Конспект урока по математике 3 класс. Тема: "Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления".
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Прокопьева Лидия Анатольевна

Конспект урока по математике. 3 класс. Школа России. Тема: "Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ispravlennyy.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления».

Цель: создать условия для формирования умения решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Задачи:

  • Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность.
  • Формировать практические умения у обучающихся решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
  • Совершенствовать у учащихся устные и письменные вычислительные навыки.
  • Организовать деятельность детей по принятию и удержанию цели.
  • Учить оценивать свою деятельность.
  • Развивать монологическую речь, коммуникативные умения.
  • Воспитывать умение слушать и понимать учителя, умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

Тип урока: закрепление знаний и способов действий

Формируемые УУД:

Личностные результаты: принимать учебные цели, проявлять желание учиться

Предметные результаты: решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  • научатся ориентироваться в своей системе знаний;
  • наблюдать за построением алгоритма и самостоятельно делать простые выводы.

Регулятивные:

  • научатся определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
  •  самостоятельно организовать своё рабочее место;
  • осуществлять самооценку.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
  • выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.

Используемые технологии:

  • Технологии  развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Технология дифференцированного обучения

Методы: частично поисковый (эвристический) 

Приемы:

  •  Эвристическая беседа
  • Постановка проблемных вопросов
  • Создание проблемной ситуации

Средства: алгоритм

Формы работы:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа
  • Работа в группах сменного состава

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лидия Анатольевна. Сегодня мы с вами проведем  урок математики. У нас на уроке присутствуют гости, а значит мы должны показать все свои лучшие стороны.

Прозвенел звонок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку «5»!

- А для того, чтобы получить «5», что мы с собой должны взять?

(на доске карточки со слова: внимание, терпение, память, смекалку, фантазию, красоту, аккуратность, вежливость, веселье )

(один человек выходит к доске, а других учащиеся говорят что нам понадобится)

- Чем мы занимаемся на уроке математики? (Карточки вывешиваю на доску: решаем задачи, уравнения, примеры)

  1. Минутка чистописания. Актуализация знаний.

Начнем наш урок. Откроем тетради и запишем число и классная работа.

- Рассмотрите запись.

8  а  18  х   3    с    15    S    54  п  5

- Что написано? (цифры (числа) и буквы)

- Какие цифры мы будем писать на минутки чистописания? (1,3,4,5,8)

- Что можно сказать про буквы?  (Они латинские).

-К чему мы стремимся на минутке чистописания? (писать цифры  разборчиво, аккуратно и правильно)

- Запишем строчку чисел и латинских букв в тетрадь, стараясь писать по образцу.

- Сравните с образцом.

- Подчеркните те цифры и буквы, которые получились неудачно.

- Оцените себя:

* кто ничего не подчеркнул, тот ставит себе «5»

* кто подчеркнул 1 или 2 знака, тот ставит себе «4»

* у кого подчеркнуто больше 3 знаков, тот ставит себе «3»

  1. Актуализация знаний.

- Сейчас будем записывать выражения и находить их значения. А помогут нам числа, которые мы использовали в минутке чистописания. Кто поможет у доски?   А все остальные записывают в тетрадь.

* 18 уменьшить на 3. (18-3=15)

* 54 увеличить на 3. (54+3=57)

* 3 увеличить в 8 раза. (3*8=24)

* 15 уменьшить в 3 раза. (15:3=5)

- Давайте проверим. Спасибо за помощь. Присаживайся. За работу у доски ты получил …

(ученик садится)

- Давайте вспомним, как называются компоненты при вычитании, сложении , делении, умножении?

  1. Самоопределение к деятельности.

-Задание усложняется. Кто попробует у доски?

- А теперь внимательно меня послушайте. Я задумала число, увеличила его в 3 раза и получила 54.

- Посмотрите на минутку чистописания. Она вам поможет. Подумайте и запишите выражение.

 -Проверим запись у доски.

