Тематическое планирование. Математика (Демидова, Козлова). 3 класс. УМК "Школа 2100".
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме
Тематическое планирование по математике в 3-м классе по УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математика. 3 класс (Демидова, Козлова). ктп | 36.04 КБ |
Математика. 3 класс. пз | 44.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по математике в 3 классе (2013/2014 уч.год)
136 часов в год/ 4 часа в неделю
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
I четверть (36 часов, в т.ч.на проведение контрольных работ – 2 ч., математических диктантов – 2) | |||
РАЗДЕЛ 1. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 (48 часов) Повторение и обобщение материала, изученного во 2-м классе (12 часов) | |||
1/1 | 02.09-06.09 | 1. Путешествие 1. Необитаемый остров. | 1 |
2/2 | 2. Нумерация. | 1 | |
3/3 | 3. Сложение и вычитание чисел. Самостоятельная работа. | 1 | |
4/4 | 4. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | 1 | |
5/5 | 09.09-13.09 | 5. Умножение и деление чисел. | 1 |
6/6 | 6. Арифметические действия над числами. | 1 | |
7/7 | 7. Алгоритм письменного сложения и вычитания в столбик. | 1 | |
8/8 | 8. Арифметические действия над числами. Математический диктант. | 1 | |
9/9 | 16.09-20.09 | 9. Дерево выбора. | 1 |
10/10 | 10. Решение задач. | 1 | |
11/11 | 11. Контрольная работа № 1 (текущая) по теме «Повторение материала за 2-й класс». | 1 | |
12/12 | 12. Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | |
Внетабличное умножение и деление (24 часа) | |||
13/13 | 23.09-27.09 | 1. Путешествие 2. Один дома. Параллелепипед и куб. | 1 |
14/14 | 2. Объем прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр. | 1 | |
15/15 | 3. Кубический дециметр. Кубический метр. | 1 | |
16/16 | 4. Сочетательное свойство умножения. | 1 | |
17/17 | 30.09-04.10 | 5. Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулем. | 1 |
18/18 | 6. Деление чисел, запись которых оканчивается нулем. | 1 | |
19/19 | 7. Арифметические действия над числами. Самостоятельная работа. | 1 | |
20/20 | 8. Умножение суммы на число. | 1 | |
21/21 | 07.10-11.10 | 9. Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 |
22/22 | 10. Арифметические действия над числами. | 1 | |
23/23 | 11. Деление суммы на число. | 1 | |
24/24 | 12. Арифметические действия над числами. Самостоятельная работа. | 1 | |
25/25 | 14.10-18.10 | 13. Деление двузначного числа на однозначное. | 1 |
26/26 | 14. Арифметические действия над числами. Математический диктант. | 1 | |
27/27 | 15. Решение задач. | 1 | |
28/28 | 16. Деление двузначного числа на двузначное. | 1 | |
29/29 | 21.10-25.10 | 17. Решение задач на разностное сравнение. | 1 |
30/30 | 18. Арифметические действия над числами. | 1 | |
31/31 | 19. Деление с остатком. | 1 | |
32/32 | 20. Арифметические действия над числами. Самостоятельная работа. | 1 | |
33/33 | 28.10-01.11 | 21. Контрольная работа № 2 (за I четверть) по теме «Внетабличное умножение и деление». | 1 |
34/34 | 22. Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | |
35/35 36/36 | 23-24. Арифметические действия над числами. | 2 | |
II четверть (28 часов, в т.ч.на проведение контрольных работ – 2 ч., математических диктантов – 2) | |||
Доли (12 часов) | |||
37/1 | 11.11-15.11 | 1. Путешествие 3. День рождения. Доли. | 1 |
