Рабочая программа
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по математике 4 класс по системе Л.В. Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.docx | 82.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы курса «Математика» И.И. Аргинской (Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009
Цели обучения математике:
– развитие умений преобразовывать задачи; знать таблицу умножения и деления; уметь делить с остатком; находить площадь и периметр многоугольника; называть арифметические действия;
– различие математических выражений; работа с текстом; установление связей и зависимостей между величинами: скорость, время, расстояние;
– формирование осознанного и прочного навыка выполнения вычислений;
– овладение умениями решать простые и сложные уравнения; выполнять умножение и деление многозначных чисел; находить решения систем неравенств;
– наличие представлений о поверхности объемных тел и об их развертках; о способе определения площади поверхности призмы.
Задачи:
-способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вредить его здоровью;
-дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;
-сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
– Аргинская, И. И. Математика : учебник для 4 класса / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина.– Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.
– Аргинская, И. И. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс» / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.
Программа курса рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). Из них:
Уроков в нетрадиционной форме – 4
Урок – исследование -1
Урок – путешествие -1
Урок – игра -1
Урок – сказка - 1
Плановых контрольных и проверочных работ:
Контрольных работ – 10
Проверочных работ – 8
Контрольных тестов – 4
Математических диктантов – 5
В рабочую программу внесено изменение: образовательная авторская программа рассчитана на 136 часов, так как в учебном году 35 недель, добавлено 4 часа (уроки 137-140) в резерве.
В основе методики преподавания предмета «Математика» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.
Преобладающими формами контроля являются письменные контрольные работы, тесты, проверка устного счёта.
Учебно - тематический план.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Изучение чисел | 33 ч. |
1.1 | Натуральные числа | 15ч |
1.2 | Дробные числа | 8 ч. |
1.3 | Положительные и отрицательные числа | 10 ч |
2. | Изучение действий | 50 ч. |
2.1 | Сложении и вычитание | 15ч. |
2.2 | Умножение и деление | 35ч. |
3. | Изучение элементов алгебры | 15ч. |
4. | Изучение элементов геометрии | 10ч |
5. | Изучение величин | 28ч. |
6. | Работа с задачами | В течение года |
4. | Резервные уроки | 4 ч. |
Итого | 140ч. |
Содержание программы.
Изучение чисел (33 часа)
Натуральные числа
Класс миллионов. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.
Общий принцип образования классов.
Знакомство с канонической записью натурального числа.
Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерения величин.
Точные и приближенные числа. Источники возникновения таких чисел.
Приближенные числа, получаемые в результате округления с заданной точностью. Правило округления чисел, его использование в практической деятельности. Особые случаи округления.
Дробные числа
Равенство дробей. Соотношения между числителями и знаменателями таких дробей. Основное свойство дроби.
Положительные и отрицательные числа
Понятие о величинах, имеющих противоположные направления. Обозначение таких направлений с помощь. Противоположных по смыслу знаков (+) и (-).
Запись положительных и отрицательных чисел. Совпадение множества натуральных чисел с множеством целых положительных чисел.
Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел. Сравнение этих чисел по их расположению на координатной прямой.
Расположение на координатной прямой точек, с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек.
Противоположные числа и их расположение на координатной прямой.
Изучение действий (50 часов)
Сложении и вычитание
Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел.
Обобщение знаний о законах сложения и свойствах вычитания, их формулировка и краткая обобщенная запись
Использование законов сложения и свойств вычитания для рационализации выполнения этих операций.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Сложение и вычитание величин различными способами.
Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного/двух компонентов этих действий.
Умножение и деление
Умножение и деление многозначного числа на многозначное. Осознание алгоритма.
Обобщение знаний о законах умножения и свойствах деления. Их формулировка и запись в общем виде.
Использование законов и свойств умножения и деления для рационализации их выполнения.
Умножение дробных и смешанных чисел на натуральное число.
Умножение и деление величин на натуральное число различными способами.
Деление величину.
Обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного иди двух компонентов.
Изучение элементов алгебры (15часов)
Выражения с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.
Свойства равенств и их использование для решения уравнений.
Уравнения, содержащие неизвестное в обеих частях. Решение таких уравнений.
Системы уравнений. Решение их подбором. Знакомство с другими способами решения систем уравнений.
Решение систем неравенств на основе соответствующих уравнений.
Изучение элементов геометрии (10 часов)
Диагональ многоугольника. Разбиение произвольного многоугольника на треугольники.
Свойство диагонали прямоугольника. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника.
Определение площади прямоугольника.
Определение площади произвольного треугольника разными способами. Способ разбиения произвольного треугольника на прямоугольные треугольники. Высота треугольника. Формула площади треугольника.
Определение площади произвольного многоугольника разбиением его на прямоугольники и треугольники.
Определение площади полной поверхности призмы и пирамиды и боковой поверхности цилиндра.
Построение разверток призм, пирамид, цилиндров и конусов
Изучение величин (28часов)
Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками. Объем и емкость.
Общепринятые меры измерения объема и соотношения между ними.
Определение объема прямоугольного параллелепипеда по трем его измерениям, а также площади и высоте. Формулы определения объема.
Определение объема произвольной призмы по площади ее основания и высоте.
Метрическая система мер, ее связь с десятичной системой счисления.
Перевод всех изученных единиц из одной меры в другую.
Работа с задачами (в течение года)
Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение.
Сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.
Задачи с неопределенным условием. Понятие об их решении как комплексе рассмотрения возможных вариантов решения.
Преобразование задач в более простые и более сложные.
Решение задач алгебраическим способом. Оформления такого решения.
Сравнение арифметического и алгебраического способов решения.
Решение задач разного уровня трудности с использованием всех изученных действий.
Перечень выполняемых работ.
Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | итого |
Математический диктант | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Проверочная работа | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Проверка техники счёта | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тестовая работа | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Итоговое тестирование | 1 | 1 | |||
Контрольная работа | 3 | 3 | 3 | 1 | 10 |
Контрольная работа | Проверочная работа | Тестовая работа |
Контрольная работа №1(входной контроль) | №1 по теме: «Нумерация» | по теме «Вычисления с натуральными числами» |
№2 по теме: «Решение задач на движение». | № 2 по теме «Площадь, периметр». | по теме «Деление с остатком» |
№3 «Умножение многозначных чисел» (1четверть) | № 3«по теме: «Точные и приближенные числа» | по теме «Действия с величинами» |
№ 4 по теме «Решение задач» | № 4 по теме «Действия с многозначными числами» | Итоговый тест |
Контрольная работа №5 за 1 полугодие | № 5 по теме: «Деление многозначного на двузначное» | |
№ 6 по теме «Решение уравнений и задач алгебраическим способом». | № 6 по теме «Действия с многозначными числами» | |
№ 7 по теме: « Объём и его измерения» | № 7по теме: «Положительные и отрицательные числа» | |
№ 8 Контрольная работа за 3 четверть | №8по теме «Приемы письменных вычислений с многозначными числами» | |
№ 9Итоговая контрольная работа за год. | ||
№ 10 Комплексная контрольная работа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Используемые пособия к уроку | Дата проведения | ||
план | факт | коррект | ||||||
1. | Диагональ многоугольника. (знакомство) №1-4 | 1 | ознакомление с новым материалом | Прямоугольник. Площадь геометрической фигуры. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Таблица сложения. | Презентация «Диагональ прямоугольника», карточки (нумерация) | |||
2. | Определение понятия диагональ многоугольника. №№ 5 – 9. | 1. | Комбинированный. | Прямоугольник. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость) | Таблица зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость) | |||
3. | Площадь прямоугольного треугольника №10–13 Урок - исследование | 1 | применение знаний и умений | Прямоугольник. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Группировать фигуры по отдельным признакам; анализировать и выбирать нужное решение к задаче | Таблица (площадь прямоугольного треугольника), презентация «Устный счёт» | |||
4. | Первичное знакомство со скоростью сближения. №№ 14 – 18. | 1. | Комбинированный. | Решение текстовых задач с опорой на чертёж. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость). Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. | Таблица зависимости между величинами, (пройденный путь, время, скорость), презентация «Геометрические фигуры» | |||
5. | Решение задач на движение. №№ 19 – 22. | 1. | закрепление изученног | Решение задач на противоположное движение. Нахождение площади многоугольника. Способы проверки правильности вычислений. | Презентация «Задачи на движение», таблица (площадь, треугольника), таблица (единицы площади), | |||
6. | Построение треугольника по стороне и двум углам. Формула площади прямоугольника. №№ 23 – 27. | 1. | применение знаний и умений | Площадь геометрической фигуры. Единицы площади. Таблица умножения. Таблица сложения. Решение текстовых задач с опорой на чертёж. Построение углов с помощью транспортира. | Таблица (площадь, треугольника), таблица (единицы площади), карточки для индивидуальной работы (площадь, периметр) | |||
7. | Сочетательный закон умножения. №№ 28 – 32. | 1 | Комбинированный. | Группировка множителей в произведении. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость) | Таблица (пройденный путь, время, скорость), презентация «Законы умножения» | |||
8. | Формула площади прямоугольного треугольника. №№ 33 – 36. | 1. | Комбинированный. | Площадь геометрической фигуры. Единицы площади. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость). Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками. | Таблица (площадь, треугольника), таблица (единицы площади), таблица (пройденный путь, время, скорость), карточки (нумерация) | |||
9. | Построение треугольника по стороне и двум углам. ( практическая работа) №№ 37 – 42. | 1. | Комбинированный. | Построение по стороне и двум углам треугольника. Группировка фигур. Виды призм и конусов. Решение и сравнение задач на движение. Разряды и классы. Нахождение фигур. Решение текстовых задач. | Таблица разрядов и классов, карточки (виды углов), презентация «Виды углов» | |||
10. | Проверочная работа№1 по теме: «Нумерация» | 1 | применение знаний и умений | Изображение треугольника. Распознавание: окружность и круг. Проверка умения записывать многозначное число в пределах класса тысяч; определять место каждого из них в натуральном ряду; устанавливать отношения между изученными натуральными числами и записывать при помощи знаков; находить площадь прямоугольника. | Таблица (геометрические фигуры), презентация «Виды треугольников», бланки с текстами. | |||
11. | Площадь многоугольника. №№ 49 – 53. | 1. | Комбинированный. | Площадь геометрической фигуры. Единицы площади. Координатный луч | Таблица (площадь, периметр многоугольника), таблица (единицы площади), тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
12. | Контрольная работа (входной контроль)№1 | 1. | проверка и оценка знаний. | Проверить знания учащихся по материалу: решение составных задач, нахождение площади и периметра прямоугольника, построение углов и их измерение, проверить порядок выполнения действий в выражениях, выполнять действия с числами.. | Тексты контрольных работ | |||
13. | Работа над ошибками. Решение задач | 1. | Обобщение, системат | Систематизация знаний, анализ ошибок. Решение составных задач | Памятки, таблица разрядов и классов. ИКТ тренажёр«площадь фигур | |||
14. | Умножение многозначного числа на многозначное число. №№ 54 – 57. | 1. | ознакомление с новым материал | Группировка множителей в произведении. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. | Памятка (порядок выполнения действий в числовых выражениях), презентация «Порядок действий» | |||
15. | Умножение многозначного числа на двузначное число. №№ 58 – 61. | 1. | закрепление изученног | Группировка множителей в произведении. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. | Презентация «Решение задач», карточки (задачи на движение) | |||
16. | Решение неравенства и обозначение найденных решений на координатном луче. №№ 62 – 65. Проверка техники счёта | 1. | Комбинированный. | Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Умножение суммы на число и числа на сумму. | Таблица (площадь, периметр многоугольника), презентация «Координатный луч», карточки (неравенства) ИКТ тренажёр»Величины | |||
