Разработка рабочей программы к урокам математики с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков математики по программе "Перспектива" для 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа к урокам математики (2 класс). | 27.25 КБ |
Пояснительная записка к урокам математики (2 класс). | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование
к учебнику «Математика» автора Л.Г. Петерсон
2 класс
4 ч в неделю, всего 136 ч
№ уроков по плану | Дата | Тема | Цели формирования Умений (УУД) | Учебное оборудование |
1 | Повторение. Цепочки. | Формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Бусы для ученика. | |
2 | Повторение. Цепочки. | |||
3 | Точка. Прямая. | |||
4 | Точка. Прямая. Параллельные прямые. | |||
5 | Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. | Формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Бусы демонстрационные. | |
6 | Сложение двузначных чисел, в результате которого получаются круглые числа. | |||
7 | Сложение двузначных чисел вида 23 + 17. | |||
8 | Вычитание из круглых чисел. | |||
9 | Вычитание из круглых чисел 40 – 24. | Формировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
10 | Натуральный ряд чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел. | Магнитный плакат «Сотенный квадрат». | ||
11 | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. | Магнитный плакат «Сотенный квадрат». | ||
12 | Контрольная работа (40 минут). | |||
13 | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. | Формировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Магнитный плакат «Сотенный квадрат». | |
14 | Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | |||
15 | Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | |||
16 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | Магнитный плакат «Сотенный квадрат». | ||
17 | Сложение и вычитание двузначных чисел. Приемы устных вычислений | Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Магнитный плакат «Сотенный квадрат». | |
18 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | |||
19 | Контрольная комбинированная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» | |||
20 | Комбинированный анализ контрольной работы и коррекция знаний уч-ся. | |||
21 | Сотня. Счет сотнями. Запись и название круглых сотен. | Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Магнитный плакат «Сотенный квадрат». | |
22 | Метр. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
23 | Взаимосвязь между единицами длины. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
24 | Название и запись трехзначных чисел. | |||
25 | Название и запись трехзначных чисел с нулем в разряде десятков. | Формировать умение проявлять активность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Магнитный плакат «Тысяча». | |
26 | Название и запись трехзначных чисел с нулем в разряде единиц | |||
27 | Название и запись трехзначных чисел. | Магнитный плакат «Тысяча». | ||
28 | Название и запись трехзначных чисел. | |||
29 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | Формировать умение проявлять активность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Проектор, мультимедийная презентация. | |
30 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | |||
31 | Сложение трехзначных чисел вида 237 + 16. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
32 | Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд вида 176 + 145. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
33 | Закрепление по теме «Сложение трехзначных чисел». | Формировать умение применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Магнитный плакат «Тысяча». | |
34 | Комбинированная контрольная работа по теме «Сложение трехзначных чисел» (40 минут). | |||
35 | Вычитание трехзначных чисел вида 243 – 114. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
36 | Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд. | Магнитный плакат «Тысяча». | ||
37 | Вычитание трехзначных чисел вида 300 – 156. | Формировать мотивацию к развитию своего внимания, умение выполнять упражнения для развития внимания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Магнитный плакат «Тысяча». | |
38 | Сложение и вычитание трехзначных чисел. | |||
39 | Комбинированная контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел» (40 минут). | |||
40 | Сети линий. Пути. | |||
41 | Сети линий. Пути. | Формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | |
42 | Сети линий. Пути. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
43 | Закрепление по теме «Сети линий. Пути». | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
44 | Пересечение геометрических фигур. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
45 | Пересечение геометрических фигур. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
46 | Математика. 2-я часть. Операции. | Формировать умение применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
47 | Обратные операции. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
48 | Прямая. Луч. Отрезок. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
49 | Программа действий. Алгоритм. | |||
50 | Программа действий. Алгоритм. | Формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Проектор, мультимедийная презентация. | |
51 | Длина ломаной. Периметр. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
52 | Числовые и буквенные выражения. | |||
53 | Порядок действия в выражениях. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
54 | Порядок действия в выражениях. | Формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
55 | Программы с вопросами. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
56 | Программы с вопросами. | |||
57 | Виды алгоритмов. | |||
58 | Комбинированная контрольная работа по теме «Числовые и буквенные выражения. Порядок действий» (40 минут) | Формировать умение быть терпеливым в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