38/2 | 2. Нахождение доли числа. Самостоятельная работа. | 1 | |
39/3 | 3. Сравнение долей. | 1 | |
40/4 | 4. Нахождение числа по доле. | 1 | |
41/5 | 18.11-22.11 | 5. Решение задач на нахождение доли. Самостоятельная работа. | 1 |
42/6 | 6. Решение задач на сравнение. Математический диктант. | 1 | |
43/7 | 7. Единица времени – минута. | 1 | |
44/8 | 8. Единица времени – секунда. | 1 | |
45/9 | 25.11-29.11 | 9. Сутки. | 1 |
46/10 | 10. Неделя. Самостоятельная работа. | 1 | |
47/11 | 11. Контрольная работа № 3 (текущая) по теме «Арифметические действия над числами в пределах 100. Доли.» | 1 | |
48/12 | 12. Работа над ошибками. Линейные и столбчатые диаграммы. | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (79 часов) Нумерация (12 часов) | |||
49/13 | 02.12-06.12 | 1. Путешествие 4. Лыжная прогулка. Счет сотнями. Тысяча. | 1 |
50/14 | 2. Умножение числа 100. Умножение и деление на 100. | 1 | |
51/15 | 3. Единицы длины. Миллиметр. | 1 | |
52/16 | 4. Трехзначные числа, устная нумерация. | 1 | |
53/17 | 09.12-13.12 | 5. Трехзначные числа, письменная нумерация. | 1 |
54/18 | 6. Трехзначные числа. Самостоятельная работа. | 1 | |
55/19 | 7. Сравнение трехзначных чисел. | 1 | |
56/20 | 8. Трехзначные числа, математические действия с трехзначными числами. | 1 | |
57/21 | 16.12-20.12 | 9. Единицы массы. Центнер. Математический диктант. | 1 |
58/22 | 10. Сложение и вычитание трехзначных чисел. | 1 | |
59/23 | 11. Контрольная работа № 4 (за II четверть) по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100». | 1 | |
60/24 | 12. Работа над ошибками. Сложение и вычитание трехзначных чисел. | 1 | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 (28 часов) | |||
61/25 | 23.12-2712 | 1. Сложение трехзначных чисел. | 1 |
62/26 | 2. Вычитание трехзначных чисел. | 1 | |
63/27 | 3. Сложение и вычитание трехзначных чисел. | 1 | |
64/28 | 4. Сложение и вычитание, сравнение трехзначных чисел. | 1 | |
III четверть (40 часов, в т.ч.на проведение контрольных работ – 3 ч., математических диктантов – 3) | |||
65/1 | 13.01-17.01 | 5. Сложение и вычитание трехзначных чисел, алгоритм устных приемов сложения и вычитания. | 1 |
66/2 | 6. Сложение и вычитание трехзначных чисел с использованием приема группировки слагаемых. | 1 | |
67/3 | 7. Сложение и вычитание трехзначных чисел. Самостоятельная работа. | 1 | |
68/4 | 8. Пересечение геометрических фигур. | 1 | |
69/5 | 20.01-24.01 | 9. Путешествие 5. Спортивный лагерь. | 1 |
70/6 | 10. Группы предметов. Множество. Элемент множества. | 1 | |
71/7 | 11. Способы задания множеств. | 1 | |
72/8 | 12. Подмножество. Математический диктант. | 1 | |
73/9 | 27.01-31.01 | 13. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый». | 1 |
74/10 | 14. Пересечение множеств. | 1 | |
75/11 | 15. Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые». | 1 | |
76/12 | 16. Объединение множеств. | 1 | |
77/13 | 03.02-07.02 | 17. Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 |
78/14 | 18. Контрольная работа № 5 (текущая) по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». | 1 | |
79/15 | 19. Работа над ошибками. | 1 | |
80/16 | 20. Решение задач. | 1 | |
81/17 | 10.02-14.02 | 21. Сложение трехзначных чисел в столбик. | 1 |
82/18 | 22. Вычитание трехзначных чисел в столбик. | 1 | |
83/19 | 23. Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 | |
84/20 | 24. Решение неравенств. | 1 | |
