Тематическое планирование по окружающему миру, математике 2 класс УМК "Перспектива"
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Предлагаю вниманию коллег тематическое планирование по УМК "Перспектива" для 2 класса. Предметы: окружающий мир и математика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

(окружающий мир, 2класс)

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Новые понятия

Планируемые результаты

Стр. учебника

Стр. рабочей тетради

Предметные

УУД

Вселенная, время, календарь (14 часов)+1 час из резерва

1

Мы – союз народов России

1

Российская Федерация

Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город и школа.

Называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности.

Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями.

Определять самое важное и интересное в культуре своего народа, в культуре других народов. Высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ.  Понимать значение русского языка как государственного языка РФ. Осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу.

4-7

3-5

2

Мы – жители Вселенной

1

Вселенная, Небесные тела, звезды и планеты

Различать небесные тела. Определять по рисунку и моделям Форму Солнца, Земли и Луны.

Соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать свое суждение.

Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве.

- Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их название и порядок расположения, сравнивать размеры планет.

Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку.

-Узнавать небесные тела по описанию. Осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

8-11

6-7

3

Наш космический корабль - Земля

2

Стороны горизонта, компас, глобус – модель Земли, океаны и материки на Земле, изображение России на глобусе.

Изучить устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции), зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта.

По своим представлениям рисовать Землю – наш космический корабль.

Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу.

Определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради. Осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

12-13

8-10

4

Знать устройство глобуса и условные обозначения на нем.

Находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число; находить на глобусе нашу страну; определять материк, на котором она расположена

По своим представлениям рисовать Землю – наш космический корабль.

Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по солнцу.

Применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради.

Осуществлять самопроверку

Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. Осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

14-15

10-11

5

Время

1

Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов.

Иметь представление о понятии «единицы измерения времени», перечислять их в порядке увеличения (уменьшения) времени.

 По рисункам в учебнике определять настоящее, прошлое и будущее.

Изучать устройство часов, определять время по часам.

Выделять приметы времени.

Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать свое решение.

По фотографиям в учебнике определять временные характеристики изображенных событий. Моделировать время на часах. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов часов.

16-19

12-13

6

Сутки и неделя

1

Сутки и неделя – как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи. Дни недели и их последовательность

Давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике и связывать с этим явлением единицы времени – сутки и неделю. Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации. Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День- ночь». Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунками. Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Составлять фото рассказ о своей жизни за неделю.

Писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. Осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

20-23

14-17

7

Месяц и год

1

Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифологическое объяснение. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце.

Давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему.  Выстраивать правильную последовательность  месяцев года. Осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце.

Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени – месяц. Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления, моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации. Придумывать сказочное объяснение изменению облика Луны, иллюстрировать его рисунком. Отгадывать народные загадки о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Наблюдать изменение облика Луны, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков. Осознавать важность наблюдений за жизнью живой и неживой природы.

24-27

18-19

8

Времена года

1

Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифологическое объяснение смен времен года. Явления природы. Сезонные явления.

Объяснять причину смены времени года с помощью схемы. Называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. Перечислять времена года в правильной последовательности. Называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона.

Предлагать для каждого времени года рисунки-символы. По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с Движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времен года, моделировать их в виде схемы-аппликации.  Придумывать сказочное объяснение смены времен года, иллюстрировать его рисунками. Инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года. Понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

28-31

20-21

9-10

Погода

2

Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр – прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой.

Конструировать определение понятия «погода». Различать виды термометров и пользоваться каждым из них. Измерять температуру. Записывать показания термометра. Узнавать явления погоды по фотографиям.

Сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям и собственным наблюдениям о явлениях погоды. Сравнивать различные виды термометров. Объяснять назначение метеорологических приборов. Осуществлять самопроверку. Рисовать условные знаки погодных явлений. Понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами.

32-35

22-25

11

Календарь – хранитель времени, страж памяти

1

Календарь, как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели.

Ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря. Находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких. Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры. Осознавать необходимость уважать чужие традиции.

36-39

26-27

12

Праздники для всех

1

Праздник в жизни общества, народные обычаи, современный российский гражданский календарь.

Кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря.

Описывать празднование одного из праздников в своем городе. Иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией). Определять отличие между государственными праздниками России и международными праздниками. Понимать важность праздников как способа объединения всех граждан России.

40-43

28-29

13

Народный календарь

1

Народный календарь; разнообразие календарей;

Знать некоторые приметы на погоду своего края. Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Соотносить народные приметы с ощущением разных органов чувств. Проверять народный прогноз по ближайшему дню-погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет.

44-47

30-31

14

Экологический календарь

1

Экология, экологический календарь, даты экологического календаря.

Участвовать по мере сил в охране природы. Иметь представление об экологии. Знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.

Высказывать предположения о том,  что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку учебника о природе – нашем зеленом доме. Выражать свое отношение к природе в собственном рисунке. Вписывать в таблицу даты экологических дней, предлагать рисунки-символы к каждой дате.

48-51

32-35

15

За страницами учебника (урок повторения и самоконтроля)

1

52

Осень (16часов)+2ч резерва

16

Осенние месяцы

1

Народные названия осенних месяцев. Старинные осенние праздники народов России. Обычаи, обряды, игрушки поры осеннего равноденствия.

Находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в названиях осенних месяцев. Иметь общее представление о художниках И.И.Левитане, А.А. Пластове и главной теме их творчества.

Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Сочинять устный рассказ по картине. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенности природы и хозяйственной жизни разных народов России.

53-57

36-37

17

Осень в неживой природе

1

День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью.

Показывать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности. Называть осенние погодные и природные явления в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы…). Наблюдать за изменениями погоды. Иметь представление о дне осеннего равноденствия.

Рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе. Составлять список осенних явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени. Играть в старинную русскую игру по правилам, описанным в учебнике. Фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их. Делать выводы об изменении погоды в течении осени.

58-61

38-39

18

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1

Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.

Различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия. Называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл – благодарность природе.

Соотносить текст и иллюстрации учебника. Выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов. Изготавливать куклу-зернушку по инструкциям. Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе.

62-65

40-41

19

Звездное небо осенью

1

Созвездия в представлениях древних и современных ученых. Созвездия Большая Медведица и Лебедь.

Знать, что звезды, как и Солнце, - сгустки раскаленных газов.  Знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые. Иметь представление о том, как выглядят созвездия Большой Медведицы и Лебедя и каковы древнегреческие мифы о них.

Рассказывать на основе  наблюдений о впечатлениях от созерцания звездного мира. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большой Медведицы и Лебедя. Соотносить схемы и старинные рисунки.  Достраивать схемы созвездий, опираясь на иллюстрации учебника. Придумывать сказочное объяснение появлению на небе созвездия Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком. Наблюдать звездное небо, используя атлас-определитель, фиксируя результаты наблюдений в виде записей.

66-69

42-43

20

Трава у нашего дома

1

Травянистые растения осенью. Наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека.

Распознавать травянистые растения, пользуясь  атласом-определителем «От земли до неба». Знать причины пожелтения травы осенью. Узнавать изученные растения на рисунках и в природе. Фиксировать результаты наблюдений в виде записей, рисунков, фотографий.

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Описывать устно внешний вид наиболее распространенных травянистых растений. Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку. Использовать сведения из различных источников для написания собственного рассказа о растении.

70-73

44-45

21

Старинная женская работа

1

Работа с льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах.

Называть последовательность трудовых операций в работе со льном. Называть ткани из шерсти, хлопка, льна. Определять особенности льняной ткани.

Распределять операции между собой в группе. Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из шерсти, хлопка, льна. Реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном. Соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов. Планировать последовательность и согласовывать  распределение операций по изготовлению игрушки. Обобщать итоги совместной работы.

74-77

46-47

22

Деревья и кустарники осенью

1

Осенние явления в жизни деревьев и кустарников. Красота осенней природы.

Узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России. Узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Перечислять причины листопада. Наблюдать листопад и определять сроки его окончания у разных деревьев. Фиксировать результаты в виде записей в тетради.

 Определять деревья и кустарники по плодам, работая с атласом-определителем. Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне».