17. | Умножение числа на 10. №№ 66 – 69. Урок - путешествие | 1. | Комбинированный. | Группировка множителей в произведении. Решение текстовых задач алгебраическим способом. | Схема путешествия, презентация «В стране Математика» |
18. | Восстановление начала координатного луча и единичного отрезка по координатам. №№ 70 – 74. | 1. | Комбинированный. | Таблица умножения. Письменные вычисления с натуральными числами. | Презентация « Таблица умножения», тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
19, 20 | Умножение числа на единицу с нулями. №№ 75 – 79. №№ 80 – 84. | 2. | Комбинированный. | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость). | Памятка (нахождение неизвестного компонента арифметических действий), тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
21, 22. | Умножение многозначного числа на круглые числа. №№ 85 – 89. №№ 90 – 92. | 2. | Комбинированный. | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Таблица умножения. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. | Памятка (нахождение неизвестного компонента арифметических действий), карточки для индивидуальной работы (задачи на нахождение скорости) | |||
23. | Преобразование и решение уравнений. №№ 93 – 96. | 1. | Комбинированный. | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. | Памятка (нахождение неизвестного компонента арифметических действий), карточки для индивидуальной работы (уравнения) | |||
24. | Контрольная работа по теме: «Решение задач на движение». № 2 | 1. | проверка и оценка знаний. | Проверить знания учащихся по материалу: решение составных задач на движение, сравнение величин | Бланки с текстами контрольной работы | |||
25. | Работа над ошибками. Распределительный закон умножения относительно сложения. №№ 97 – 100. | 1. | Комбинированный. | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений | Памятка (нахождение неизвестного компонента арифметических действий), Презентация «Законы умножения» | |||
26. | Сочетательное свойство и распределительный закон умножения относительно сложения. №№ 101 – 105. | 1. | Комбинированный. | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость). | Презентация «Законы умножения», таблица (пройденный путь, время, скорость), карточки для индивидуальной работы (задачи на движение) | |||
27. | Тест по теме «Вычисления с натуральными числами», | 1 | проверка и оценка знаний. | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000, отношения «больше», «меньше», устные вычисления с натуральными числами, порядок выполнения действий в выражении. величины | Бланки с текстами работ | |||
28. | Умножение на трёхзначное число со всеми значащими цифрами. №№ 106 – 110. | 1. | Комбинированный. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | Презентация «Устный счёт», тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
29. | Рационализация выполнения умножения многозначных чисел. №№ 111 – 113. | 1. | Комбинированный. | Умножение суммы на число и числа на сумму. Таблица умножения. Письменные вычисления с натуральными числами. | Тренажёр «Действия с величинами», ИКТ тренажёр «Величины» | |||
30. | Четырехугольная призма. № 114–117 Математический диктант | 1 | Комбинированный. | Геометрические фигуры. Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс работы (объём всей работы, время, производительность труда). | Таблица зависимости (объем всей работы, время, производительность труда), тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
31. | Свёртывание подробной записи выполнения умножения. №№ 118 – 121. | 1 | применение знаний и умений | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс работы (объем всей работы, время, производительность труда) | Таблица (объем всей работы, время, производительность труда), презентация «Задачи на движение» | |||
32 | Проверочная работа по теме «Площадь, периметр».№2 Умножение многозначных чисел в столбик. №№ 122 – 125. | 1 | Комбинированный. | Проверка навыков и умений решать задачи, сложные выражения, задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника; | Бланки с текстами, ИКТ тренажёр «умножение многозначных чисел в столбик» | |||
33, 34. | Умножение многозначных чисел в столбик. №№ 127 – 131. №№ 132 – 135. | 2. | Комбинированный. | Письменные вычисления с натуральными числами. | Презентация «Умножение многозначных чисел в столбик», таблица (умножение многозначных чисел в столбик), тренажёр «Действия с величинами» | |||
35. | Контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел». №3(1 чет) | 1. | проверка и оценка знаний. | Проверка навыков и умений решать задачи, сложные выражения, задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника; знание нумерации многозначных чисел; умения составлять и решать простые уравнения и преобразовывать их в более сложные. | Бланки с текстами | |||
36. 2ч. | Работа над ошибками. Повторение с. 76, 77. Урок - игра | 1. | обобщенисистематизация знаний | Систематизация знаний, анализ ошибок. Решение составных задач | Презентация «Устный счёт», карточки (уравнения) | |||
37. | Понятие о точных и приближённых числах. №№ 136 – 139. | 1. | ознакомление с новым материалом | Распознавание и изображение отрезка. Площадь прямоугольника. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость). Единицы массы. | Таблица (пройденный путь, время, скорость), презентация «Площадь прямоугольника» |
38. | Порядок действий в сложных выражениях. Сравнение и решение задач. №№ 140 – 143. | 1. | применение знаний и умений | Порядок действий в сложных выражениях. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс «купли–продажи»: цена, количество, стоимость. | Таблица зависимости между величинами, характеризующими процесс «купли–продажи»: цена, количество, стоимость. Презентация «Решение задач» | |||
39 | Умножение многозначных чисел. №№ 144 – 147. | 1. | закрепление изученного; | Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс работы: объём всей работы, время, производительность труда. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. | Таблица (объём всей работы, время, производительность труда), Презен.«Решение задач», карточки (уравнения) | |||
40. | Умножение многозначных чисел в столбик. №№ 148 – 150. | 1 | Комбинированный. | Таблица умножения. Письменные вычисления с натуральными числами. | Таблица (умножение многозначных чисел в столбик), тренажёр «Действия с величинам» | |||
41. | Замена точного числа менее точным числом. №№ 151 – 153. | 1. | Комбинированный. | Таблица умножения. Письменные вычисления с натуральными числами. Производительность труда. | Презентация «Устный счёт», карточки (уравнения) | |||
42. | Закон приближённого равенства. №№ 154 – 158. | 1. | Комбинированный. | Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс работы: объём всей работы, время производительность труда. Таблица умножения. Письменные вычисления с натуральными числами. Умножение в столбик. | Таблица (объём всей работы, время производительность труда.), презентация «Умножение в столбик» | |||