59 | Анализ комбинированной контрольной работы. | |||
60 | Плоские поверхности. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
61 | Угол. Прямой угол. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
62 | Свойства сложения. | Формировать умение быть терпеливым в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Проектор, мультимедийная презентация. | |
63 | Вычитание суммы из числа. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
64 | Вычитание числа из суммы. | |||
65 | Прямоугольник Квадрат. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
66 | Закрепление по теме «Свойства сложения»7 | Формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
67 | Площадь фигур. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
68 | Единицы площади. | |||
69 | Единицы площади. Прямоугольны параллелепипед | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
70 | Комбинированная контрольная работа по теме «Свойства сложения. Площадь фигур» (40 минут) | Формировать мотивацию к выполнению домашнего задания, умение грамотно формулировать его цель и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
71 | Анализ контрольной работы и коррекция знаний учащихся. | |||
72 | Новые мерки и умножение. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
73 | Множители. Произведение. | |||
74 | Умножение. | Формировать мотивацию к выполнению домашнего задания, умение грамотно формулировать его цель и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Магнитный плакат «Таблица умножения». | |
75 | Площадь прямоугольника. | |||
76 | Переместительное свойство умножения. | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
77 | Умножение на 0 и 1. | |||
78 | Таблица умножения. | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
79 | Умножение числа 2. Умножение на 2. | |||
80 | Таблица умножения на 2 | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
81 | Деление. | |||
82 | Операция деление. Компоненты операции деления. | Формировать умение правильно формулировать цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Проектор, мультимедийная презентация. | |
83 | Деление с 0 и 1. | |||
84 | Четные и нечетные числа. | |||
85 | Свойства умножения и деления. | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
86 | Контрольная комбинированная работа по теме «Таблица умножения» (40 минут) | Формировать умение обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
87 | Анализ контрольной работы и коррекция знаний | |||
88 | Таблица умножения и деления на 3 | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
89 | Виды углов. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
90 | Закрепление по теме «Вычисление площади и стороны прямоугольника» | Формировать умение обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
91 | Уравнения вида x b = c | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
92 | Уравнения вида а : x = c | |||
93 | Уравнения вида x : b = c | |||
94 | Урок закрепления по теме «Уравнения» | Формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
95 | Таблица умножения и деления на 4 | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
96 | Увеличение и уменьшение в несколько раз. | |||
97 | Решение задач на увеличение (уменьшение) в несколько раз. | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
98 | Закрепление по теме «Решение задач на увеличение, уменьшение в несколько раз» | Формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
99 | Таблица умножения и деления на 5 | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
100 | Порядок действий в выражениях без скобок | |||
101 | Комбинированная контрольная работа по теме «Таблица умножения на 4 и на 5» (40 минут) | |||
102 | Делители и кратные | Формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
103 | Таблица умножения и деления на 6. | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
104 | Порядок действий в выражениях со скобками | |||
105 | Урок закрепления по теме «Таблица умножения и деления на 2–6» | |||
106 | Таблица умножения и деления на 7 | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
107 | Урок закрепления по теме «Таблица умножения и деления на 2–7» | |||
108 | Кратное сравнение | Формировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
109 | Таблица умножения и деления на 8, 9. | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
110 | Окружность. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
111 | Окружность. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
112 | Умножение и деление на 10 и 100. | Формировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
113 | Умножение и деление на 10 и 100. | |||
114 | Комбинированная контрольная работа по теме «Таблица умножения» (40 минут) | |||
115 | Объем фигуры. | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
116 | Тысяча | Формировать умение проявлять честность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Магнитный плакат «Тысяча». | |
117 | Свойства умножения | |||
118 | Умножение круглых чисел | Магнитный плакат «Таблица умножения». | ||
119 | Деление круглых чисел | |||
120 | Умножение суммы на число | Формировать умение проявлять честность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
121 | Свойства сложения и умножения | Магнитный плакат «Тысяча». | ||
122 | Комбинированная контрольная работа по теме «Свойства умножения» | |||
123 | Единицы длины. Миллиметр | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
124 | Деление суммы на число. | Формировать умение проявлять доброжелательность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
125 | Повторение и закрепление по теме «Внетабличное умножение и деление». | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
126 | ||||
127 | Единицы длины. Километр | Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов. | ||
128 | Деление с остатком. | Формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | ||