78-81

48-49

23

Осенняя прогулка

1

Ознакомление школьников с сезонными изменениями в живой природе.

Делиться впечатлениями об экскурсии со своими близкими.

70

24

Чудесные цветники осенью

1

Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Красота осенних цветников.

Перечислять названия цветов. Которые видели в цветниках. Узнавать изученные растения цветников. Фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.

Выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причину своих предпочтений. Сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника. Разыгрывать сценки на эту тему. Использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа.

82-85

50-51

25

Грибы

1

Особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Грибы съедобные и несъедобные.

Знать почему грибы выделены в особое царство живой природы. Знать строение грибов. Отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя.

Сравнивать грибы по внешнему виду. Узнавать и рассказывать о строении гриба с помощью схем в учебнике. Самостоятельно рисовать схему строения гриба. Осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным  признакам. Обсуждать рассказ «Кому нужен мухомор?». Обосновывать и осознавать необходимость бережного отношения к грибам.  

86-89

52-53

26

Шестиногие и восьминогие

1

Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых.

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных. Называть этапы развития бабочки и стрекозы. Описывать паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых  на рисунках.  

Отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям. Рассказывать по рисунку о разнообразии насекомых. Раскрашивать рисунки передавая характерные особенности насекомых. Прослеживать по рисункам-схемам превращения животных. Осуществлять самопроверку. Моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций. Формулировать соответствующие правила экологической этики. Осознавать необходимость бережного отношения к природе.  

90-93

54-55

27

Птичьи секреты

1

Перелетные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами.

Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края. Различать  и приводить примеры перелетных и зимующих птиц. Узнавать на рисунке изученных птиц. Наблюдать за птицами своей местности, определять их с помощь атласа-определителя.  Фиксировать результаты работы в виде рассказов, рисунков, фотографий.

Отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку, какие птицы относятся к перелетным, а какие – к зимующим. Классифицировать перелетных и зимующих птиц по известным признакам. Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения, отвечая на них. Осуществлять самопроверку. Отгадывать народные загадки о птицах.

94-97

56-57

28

Как разные животные готовятся к зиме

1

Осенние изменения в жизни зверей и других животных. Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе.

Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. Узнавать изученных животных по описанию.  

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и др. явлений в жизни животных. По рисунку сравнивать летнюю и зимнюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений, раскрашивать рисунки с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков. Формулировать правила экологической этики.

98-101

58-59

29

Невидимые нити в осеннем лесу

1

Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу. Приводить примеры Невидимых нитей в осеннем лесу. Делать выводы: 1) о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире; 2) о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей.

Извлекать из текста и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем. Обсуждать рассказ «Большой старый дуб», формулировать соответствующие правила экологической этики.

102-105

60-61

30

Осенний труд

1

Многообразие осенних работ в городах и селах в старину и в настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края.

Знать некоторые виды осенних работ, выполняемых осенью по отношению к культурным растениям и домашним животным. Выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и в настоящее время. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживвой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать свое поведение в ходе совместной работы. Понимать важность и необходимость уважения к труду на земле.

106-109

62-63

31

Будь здоров!

1

Правила здорового образа жизни в осенний период. Осенние игры народов России. Школа здоровья.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Знать и уметь объяснять правила 2-3-х народных игр, подходящих для осени.

Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

110-113

64-65

32

Охрана природы осенью

1

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России.

Знать правила сбора грибов, ягод, орехов. Знать нормы поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. Знать правила охраны природы осенью. По инструкциям в рабочей тетради посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц.

Анализировать рисунки учебника, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, на ее основе предлагать меры охраны изучаемых объектов.

114-117

66-69

33

За страницами учебника. Осенний праздник.

1

Знать обычаи и обряды    народов России. Игры и забавы народов России.

Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

118

Зима (13ч)+2

34

Зимние месяцы

1

Народные названия зимних месяцев.  Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование их на лето.

Находить признаки зимних явлений природы  в старинных  названиях зимних месяцев. Наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето. Иметь общее представление о жизни художников А.К.Саврасова и И.И.Шишкина и о главной теме их художественного творчества.

