Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 101.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Утверждено: Согласовано: Проверено:
Директор школы: Зам. директора по УВР: Председатель МО:
________________Н.Ф. Вернергольд _________________Е.Н. Калига _______________А.А. Бородина
Рабочая программа
по учебному курсу «Математика»
4 класс
(УМК «Школа России»)
на 2012-2013 учебный год
Составитель программы: учитель начальных классов
Серова Екатерина Владимировна
Петропавловск-Камчатский
2012год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический, геометрический материал. Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и их некоторыми свойствами, а также, основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. В ходе формирования представлений о величинах происходит опора на опыт ребёнка, уточнение и расширение его.
Курс изучения математики предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежами и измерительными приборами. При этом ведущая роль отводится практическим упражнениям: построение, измерение, преобразования фигур.
Элементы алгебраической пропедевтики позволяют повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нём основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. К общим умениям работы над задачей относится и умение моделировать описанные в ней взаимосвязи, использовать разного вида схематические и условные обозначения.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт благоприятные условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Учитывая особенности класса, считаю необходимым организацию систематической работы на уроках математики, направленной на развитие не только логического, но и творческого математического мышления. Важнейшее значение при этом придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления, аналитико-синтетической деятельности учеников.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.
Практическая направленность начального курса изучения математики выражена в следующих положениях:
- сознательное усвоение детьми различных приёмов вычислений обеспечивается за счёт использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приёмов на основе изученных теоретических положений;
- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей к индуктивным выводам на основе собственных наблюдений;
- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены по времени. Усилено в 4 классе внимание к практическим упражнениям, к использованию схематических рисунков, предусмотрена вариативность в приёмах выполнения действий и в решении задач;
-широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т.е. требующие применения знаний из различных разделов курса.
Цели изучения учебного курса:
- вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков;
-формировать общеучебные умения;
-обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития для изучения курса математики в средней школе;
-обеспечить формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений;
-доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.
Задачи:
- обеспечить уверенное овладение детьми навыками устных и письменных вычислений всех арифметических действий в области неотрицательных целых чисел, правилами о порядке выполнения арифметических действий;
- формировать навыки быстрых вычислений, обеспечить прочное, доведенное до автоматизма усвоение таблиц сложения и умножения;
- обеспечить благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимно обратных; научить детей самостоятельно находить пути решения задач, применять общие подходы к их решению;
- обеспечить прочное усвоение величин и соотношений между единицами каждой величины;
- формировать геометрические представления о фигурах и их свойствах, уверенные навыки работы с измерительными инструментами;
- формировать приемы мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
- Учебник М.И.Моро, М.А.Бантова и др. «Математика. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2011.
- Тетрадь на печатной основе М.И.Моро, С.И.Волкова. «Тетрадь по математике. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение», 2011.
- «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.
Содержание курса
Раздел | Название разделов | Кол – во часов |
1 | Числа от 1 до 1000 (продолжение) | 12 |
2 | Числа, которые больше 1000.Нумерация | 9 |
3 | Числа, которые больше 1000. Величины | 15 |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 9 |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 75 |
6 | Обобщение изученного материала | 16 |
Всего: | 136 |
Формы организации учебного контроля ЗУН.
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.
В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.
ПЕРИОД | ВИД КОНТРОЛЯ | КОЛ-ВО РАБОТ |
I четверть | Контрольная работа | 3 |
Самостоятельная работа | 2 | |
Проверочная работа | 1 | |
II четверть | Контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | |
Проверочная работа | ||
III четверть | Контрольная работа | 3 |
Самостоятельная работа | 1 | |
Проверочная работа | ||
IV четверть | Контрольная работа | 3 |
Самостоятельная работа | 1 | |
Проверочная работа | 1 | |
Итого: | Контрольных работ | 11 |
Самостоятельных работ | 5 | |
Проверочных работ | 2 |
Оценка письменных работ по математике.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
Комбинированная.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
Примечание
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,
обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе:
Нумерация
Учащиеся должны знать:
-название и последовательность чисел в натуральном ряду;
- как образуется каждая следующая счётная единица;
- сколько разрядов содержится в каждом классе, название и последовательность первых трёх классов.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
- записывать результат сравнения, используя знаки « >», «<», «=»;
- представлять трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результатов каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и без них;
- таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Учащиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия ( со скобками и без них);
- находить числовое значение буквенных выражений вида: а+3, 8-k, d:2, с . в, k: n при заданных числовых значениях;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-выполнять письменные вычисления ( сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число), выполнять проверку вычислений;
- решать уравнения вида: х+60=320, х-60=320, 125+х=750, 2000-х=1450, х. 12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий;
- решать задачи в 1-3 действия.