85/21 | 17.02-21.02 | 25. Контрольная работа № 6 (текущая) по теме «Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100». | 1 |
86/22 | 26. Работа над ошибками. | 1 | |
87/23 | 27. Решение неравенств. | 1 | |
88/24 | 28. Арифметические действия над числами. | 1 | |
Умножение и деление в пределах 1000 (20 часов) | |||
89/25 90/26 91/27 | 24.02-28.02 | 1-3. Умножение и деление трехзначных чисел. | 3 |
92/28 | 4. Решение задач. | 1 | |
93/29 | 03.03-07.03 | 5. Алгоритмы с повторением (циклом). | 1 |
94/30 | 6. Решение задач. Математический диктант. | 1 | |
95/31 | 7. Решение уравнений. | 1 | |
96/32 | 8. Решение задач и уравнений. Самостоятельная работа. | 1 | |
97/33 98/34 | 11.03-14.03 | 9-10. Умножение трехзначных чисел в столбик. | 2 |
99/35 100/36 | 11-12. Деление трехзначных чисел на однозначное. Самостоятельная работа. | 2 | |
101/37 | 17.03-21.03 | 13. Контрольная работа № 7 (за III четверть) по теме «Умножение и деление трехзначных чисел». | 1 |
102/38 | 14. Работа над ошибками. Умножение трехзначных чисел в столбик. | 1 | |
103/39 104/40 | 15-16. Умножение трехзначных чисел в столбик. | 2 | |
IV четверть (32 часа, в т.ч.на проведение контрольных работ – 2 ч., математических диктантов – 2) | |||
105/1 | 01.04-04.04 | 17. Умножение трехзначных чисел в столбик. | 1 |
106/2 | 18. Деление трехзначных чисел на однозначное. | 1 | |
107/3 | 19. Деление трехзначных чисел. Математический диктант. | 1 | |
108/4 | 20. Умножение и деление чисел. | 1 | |
Арифметические действия над числами в пределах 1000 (22 часа) | |||
109/5 | 07.04-11.04 | 1. Путешествие 6. Последний звонок и летние каникулы. | 1 |
110/6 | 2. Запись чисел римскими цифрами. | 1 | |
111/7 | 3. Календарь. Самостоятельная работа. | 1 | |
112/8 | 4. Меры времени. Век. Математический диктант. | 1 | |
113/9 | 14.04-18.04 | 5. Меры длины. Километр. | 1 |
114/10 | 6. Скорость движения. | 1 | |
115/11 | 7. Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. | 1 | |
116/12 | 8. Формула нахождения V, S, t. | 1 | |
117/13 | 21.04-25.04 | 9. Решение задач. | 1 |
118/14 119/15 120/16 | 10-12. Решение задач на движение. Самостоятельная работа. | 3 | |
121/17 | 28.04-30.04 | 13. Контрольная работа № 8 (за IV четверть) по теме «Арифметические действия над числами в пределах 1000». | 1 |
122/18 | 14. Работа над ошибками. Треугольники. | 1 | |
123/19 | 15. Арифметические действия над числами. | 1 | |
124/20 | 16. Арифметические действия над трехзначными числами. | 1 | |
125/21 | 05.05-08.05 | 17. Арифметические действия над числами. Математический диктант. | 1 |
126/22 | 18. Контрольная работа № 9 (годовая) по теме «Арифметические действия над числами в пределах 1000». | 1 | |
127/23 | 19. Работа над ошибками. Повторение и обобщение изученного. | 1 | |
128/24 129/25 130/26 | 12.05-16.05 | 20-22. Арифметические действия над числами. Самостоятельная работа. | 3 |
ПОВТОРЕНИЕ (6 часов) | |||
131/27 132/28 133/29 134/30 135/31 136/32 | 19.05-23.05 | 1-6. Повторение и обобщение пройденного в 3-м классе. | 6 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по математике
для 3 класса
Рабочая программа учебного курса по математике для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской предметной программы авторов Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.Г.Рубина, А.П.Тонких (М.: Баласс, 2012).