129 | Деление с остатком | |||
130 | Административная контрольная работа за год. | |||
131 | Дерево возможностей. Повторение по теме «Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам» | Проектор, мультимедийная презентация. | ||
132 | Дерево возможностей. Повторение по теме «Свойства сложения и умножения» | |||
133 | Итоговая комбинированная контрольная работа за год (40 минут) | |||
134-136 | Анализ контрольной работы и коррекция знаний учащихся. |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике для 2 класса
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Автор: Петерсон Л. Г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программы Министерства образования РФ: примерной программы по предмету «Математика», а также авторской программы «Математика» Л. Г. Петерсон, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Цель:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
- создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.
Задачи:
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
- формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
- формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основ компьютерной грамотности;
- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;
- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых дли повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Общая характеристика учебной дисциплины «Математика»
Содержание курса математики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания;
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода.
Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.
Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:
- Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
- Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
- Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
- Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
- Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Помимо уроков открытия нового знания, существуют следующие типы уроков:
- уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
- уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
- уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.
Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.
Ведущие формы и методы, технологии обучения: коллективные, индивидуальные, индивидуализированные; репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения, математические игры.
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения:
Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
- Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Основные содержательно-методические линии учебной дисциплины
«Математика» 2 класса
Числовая линия | Логическая линия |
Алгебраическая линия | Линия анализа данных |
Геометрическая линия | Линия текстовых задач. |
Функциональная линия |
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики во 2 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.
В том числе:
- плановых контрольных работ - 9 ч;
- административных контрольных работ - 2 ч.
Лицейский компонент: 34 часа математической логики (в тематическом планировании выделены жирным шрифтом)
Описание ценностных ориентиров содержания учебной дисциплины «Математика»
Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средства предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты освоения учебной дисциплины «Математика»
Содержание курса математики обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
- Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другом людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
- Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
- Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
- Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
- Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
- Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.
Метапредметные результаты.
- Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
- Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
- Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
- Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов.
- Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
- Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.
- Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.
- Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты.
- Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Содержание учебной дисциплины «Математика» 2 класса
136 часов (4 часа в неделю) и 34 часа математической логики, всего 170 часов
Числа и арифметические действия с ними (60 ч)
Приемы устного сложения и вычитания двузначных чисел. Запись сложения и вычитания двузначных чисел « в столбик». Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Сотня. Счет сотнями. Наглядное изображение сотен. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание « круглых сотен» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число сотен). Счет сотнями, десятками и единицами. Наглядное изображение трехзначных чисел. Чтение, запись, упорядочивание и сравнение трехзначных чисел, их представление в виде суммы сотен, десятков и единиц (десятичный состав). Сравнение, сложение и вычитание трехзначных чисел. Аналогия между десятичной системой записи трехзначных чисел и десятичной системой мер.
Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений.
Умножение и деление натуральных чисел. Знаки умножения и деления. Название компонентов и результатов умножения и деления. Графическая интерпретация умножения и деления. Связь между умножением и делением. Проверка умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Связь между компонентами и результатов умножения и деления.
Кратное сравнение чисел (больше в ..., меньше в ...). Делители и кратные.
Частные случаи умножения и деления с 0 и 1.
Невозможность деления на 0.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих умножение и деление (со скобками и без них).