Величины
Учащиеся должны иметь представление о таких величинах как длина, площадь, масса, время, и способах их измерения.
Учащиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой величины;
- связи между такими величинами как цена, количество, стоимость; время, скорость, расстояние.
Учащиеся должны уметь:
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- определять время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.
Геометрические фигуры
Учащиеся должны иметь представления о названиях геометрических фигур: точка, лини (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.
Учащиеся должны знать:
- виды углов (прямой, острый, тупой);
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
Учащиеся должны уметь:
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Учебно-тематический план
IV КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (9 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (15 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (9 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217 + 163,
х - 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (75 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 -х = 429 +120, х- 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действий;
- отношения больше, меньше, равно;
- взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2—4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
- разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Обобщение изученного материала (16ч)
тематическое планирование
№ | Дата проведения | Наименование | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип | Элементы | Характеристика деятельности учащихся | Вид |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Числа от 1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды | 1 | Комбиниро-ванный | Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем | Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. | Текущий | |
2 | Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 1 | Комбиниро-ванный | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Названия компонентов и результата сложения и вычитания.Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | Текущий. Арифметический диктант |
3 | Нахождение суммы нескольких | 1 | Комбиниро-ванный | Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения | Текущий. Само- | |||
4 | Вычитание трехзначных чисел | 1 | Комбиниро-ванный | Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них | ||||
5 | Приемы письменного умножения трех- | 1 | Комбиниро-ванный | Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное | Текущий. Фронтальный опрос |
6 | Приемы | 1 | Комбиниро-ванный | Переместительное свойство умножения. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком. Построение простейших логических выражений типа «…и/или», «если.., то…», «не только, но и …» | Само- | |||
7 | Приемы | 1 | Комбиниро-ванный | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление | Тематический. Арифметический | |||
8 | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа | 1 | Комбиниро-ванный | Деление трехзначного числа на однознач- | Текущий |
9 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 1 | Комбиниро-ванный | Деление трехзначного числа на однозначное | Текущий | |||
10 | Входная | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Конт- | |||
11 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата | 1 | Комбиниро-ванный | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Работа над ошибками |
12 | Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических действия». Арифметический диктант | 1 | Контроль и учет знаний | Письменные вычисления с натуральными числами | Ариф- | |||
Числа, которые больше 1000 (108 ч) | ||||||||
13 | Нуме- | Нумерация. Разряды Чтение чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа | 1 | Комбиниро-ванный | Классы и разряды: класс единиц, класс | Считать предметы десятками сотнями тысячам. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. | Текущий. Фронтальный опрос. Матема- тический диктант (15 мин) |
14 | Разрядные слагаемые. Представление числа | 1 | Комбиниро-ванный | Представление числа | Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности. | Тест (10 мин) | ||
15 | Сравнение | 1 | Комбиниро-ванный | Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете | Текущий | |||
16 | Увеличение и уменьшение числа | 1 | Комбиниро-ванный | Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в…», «меньше в…» | Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10 100, 1000 раз. | Текущий. Фронтальный опрос |
17 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда | 1 | Комбиниро-ванный | Разряды. Сравнение многозначных чисел. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете | Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. | Тест (10 мин) | ||