Соотносить признаки зимы в природе и жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев. Использовать выразительные средства языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме. Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев. Сочинять устный рассказ по картине. Сочинять и записывать произведения любого жанра о зиме. Подбирать в народном творчестве народные приметы и прогнозировать изменение погоды зимой.

3-7

3-5

35

Зима – время науки и сказок

1

Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра.

Знать несколько зимних примет на погоду. Иметь представления о том как учились дети в старину.

Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни. Понимать нравственное значение сказок народов России.

8-11

6-7

36

Зима в неживой природе

1

Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния; солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей и их связь с зимними изменениями в неживой природе.

Перечислять зимние природные явления. Иметь понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем. Знать даты зимнего солнцестояния и зимнего солнцеворота. Наблюдать за формой снежинок, за погодой зимой. Фиксировать результаты наблюдений в таблицах.

Рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. Извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений. Рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей, устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе. Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку. Сравнивать результаты наблюдений. Делать выводы об изменениях погоды в течение зимы. Выражать свое отношение к красоте зимней природы.

12-15

8-9

37

Звездное небо зимой

1

 Изменение ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе.

Иметь представления о Созвездиях Малой Медведицы и Ориона, о Полярной звезде и звезде Сириус. Находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по ней стороны горизонта.  Фиксировать результаты наблюдений в виде записей.

Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выделять различия. Сравнивать схемы созвездий Большой и Малой Медведицы. Придумывать сказку о созвездии Малой Медведицы и Полярной звезде. Анализировать схему Созвездия Орион, соотносить схему со старинным рисунком. Воспринимать красоту звездного неба.  

16-19

10-11

38

Зимняя прогулка «Лесные загадки зимушки-зимы»

1

Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за зимующими птицами. Воспринимать красоту зимнего леса..  

30-31

39

Зима в мире растений

1

Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, трав. Особенности распознавания растений зимой.

Перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. Называть зимние погодные явления и состояния природы зимой. Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам, используя атлас-определитель. Определять растения, зимующие под снегом.

Отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений. Извлекать из текста информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Устанавливать связи изученных растений с животными. Выделять и рисовать признаки, по которым определены растения. Осознавать важность проявления любви к зимней природе.

20-23

12-13

40

Зимние праздники

1

Зимние праздники в России и других странах – Рождество, Новый год; старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла.

Знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России, об обычае украшать елку. Иметь представление о происхождении и особенностях новогоднего праздника. Знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного.

Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг». Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

24-27

14-15

41

Растения в домашней аптечке

1

Лекарственные растения. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей.

Называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения. Приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях. Знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений. Узнавать по рисунку названия лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения. Знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в тетрадь.

Рассказывать о лекарственных растениях из домашней аптечки. Отвечать на вопросы о лекарственных растениях на основе собственного жизненного опыта. Рассматривать предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу. Распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью. Осуществлять самопроверку. Извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей. Обсуждать рассказ о лекарственных растениях из книги «Великан на поляне». Формулировать соответствующие правила экологической этики.

28-31

16-17

42

Зимняя жизнь животных и птиц

1

Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека.

Знать о зимнем образе жизни звере, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям. Узнавать зверей по описаниям. Знать об образе жизни и питании зимующих птиц. Находить изучаемых птиц на рисунках. Наблюдать за птицами города, определять их с помощью атласа-определителя. Продолжать подкармливать птиц.

Извлекать из текста информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Узнавать, работая в группах, зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью. Используя текст учебника, готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей. Узнавать зверей по описаниям. Наблюдать за птицами города, определять их с помощью атласа-определителя. По результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком (фотографией).

32-35

18-19

43

Невидимые нити в зимнем лесу

1

Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни животных.

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу. Приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Извлекать из текста учебника и иллюстраций информацию о связях в природе. Работая в парах, анализировать рисунок и схему в учебнике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме  связи между елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе. Рассказывать по схемам об изученных невидимых нитях.

36-39

20-21

44

В феврале зима с весной встречается впервой

1

Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны.

Знать, когда в народе отмечали первую встречу весны. Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края.

Инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края. Планировать реальное проведение зимних праздников.

40-43

22-23

45

Зимний труд

1

Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе.

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными. Иметь представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая. Сеять и выращивать в домашних условиях 1-2 витаминных растения.

Инсценировать зимнюю женскую и мужскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время. Рассказывать о том как надо заботиться о домашних растениях и животных в зимнее время.

44-47

24-25

46

Будь здоров

1

Правила здорового образа жизни в зимнее время. Зимние игры народов России. Школа здоровья.

Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период. Знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы.

Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

48-51

26-27

47

Охрана природы зимой

1

Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России.

Знать и соблюдать правила охраны природы  во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор. Изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. Изучать страницы Красной книги.

Анализировать рисунки учебника. С их помощью рассказать о правилах охраны природы. Обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне».

Извлекать из текста учебника информацию.

52-55

28-29

48

За страницами учебника. Проверочная работа по теме «Зима» Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

1

Проверить уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки учеников с целью восполнения пробелов.

56

Весна и лето (15 часов)

49

Весенние месяцы

1

Старинные и современные названия весенних месяцев. Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия.

Находить признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; искусства; проводить наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; Иметь общее представление о жизни художников А.К.Стасова и Б.М.Кустодиева и о главных темах их творчества.

Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка, сочинять устный рассказ по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия.    

57-61

32-33

50

Весна в неживой природе

1

Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе.

Перечислять причины потепления весной. Называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. Наблюдать за погодой. Перечислять сезонные изменения в неживой природе. Наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах.

Рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Извлекать из текста информацию о весенних явлениях в неживой природе и составлять список таких явлений. Сравнивать иллюстрации, рассказывать по ним о признаках весны в городе и за городом. Наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течении весны.

62-65

34-35

51

Весна – утро года

1

Народные традиции встречи весны. Образ птицы  - украшение весенних праздников. Весенний новый год в культуре народов России.

Знать по материалам учебника некоторые народные традиции встречи весны. Иметь представление о старинном русском обычае трехкратной встречи весны. Изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала и украшать такими игрушками деревце во дворе школы.

Объяснять, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы. Находить общее и различное в обычаях празднования весеннего Нового года в Древней Руси и Нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия. Инсценировать весенние праздничные обычаи в виде мини-спектаклей. Рассматривать фотографии в рубрике «Заглянем в семейный альбом», устно описывать представленные на них события. Осознавать образ весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы.

66-69

36-37

52

Звездное небо весной

1

Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звездных картах.  

Определять положение созвездий Большой Медведицы, Малой Медведицы весной. Находить созвездия Кассиопеи и Льва на звездном небе. Определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звезды. Наблюдать звездное небо по заданиям в тетради. Применять на практике, освоенные на уроках способы поиска звезд и созвездий. Фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков.

Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия. Освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи. Соотносить схему созвездия Кассиопеи и созвездия Льва со старинным рисунком, достраивать их схемы в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий. Придумывать сказку о созвездиях весеннего неба.

70-73

38-39

53

Весенняя прогулка

1

Знать раннецветущие растения.

Любоваться первоцветами и осознавать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям.

54

Весеннее пробуждение растений

1

Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений: условия необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям.

Называть причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми. Знакомится по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений. Выявлять условия, необходимые для их цветения. Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе. Наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану. Фиксировать сроки цветения.

Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Формулировать соответствующие нормы экологической этики. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений. Выражать свои предпочтения в рисунках и фотографиях. Использовать дополнительные источники для написания собственного рассказа о любом раннецветущем растении.

74-77

40-43

55

Чудесные цветники весной

1

Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах.

Знать названия культурных растений весенних цветников. Знать легенды, связанные с этими цветами. Находить растения в атласе-определителе. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Фиксировать результаты наблюдений в виде записей, рисунков, фотографий.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия  растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. Сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветка, разыгрывать сценки на эту тему. Использовать дополнительные источники для написания собственного рассказа о любом растении цветника.

78-81

44-45

56

Весна в мире насекомых

1

Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в жизни насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым.