Переместительное свойство умножения.
Таблица умножения. Табличное умножение и деление чисел.
Сочетательное свойство умножения. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение и деление круглых чисел.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение, вычитание, умножение и деление (со скобками и без них).
Распределительное свойство умножения. Правило деления суммы на число. Внетабличное умножение и деление. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений.
Деление с остатком с помощью моделей. Компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком. Проверка деления с остатком.
Тысяча, ее графическое изображение. Сложение и вычитание в пределах 1000. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Работа с текстовыми задачами (28 ч)
Анализ задачи, построение графических моделей, планирование и реализация решения.
Простые задачи на смысл умножения и деления (на равные части и по содержанию), их краткая запись с помощью таблиц. Задачи на кратное сравнение (содержащие отношения « больше (меньше) в…»). Взаимно обратные задачи.
Задачи на нахождение « задуманного числа».
Составные задачи в 2–4 действия на все арифметические действия в пределах 1000.
Задачи с буквенными данными. Задачи на вычисление длины ломаной; периметра треугольника и четырехугольника; площади и периметра прямоугольника и квадрата.
Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (20 ч)
Прямая, луч, отрезок. Параллельные и пересекающиеся прямые.. Периметр многоугольника. Ломаная, длина ломаной.
Плоскость. Угол. Прямой, острый и тупой углы. Перпендикулярные прямые.
Прямоугольник. Квадрат. Свойства сторон и углов прямоугольника и квадрата. Построение прямоугольника и квадрата на клетчатой бумаге по заданным длинам их сторон.
Прямоугольный параллелепипед, куб. Круг и окружность, их центр, радиус, диаметр. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружностей с помощью циркуля.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пересечение геометрических фигур.
Единицы длины: миллиметр, километр.
Периметр прямоугольника и квадрата.
Площадь геометрической фигуры. Непосредственное сравнение фигур по площади. Измерение площади. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.
Объем геометрической фигуры. Единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними. Объем прямоугольного параллелепипеда, объем куба.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин.
Величины и зависимости между ними (6 ч)
Зависимость результата измерения от выбора мерки. Сложение и вычитание величин. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонента и результатами умножения и деления.
Формула площади прямоугольника: S = a · b.
Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = (a × b) × c.
Алгебраические представления (10 ч)
Чтение и запись числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками и без скобок). Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв.
Запись взаимосвязи между умножением и делением с помощью буквенных равенств вида: а · b = с, b · а = с, с : а = b, с : b = a.
Обобщенная запись свойств 0 и 1 с помощью буквенных формул: а · 1 = 1 · а = а; а · 0 = 0 · а = 0; а : 1 = а; 0 ·: а = 0 и др. Обобщенная запись свойств арифметических действий с помощью
буквенных формул: а + b = b + а − переместительное свойство сложения, (а + b) + с = а + (b + с) − сочетательное свойство сложения, а · b = b · а − переместительное свойство умножения, (а · b) · с = а · (b · с) − сочетательное свойство умножения, (а + b) · с = а · с + b · с − распределительное свойство умножения (умножение суммы на число), (а + b) − с = (а − с) + b = а + (b − с) − вычитание числа из суммы, а − (b + с) = = а − b − с − вычитание суммы из числа, (а + b) : с = а : с + b : с − деление суммы на число и др.
Уравнения вида а · х = b, а : х = b, x : a = b, решаемые на основе графической модели (прямоугольник). Комментирование решения уравнений.
Математический язык и элементы логики (2 ч)
Знакомство со знаками умножения и деления, скобками, способами изображения и обозначения прямой, луча, угла, квадрата, прямоугольника, окружности и круга, их радиуса, диаметра, центра.
Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний вида « верно/неверно, что ...» , « не» , « если ..., то ...» .
Построение способов решения текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных (10 ч)
Операция. Объект и результат операции. Операции над предметами, фигурами, числами. Прямые и обратные операции. Отыскание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции, результата операции.