18 | Закрепление изученного материала | 1 | Контроль | Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Арифметические действия с числами | Арифметический (15 мин) | |||
19 | Класс миллионов, класс миллиардов | 1 | Комбиниро-ванный | Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнение чисел | Текущий. Фронтальный опрос |
20 | Луч, числовой луч | 1 | Комбиниро-ванный | Распознавание и изо-бражение геометрических фигур: точки, прямой, прямого угла. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной | Текущий | |||
21 | Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля | 1 | Практического применения знаний | Построение прямого угла на клетчатой | Текущий. Арифметический диктант | |||
22 | Вели- | Единица | 1 | Комбиниро-ванный | Сравнение и упоря- | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелке, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. | Текущий | |
23 | Единицы | 1 | Комбиниро-ванный | Площадь. Единицы | Текущий. Арифметический |
квадратный миллиметр. Таблица единиц площади | Площадь геометрической фигуры | Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов но массе, упорядочивать их. | диктант | |||||
24 | Измерение площади фигуры с помощью палетки | 1 | Практического применения знаний | Измерение площади | Текущий |
25 | Контрольная работа | 1 | Контроля знаний и умений | Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом | Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. | Конт- | ||
26 | Анализ контрольной | 1 | Комбиниро-ванный | Вычисление периметра многоугольника. | Работа над ошибками | |||
27 | Нахождение нескольких | 1 | Комбиниро-ванный | Решение текстовых задач арифметическим способом |
| Текущий | ||
28 | Закрепление изученного по теме «Единицы длины, | 1 | Комбиниро-ванный | Площадь. Единицы | Тест |
единицы | ||||||||
29 | Единицы массы. Тонна. Центнер. Таблица единиц массы | 1 | Комбиниро-ванный | Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними | Текущий. Арифметический диктант | |||
30 | Единицы | 1 | Комбиниро-ванный | Время. Единицы вре-мени: секунда, минута, час, сутки, неделя, | Текущий |
31 | 24-часовое исчисление времени | 1 | Комбиниро-ванный | Единицы времени | Текущий. Самостоятельная работа | |||
32 | Решение задач (вычисление начала, продолжительности | 1 | Комбиниро-ванный | Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда, | Текущий | |||
33 | Единица | 1 | Комбиниро-ванный | Единицы времени | Текущий |
34 | Единица | 1 | Комбиниро-ванный | Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда, | Текущий. Фронтальный опрос | |||
35 | Закрепление изученного. Единицы | 1 | Комбиниро-ванный | Единицы времени | Тест (10 мин) | |||
36 | Единицы | 1 | Комбиниро-ванный | Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда, | Само- Тематический |
ницы времени» (20 мин) | неделя, месяц, год, | |||||||
37 | Сло- | Письменные приемы | 1 | Комбиниро-ванный | Письменные вычисления с натуральными числами | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Выполнять сложение вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. | Текущий | |
38 | Вычитание (вида | 1 | Комбиниро-ванный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Алгоритм вычитания чисел в пределах миллиона | Текущий | |||
39 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | Комбиниро-ванный | Взаимосвязь между | Текущий |
при выполнении | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | |||||||
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычи- | 1 | Комбиниро-ванный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания | Текущий. Арифметический | |||
41 | Нахождение суммы нескольких | 1 | Комбиниро-ванный | Перестановка слагаемых в сумме. Группировка слагаемых в сумме. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | Текущий | ||
42 | Сложение | 1 | Комбиниро-ванный | Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин | Текущий | |||
43– | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа | 2 | Комбиниро-ванный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач | Теку-щий. Арифметичес- |
на несколько единиц, выраженных в косвенной форме | арифметическим | кий диктант | ||||||
45 | Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Конт- | |||
46 | Умно- | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0 | 1 | Комбиниро-ванный | Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов | Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость время, расстояние. Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. | Работа над ошибками | |
47 | Письменные приемы | 1 | Комбиниро-ванный | Умножение четырех-значного числа | Текущий |
Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающееся нулями, объяснять используемые приёмы. | ||||||||
48 | Приемы | 1 | Комбиниро-ванный | Умножение четырех-значного числа Письменные вычисления с натуральными числами | Текущий | |||
