Рабочая программа по математике 4 класс "Школа 21 век"
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matemat.4kl.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы В.Н. Рудницкой (М.: Вентана – Граф, 2009) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и «Сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана – Граф, 2009. Программа рассчитана на 136 ч .
В авторскую программу изменения не внесены.
Программа предназначена для обучения математике учащихся начальной школы с 6 лет. Важнейшими целями обучения на этом этапе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Реализация в процессе обучения первой цели связана, прежде всего, с организацией работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.
Программа направлена на достижение следующих целей: В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению — не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средне школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интерес к занятиям математикой.
Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; элементы алгебры; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
Срок реализации данной программы - 1 год. Она рассчитана на учащихся 4 класса МБОУ «ООШ с. Степное». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне, дополняя элементами продвинутого. В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно- исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках математики используются электронные образовательные ресурсы.
Учебный план МБОУ «ООШ с. Степное» отводит на изучение математики в 4 классе по 4урока в неделю, что составляет 136 часов в учебный год. Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.
Содержание программы
4 класс (136 ч)
Математика
(4ч в неделю, всего 136 ч)
Элементы арифметики
Множество целых неотрицательных чисел.
Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.
Сведения из истории математики. Римские цифры: I, V, X, L, C, D, М; запись дат римскими цифрам; примеры записи чисел римскими цифрами.
Свойства арифметических действий.
Арифметические действия с многозначными числами.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и трёхзначное число. Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.
Величины и их измерение.
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.
Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.
Алгебраическая пропедевтика.
Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.
Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Логические понятия. Высказывания.
Высказывание и его значение (истина, ложь). Составление высказываний и нахождение их значений.
Решение задач на перебор вариантов.
Геометрические понятия.
Многогранник. Вершина, ребра и грани многогранника.
Построение прямоугольников. Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Треугольники и их виды.
Виды углов. Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длины сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и
пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.
Календарно – тематическое планирование математике.
№ п/п | Название темы | Часы учебного времени | ИКТ | Дата прове дения | Корректи ровка |
1 | Десятичная система счисления | 1 | |||
2 | Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел | 1 | |||
3 | Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда | 1 | + | ||
4 | Способ чтения многозначного числа | 1 | |||
5 | Запись многозначного числа | 1 | |||
6 | Чтение и запись многозначных чисел. Самостоятельная работа. | 1 | |||
7 | Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел | 1 | + | ||
8-9 | Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда | 2 | + | ||
10 | Контрольная работа №1 по теме «Сложение многозначных чисел» | 1 | |||
11 | Координатный угол | 1 | |||
12 | Построение точки с указанными координатами | 1 | |||
13 | Графики | 1 | |||
14 | Таблицы. Диаграммы. | 1 | + | ||
15 | Построение простейших графиков, диаграмм | 1 | |||
16 | Выражения с переменными | 1 | |||
17 | Выражения с двумя и более переменными | 1 | |||
18 | Решение текстовых арифметических задач, содержащих переменные | 1 | |||
19-20 | Запись свойств сложения с помощью переменных | 2 | |||
21 | Многогранник | 1 | + | ||
22 | Изображение многогранника на чертежах, обозначение их буквами | 1 | + | ||
23 | Устные и письменные приемы вычитания | 1 | |||
24-25 | Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда | 2 | Микрокалькулятор | ||
26 | Контрольная работа № 2 по теме: «Вычитание многозначных чисел» | 1 | |||
27 | Запись свойств умножения с помощью переменных | 1 | |||
28 | Сравнение свойств сложения и умножения | 1 | |||
29 | Распределительные свойства умножения и их запись с помощью переменных | 1 | |||
30 | Вычисления с использованием распределительных свойств умножения | 1 | |||
31 | Прямоугольный параллелепипед (куб) | 1 | + | ||
32 | Вычисление площади поверхности прямоугольного параллелепипеда (куба) | 1 | |||
33 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» | 1 | |||
34 | Умножение на 1000, 10000, 100000. | 1 | |||
35-36 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | 2 | |||
37-38 | Умножение величины на данное однозначное число | 2 | |||
39-40 | Умножение многозначного числа на двузначное | 2 | |||
41-42 | Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения. Самостоятельная работа. | 2 | |||