43. | Округление чисел с точностью до десятков. №№ 159 – 162. | 1. | Комбинированный. | Верные равенства. Решение задач разными способами | Презентация «Устный счёт», тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
44, 45. | Округление чисел с заданной точностью. №№ 163 – 167. №№ 168 – 172. | 2. | Комбинированный. | Порядок действий в сложных выражениях. Таблица умножения. | Тренажёр «Действия с величинами» | |||
46. | Понятие о погрешности. Среднее арифметическое число. №№ 173 – 176. | 1. | Комбинированный. | Классы и разряды. Письменные вычисления с натуральными числами. Порядок действий в сложных выражениях. Таблица умножения. | Таблица разрядов и классов, тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
47. | Проверочная работа по теме: «Точные и приближенные числа» №3 | 1 | проверка и оценка знаний. | Проверка умений проверять количество частных, округлять с заданной точностью, решать неравенства, устанавливать зависимости между величинами, характеризующими процесс работы: объём всей работы, время производительность труда | Бланки с текстами | |||
48. | Работа над ошибками. Сравнение и решение задач. С. 103 – 105. | 1. | обобщение и систематизация знаний | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Тренажёр «Действия с величинами», ИКТ тренажёр «Умножение многозначных чисел» | |||
49. | Первое свойство равенства. №№ 177 – 181. | 1. | ознакомление с новым материалом | Письменные вычисления с натуральными числами. | Презентация «Свойства равенств», карточки (уравнения) | |||
50. | Деление на многозначное число. №№ 182 – 185. | 1. | Комбинированный. | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Таблица умножения. | Памятка (нахождение неизвестн. компонента арифметических действий), тренажёр «Задачи на движение» | |||
51. | Тест по теме «Деление с остатком» | 1 | проверка оценка знаний. | Письменные и устные вычисления с натуральными числами. Деление с остатком | Тексты работ | |||
52. | Деление на многозначное число. Нахождение площади четырёхугольника. №№ 186 – 190. | 1. | Комбинированный. | Порядок действий в сложных выражениях. Таблица умножения. | Презентация «Деление на многозначное число», таблица (площадь четырёхугольника) | |||
53. | Знакомство с задачами на движение в одном направлении. №№ 191 – 194. | 1. | Комбинированный. | Единицы длины. Соотношение между единицами длины. Таблица умножения. Сравнение уравнений. | Таблица мер длины, тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
54 | Свойство деления числа на произведение. №№ 195 – 198. | 1. | Комбинированный. | Использование свойств арифметических действий. Порядок действий в сложных выражениях. Таблица умножения. | Презентация «Действия с многозначными числами», карточки (уравнения) | |||
55 | Проверочная работа по теме «Действия с многозначными числами»№4 | 1 | проверкоценка знаний. | Проверка навыков сложения, вычитания многозначных чисел, деления на однозначное в столбик. | Бланки с текстами работ | |||
56 | Деление на многозначное число при помощи замены делителя произведением однозначных чисел. №№ 199 – 202. Проверка техники счёта | 1 | Комбинированный. | Соотношение между единицами массы. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. | Памятка (нахождение неизвестного компонента арифметических действий), тренажёр «Действия с величинами», ИКТ тренажёр «Решение уравнений» | |||
57 | Деление на многозначное число при помощи замены делителя произведением однозначных чисел. №№ 203 – 207. Интегр.(окр. мир) | 1 | Комбинированный. | Соотношение между единицами массы. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. | Презентация «Решение уравнений» , памятка (нахождение неизвестного компонента арифметических действий), тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
58. | Контрольная работа по теме | 1 | проверка и оценка знаний. | Проверка умения решать задачи на движение и выражать меры длины, используя разные единицы измерения. | Бланки с текстами работ | |||
59. | Работа над ошибками. Второе свойство равенств. №№ 208 – 211. | 1. | Комбинированный. | Порядок действий в сложных выражениях. Таблица умножения. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы и движения. | Презентация «Свойства равенств», таблица зависимостей, карточки (уравнения) | |||
60 | Определение количества цифр в значении частного. №№ 212 – 215. | 1. | Комбинированный. | Табличное умножение, все действия с многозначными числами | Таблица умножения, тренажёр «Приёмы вычислений-2» презентация «Действия с многозначными числами», | |||
61. | Действия с многозначными числами. С. 140, 141. | 1. | обобщение и систематизация знаний | Письменные и устные вычисления с натуральными числами. Деление с остатком | тренажёр «Задачи на движение», ИКТ тренажёр «Действия с многозначными числами». | |||
62 | Решение задач при помощи уравнений. №№ 216 – 219. Математический диктант | 1. | Комбинированный. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление суммы на число. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. | Памятка (нахождение неизвестного компонента арифметических действий), тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
63. | Контрольная работа №5 за 1 полугодие. | 1. | проверка и оценка знаний. | Проверка навыков и умений решать задачи на вычисление периметра и площади геометрических фигур, сложные уравнения; знание нумерации многозначных чисел; умения решать сложные уравнения и выполнять проверку | Бланки с текстами работ | |||
64 | Деление многозначного числа на счётные единицы. №№ 220 – 224. | 1. | Комбинированный. | Письменные и устные вычисления с натуральными числами. Деление с остатком. | Тренажёр «Действия с величинами», презентация «Действия с многозначными числами», | |||
3ч. 65 | Деление на счётные единицы (на числа вида 20, 400 и т. д.). №№ 225 – 227. | 1. | Комбинированный. | Деление с остатком. Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс работы (объём всей работы, время, производительность труда). | Таблица зависимости между величинами, характеризующими процесс работы (объём всей работы, время, производительность труда). | |||
66 | Деление на многозначное число способом округления чисел. №№ 228 – 231. | 1. | Комбинированный. | Письменные и устные вычисления с натуральными числами. | Презентация «Действия с многозначными числами», карточки (уравнения) | |||
67. | Деление на многозначное число способом округления чисел. №№ 232 – 236. Математический диктант | 1. | закрепление изученного; | Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс работы (объём всей работы, время, производительность труда). Единицы массы. Соотношение между единицами. | Таблица (объём всей работы, время, производительность труда). Таблица единиц массы, тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
