагаются дифференцированные задания)

- Надеюсь, вы не допустите ошибок и решите примеры правильно:

  • 4+2=
  • 6-2=
  • 5+2=
  • 8-2=

Сильные ученики решают следующие неравенства:

  • 5+2 *7
  • 4+1 * 5
  • 3-2 * 2
  • 2-2 * 0

(Проверка результатов работы осуществляется в парах.)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- А теперь подведём итог нашего сегодняшнего задания. (Дети продолжают предложения записанные на доске)

  • Сегодня на уроке я сомневался…
  • Сегодня на уроке мне понравилось…
  • Какие задания вы бы включили в урок…

- Молодцы! Спасибо за работу на уроке. Я думаю, что всё то новое, что мы сегодня узнали на уроке, нам очень пригодится в нашей дальнейшей учёбе

Самоанализ урока по математике в 1 классе

По теме: «Арифметические действия. Запись результата выполнения действия сложения с использованием знака «+».  Закрепление понятий «слагаемые» и  «сумма»

                                           Учитель начальных классов Борц Л.Н.

                       Стаж работы в должности учителя 30 лет

Данный урок по типу является уроком закрепления изученной темы.

Цели:

образовательные: закрепление навыков счета, знакомства с терминами "слагаемое" и "сумма", использование этих терминов при чтении выражений;

развивающие: развитие логического мышления, словесно-образного мышления, интегрированная связь с окружающим миром, чтением, развитие активного словаря;

воспитательные: умение работать в коллективе, слушать одноклассников, четко высказывать свои мысли, адекватно реагировать на замечания и поощрения.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма);
  • УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе.
  • Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

Оборудование: Учебник «Математика» 1 класс, автор В.Н. Рудницкая, рабочая тетрадь по математике, карточки с цифрами, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал у каждого ученика, карточки для рефлексии. Компьютер, проектор, экран. Рисунки сказочных героев.

Тип урока: урок закрепление изученного материала

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Сложение и вычитание».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими навыками. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности.На уроке применялись здоровье сберегающие технологии ( физминутка ) Применялись  задания, направленные именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа. детям  оказывалась индивидуальная помощь.. При подведении итогов  и рефлексии был применен самоанализ деятельности  учеников. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

Урок  поставленной цели достиг.

Перспективы на будущее

  1. Продолжать учить ребят работать в группах, в паре.
  2. Учить ребят выражать свои мысли.
  3. Добиваться от ребят точных и правильных ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Математика. Порядок выполнения действий. Закрепление. (Стр.24)

3 класс. Математика. Порядок выполнения действий. Закрепление.  (Стр.24) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....

план-конспект по математике по системе Занкова с презентацией, самоанализ урока

Вы можете найти план-конспект с презентацией и самоанализом урока...

Конспект урока по математике Названия чисел в записях действий (закрепление) 2 класс

Тема урока: Названия чисел в записях действий (закрепление)Тип урока: Постановка и решение учебной задачи....

Урок математики во 2 классе Тема: «Решение выражений в два действия. Закрепление таблицы умножения на 2 и на 3»

Цель: создание условий для формирования умения планировать учебное сотрудничество через формирование умений решать задачи и числовые выражения, требующие знания таблицы умножения....

Открытый урок по математике в 1 классе по ФГОС, с использованием мультимедийной презентации "Число и счёт. Арифметические действия. Закрепление"

Цели урока: Закрепить знание таблицы сложения и вычитания, формировать умение решать задачи; решать задачи с опорой на числовое равенство; учить решать деформированные числовые равенства; учить находи...