43 | Проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора | 1 | Микрокалькулятор | ||
44 | Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение многозначных чисел» | 1 | |||
45-46 | Письменный алгоритм умножения на трехзначное число | 2 | Микрокалькулятор | ||
47-48 | Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения | 2 | |||
49-50 | Умножение многозначного числа на трехзначное число | 2 | Микрокалькулятор | ||
51-52 | Объем прямоугольного параллелепипеда (куба). Единицы измерения. | 2 | |||
53 | Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда | 1 | |||
54-56 | Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказывания. | 2 | |||
57-58 | Логические связки «или», «и». | 2 | + | ||
59-60 | Логические связки»если…, то…» | 2 | |||
61 | Контрольная работа № 5 за 1 – ое полугодие | 1 | |||
62-63 | Логические возможности | 2 | |||
64-65 | Деление суммы на число | 2 | |||
66-67 | Запись свойств деления с помощью переменных | 2 | |||
68-69 | Деление на 1000, 10000, 100000 | 2 | |||
70 | Сокращение частного. Самостоятельная работа | 1 | |||
71-72 | Деление на однозначное число | 2 | + | ||
73-74 | Проверка правильности выполнения деления | 2 | |||
75 | Контрольная работа № 6 по теме: «Деление на однозначное число» | 1 | |||
76-77 | Алгоритм деления на двузначное число | 2 | |||
78-79 | Деление на двузначное число | 2 | Микрокалькулятор | ||
80-81 | Деление многозначного числа на двузначное число. Проверочная работа | 2 | |||
82-84 | Алгоритм деления на трехзначное число | 2 | |||
85-87 | Деление на трехзначное число | 2 | Микрокалькулятор | ||
88 | Контрольная работа № 7 по теме : «Деление на двузначное и трехзначное число» | 1 | |||
89-90 | Деление отрезка на 2 равные части с помощью циркуля и линейки | 2 | |||
91 | Деление отрезка на 4 и 8 равных частей | 1 | |||
92-93 | Решение уравнений, требующих выполнения более одного арифметического действия | 2 | + | ||
94 | Решение уравнений | 1 | |||
95 | Контрольная работа № 8 по теме: «Решение уравнений» | 1 | |||
96-97 | Рефлексивность и симметричность отношений. | 2 | |||
98 | Транзитивность отношений | 1 | |||
99 | Угол и его величина | 1 | |||
100 | Сравнение углов | 1 | |||
101-102 | Виды углов | 2 | |||
103 | Классификация треугольников по величинам их углов | 1 | + | ||
104 | Классификация треугольников по длинам их сторон | 1 | + | ||
105-106 | Точное и приближенное значения величины | 2 | |||
107 | Построение прямоугольника | 1 | |||
108 | Контрольная работа № 10 по теме «Построение углов и прямоугольников» | 1 | |||
109-110 | План. Масштаб и его значения. | 2 | |||
111-112 | Определение масштаба плана | 2 | |||
113-114 | Карта. | 2 | + | ||
115-116 | Построение отрезка (угла), равного данному | 2 | |||
117-118 | Проверка правильности построения фигур | 2 | |||
119 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
120-121 | Построение треугольника, равного данному | 2 | |||
122-123 | Алгоритм построения треугольника по заданным элементам | 2 | + | ||
124 | Проверка правильности построения треугольника | 1 | |||
125 | Контрольная работа № 12 по теме: «Построение треугольников» | 1 | |||
126 -136 | Повторение изученного в течение года. | 10 |
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
классы и разряды многозначных чисел;
сравнивать:
многозначные числа;
воспроизводить по памяти:
формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);
соотношения между единицами массы: 1 т=1000 кг, 1 ц=100 кг, 1 т=10 ц;
применять:
правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;
правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчётов с многозначными числами;
знание зависимости между скоростью, путём и временем движения для решения арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;
выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;
выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);
решать арифметические текстовые задачи разных видов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.
Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.
Список литературы.
Литература для учителя.
-Математика в начальной школе. Оценка знаний. Проверочные и контрольные работы – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Математика. Методические рекомендации. В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева- М.: Вентана-Граф, 2008
Литература для учащихся.
-Дружим с математикой. Пособие для индивидуальной работы в школе и дома.Е.Э.Кочурова. М.: Вентана-Граф, 2008
- Математика. Дидактические материалы
Интернет ресурсы.
Учебно-методические средства обучения
Литература
Для учителя:
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 4класса. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.:Математика (методика обучения. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.:Математика: контрольные работы, тесты– М.: Вентана-Граф, 2007.
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.:Материал для устных упражнений– М.: Вентана-Граф, 2007
Для ученика:
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.:Математика Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2009.
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.:Математика: рабочие тетради №1, №2. – М. : Вентана-Граф, 2009.
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.: Дружим с математикой рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...