68. | Деление многозначных чисел способом разбиения делимого на слагаемые. №№ 237 – 240. | 1. | Комбинированный. | Площадь прямоугольника. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. | Тренажёр «Действия с величинами», презентация «Порядок действий» | |||
69 | Подробная запись деления многозначных чисел. №№ 241 – 243. | 1. | Комбинированный. | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. | Презентация «Деление на двузначное число», тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
70 71 | Классификация фигур по выделенному признаку. №№ 244 – 247. №№ 248 – 251. | 2. | Комбинированный. | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Устные и письменные вычисления с натуральными числами. | Тренажёр «Действия с величинами» | |||
72. | Изменение значения суммы. Решение задач на определение площади. №№ 252 – 255. | 1. | Комбинированный. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Площадь геометрической фигуры. | Таблица (площадь геометрической фигуры), тренажёр «Задачи на движение», презентация «Действия с многозначными числами», | |||
73. | Единицы измерения длины и площади. № 256–260 | 1. | применение знаний и умений | Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление площади прямоугольника. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения: (пройденный путь, время, скорость). | Таблица зависимостей между величинами, (пройденный путь, время, скорость), тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
74. | Проверочная работа по теме: «Деление многозначного на двузначное» №5 | 1. | Урок проверк оценки знаний. | Проверка навыков и умений в решении составных задач, делению многозначного на двузначно в столбик | Бланки с текстами работ | |||
75. | Работа над ошибками. Представление об объёме как о величине. №№ 261 – 265. | 1. | Комбинированный. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения: (пройденный путь, время, скорость). | Презентация «Объёмные фигуры», таблица (пройд. путь, время, скорость), тренажёр «Задачи на движение». | |||
76 | Выбор и использование произвольных мерок для измерения объёмов. №№ 266 – 269. | 1. | Комбинированный. | Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Презентация «Объёмные фигуры», тренажёр «Действия с величинами» | |||
77. | Общепринятые единицы измерения объёма. №№ 270 – 273. Проверка техники счёта | 1. | Комбинированный. | Сравнение предметов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости. Единицы длины. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. Решение задач с дробями. | Таблица мер длины, вместимости, массы, времени, тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
78 | Определение объема практическим способом. № 274–277 Интегрированный (технология) | 1 | применение знаний и умений | Определение объема предметов. Решение задач алгебраическим способом | Презентация «Определение объёма», тренажёр «Задачи на движение» | |||
79 | Контрольная работа по теме «Решение уравнений и задач алгебраическим способом».№6 | 1. | проверк и оценки знаний. | Проверка умения решать уравнения и задачи с помощью составления уравнения. | Бланки с текстами работ | |||
80 | Определение объема прямоугольной коробки. № 278–281 | 1 | закрепление изученного; | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. Сравнение предметов по разным признакам, массе. Единицы массы (г, кг, ц, т, см3) | Презентация «Определение объёма», таблица мер массы, тренажёр «Действия с величинами», | |||
81. | Проверка найденных решений уравнений. №№ 282 – 285. | 1. | Комбинированный. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения, работы. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. | Таблица зависимостей между величинами, движения, работы. Памятка (нахождение неизвестного компонента арифметических действий) | |||
82. | Формула объёма прямоугольного параллелепипеда. №№ 286 – 289. | 1. | Комбинированный. | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. | Презентация «Определение объёма», таблица, тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
83. | Соотношение между мерами измерения объёма. №№ 290 – 293. | 1. | Комбинированный. | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. | Таблица (единицы измерения объёма), тренажёр «Задачи на движение», презентация «Действия с многозначными числами», | |||
84. | Уравнения с переменной в обеих частях. №№ 294 – 297. | 1. | Комбинированный. | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Вычисление площади прямоугольника. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. | Памятка на нахождение площади прямоугольника, тренажёр «Действия с величинами» | |||
85. | Объем прямоугольного параллелепипеда. № 298–301 | 1 | Комбинированный. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Вычисление площади прямоугольника, установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы. | Таблица зависимости между величинами , процессы работы, тренажёр «Приёмы вычислений-2», презентация «Определение объёма», | |||
86. | Задачи на нахождение объема. № 302–306 | 1 | применение знаний умений | Решение составных задач на нахождение объема куба, коробки | Таблица (единицы измерения объёма), тренажёр «Задачи на движение» | |||
87. | Определение объёма прямоугольного параллелепипеда через площадь его основания и высоту. (практическая работа) №№ 307 – 311. | 1 | Комбинированный. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Вычисление площади прямоугольника, установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений | Таблица зависимости процесса работы, презентация «Действия с многозначными числами», тренажёр «Действия с величинами» | |||
88. | Контрольная работа по теме: « Объём и его измерения»№7 | 1 | Урок проверки и оценки знаний. | Проверка умения находить периметр, площадь и объем; решать составные задачи. | Бланки с текстами работ | |||
89. | Анализ контрольной работы. Решение задач. с.41-42 | 1. | обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний. Решение составных задач. | тренажёр «Задачи на движение», ИКТ тренажёр «Действия с многозначными числами». | |||
90 | Отвлечённые числа и величины. №№ 312 – 317. | 1. | ознакомление с новым материалом | Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости, времени. Единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век). Вычисление площади прямоугольника. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. | Таблицы мер длины, вместимости, массы, времени, тренажёр «Действия с величинами», презентация «Действия с многозначными числами». | |||
91. | Соотношение между величинами. №№ 318 – 321. | 1. | Комбинированный. | Единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век). Соотношение между единицами. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. | Таблицы мер длины, вместимости, массы, времени, тренажёр «Задачи на движение» Презентация «Определение объёма», | |||