х*3=54

(Оценить работавшего у доски, поставь себе один балл в лист самооценки)

 -Посмотрите на записанные нами ранее выражения и скажите, что в них общего?

18-3=15

54+3=57

3*8=24

15:3=5

х*3=54

(это равенства)

-Чем отличается последнее равенство от четырех предыдущих? (в нем  есть неизвестное число)

-Как обозначаем неизвестное число? (латинской буквой)

- Как называется это равенство? (уравнение)

- Что же такое уравнение? (Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число)

- Что значит решить уравнение? (найти неизвестное число)

- Посмотрите на минутку чистописания и попробуйте составить с этими числами и буквами уравнения на умножение и деление. (18:у=3, 3*х=15, х:8=5)

(сама записываю составленные уравнения)

-Как вы думаете, какая тема урока сегодня? (Решение уравнений)

-Что нам нужно знать, чтобы решить уравнение? (знать таблицу умножения, уметь делить, умножать).

-Ребята, а числа при делении и умножении связаны между собой? Как они связаны? Объясните связь чисел при умножении, при делении.

-Посмотрите на составленные вами уравнения. Как найдем неизвестное число, зная взаимосвязь чисел?

-Значит, кроме умения делить умножать, кроме знания таблицы умножения, мы что еще сегодня должны применять при решении уравнений на деление и умножение? (знание  взаимосвязи чисел при делении и умножении)

- Наша цель сегодня на уроке…? (научиться решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами)

- Какие учебные задачи поставим перед собой? (Повторить таблицу умножения, компоненты и взаимосвязь между ними)

  1. Работа по теме урока.

Задание по группам (5 минут)

- А теперь поработаем в группах. Но сначала давайте вспомним, как надо работать в группе? (Правила работы в группе на экране)

http://madeinjune.ru/full.php?cizdr=relaluri/pic1147250.jpg

- Каждая группа получает карточку, на которой записано равенство, но оно записано словами. Вы должны выполнить:

1)Записать равенство, используя математические знаки.

2) Подписать компоненты.

3)Решить равенство.

4) Представить свое равенство классу по алгоритму.

- Если вы решите правильно, то узнаете название вашей геометрической фигуры. Затем найдите, формулировку определения вашей фигуры в словаре.

(Задания на экране)

* 76 разделили на неизвестное число и получили 38.

* какое-то число умножили на 7 и получили 84.

* неизвестное число разделили на 3 и получили 24

Алгоритм ответа. (на экране)

1)В этом уравнении неизвестно ……

2)Чтобы найти ……, надо…..

3)Выполним проверку.

4) Как называется ваша фигура.

- Какие знания помогли решить уравнения? (знания взаимосвязи компонентов и результатов)

- Давайте еще раз вспомним взаимосвязь компонентов закончите выводы:

* Чтобы найти неизвестный множитель, надо …

* Чтобы найти неизвестное делимое, надо …

* Чтобы найти неизвестный делитель, надо …

- Оцените свою работу в группе: (Критерии на экране)

- Если вы выполнили все критерии, то ставите себе «5»

- Если не выполнили один критерий, то «4»

- Если не выполнили два критерия, то «3».

  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение работы по теме урока.

- Итак, в начале урока мы с вами говорили, что на уроке математике мы: решаем примеры, уравнения, задачи.

- Уравнения и примеры мы с вами решили, что у нас еще осталось? (задача)

- Как вы думаете, можем ли мы использовать уравнения  для решения задач? (мнение могут разделиться)

- Давайте проверим.

- Вернемся к минутки чистописания. (Экран)

- Какая буква отличается от других? Почему?

- Что обозначают заглавной буквой S в математике? (площадь)

- Возьмите карточки ………. цвета и прочитайте задачу.

Катя и Миша решили в зал купить ковер. Они знают, что площадь зала 36 м², а ширина 3 м. Какой длины должен быть ковер.

- О чем задача? (о ковре)

- Давайте вспомним формулу площади. (a*b=S)

- Что такое а, в, S. (а- длина, в – ширина и S – площадь)

- Что нам известно? (S=36м², а ширина 3м)

- Что надо найти? (длину ковра)

- Даю минутку подумать, составить и записать уравнении. Кто сомневается может попробовать на листочке.

