Урок "Построение отрезка данной длины с помощью измерительной линейки."
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Смолка Людмила Вячеславовна

 

Урок ФГОС "Построение отрезка данной длины с помощью измерительной линейки."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Построение отрезка данной длины с помощью измерительной линейки.

Цель урока:  Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

- организовать деятельность по измерению отрезков данной длины с помощью измерительной линейки

-выбирать единицу для измерения данной величины, объяснять свои действия

УУД: -использовать рисуночные и простые символические варианты

математической записи;

 -выполнять действия с величинами

-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

 (познавательные)

- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа (коммуникативные)

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами (личностные)

-использовать простые речевые средства;(коммуникативные)

– выражать свою точку зрения;- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником

– осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя

-контролировать свои действия в классе

-следить за действиями других участников учебной деятельности; (регулятивные)

Ход урока

  1. Определение темы и целей урока
  2. Стадия вызова.

Работа в группах

Составьте математический рассказ по сюжету

Оценка работы в группах

II. Стадия осмысления содержания.

Задание 33, с. 14

Повторение переместительного свойства сложения, состава чисел от 2 до 9.

Дети внимательно рассматривают равенства каждого столбика. Приходят к выводу о сокращении таблицы сложения на основе переместительного свойства сложения.

  • Рассмотрите первый столбик. Какую закономерность вы увидели? (Первое слагаемое больше второго и увеличивается на 1.)
  • Как вы думаете, как удобнее считать 8+1 или 1+8?
  • Рассмотрите второй столбик. Что вы можете сказать о выражениях? (Первое слагаемое больше, так легче считать.)
  • Какую часть таблицы хочет запомнить Петя? (Там, где первое слагаемое больше.)
  • Достаточно ему знать эти суммы? А если встретится сумма 2 + 6? (Слагаемые можно поменять местами.)

Задание 34, с. 14 (взаимопроверка в парах)

Цель задания - составление таблицы сложения, повторение состава чисел первого десятка, развитие вычислительных навыков.

Найдите значения сумм и разностей

  • Второе слагаемое каждой суммы уменьшите на 3 и запишите новые суммы.
  • В каждой разности увеличьте уменьшаемое на 2 и найдите значения разностей.

В результате выполнения задания учащиеся записывают в тетради два столбика:

3-2=1 5-2=3 3+3=6 3+0=3 5-1=4 7-1=6 2+4=6 2+1=3 7-2=5 9-2=7 2+7=9 2+4=6

  • По какому принципу изменялись значения сумм? (Если одно из слагаемых уменьшаем на 3, то сумма тоже уменьшается на 3.)
  • Что можете сказать о значениях разности? (Если увеличиваем уменьшаемое на 2, то и разность увеличивается на 2.)

Физкультминутка

Задание 35, с. 14

Задание готовит детей к изучению мер длины, учит сравнивать отрезки, записывать неравенства с помощью буквенного обозначения отрезков.

В качестве эпиграфа-к уроку можно использовать слова Д.И. Менделеева «Наука начинается там, где начинают измерять».

Перед выполнением задания следует вспомнить способы сравнения отрезков: 1) на глаз; 2) наложением («перенеся» один отрезок на карандаш или счетную палочку и приложив его к другому отрезку); 3) измерением.

  • Сравните отрезки AM и ОК. (Отрезок О К длиннее, чем AM.)
  • Что напоминают вам желтая и розовая полоски? (Линейку.)
  • Чем отличаются эти полоски? (Они имеют разное расстояние между делениями). А на ваших линейках разное расстояние между делениями? Сравните. (Нет, расстояние всегда одинаковое).
  • Сколько делений желтой полоски помещается в отрезке AM? (8.)
  • Сколько делений розовой полоски помещается в отрезке ОК? (8.)
  • Так может, все-таки отрезки одинаковые? (Нет, отрезок AM короче.)
  • Действительно, чтобы сравнить отрезки, необходимо использовать мерки одинаковой длины, например, как на ваших линейках. Кто знает, как называется расстояние на линейке между соседними цифрами? (Сантиметр.)
  • Сравните отрезки, запишите неравенства. (AM < OK, OK > AM.)

С древних времен людям приходилось измерять длину, отсчитывать время, взвешивать различные тела. И в каждой стране были приняты свои единицы измерения.

Единица измерений должна была быть удобной. Поэтому издавна употреблялись такие единицы, как «локоть» - расстояние от локтя до кончиков пальцев (на Руси), «дюйм» - ширина большого пальца (в Англии), «фут» - длина, ступни (в Англии) и т.д. Локоть - длина руки от сгиба, острого выступа до конца среднего пальца. Сажень - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. Косая сажень - от подошвы ноги до конца пальцев вытянутой вверх руки. «Косая сажень в плечах» - так говорили о широкоплечем и могучем богатыре. А вот о малорослом человеке могли сказать так: «Аршин с шапкой». Аршин - 71 см. О карлике была такая поговорка: «Сам с вер- шок; а голова с горшок». Вершок - 5 см, это часть указательного пальца.

Пядь малая - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев рук. Пядь великая - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, ее длина 22-23 см. Пядь с кувырком - длина такой пяди равна соответственно 27 см и 31 см или 5 вершков.

Бочка, или кадь, - это сорок ведер, а ведро - десять штофов. Штоф равен одному и двум десятым литра. Значит, ведро - двенадцать литров, а бочка - это четыреста восемьдесят литров.

Локоть, косая сажень, пядь, конный переход, полет стрелы, верста - как удобно! Но у каждого человека такая единица измерения своя, индивидуальная.

Задание 31, с. 17

Работа с натуральным рядом чисел. Повторение принципов движения по числовому ряду при вычитании.

Задание 32, с. 17

Измерение отрезка с помощью линейки. Понятия «короче», «длиннее».

Ученики измеряют каждое бревно с помощью линейки, надписывают результаты измерений.

  • Что означают слова «короче» и «длиннее»? (Короче - значит меньше, длиннее - больше.)
  • Какой отрезок самый длинный, т.е. самый большой? (6 см.) А самый короткий? (3 см.)
  • Составление задачи на нахождение части.

На поляне 5 бревен. На двух из них сидят зверушки. На скольких бревнах никто не сидит? (5-2 = 3.)

III. Итог урока.

Какова была тема урока?

Достигли мы поставленных целей?

Рефлексия.

Радуга настроения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Обозначение фигур буквами. Изображение отрезка заданной длины с точностью до 1см. 2 класс

Урок математики во 2 классе. Цель урока: ознакомление учащихся с названиями букв латинского алфавита, формирование умений обозначать фигуры при помощи латинских букв; закрепление знаний изученных слу...

урок математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины».

   Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа Р...

Повторение. Длина отрезка. Единицы длины.

Технологическая карта урока математики во 2 классе...

Измерение длины с помощью линейки. Сантиметр

Тип урока: открытие нового знания;Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.*Учить измерять длину любого предмета  при помощи линейки, сравнивать, применять алго...

Технологическая карта урока математики по теме : «Построение отрезка, измерение длины отрезка в сантиметрах. Сравнение длин отрезков» - 1 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тип урока: общеметодологической направленности. Цель урока: закрепление знаний обучающихся о сравнении длин отрезков.Задачи урока:Дидактические: 1) закрепить и систематизировать знания у учащихся...