Учебно-методический комплект представлен пособиями:
- Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. Математика. 3 класс. Учебник в 3 частях. – М.: Баласс, 2012.
- С.А.Козлова, А.Г.Рубин. Контрольные работы по курсу «Математика», 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
- С.А.Козлова. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 3-го класса. – М.: Баласс, 2012.
- С.А.Козлова, А.Г.Рубин, А.В.Горячев. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в т.ч.:
- на проведение контрольных работ – 9 ч.
Пояснительная записка
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– сформировать умение учиться;
– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.
Особенности учебника: (учебник «Моя математика» соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100»)
- В нем рассматриваются числовой концентр от 1 до 1000 и дробные числа (доли), устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000, умножение и деление в пределах 100, в том числе и внетабличные случаи и деление с остатком, устные и письменные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число, нахождение доли от числа и числа по доле.
- Рассматриваются новые величины: скорость, расстояние, зависимость между величинами скорость, время, расстояние; формула движения; новые единицы измерения известных величин и соотношения между ними.
- Предлагаются простые и составные текстовые задачи: а) на нахождение доли числа и числа по доле; б) на пропедевтику функциональной зависимости (задачи с пропорциональными величинами), в том числе простые задачи на движение; в) задачи с альтернативным условием; г) задачи, представляющие собой некоторые жизненные ситуации.
- Содержится большое количество заданий геометрического содержания: рассматриваются элементы параллелепипеда (куба), формула его объема, различные виды треугольников, изменение положения плоских фигур на плоскости.
- Рассматриваются элементы алгебры: выражения с двумя переменными, неравенства с одной переменной, уравнения вида х ± а = с ± b; а - х = с ± b; х ± а = с ∙ b; а - х = с : b; х : а = с ± b; а • х = = с ± b и т. д. Уравнения используются при решении текстовых задач.
- В соответствии с новой образовательной линией «Элементы стохастики» рассматривается дерево выбора, вводится понятие случайного эксперимента и связанных с ним понятий «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно». Производится чтение и запись информации с помощью линейных и столбчатых диаграмм.
- Согласно новой образовательной линии «Занимательные и нестандартные задачи» рассматриваются уникурсальные кривые, понятия множества, элемента множества, подмножества, пересечения и объединения множеств, высказывания с кванторами общности и существования, способы решения задач на переправы, переливания, взвешивания.
Алгоритм подготовки учителя к проведению урока
Проводя уроки по учебникам Образовательной системы «Школа 2100», учителя часто сталкиваются с нехваткой времени. Одна из причин этого – неумение реализовывать принцип минимакса. Рекомендуем учителю пользоваться следующим алгоритмом подготовки к уроку:
1-й шаг. На этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Этот минимум должны усвоить все ученики, ведь именно эти знания и умения будут проверяться в контрольных и проверочных работах. Глубокое усвоение знаний и умений минимума обеспечивается не на одном уроке. При планировании уроков повторения, закрепления и обобщения изученного учитель должен планировать работу так, чтобы дети выполняли задания, которые нужны именно им. При этом детей в классе желательно разбивать на группы так, чтобы каждая группа выполняла свой набор заданий.
2-й шаг. В учебниках даётся несколько заданий, относящихся к уровню авторской программы. Это задания повышенного уровня сложности; и они обязательными не являются. Они могут быть предложены на заключительном этапе урока (10–15 минут), после обсуждения с детьми, при этом дети обладают правом выбора задания.
3-й шаг. В нашем учебнике к каждому уроку даётся ещё несколько заданий, которые относятся к максимальному уровню сложности. Они даны для тех детей, которым интересен процесс решения нестандартных задач, требующих самостоятельности, находчивости и упорства в поиске решения. Они также предлагаются на заключительном этапе урока по выбору детей и учителя и обязательными не являются.