92. | Сложение величин, выраженных несколькими единицами. №№ 322 – 326. | 1. | Комбинированный. | Единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век). Соотношение между единицами. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. | Таблица мер длины, вместимости, массы, времени, тренажёр «Приёмы вычислений-2», презентация «Сложение величин» | |||
93. | Упрощение сложных уравнений различными способами. №№ 327 – 331. Математический диктант | 1. | Комбинированный. | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость). | Таблица зависимости между величинами (пройденный путь, время, скорость), тренажёр «Действия с величинами» | |||
94 | Сложение величин, выраженных несколькими единицами. №№ 332 – 335. | 1. | закрепление изученного; | Единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век). Соотношение между единицами. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. | Таблица мер длины, вместимости, массы, времени, тренажёр «Задачи на движение», презентация «Сложение величин». | |||
95. | Проверочная работа по теме «Действия с многозначными числами»№6 | 1. | проверка и оценка знаний. | Проверка навыков вычислений, умений устанавливать порядок действий в сложных выражениях. | Бланки с текстами работ | |||
96 | Знакомство с уравнениями, имеющими больше одного корня и не имеющие корней. №№ 336 – 339. | 1. | Комбинированный. | Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. Вычисление площади прямоугольника. Единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век). | Памятка (нахождение неизвестного компонента арифметических действий), таблица мер длины, вместимости, массы, времени, тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
97. | Тест по теме «Действия с величинами» | 1 | проверк оценка знаний. | Проверка умений и навыков по изученным темам: действия с величинами, действия с многозначными числами. | Бланки с текстами | |||
98. | Умножение и деление величины на отвлечённое число. №№ 340 – 343. | 1. | Комбинированный. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. | Таблица (площадь, периметр многоугольника), карточки (уравнения) | |||
99 | Деление величины на величину. №№ 344 – 347. | 1. | Комбинированный. | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Презентация «Действия с многозначными числами», тренажёр «Действия с величинами» | |||
100 | Деление величины на величину, выраженную другой единицей её измерения. №№ 348 – 351. Урок - сказка | 1. | Комбинированный. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость). Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком | Презентация «В гостях у сказки», таблица зависимости между величинами (пройденный путь, время, скорость), карточки (уравнения) | |||
101 | Контрольная работа за 3 четверть №8 | 1. | проверк оценка знаний. | Проверка знания алгоритма письменного умножения и деления на двузначное число, умение применять эти знания при решении текстовых задач, производить действия с величинами. | Бланки с текстами | |||
102 | Анализ контрольной работы. Действия с величинами. №№ 352 – 356. | 1. | закрепление изученн | Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Способы проверки правильности вычислений. | Таблица мер длины, вместимости, массы, времени, тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
103 | Решение задач. Действия с величинами. №№ 357 – 360. | 1. | обобщен систематизация знаний | Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы площади (см2, дм2, м2). Решение уравнений | Таблица единиц площади, памятка, тренажёр «Задачи на движение» | |||
104 4ч. | Деление составных величин на составные. №№ 361 – 367. | 1. | Комбинированный. | Решение составных задач. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. | Тренажёр «Действия с величинами», презентация «Действия с величинами» | |||
105 | Решение задач с. 74, 75 №№ 1 – 8. | 1 | Комбинированный. | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объём всей работы, время, производительность труда). Решение текстовых задач арифметическим способом. | Презентация « Решение задач», тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
106 | Решение сложных выражений с величинами. Решение задачи разными способами. №№ 369 – 373. | 1. | Комбинированный. | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объём всей работы, время, производительность труда). Решение текстовых задач арифметическим способом. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Площадь геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. | Таблица разрядов и классов, карточки (уравнения), презентация « Решение задач». | |||
107 | Первичное знакомство с отрицательными и положительными числами. Сравнение и решение задач. №№ 374 – 377. | 1. | Комбинированный. | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Таблица умножения, схема для решения задачи, тренажёр «Действия с величинами» | |||
108 | Знакомство с терминами положительные и отрицательные числа. Сравнение и решение задач. №№ 378 – 381. | 1. | Комбинированный. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объём всей работы, время, производительность труда). Решение текстовых задач арифметическим способом. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. | Презентация «Действия с многозначными числами», таблица (объём всей работы, время, производительность труда), тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
109 | Анализ проверочной работы. Решение сложных уравнений с проверкой. №№ 382 – 386.. | 1. | обобщение и систематизация знаний | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. Решение текстовых задач арифметическим способом. | Презентация «Решение уравнений», тренажёр «Задачи на движение» | |||
110 | Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел. №№ 387 – 389. | 1. | ознакомление с новым материалом | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объём всей работы, время, производительность труда). Решение текстовых задач арифметическим способом. | Таблица (объём всей работы, время, производительность труда), презентация « Решение текстовых задач» | |||
111 | Противоположные числа. Их положение на координатной прямой. Решение буквенных выражений. №№ 390 – 394. | 1. | Комбинированный. | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значения числовых выражений со скобками и без них. Решение текстовых задач арифметическим способом. | Презентация «Действия с многозначными числами», тренажёр «Действия с величинами» | |||
112 | Сравнение положительных и отрицательных чисел. №№ 395 – 398. | 1. | Комбинированный. | Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. | Презентация «Действия с многозначными числами», тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
113 | Сравнение положительных и отрицательных чисел. Решение задачи на движение. №№ 399 – 406. | 1. | закрепление изученного; | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость). Решение текстовых задач арифметическим способом. | Таблица зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) тренажёр «Действия с величинами» | |||
