Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами, решаемые на основе соотношения между частью и целым.
план-конспект занятия по математике (1 класс) по теме
Формировать представление об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravnenie_konspekt_uroka.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: математика.
Класс: 1 класс.
Учитель: Межнякова Л.М.
Школа: МБОУ СОШ № 15.
Тема урока: Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами, решаемые на основе соотношения между частью и целым.
Цель урока:
Образовательные.
Формировать представление об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.
Развивающие.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Здоровьесберегающие.
Соблюдение СанПИНов, создание условий для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся.
Информационные.
Диалоговый (интерактивный) характер обучения. Сочетание индивидуальной и групповой работы.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат обучения.
Предметные:
- Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).
- Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.
- Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Методы и приемы.
Словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый, сравнительный, аналитический, деятельностный.
Формы обучения:
- Коллективная (фронтальная)
- Индивидуальная
- Групповая
- самостоятельная
Тип урока.
Урок усвоения новых знаний (технология деятельностного метода).
Ресурсы.
Основные.
Программа « Школа 2100».
Учебник. Петерсон Л. Г. Математика, 1 класс.
Дополнительные.
-Интерактивная доска, компьютер, проектор.
- Презентация «Уравнение».
- Электронная физкультминутка.
- Карточки самооценки (дорожка успеха).
Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа
Технологическая карта изучения темы
«Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами, решаемые на основе соотношения между частью и целым»
Технология проведения | Формируемые УУД | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Целеполагание и мотивация (1 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Личностные УУД. Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку). Регулятивные УУД. (Самоорганизация и организация своего рабочего места). | -У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе. - Кто-то из мудрецов однажды сказал: «Математика – гимнастика для ума.» На доске: Математика – гимнастика для ума. - Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Верно, математика тренирует ум, оттачивает умение мыслить, рассуждать. Всё это важно для современного человека. Поэтому мы уже с 1 класса изучаем математику. - Да, она нас уже многому научила и ещё много чему научит. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | (дети проявляют психологическую готовность ) -Мы умные, серьёзные, Мы отлично учимся, всё у нас получится! Дети рассуждают. |
Актуализация опорных знаний (8 мин) Цели: - организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Познавательные УУД. (Использование простейших приемов анализа различных видов записей, умение устанавливать аналогии). Регулятивные УУД. (Умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности) | -Царица-математика приготовила различные математические записи. 3+7=10 10-7+8 х+2=11 6+х=12 9-2+6 9-х=6 7<9 6-2<8 3+6=9 -Ваша задача разделить на три группы эти записи и дать каждой группе название, выбрав соответствующую карточку. -По какому признаку вы разбили записи на группы? - Прочитайте выражения и найдите их значения. (Учитель вывешивает на доску понятия: « выражения», « неравенства», « равенства». - Молодцы, вы уже многое знаете. -Сможем ли мы сделать еще новые открытия? Или мы уже всему научились? -Да, вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы узнаем новое математическое понятие. (Учитель вывешивает на доску знак вопроса). -В дупле нашли у белки Пять лесных орехов мелких, Вот еще и три лежат. Ну и белка! Вот хозяйка! Ты орешки сосчитайка. -К какому столбику можно отнести решении задачи? | Организует обобщение актуализированных знаний. Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. | На доске делают классификацию Выражения –это запись, в которой числа соединены знаком действия. Неравенства -это запись, в которой числа соединены знаками сравнения. Равенства –это запись, в которой числа соединены знаком равенства. Решают выражения. Устно решают задачу и аргументируют ее решение. Добавляют полученное выражение к столбику «классификация математических записей» |
Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Познавательные УУД. (Актуализация изученных способов действия, достаточных для построения новых знаний). Коммуникативные УУД. (Формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности). Познавательные УУД. (Кодирование с помощью знаков и символов условия поставленной задачи, считывание информации, использование наглядных моделей). | (Учитель показывает модель весов). -Что это? -Какое из математических понятий, что нам уже известны, символизируют весы. (Учитель обращает внимание на карточки вывешенные на доску раннее). -Какой знак можно поставить между чашами весов? (Учитель прикрепляет этот знак между чашами весов). - Атеперь слева я помещу символы: + , а справа число 9. -Что получилось? -Что обозначают пустые окошки? -А сейчас попробуйте составить такие равенства, чтобы они были верными. (Учитель раздает детям карточки с заготовкой одного из случаев состава числа 9, т. е. одна цифра уже записана, а другую нужно вставить). -Давайте упорядочим, нет ли ошибок. -Состав какого числа мы повторили? (Учитель вывешивает карточку 2+Х=9) -Как вы думаете, правильно ли это выражение составлено? | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения Дети работают в парах. . | Весы символизируют равенство. Чаши весов уравновешены. Знак « равно». Получилось равенство. Дети вывешивают карточки на доску. Состав числа 9. Дети объясняют свою точку зрения, учитель всех выслушивает. |
Фиксирование затруднения. (5 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Познавательные УУД. (Активизация мыслительной деятельности через проблемное задание). Регулятивные УУД. (Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя). Коммуникативные УУД. (Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений). | -Да, ребята действительно, в этом равенстве есть неизвестное число. В математике принято неизвестное число обозначать буквами латинского алфавита -Ребята, арифметика- наука прислала нам письмо, прочитаем его. (слайд № 1) Алгоритм решения уравнений.
-Какое новое понятие вы прочитали? Мы встретились с особым равенством. В математике оно называется уравнением. Х-здесь обозначает неизвестное число. -Где мы еще встречались с неизвестным числом? (Обозначали его ?). А в уравнении его будем обозначать « Х». | Дети читают алгоритм решения уравнений с нарушенной последовательностью. С неизвестным числом встречались в задачах. | |
Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | Познавательные УУД (Ориентирование в условных обозначениях) Регулятивные УУД (Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном Коммуникативные УУД (Участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом) | -Нам нужно расставить в алгоритме все на свои места. (слайд № 2) Алгоритм решения уравнений.