49 | Умножение чисел, запись которых | 1 | Комбиниро-ванный | Умножение четырех-значного числа Письменные вычисления с натуральными числами | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изученных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. | Текущий. Арифметический | ||
50 | Нахождение неизвестного множителя | 1 | Комбиниро-ванный | Названия компонентов и результата умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий |
51 | Деление как арифметическое действие | 1 | Комбиниро-ванный | Деление. Конкретный смысл. Умножение | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100. 1000. Выполнять схематические чертеж по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. | Тест | ||
52 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 | Комбиниро-ванный | Деление трех-четырех- | Текущий | |||
53 | Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное | 1 | Комбиниро-ванный | Письменные вычисления с натуральными числами | Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и систематизировать информацию по разделам. Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. | Текущий | ||
54 | Итоговая (40 мин) | 1 | Контроль знаний, умений | Деление трех-четырех- | Конт- |
55 | Нахождение неизвестного делимого, | 1 | Комбиниро-ванный | Названия компонентов и результата деления. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов |
| Текущий. Работа над ошибками | ||
56 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | Комбиниро-ванный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий. Тест | |||
57 | Деление многозначных чисел на одно- | 1 | Комбиниро-ванный | Деление многознач- | Соотносить результат с поставленным целями изучения темы. Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. | Теку-щий. Арифметический |
58 | Деление многозначных чисел на одно-значные | 1 | Комбиниро-ванный | Деление многознач- | Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения. | Текущий | ||
59 | Деление многозначных чисел на одно-значные, | 1 | Комбиниро-ванный | Деление многознач- | Текущий | |||
60 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | Комбиниро-ванный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. | Текущий | ||
61 | Закрепление по теме «Деление много- | 1 | Комбиниро-ванный | Деление многознач- | Тематический. Арифме- |
значных чисел на одно-значные» | Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное чисо, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения. | тический Тест | ||||||
62 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление много-значных чисел» (40 мин) | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Конт- | |||
63 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Деление многозначных чисел на однозначные | 1 | Комбиниро-ванный | Деление многознач- | Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением. | Работа над ошибками | ||
64– | Среднее арифметическое | 2 | Комбиниро-ванный | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач ариф- | Текущий |
таблицы, краткие | Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Изготавливать модели куба пирамиды из бумаги с использованием развёрток. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. | |||||||
66 | Скорость. | 1 | Комбиниро-ванный | Скорость, время, | Текущий | |||
67– | Взаимосвязь между скоростью, временем и рас- | 2 | Комбиниро-ванный | Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Теку-щий. Арифметический | |||
69 | Закрепление по теме | 1 | Комбиниро- | Решение задач ариф- | Тест |
«Задачи | ванный | с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | ||||||
70 | Решение | 1 | Комбиниро-ванный | Арифметический способ решения задач. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Тематический | |||
71– | Виды тре- | 2 | Комбиниро-ванный | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра много-угольника |
| Текущий |
73 | Виды тре-угольников. Построение треугольника с помощью угольника | 1 | Практического применения знаний | Распознавание и изо-бражение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник) | Текущий | |||
74 | Виды тре-угольников. Построение треугольника с помощью циркуля | 1 | Прак- | Построение прямого угла на клетчатой бумаге. Нахождение прямого угла среди данных углов | Текущий | |||
75 | Контроль- | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей | Конт- |
процессы движения | ||||||||
76 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Задачи на движение | 1 | Комбиниро-ванный | Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей | Работа над ошибками | |||
77 | Умножение числа на произведение | 1 | Комбиниро-ванный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов | Текущий | |||
78 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Комбиниро-ванный | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Текущий |
79 | Письменное умножение на числа, оканчиваю- | 1 | Комбиниро-ванный | Умножение чисел, использование соответствующих терминов | Фронтальный опрос | |||