Описывать весеннее пробуждение насекомых, их красоту. Знать по материалам учебника о весенних изменениях в жизни насекомых. Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений, определять насекомых в природе с помощью атласа-определителя.

Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, по схемам рассказывать о них. Достраивать схемы в тетради. Обсуждать отношение людей к насекомых, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. Предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми, сопоставлять эти варианты с советами из книги «Великан на поляне». Формулировать правила экологической этики. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых. Понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев. Понимать важность взаимной связи насекомых и птиц.

82-85

46-47

57

Весна в мире птиц и зверей

1

Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенного отношения к птицам и зверям в весеннее время.

Знать по учебнику о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. Иметь представление о гнездовых и выводковых птенцах. Определять с помощью текста учебника последовательность возвращения перелетных птиц из теплых краев, фиксировать эту последовательность. Узнавать птиц на рисунке, наблюдать за птицами города. Слушать весенние песни птиц. Написать рассказ по результатам наблюдений, проиллюстрировать его рисунком или фотографией.

Рассказывать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. Осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя. Обсуждать отношения людей к птицам, формулировать правила экологической этики. Играть в старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике. Придумывать диалоги зверей-родителей и их детенышей, разыгрывать сценки. Осознавать необходимость бережного отношения к птицам и зверям.

86-89

48-49

58

Невидимые нити в весеннем лесу

1

Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. Выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Извлекать из текста и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунки и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре. Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем. Рассказывать по схемам о невидимых нитях в весеннем лесу. Использовать дополнительные источники для написания собственного рассказа о кукушке.

90-93

50-51

59

Весенний труд

1

Работы людей весной в старину и в настоящее время.

Иметь представление о видах старинной женской и мужской работы весной.

Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу. Соотносить с видами работы в настоящее время в городе. Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами.

94-97

52-53

60

Старинные весенние праздники

1

«праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ березы в культуре разных народов.

Характеризовать весенние праздники в культуре народов России.

Сравнивать традиции отношения к березе в культуре разных народов России. Определять нравственный смысл легенды и песен о березе в культуре народов Севера.

98-101

54-55

61

Будь здоров!

1

Правила здорового образа жизни в весенний период. Весенние игры народов России. Школа здоровья.

Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в весенний период. Знать и уметь объяснять товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны.

Формулировать правила здорового образа жизни весной. Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

102-105

56-57

62

Охрана природы весной

1

Правила охраны природы весной. По страницам Красной книги России.

Знать и соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в весеннем парке, сквере, лесу. Изучать страницы Красной книги. Знать правила охраны природы весной. Изготавливать по инструкции домик для птиц и размещать в подходящем месте.

Анализировать рисунки, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать рассказ «Пожалейте березы» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительные источники для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Составить фоторассказ о весенней прогулке.

106-109

58-59

63

Экскурсия. Весенние изменения в природе

1

Знать и соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в весеннем парке.

Контролировать себя во время прогулки в парке (не оставлять после себя мусор и т.д.) Рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе.

60-61

64

Лето красное

1

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников.

Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев. Иметь общее представление о жизни А.И.Куинджи и о главной особенности его художественного творчества. Вспомнить о главной теме в творчестве И.И.Шишкина. Наблюдать за погодой летом. Фиксировать результаты наблюдений в таблицах.

Соотносить признаки лета в живой и неживой природе. Описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме, используя выразительные средства русского языка. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка, сочинять устный рассказ по картине. Отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота, характеризовать летние праздники и работу в старину. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях погоды в течение года.

110-113

62-65

65

Летние праздники и труд

1

Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края.

Иметь представление о летних видах земледельческого труда в его старинных и современных формах. Иметь представление о народных обычаях празднования старинных летних праздников.

Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе. Сопоставлять между собой традиции празднования летнего Нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

114-117

66-67

66

За страницами учебника. Проверочная работа по теме «Весна и лето» 

1

Проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ ошибок, корректировка знаний.

118

68


Тематическое планирование

(математика, 2класс)

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Новые понятия

Планируемые результаты

Стр. учебника

Стр. рабочей тетради

Предметные

УУД

Сложение и вычитание (3часа)

1

Повторение.