-Что значит решить уравнение. -Решить уравнение, значит узнать, какое число надо поставить вместо «х», чтобы получилось верное равенство. -Ребята, а вы сумеете решить уравнение пользуясь алгоритмом? Отметьте на дорожке успеха умение решать уравнения. Начало работы Смогу. Не смогу. Смогу но сомневаюсь. | Организует составление совместного плана действий. | Восстанавливают порядок действий в алгоритме решения уравнений. Осуществляют самооценку в карточках успеха |
Физкультминутка ( 1 мин) Цели: -создать условия для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся | Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) | (слайд № 3) Быстро встали, улыбнулись, Музыкальная физкультминутка « Лягушата» | Учитель применяет музыкальную физкультминутку с использованием интерактивной доски. | Выполняют по образцу (интерактивная доска) движения. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Регулятивные УУД (Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности) Познавательные УУД (Умение следовать образцу и правилу) | -Так какая тема нашего урока? ( слайд № 4) -Давайте сегодня этому научимся. Попробуем решить уравнение. -А поможет нам в этом алгоритм (порядок действий), который надо выполнять при решении уравнений. -Прочитаем его и подумаем, что мы уже сумеем в нём выполнить. Какими знаниями для решения можем воспользоваться? (слайд № 5) (Знаем части и целое) - Назовите их в уравнении. (Первый мешок - часть неизвестна) (Второй мешок - часть известен, и известно целое) - Какие правила о взаимосвязи частей и целого, как "волшебный ключик" помогают нам в самых разных ситуациях? Правило1: Целое равно сумме частей. Правило 2: Чтобы найти часть, надо из целого вычесть часть. - А теперь каждый из вас должен догадаться какое из этих правил подойдет? "Секрет" > Применение правила (дети предлагают способ). - Вычтите из обеих частей равенства поровну - фигурки из первого мешка. Обозначьте вычитание зачеркиванием. Карточка Р-3 дети работают на доске. - Удобно так искать неизвестное слагаемое? (Да) - Какое правило нам помогло. (Нахождение части.) - Кто самый смелый, хочет решить уравнение у доски? -Тяжело вам было его решать? (Эталон) (слайд № 6) Х + а = в Х = в - а | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Перечитывают алгоритм с целью определения возможности самостоятельного решения уравнения. Выполняют решение уравнения с фигурами на доске, проговаривая алгоритм решения. Обычно у детей такой порядок работы не вызывает затруднений. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. Решают на доске уравнение, которое прислала Царица-Наука ( 2+Х=9) |
Включение в систему знаний и повторений (9 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Личностные УУД (Формирование личного отношения к содержанию пословицы) | -«Золото добывают из земли, а знания из книги». -Откроем и мы книгу, которая помогает нам постичь премудрости сложной, но интересной и увлекательной науки – математики. Работа по учебнику. (уч. с. № ) ( слайд № 7) | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Познавательные УУД (Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации) Коммуникативные УУД (Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) | -А теперь попробуйте сами решить уравнение, работая в паре. (уч. с. № ) Учитель вместе со всеми проверяет правильность решений. (слайд № 8) | Учитель проводит проверку по эталону. | Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (1 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность) | - Мы повторили решение примеров в пределах 9, решали уравнения. Все сегодня работали со старанием, показали своё. -С каким новым понятием мы познакомились сегодня на уроке? Учитель обращает внимание детей на математические понятия, вывешенные в начале урока, и вместо знака вопроса прикрепляет карточку со словом «уравнение». - Какую задачу ставили в начале урока? - Удалось решить поставленную задачу? - Сможете самостоятельно решить уравнение? Отметьте себя на дорожке успеха. Смогу. Не смогу. Смогу, но сомневаюсь. Выберите подходящую фразу продолжите:
-Мы с царицей - математикой прощаемся с вами и говорим всем сегодня: «Молодцы! Спасибо за урок!». | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками ( карточка успеха) собственной учебной деятельности. Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния и впечатления от урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по теме:"Отношение между частью и целым и между частями"
Изучение внутренних связей и отношений между целым и частями; подведение детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжение работы по определению на схеме часте...
урок математики в 1 классе "Простейшие уравнения с фигурами и числами"
Урок-игра по математике для первого класса. Программа "Школа 2000...", учебник Л.Г.Петерсон. Дети помогают выздороветь заболевшей девочке Маше, для этого преодолевают трудности, которые им создают отр...
Урок математики в 3 классе по теме: "Знакомство с соотношениями между ценой, количеством и стоимостью"; презентация к уроку "Знакомство с соотношениями между ценой, количеством и стоимостью".
УМК "Школа Росси" авторы учебника М.И.Моро и другие....
Урок математики в 3 классе по теме: "Знакомство с соотношениям Презентация к уроку "Знакомство с соотношениями между ценой, количеством и стоимостью".
УМК "Школа России" авторы учебника М.И.Моро и другие....
Урок математики в 1 классе " Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями."
Урок ОНЗ.Основные цели урока: актуализировать умение соотносить части и целое для групп предметов, отрезков, их частей, частей фигур, тренировать вычислительный навык, формировать УУД...
Конспект урока по математике 3 класс. Тема: "Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления".
Конспект урока по математике. 3 класс. Школа России. Тема: "Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления"....
Презентация к уроку математики. 3 класс. Тема: «Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления».
Презентация к уроку математики. 3 класс. "Школа России". Тема: "Решение уравнений на основе взамимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления"....