Решение задач на движение
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Хайриева Елена Вячеславовна

Урок математики в 4 классе  позволяет совершенствовать умения решать и составлять взаимообратные задачи на встречное движение, на движение в противоположных направлениях и на движение вдогонку, отрабатывать вычислительные навыки, развивать вариативное мышление, речь, коммуникативные способности. Для успешного достижения поставленной цели используются следующие оргформы: парная, групповая, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_na_dvizhenie.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:


Разработка урока математики в 4-м классе по программе «Школа 2100»

Тема: Решение задач на движение.

Цели урока: 

  1. Совершенствовать умения решать и составлять взаимообратные задачи на встречное движение, на движение в противоположных направлениях и на движение вдогонку. Отрабатывать вычислительные навыки.
  2. Развивать вариативное мышление, речь, коммуникативные способности.

  Для успешного достижения поставленной цели используются следующие оргформы: парная, групповая (весь класс), индивидуальная.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.

Давайте, ребята, задачи решать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

II.Актуализация знаний.

Взаимотренаж в парах постоянного состава.

«Светофор» - повторение связей между величинами: S, V, t, Vсближения, Vудаления, Vсближения (движение вдогонку).    

Каждый ученик берёт по 3 кружка из 6 предложенных (см. Приложение 1) и показывает кружок с символом другому ученику, тот рассказывает, как найти данную величину. Первый ученик его проверяет по обратной стороне кружка, где записан правильный ответ. Затем другой ученик показывает первому ученику свой кружок, поочерёдно взаимотренаж продолжается дальше.

Перед выполнением задания учитель даёт ученикам алгоритм работы.

Алгоритм работы: IвIIв, IIвIв.

- Кто при выполнении данного задания испытал трудности?

III. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке будем совершенствовать свои умения решать и составлять взаимообратные задачи на движение встречное, в противоположных направлениях и вдогонку. Подготовимся к «Блиц-турниру», где вы покажете данные умения, подготовимся к решению задач на движение с отставанием.

IV. Закрепление.

Фронтальная работа.

- Возьмите карточку №1, рассмотрите первую схему. (см. Приложение 2)

- Как двигаются объекты? (Навстречу друг другу.)

- Как изменяется расстояние? (Оно уменьшается.)

- Какую скорость будем находить? (Скорость сближения.)

- Как её найдём? (Скорости двух объектов сложим.)

- Составьте по схеме взаимообратные задачи и решите их.

Коллективная проверка.

- Какое движение рассмотрели? (Встречное.)

- Какую скорость находили? (Скорость сближения.)


V. Физкультминутка .

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три -  в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

VI. Закрепление.

Работа в парах.

Обсуждение и выполнение тестового задания по алгоритму. (см. Приложение 3)

- Рассмотрите карточку №2. Определите по схеме как двигаются объекты? (В противоположных направлениях.)

- Как изменяется расстояние? (Оно увеличивается.)

- Какую скорость находим? (Скорость удаления.)

- Как находим? (Скорости объектов складываем.)

- Работаем в парах по алгоритму.

Алгоритм работы: Iв     IIв, IIв     Iв.

  1. Рассмотри схему.
  2. Назови неизвестную величину.
  3. Объясни, как её найти.
  4. Выбери и подчеркни правильный вариант решения.

Фронтальная проверка, комментирование.

Ответы записаны на обратной стороне доски, учитель открывает их.

VII. Самостоятельная работа по вариантам.

- В карточке № 3 соедините стрелочкой схему с подходящим выражением, которое будет решением данной задачи.

Индивидуальная работа по карточке №3 (см. Приложение 4), взаимопроверка.

Для проверки ответы записаны на доске. Учитель открывает ответы для I варианта и для

II варианта: сх. №1 – 3 выражение

сх. №2 – 4 выражение

сх. №3 – 1 выражение

сх. №4 – 2 выражение

- Как двигаются объекты? (Вдогонку.)

- Какую скорость находим? (Скорость сближения.)

- Как находим? (От большей скорости отнимаем меньшую скорость.)

- Кто безошибочно справился с этим заданием?

- Кто допустил ошибки?

VIII. Итог урока.

- Какие задачи решали?

- Какие виды движения рассматривали?

- При каком движении формулы нахождения скорости похожи?

- Кто хорошо подготовился к «Блиц-турниру»?

IX. Оценивание работы учащихся.

X. Домашнее задание: №5 стр.115 (Математика 4 класс , Петерсон).

Приложение 1.

2


Приложение 2.

Карточка №1

13 км/ч                                                                  15 км/ч                                                                                                      

                             ? км                                            t встр.=3ч

                                                                                 

                                                                               

                                                                                   

                                                                             

                                                                       t встр.=                     

                                                                                           

                                                                                     

                                                                                 t встр.=


Приложение 3.

Карточка № 2.

                     


Приложение 4.

Карточка № 3.

I вариант.

                                                                           


Приложение 5.

Карточка № 3.

II вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на движение

Урок постороен в игровой форме в виде скзочного путешестия....

Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"

Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.

1.Закрепить  и  систематизировать  знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии;формировать  вычислительные  навыки, навыки  решения  прос...

Решение задач на движение.

Урок математики в 4-ом классе по УМК "Школа 2000" . К уроку прилагается технологическая карта урока и презентация.Цели урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурирова...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...