Конспект урока математики
Тема: «Письменный приём сложения вида 43+28»
2 класс
УМК «Школа России»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Малафеева Елена Константиновна
2013г.
Технологическая карта
1.Предметная область: Математика ( автор: М. И. Моро), УМК «Школа России»
2. Тип урока: урок открытия новых знаний.
3. Тема урока: «Письменный приём сложения вида 37+ 48».
4. Цель: создать условия для формирования образовательных компетенций (коммуникативных, информационных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Математика» по теме: «Письменный приём сложения вида 37+25».
5. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
- развивать мотивацию к творческому труду, к работе на результат.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
- формирование способности решать проблемы поискового характера;
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формировать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого на свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- формировать умение определять цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- использование приобретённых математических знаний для объяснения нового материала;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, математической речи, основами счёта, наглядного представления данных в разной форме записи и выполнения алгоритмов ;
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно – познавательных задач
Прогнозируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
Применять приёмы сложения двузначных чисел с записью вычислений в столбик. | Умение записывать и находить значение суммы в столбик (с переходом через десяток). | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; оценивать правильность предъявленных вычислений. |
Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, 2 набора карточек, учебник «Математика» 2 класс, презентация Smart Notebook для интерактивной доски.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности (Орг. момент) | Приветствует детей. - Здравствуйте коллеги! Сегодня мы стоим на пороге нового открытия. Вы готовы приступить к работе? Включает в деловой ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой. | Проверяют рабочие места и готовятся к работе. Отвечают учителю: со мною друг, со мною брат, сегодня всем я очень рад. | Личностные: наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Проводит устный счёт, используя алгоритм письменного сложения. Слаг. | 52 | 87 | 40 | 34 | 23 | 37 | Слаг. | 7 | 2 | 20 | 35 | 15 | 25 | сумма |
|
|
|
|
|
|
Выявляет уровень знаний. Проводит параллель с раннее изученным материалом. Последнее выражение вызывает затруднение. | Взаимодействуют с учителем во время опроса. Выполняют задания, определяют место затруднения. | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: использование приобретённых математических знаний для описания решения примеров |
3. | Выявление причины затруднения. Постановка учебной проблемы. | Учитель в позиции консультанта - фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели и учебных задач, используя карточки-помощники: «Тема урока: решение....», «Цели урока: узнать.... , научиться.....». | Выявляют проблему. Формулируют пути выхода из неё. Формулируют тему, цель, учебные задачи урока, добавляя слова в карточки -помощники: «тема урока: решение выражений нового вида», «цели урока: узнать новый способ сложения, научиться решать выражения нового вида» | Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы, формулирование темы и целей. |
4. | Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока) | Организует интерактивную игру «Пять углов» по нахождению рационального способа решения выражений нового вида, на основе имеющихся знаний. В классе обозначается 5 мест, каждое из которых соответствует одному из решений проблемы. 1 «угол» - на стене прикреплен медвежонок и первый способ решения:37+(20+5)=57+5=62. 2 «угол»- на стене прикреплена лисичка и 2 способ решения:37+(20+5)=42+20=62 . 3 «угол»- белка — (30+7)+25=55+7=62 4 «угол» - зайка — (30+7)=25=30+32=62 а 5 «угол» прикреплён ?. Учащиеся выбирают то или иное решение и формируют группы у соответствующего «угла», затем каждая группа объясняет, почему был сделан такой выбор. Но остаётся ещё один «5 угол», там могут оказаться дети, которые нашли другой способ решения, если таких не нашлось, то этот угол может занять учитель, тем самым заинтриговав детей и показав им письменный приём сложения столбиком. После знакомства с приёмом сложения учитель выдаёт учащимся карточки с деформированным текстом нового алгоритма сложения. Учащиеся должны поставить действия в правильном порядке. Организует работу в парах по составлению нового алгоритма. Побуждает к обсуждению полученных результатов, организует самоконтроль и контроль . | Анализируют представленные способы действий, выбирают рациональный способ действия, выслушивают предложения по решению выражения.
Осуществляют анализ представленной новой информации, совместно в ходе обсуждения выстраивают новый алгоритм сложения, переставляя карточки в правильном порядке.
Пишем единицы под единицами, десятки под десятками |
Складываем десятки, прибавляем десятки, которые запомнили |
Складываем единицы. Получаем двузначное число. Единицы полученного числа записываем под единицами, а десятки запоминаем |
Обсуждают полученные результаты. Проверяют работу алгоритма ещё на 2 выражениях: 46+27 37+17 24 +39
| Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: умение находить новвые знания , ответы,используясвой опыт и информацию, полученную на уроке Регулятивные: уметь слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные: доказывать, аргументировать свою точку зрения, осуществлять анализ объекта |
5. | Первичное закрепление | Фиксирует новый алгоритм на доске. Организует работу в статичных парах. Организует усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней речи. 54+38 46+27 29 +45 64-23 34+17 Какое выражение лишнее? Почему?
| Решают выражения из учебника с последующей проверкой по образцу. Работая в парах пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют друг друга. | Познавательные: доказывать, аргументировать свою точку зрения Коммуникативные: понимать на слух ответы учащихся. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения от эталона, осуществлять самоконтроль. |
6. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Организует интерактивную игру «Разбегалочки». Учащиеся делятся на группы следующим образом: 1 - выполнение индивидуальной работы, 2 — выполнение работы в парах, 3 — выполнение работы группой. Для тех, кто выбрал индивидуальную самостоятельную работу:даны выражения: 31+23 32+ 24 33+25 34+26 определи закономерность, напиши ещё 4 выражения, найди значения только тех выражений, в которых есть переход через десяток. Для тех, кто выбрал работу в парах: используя числа 18, 35,43, 56 составь все возможные суммы с переходом через разряд, найди их значение. Для тех, кто выбрал работу в группе: прочитай задачу, запиши условие, соотнеси предложенные решения и пояснения, запиши только те выражения, в которых есть переход через разряд. Белка запасла на зиму 26 грибков, а орешков на 11 меньше, чем грибков, а шишек на 17 больше, чем орешков. 26-11 1)столько шишек 15+17 2)столько грибков и шишек 26+32 3) столько орехов и шише 26+15 4) столько грибков и орехов 5) столько орехов Организует выполнение учащимися самостоятельной работы в группах на усвоение нового знания. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания. Организует проверку. | Выполняют самостоятельную работу. Распределяют между участниками пар и группы роли. В парах: регистратор (записывает условие , решение) и докладчик(готовит выступление). В группе: регистратор (записывает условие , решение) консультант( раскладывает карточки) эксперт-корректор(проверяет правильность записей) хронометрист (следит за временем) докладчик (готовит выступление) Осуществляют анализ задания с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. Ищут пути выхода из затруднений. Оформляют карточки с ответами. | Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других, уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: анализировать представленные объекты, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение. |
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует подведение итогов. Организует рефлексию и самооценку по алгоритму самооценки. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют собственное мнение и позицию используя алгоритм самооценки.
| Коммуникативные: рефлексия своих действий и условий осуществляемых действий |
Алгоритм самооценки состоит из четырёх вопросов.
- 1. Какое было задание? Базового или повышенного уровня? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)