114 | Проверочная работа по теме: «Положительные и отрицательные числа» №7 | 1. | проверкоценка знаний. | Проверка умения решать задачи разных типов алгебраическим способом, преобразовывать задачи. | Бланки с текстами | |||
115 | Работа над ошибками. Решение задач с.94 - 95 | 1. | обобщен систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний. Решение составных задач на движение, действия с величинами | Презентация « Решение задач», тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
116 | Образование новой счётной единицы – миллион. №№ 407 – 410. | 1. | ознакомление с новым материалом | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. | Таблица разрядов и классов, презентация «Действия с многозначными числами», карточки (уравнения) | |||
117 | Способы образования миллиона. №№ 411 – 414. №№ 415 – 418. | 2. | Комбинированный. | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость). Решение текстовых задач арифметическим способом. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. Площадь геометрической фигуры. | Таблица разрядов и классов, презентация «Задачи на движение», тренажёр «Действия с величинами» | |||
118 | Таблицы мер длины, площади и объёма. №№ 419 – 422. Проверка техники счёта | 1. | Комбинированный. | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век). Соотношение между единицами. | Таблицы мер длины, площади и объёма, презентация «Величины», тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
119 | Чтение и запись чисел в пределах единиц миллиона. №№ 423 – 426. | 1. | закрепление изученного; | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. | Таблица разрядов и классов, карточки (уравнения) | |||
120 | Образование десятков миллионов. Решение сложных выражений с величинами. №№ 427 – 432. | 1 | Комбинированный. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков «=», «<», «>» | Тренажёр «Действия с величинами», презентация « Решение задач», | |||
121 | Таблица мер времени. № 433–437 | 1 | Комбинированный. | Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости, времени. Единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век). Соотношение между единицами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Таблица мер времени, тренажёр «Задачи на движение», презентация «Решение задач», | |||
122 | Итоговая контрольная работа за год. №10 | 1. | проверка и оценка знаний. | Проверка уровня сформированности знаний, умений, навыков при решении задач, чтении и записи многозначных чисел в пределах класса миллионов; при решении сложных уравнений; нахождении значения сложных выражений с величинами и с отвлеченными числами; при решении задач геометрического содержания. | Тексты контрольных работ | |||
123 | Работа над ошибками. Образование сотен миллионов. Счёт и запись получившихся чисел. №№ 438 – 440. | 1. | обобщение и систематизация знаний | Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды | Карточки для работы над ошибками. Таблица разрядов и классов | |||
124. | Класс миллионов. № 441–444 | 1. | Комбинированный. | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость). Решение текстовых задач арифметическим способом. Чтение и запись многозначных чисел. Сравнение положительных и отрицательных чисел. Решение и преобразование задач. Умножение многозначных чисел | Таблица разрядов и классов, презентация «Устный счёт», тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
125. | Итоговый тест | 1 | проверка и оценка знаний. | Проверка знаний и умений учащихся в устных вычислениях по различным темам курса. | Бланки с текстами работ | |||
126 | Таблица классов и разрядов. №№ 445 – 448. Математический диктант | 1. | Комбинированный. | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды | Таблица разрядов и классов, тренажёр «Задачи на движение» | |||
127 | Класс миллионов. № 449–452 | 1 | закрепление изученного; | Название, последовательность и запись семизначных чисел. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. Площадь геометрической фигуры | Таблица разрядов и классов, презентация «Разряды и классы», ИКТ тренажёр «Действия с величинами» | |||
128 | Комплексная контрольная работа | 1 | проверк оценка знаний. | Проверка знаний учащихся по различным темам курса. | Бланки с текстами работ | |||
129 | Анализ контрольной работы. Умножение чисел в пределах класса миллиона. №№ 453 – 460. | 1. | Комбинированный. | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины | Таблица разрядов и классов, тренажёр «Приёмы вычислений-2», презентация « Решение задач», | |||
130 | Деление многозначных чисел в пределах класса миллиона. №№ 461 – 463. | 1. | Комбинированный. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. | Таблица разрядов и классов, тренажёр «Задачи на движение» | |||
131 | Образование новой счётной единицы – миллиард. Составление и решение задач. №№ 464 – 468. | 1. | Комбинированный. | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника. | Таблица разрядов и классов, тренажёр «Действия с величинами», презентация « Решение задач», | |||
132 | Проверочная работа «Приемы письменных вычислений с многозначными числами» №8 | 1 | проверка и оценка знаний. | Проверка умения читать и записывать любое число в пределах 1 000 000 000, сравнивать числа, производить письменные вычисления с многозначными числами | Бланки с текстами | |||
133 | Нумерация многозначных чисел. Решение задач. С. 126, 127. | 1. | Комбинированный. | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Тренажёр «Приёмы вычислений-2» | |||
134 | Нумерация многозначных чисел | 1. | обобщение и систематизация знаний | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Решение текстовых задач арифметическим способом. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника | Тренажёр «Действия с величинами», презентация « Решение задач», | |||
135-136 | Повторение. Решение уравнений | 2 | Карточки | |||||
137-138 | Повторение. Решение задач. | 2 | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Бланки с текстами | ||||
139-140 | Смотр знаний | 2 | обобщенсистематизация знани | Демонстрация знаний, полученных в течение обучения | Билеты с вопросами |
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
По разделу «Изучение чисел»
- иметь представление:
- о принципах построения десятичной позиционной системы счисления;
- о точных и приближенных числах и источниках их возникновения;
- о целых числах, их математическом смысле, связи с натуральными числами и расположении этих чисел на координатной прямой;
- о сравнении дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями;
- уметь:
- читать и записывать любое натуральное число в пределах класса миллионов;
- определять место каждого из них в натуральном ряду;
- устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
- читать и записывать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходят за пределы изученных натуральных чисел.