Программа действий. Алгоритм. Линейные, разветвленные и циклические алгоритмы. Составление, запись и выполнение алгоритмов различных видов.
Чтение и заполнение таблицы. Анализ данных таблицы.
Составление последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу.
Упорядоченный перебор вариантов. Сети линий. Пути. Дерево возможностей.
Сбор и представление информации в справочниках, энциклопедиях, интернет-источниках о продолжительности жизни различных животных и растений, их размерах, составление по полученным данным задач на все четыре арифметических действия, выбор лучших задач и составление « Задачника класса» .
Обобщение и систематизация знаний, изученных во 2 классе.
Портфолио ученика 2 класса.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
К учебнику «Математика» автора Л.Г. Петерсон
Использование форм, способов и средств проверки и оценки результатов обучения по математике
(Письмо Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14-15)
Текущий контроль по математике может осуществлять как в письменной форме, так и в устной форме. Проверка только одного определенного умения (например, сравнение многозначных чисел, умение находить площадь прямоугольника).
Тематический контроль по математике проверяется в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы (приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (она содержит арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и т.д.).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине «Математика»
Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
- Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
- Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Список литературы для учителя.
- Программа «Учись учиться» по математике для 1 – 4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (Автор Петерсон Л. Г., издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2007
- Методологические основы курса Л.Г. Петерсон. «Деятельностный метод обучения: образовательная система « Школа 2000...», издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2007
- Сценарии уроков по технологии деятельностного метода « Школа 2000...» Математика: 2 класс. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода « Школа 2000...» . Под ред. Л.Г. Петерсон. издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2005
- Методические рекомендации. Математика 2 класс Методические рекомендации для учителей. ( Автор Петерсон Л. Г., издательство «Ювента»,2011).
- Устные упражнения на уроках математики (2 класс). (Авторы: Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Методическое пособие. М.: «Школа 2000», 2007)
- Компьютерная программа комплексного мониторинга развития ребёнка «Электронное приложение к учебникам математики Л.Г.Петерсон».
- Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 2 класс. (1DVD)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Подготовка к математической олимпиаде, 2-4 классы (Авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, издательство М.:«Айрис-пресс», 2007)
- Нестандартные задачи по математике (Автор Керова Г.В., издательство М.,«Вако»,2008)
- Математика. Внеклассная работа (Авторы: Веденина В.П., Федотова В.А., издательство М.,«Дрофа»,2010)
Список литературы для учащихся.
- Учебник «Математика 2 класс. В 3 частях. ( Автор Петерсон Л. Г., издательство «Ювента»,2011).
- Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 2. В 2 частях (Авторы Петерсон Л. Г., Невретдинова А. А., Поникарова Т. Ю., издательство «Баласс»,2011)
Планируемые результаты изучения учебной дисциплины «Математика»
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу второго года обучения
Обучающие должны знать:
- названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
- знать таблицу умножения и деления однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);
- знать единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр, километр;
- формулы периметра квадрата и прямоугольника;
- единицы измерения площади: 1 см2, 1 дм2, 1 м2;.
Обучающие должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
- правильно выполнять устно все четыре арифметических действия с числами в пределах 100 и с числами в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменно сложение и вычитание в пределах 1000;
- выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10, 100;
- применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);
- решать простые задачи и задачи в два действия (по действиям и составления выражения);
- решать уравнения, в которых надо найти неизвестное целое или часть;
- находить периметр и площадь квадрата (прямоугольника) по заданным длинам его сторон и с помощью измерений;
- чертить отрезок заданной длины, измерять длину отрезка;
- чертить прямоугольник и квадрат, если заданы длины их сторон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....
Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс....
Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса
Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе "Перспектива" для 2 класса....
Разработка рабочей программы к урокам окружающего мира с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....
Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по "Перспективе" для 2 класса....
Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по программе "Перспектива" для 3 класса....
Разработка рабочей программы к урокам математики с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование к урокам математики по прграмме "Перспектива" для 3 класса....