80 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся | 1 | Комбиниро-ванный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий | |||
81 | Решение | 1 | Комбиниро-ванный | Установление зависимостей между величи-нами, характеризующи-ми процесс движения |
| Теку-щий. Само- | ||
82 | Перестановка и группировка множи- | 1 | Комбиниро-ванный | Использование свойств арифмети- | Теку- Арифметичес-кий | |||
| ровка множителей | диктант | ||||||
83 | Деление | 1 | Комбиниро-ванный | Деление чисел, использование соответствующих терминов | Текущий | |||
84 | Деление | 1 | Комбиниро-ванный | Использование войств арифметических действий при выполнении вычислений. Деление с нулем. Деление с остатком. Решение задач арифметическим способом | Теку-щий. Индивидуальный | |||
85 | Письменное деление | 1 | Комбиниро-ванный | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий | |||
86 | Письменное деление | 1 | Комбиниро-ванный | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Текущий | |||
87 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 | Комбиниро-ванный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость). Арифметический способ решения задач | Теку-щий. Арифметический | |||
88 | Контроль- | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Конт- | |||
89 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчиваю-щиеся нулями | 1 | Комбиниро-ванный | Письменные вычисления с натуральными числами | Работа над ошибками | |||
90 | Умножение числа | 1 | Комбиниро-ванный | Умножение суммы | Теку-щий. Арифметический | |||
91 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | Комбиниро-ванный | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами | Текущий | |||
92 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | Комбиниро-ванный | Письменные вычисления с натуральными числами. Способы | Текущий | |||
93 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | Комбиниро-ванный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | |||
94 | Письменное умножение на трехзначное число | 1 | Комбиниро-ванный | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений |
| Теку-щий. Арифметический | ||
95 | Письменное умножение на трехзначное число | 1 | Комбиниро-ванный | Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения | Текущий. Тест | |||
П | ||||||||
96 | Письменное деление на двузначное число | 1 | Комбиниро-ванный | Способы проверки правильности вычислений | Текущий | |||
97 | Письменное деление на двузначное число с остатком | 1 | Комбиниро-ванный | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами | Теку-щий. Арифметический диктант | |||
98 | Деление на двузначное число | 1 | Комбиниро-ванный | Взаимосвязь между компонентами и результатом деления | Текущий. Тест | |||
99– | Деление на двузначное число | 2 | Комбиниро-ванный | Деление чисел, использование соответствующих терминов | Теку-щий. Фронтальный опрос | |||
101 | Решение задач изученных видов | 1 | Комбиниро-ванный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Само- | |||
102 | Деление на двузначное число | 1 | Комбиниро-ванный | Способы проверки | Арифметический (10 мин) | |||
103 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | 1 | Комбиниро-ванный | Деление чисел, использование соответствующих терминов | Текущий | |||
104 | Закрепление по теме | 1 | Комбиниро-ванный | Деление чисел, | Тематический. Фрон- | |||
| на двузначное число» | нов. Решение текстовых задач арифметическим способом | тальный опрос | |||||
105 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Контрольная работа | |||
106 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и деление на дву-значное | 1 | Комбиниро-ванный | Способы проверки правильности вычислений | Работа над ошибками | |||
107–108 | Письменное деление на трехзначное число | 2 | Комбиниро-ванный | Конкретный смысл Способы проверки | Текущий | |||
| ||||||||
109–110 | Деление на трехзначное число | 2 | Комбиниро-ванный | Свойства арифмети- | Тематический. Арифметический | |||
111 | Деление | 1 | Комбиниро-ванный | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами | Текущий | |||
112 | Решение задач. Деление с остатком | 1 | Комбиниро-ванный | Способы проверки правильности вычислений. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление с остатком | Теку-щий. Тест | |||
113 | Решение задач. Деление с остатком | 1 | Комбиниро-ванный | Умножение и деление чисел, использование соответствующих тер- | Тематический | |||
| минов. Деление | |||||||
114 | Решение задач изученных видов | 1 | Комбиниро-ванный | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена, стоимость) | Само- (15 мин) | |||
115 | Решение | 1 | Комбиниро-ванный | Зависимости между | Текущий | |||
116 | Контроль- | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами | Конт- | |||
117 | Анализ контрольной | 1 | Комбиниро- | Зависимости между | Работа над |