4-й шаг. Кроме работы на уроке, предполагающей совместные интеллектуальные усилия, ребёнок должен учиться работать полностью самостоятельно. Для этого предназначены домашние задания. Домашнее задание состоит из двух частей: 1) общая для всех детей (инвариант); 2) задания по выбору (вариативная часть). Первая часть – это задания необходимого уровня, вторая часть – программного и максимального уровней.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
- выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
- решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений в 2–4 действия;
- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
- определять время по часам с точностью до минуты;
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
2-й уровень (программный)
- Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
- использовать при решении различных задач знание формулы пути;
- использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
- находить долю от числа, число по доле;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b при заданных значениях переменных;
- решать способом подбора неравенства с одной переменной вида:
а ± х < b; а ∙ х > b.
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;
- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
- вычислять объём параллелепипеда (куба);
- вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
- узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
- выделять из множества параллелепипедов куб;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
- устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
- читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
- строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
- правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;
- составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
- составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
- устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.
Содержание программы
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
*Круговые диаграммы.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
*Задачи на принцип Дирихле.
Итоговое повторение.
Раздел I. Числа от 1 до 100 (48 часов)
- Повторение и обобщение материала, изученного во 2-м классе - 12 ч.
- Внетабличное умножение и деление - 24 ч.
- Доли - 12 ч.
Раздел II. Числа от 1 до 1000 (82 часа)
- Нумерация - 12 ч.
- Сложение и вычитание в пределах 1000 - 28 ч.
- Умножение и деление в пределах 1000 - 20 ч.
- Арифметические действия над числами в пределах 1000 - 22 ч.
Повторение и обобщение пройденного в 3-м классе (6 часов)
Контроль за усвоением знаний
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для контрольных работ (2–4 кл.). Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).
Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:
- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;
- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Формы и средства контроля
№ | Дата | Форма | Тема |
1 | Самостоятельная работа | Повторение материала за 2-й класс | |
2 | Математический диктант | ||
3 | Контрольная работа № 1 | ||
4 | Самостоятельная работа | Внетабличное умножение и деление | |
5 | Самостоятельная работа | ||
6 | Математический диктант | ||
7 | Самостоятельная работа | ||
8 | Контрольная работа № 2 | ||
9 | Самостоятельная работа | Доли | |
10 | Самостоятельная работа | ||
11 | Математический диктант | ||
12 | Самостоятельная работа | ||
13 | Контрольная работа № 3 | ||
14 | Самостоятельная работа | Нумерация | |
15 | Математический диктант | ||
16 | Контрольная работа № 4 | ||
17 | Самостоятельная работа | Сложение и вычитание в пределах 1000 | |
18 | Математический диктант | ||
19 | Самостоятельная работа | ||
20 | Контрольная работа № 5 | ||
21 | Самостоятельная работа | Письменное сложение и вычитание в пределах 1000 | |
22 | Контрольная работа № 6 | ||
23 | Математический диктант | Умножение и деление трехзначных чисел | |
24 | Самостоятельная работа | ||
25 | Самостоятельная работа | ||
26 | Контрольная работа № 7 | ||
27 | Математический диктант | ||
28 | Самостоятельная работа | Решение задач | |
29 | Математический диктант | ||
30 | Самостоятельная работа | ||
31 | Контрольная работа № 8 | Арифметические действия над числами в пределах 1000 | |
32 | Математический диктант | ||
33 | Контрольная работа № 9 | ||
34 | Самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по информатике 3 класс "Школа 2100".
КТП составлено на 1 час в неделю, 35 часов в год....
Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование УМК "Школа 2100" расчитано на 4 часа в неделю...
Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс (Школа 2100)
Развернутое календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОСизо, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, математика, технология...
Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс (Школа 2100)
Развернутое календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс (Школа 2100)
Развернутое календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС...
Календорно-тематическое планирование. Математика. Демидова. 4 класс
Календорно-тематическое планирование. Математика. Демидова. 4 класс...
календарно-тематическое планирование уроков технологии 2 класс "Школа 2100"
КТП составленно на 2013-2014 учебный год в соответствии с требованиями ФГОС...