Сложение и вычитание.

1

Повторить основной материал, изученный в 1 классе, изученные способы сложения и вычитания натуральных чисел в пределах 20, анализ и решение текстовых задач.

Сравнить и измерять длины отрезков, проверять правильность выполнения арифметических действий.

3-4

4-5

2

Повторение. Однозначные и двузначные числа

1

Повторить основной материал, изученный в 1 классе,  нумерацию чисел в пределах 20, измерения величин, анализ и решение текстовых задач.

4-5

6-7

3

Повторение. Приёмы сложения и вычитания.

1

Систематизировать изученные способы сложения и вычитания чисел: по  общему правилу, по числовому отрезку, по частям, с помощью свойств  сложения и вычитания.

Применять изученные приемы сложения и вычитания для решения текстовых задач.

6-7

6-7

Числа от 1 до 20. Число 0.

4-5

Направления и лучи

2

Луч, направление и начало луча. Изображение луча на чертеже.

Распознавать, называть изображать луч на чертеже.

Обозначать луч буквами русского алфавита.

Моделировать разнообразные ситуации расположения направлений и лучей в пространстве и на плоскости. Составлять из частей квадрата указанную фигуру, действуя по образцу.

7-9; 9-11

8-11

6-9

Числовой луч

4

Числовой луч и его свойства. Движение по числовому лучу, подготовка к изучению действия умножения.

Выполнять действия сложения и вычитания с помощью числового луча. Решать цепочки примеров.

Моделировать поиск суммы одинаковых слагаемых с помощью числового луча. Работать в паре, совместно оценивать результаты работы.

11-19

12-15

10-11

Обозначение луча

2

Обозначение луча двумя точками.

Находить суммы одинаковых слагаемых с помощью числового луча. Распознавать на чертеже лучи и углы, обозначать их буквами и называть эти фигуры.

Конструировать углы перегибанием листа бумаги. Моделировать поиск суммы, работать в паре, совместно оценивать работу.

20-23

16-17

12

Угол.

1

Угол, его вершина и стороны. Два способа обозначения угла.

Оперировать понятием угол и знать основные элементы этой фигуры.

Различать и строить с помощью линейки  углы.

Работать в паре, выполнять задания творческого и поискового характера

23-25

18-19

13

Обозначение угла.

1

Два способа обозначения угла.

Уметь обозначать углы,  овладеть двумя способами называния углов.

Работать в паре, выполнять задания творческого и поискового характера

26-27

20-21

14

Сумма одинаковых слагаемых

1

Подготовка к введению действия умножения

Выполнять действие сложения одинаковых слагаемых с помощью числового луча. Находить закономерности расположения чисел в ряду.

Моделировать и решать задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Работать в паре, совместно оценивать результат работы.

28-29

22-23

Умножение и деление (26 часов)

15-16

Умножение

2

Конкретный смысл действия умножения. Знак действия умножения. Способы прочтения записей типа (3*6=18)

Вычислять произведение двух чисел в пределах 10. Составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие умножения. Работать в паре, совместно оценивать результат работы.

30-33

24-27

17-18

Умножение числа на 2.

2

Составление таблицы умножения на 2.

Выполнять умножение вида 2*

Решать примеры на умножение с использованием таблицы умножения числа 2.

Моделировать способы умножения числа на 2 с помощью числового луча. Работать в паре при проведении математической игры «Великолепная семерка».

33-35

28-31

19

Ломаная линия. Обозначение ломаной линии.

1

Ломаная линия, ее обозначение, изображение на чертеже.

Звено,

вершина ломаной линии.

Распознавать на чертеже ломаные линии, изображать и обозначать их. Измерять с помощью линейки звенья ломаной линии, строить общий способ нахождения длины ломаной.

Сравнивать, конструировать, классифицировать геометрические фигуры

36-37

32-33

20

Многоугольник.

1

Многоугольник

Стороны,

вершины многоугольника

Различать, обозначать и строить с помощью линейки многоугольники.

Измерять с помощью линейки стороны многоугольника, строить общий способ нахождения длины сторон многоугольника.

Конструировать многоугольник из соответствующего числа палочек или полосок. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Классифицировать геометрические фигуры.