работы, | ванный | ошиб- | |||||||
118 | Решение задач | 1 | Комбиниро-ванный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | ||||
119 | Решение | 1 | Комбиниро-ванный | Зависимости между величинами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость) | Тематический | ||||
120 | Систематизация | Нумерация. Выражение. Равенство. | 1 | Комбиниро-ванный | Классы и разряды. | Текущий. Арифметический | |||
121 | Итоговая | 1 | Контроль | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Конт- | ||||
122 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление по теме «Арифметические действия. Сложение и вычи- | 1 | Комбиниро-ванный | Свойства сложения | Работа над ошибками | ||||
123– | Закрепление по теме «Умножение и деление. | 2 | Комбиниро-ванный | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Нахождение | Тематический |
125–126 | Закрепление по теме «Величины. Решение задач» | 2 | Комбиниро-ванный | Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Зависимости между | Тематический | ||||
127– | Закрепление по теме «Задачи. Геометрические фигуры» | 2 | Комбиниро-ванный | Распознавание и изо-бражение геометри- | Тематический. Фронтальный опрос | ||||
| время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена, | ||||||||
129 | Проверочная работа по теме «Решение геометрических задач» | 1 | Контроль | Прямоугольник, квадрат. Периметр прямоугольника, квадрата. Нахождение неизвестной стороны прямоугольника по известным периметру и другой стороне | Проверочная работа | ||||
130 | Анализ проверочной работы | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур. Решение задач геометрического содержания | Работа над ошибками | ||||
131– | Закрепление по теме «Решение задач изученных видов» | 3 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом. Установление зависимостей между величинами, | Тематический | ||||
| характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы | ||||||||
134 | Итоговая проверочная работа (40 мин) | 1 | Контроль | Нумерация, последовательность, запись, сравнение чисел в пределах 1000000. Выражения со скобками и без них. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них. Сравнение величин. Действия с именованными числами. Решение составных задач арифметическим способом | Проверочная работа | ||||
135 | Анализ проверочной работы, работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Работа над ошибками | |||||
136 | Защита проектных исследовательских работ | 1 | Урок-отчёт | Содержание согласуется с выбранной темой проектной исследовательской работы (по выбору учащихся). Варианты: Математика в жизни человека. Магия чисел. Известные учёные | Презентация |
Учебно-методические средства:
- Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 1/ [М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.] – М.: Просвещение, 2008 г.;
- Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. 4 класс. Дмитриева О. И. - М.: ВАКО, 2005 г.
- Математика. Учебник для 4 класса на.шк. В 2 ч./ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2008 г.
- Тетрадь по математике. 4 класс. М. И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Контрольные работы по математике к учебнику Моро М. И. для 4 класса. Рудницкая В. Н. – М.: Экзамен, 2010 г.
Список литературы.
Для учителя:
- Аргинская И. И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. – Самара: Учебная литература; Фёдоров, 2006
- Беденко М. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006
- Гордеев Э. В. 1200 задач и примеров по математике. 1-4 классы. – Тула: Родничок; М.: ООО Издательство Астрель, 2000
- Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. – М.: АО Столетие, 1994
- Перельман Я. И. Занимательная арифметика. – М.: АО Столетие, 1994
- Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004
- Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007
Для учащихся:
- Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа: 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007
- Гейдман Б. П., Мишарина И. Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа: 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Школа России"
Программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования для 3 класса. Все материала занесены в матрицу....
рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс
Программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...
Рабочая программа по математике (школа России ) 3 класс
Рабочая программа по математике 3 класс по программе школа России...
Рабочая программа по математике (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по математике (3 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по математике.Школа России.4 класс.Автор:Моро.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по математике (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по математике 1 ласс по программе "Школа России" по ФГОС....