- Давайте все известные данные подставим в формулу площади. Что у нас получилось? (уравнение)

а*3=36 3 х а=36

- Какие знания нам пригодятся, чтобы решить уравнения? (взаимосвязь компонентов)

- Какой компонент нам неизвестен? (множитель)

- Как найти неизвестный множитель? (надо произведение разделить на известный множитель)

- Решите самостоятельно.

(Проверка с экрана)

- Чему должна равняться длина ковра? (12м)

- Итак, какой вывод мы можем сделать? (С помощью уравнения мы можем решать задачи)

 - Оцените уровень самостоятельности решения задачи.

*Если вы самостоятельно составили и решили уравнения, то ставите «5».

* Если вы не смогли самостоятельно составить уравнения, но решили правильно, то ставите «4»

* Если вы не смогли самостоятельно составить уравнения,  и допустили одну вычислительную ошибку, то ставите «3»

  1. Рефлексия.

- Давайте вспомним, как у нас тема урока.

- Я вам предлагаю три уравнения, а вы должны сами оценить свои возможности и решить только то уравнения, с которым вы уверены, что справитесь.

1 уровень: 20:а=5

2 уровень: х*6=80+16

3 уровень: 30+18=3*х

(Проверка по слайду)

- Оцените свою работу

«5» - если правильный ход нет вычислительных и правильно сделана проверка

«4» - если правильных ход, но есть одна вычислительная ошибка.

«3» - если правильный ход, но есть две вычислительные ошибки.

  1. Подведение итогов урока.

- Наш урока подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги.

- Чем мы сегодня занимались? (решали уравнения)

- Какие задачи ставили? (вспомнить таблицу умножения, название компонентов)

- Какую цель мы ставили? научиться решать уравнения с помощью взаимосвязи компонентов умножения и деления)

- Достигли мы ее? (да) 

- Что нам помогло достичь поставленной цели? (внимание, память, смекалка, терпение и т.д.)

- Подсчитайте баллы в оценочных листах.

- Если у вас:

* 20 баллов , то получает «5»

* 17-19, то получаете «4»

* 14-16, то получаете «3»

- Встаньте у кого «5», «4».

- Встаньте, кому не удалось отработать на «4» и «5».

- Закончите предложение:

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Я научился…

Мне удалось…

Было трудно…

  1. Домашнее задание.

- Домашнее задание будет разного уровня. На переменке подойдете и возьмете то задания, с которым вы уверены что справитесь.

1 уровень: 1) стр. 20 №1

                 2) Найдите площадь прямоугольника, если ширина 6см, а длин 12см.

2 уровень: 1) Решите уравнения: 72:х=7+5, х*25=37+13, х:6=21-9

                 2) Найдите ширину прямоугольника, если площадь равна 96см², а длина 16см.

3 уровень: 1) Решите уравнение: 11*2=х:4, 50:2=75:х, 8*8=16*х

                 2) Найдите ширину прямоугольника, если известно, что длина 12см, а площадь на 84 см больше. Начертите прямоугольник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики. 3 класс. Тема: «Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления».

Презентация к уроку математики. 3 класс. "Школа России". Тема: "Решение уравнений на основе взамимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления"....

Конспект урока по математике "Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний по определению связей между компонентами и результатом умножения.Планируемые результатыПредметные: знать:  - компоненты и результат умножения...

Конспект урока математики"Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления" (УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: развивать умения решать уравнения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видовПланируемые результатыПредметные:·...

Методическая разработка урока математики "Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления"

Планируемые результаты:Предметные:Научатся решать уравнения и выполнять проверку ,используя взаимосвязь умножения и деления;читать и сравниватьуравнения,используя математическую терминологию ;контроли...

Конспект урока математики "Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления" (УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: развивать умения решать уравнения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видовПланируемые результатыПредметные:·...