По разделу «Изучение действий»
- знать/понимать:
- названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;
- таблицы сложения и умножения;
- особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;
- порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками;
- изменение результатов действий при изменении их компонентов;
- уметь:
- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
- выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное и многозначное число;
- находить значения сложных выражений, содержащих 3-5 действий;
- выполнять изученные действия с величинами.
По разделу «Изучение элементов алгебры»
- иметь представление:
- об основных свойствах равенств;
- уметь:
- решать уравнения, требующие 1-4 тождественных преобразований.
По разделу «Изучение элементов геометрии»
- иметь представление:
- об объеме, способах его определения и единицах измерения;
- знать/понимать:
- свойства сторон и углов прямоугольника и его частного случая - квадрата;
- свойство радиусов одной окружности;
уметь:
- чертить изученные геометрические фигуры с помощью линейки и обозначать их буквами латинского алфавита.
По разделу «Изучение величин»
- иметь представление:
- о связи метрических мер измерения величин с десятичной системой счисления;
- об особенностях построения системы мер времени;
- знать/понимать:
- единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, вместимости и соотношения между ними;
- формулы определения площади прямоугольника S = a · b, прямоугольного треугольника S = (a · b) : 2, правила определения объема прямоугольной призмы по трем ее измерениям, а также по площади ее основания и высоте;
- уметь:
- чертить изученные геометрические фигуры с помощью линейки и обозначать их буквами латинского алфавита;
- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;
- находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника, использовать рациональный способ решения в допускающих это ситуациях;
- определять величину угла и строить угол заданной величины с помощью транспортира;
- определять площадь прямоугольника, используя соответствующую формулу;
- определять объем прямоугольной призмы, используя соответствующие правила;
- выражать изученные величины, используя разные меры их измерения.
По разделу «Работа с задачами»
- иметь представление:
- о различных способах краткой записи задачи;
- о различных способах оформления решения задачи;
- о рациональных и нерациональных способах решения задачи;
- об алгебраическом методе решения задачи;
- о возможности классификации задач по заложенным в них отношениям;
- о задачах, имеющих не одно решение;
- знать/понимать:
- структуру текстовой задачи;
- условные обозначения, используемые в краткой записи задач;
- уметь:
- определять, является ли текст задачей;
- преобразовывать текст, не являющийся задачей, в задачу;
- выделять составляющие задачу элементы независимо от сложности ее построения;
- устанавливать идентичность задач, данных в разных формулировках, заменить сложную формулировку простой;
- анализировать задачу, начиная от ее вопроса, устанавливать количество и порядок действий, необходимых для ее решения, обосновывать выбор действий и их выполнение
Учебно-методические средства обучения
1.Аргинская, И. И. Математика : учебник для 4 класса / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина.– Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
2. Аргинская, И. И. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс»/ И. И. Аргинская. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
3. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара:
Издательский дом «Федоров», 2009.
4. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
5. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 2-е полугодие/ сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008
6. Аргинская А.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. -288с.
7. Голубь В.Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С.,2010.
Оборудование и приборы
- Линейка метр, циркуль, транспортир
- Раздаточный материал (доли, дроби)
- Наглядный материал. Состав числа
Мультимедийное оборудование
- «Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе», изд. «Учитель»
- «Олимпиадные задания»,изд. «Учитель». Начальная школа.
- Развивающие задания по математике
- Мультимедийные презентации
Особенности контроля и оценки учебных достижений по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбираются несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, пример, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
В основе оценивания письменных работ по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки, влияющие на снижение отметки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок (учителям следует обратить особое внимание на работу над математической терминологией - знание терминов и правильное их написание - поскольку в основной школе орфографическая ошибка, допущенная при написании математического термина, считается не недочетом, а ошибкой);
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается в случаях, указанных выше. За грамматические ошибки, допущенные в ходе выполнения контрольной работы, отметка не снижается.
Нормы оценок
Контрольная работа, направленная на проверку вычислительных умений
«5» - без ошибок и недочетов;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - 5 и более ошибок.
Контрольная работа, направленная на проверку умения решать задачи.
«5» - без ошибок и недочетов;
«4» - 1 ошибка; 1 ошибка и 1 недочет; 2 недочета.
«3» - 2-3 ошибки (более половины работы выполнено верно);
«2» - более 3 ошибок.
Комбинированная контрольная работа.
«5» - без ошибок и недочетов;
«4» - 1-2 ошибки, но не в задаче;
«3» - 3-4 ошибки;
«2» - более 4 ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...