38-39

34-35

21-23

Умножение числа на 3.

3

Составлять таблицу умножения числа на 3.

Составлять таблицу умножения однозначных чисел. Выполнять вычисления вида 2*

и 3*        в пределах 20. Решать примеры на умножение с использованием таблиц умножения чисел на 2 и 3.

Моделировать способы умножения числа 3 с помощью числового луча.

Анализировать таблицу умножения однозначных чисел, выявлять закономерности.

40-43

36-41

24

Куб.

1

Куб. Грани, рёбра, вершины куба

Распознавать куб. Находить в окружающей обстановке предметы кубической формы. Находить на модели куба его элементы. Изготавливать модель куба.

Располагать модели в соответствии с описанием. Составлять из кубиков разнообразные фигуры. Классифицировать геометрические фигуры.

 

44-45

42-43

25

Урок повторения и самоконтроля. Проверочная работа №1.

1

С помощью числового луча решать примеры в два действия, первое из которых умножение.

Применять изученные способы действий для выполнения заданий в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

46-47

44-45

26-27

Умножение числа 4.

2

Таблица умножения на 4.

Выполнять вычисления вида 2*       , 3*      , 4*       в пределах 20. Решать примеры на умножение с использованием таблиц умножения чисел 2, 3 и 4

Моделировать способы умножения числа 4 с помощью числового луча. Работать в паре при проведении математической игры «Веселая семерка».

48-50

46-49

28-29

Множители. Произведение.

2

Множители, произведение.

Называть компоненты действия умножения. Использовать математическую терминологию при прочтении и записи действия умножения.  

Наблюдать и выражать в речи зависимость результата умножения от увеличения (уменьшения) множителей.

50-53

50-51

30-31

Умножение числа на 5.

2

Таблица умножения числа 5

Выполнять вычисления вида 2*       , 3*      , 4*       , 5*        в пределах 20. Решать примеры на умножение с использованием таблиц умножения чисел 2, 3, 4 и 5.

Моделировать способы умножения числа 5 с помощью числового луча.

Анализировать таблицу умножения однозначных чисел, выявлять закономерности.

54-56

52-53

32-33

Умножение числа 6.

2

Таблица умножения числа 6

Выполнять вычисления вида 2*       , 3*      , 4*     , 5*      ,  6*      в пределах 20. Решать примеры на умножение с использованием таблиц умножения чисел 2, 3, 4 и 5, 6.

Моделировать способы умножения числа 6 с помощью числового луча.

Анализировать таблицу умножения однозначных чисел, выявлять закономерности.

57-59

54-55

34

Умножение чисел 0 и 1

1

Свойства 0 и 1 при умножении

Составлять числовые выражения, используя действия сложения (вычитания), умножения. Использовать правила умножения 0 и 1 при вычислениях.

Прогнозировать результат вычисления.

59-61

56-57

35-36

Умножение чисел 7, 8, 9, и 10. Проверочная работа № 2

2

Таблицы умножения чисел 7, 8, 9 и 10

Составлять таблицу умножения однозначных чисел. Запомнить и воспроизвести по памяти таблицу умножения на 7, 8, 9 и 10. Выполнять вычисления вида 7 *       , 8 *      , 9 *     , 10 *      ,  в пределах 20.

Анализировать таблицу умножения, выявлять закономерности, с помощью таблицы находить произведение однозначных множителей. Представлять различные способы рассуждения при решении задачи. Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

61-63

58-61

37-38

Таблица умножения в пределах 20.

2

Сводная таблица умножения в пределах 20.

Выполнять умножение с использованием таблицы умножения чисел в пределах 20.

Работать по заданному плану, алгоритму. Находить, объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы.

64-66

62-63

39

Урок повторения и самоконтроля.

1

Работать по заданному плану, алгоритму. Находить, объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы.

67-69

40

Практическая работа.

1

Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Выполнять задания творческого и поискового характера.

70-71

Деление (21 час)

41

Задачи на деление.

1

Задачи на деление по содержанию и деление на равные части.

Решать задачи, раскрывающие смысл действия деления. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Моделировать задачи, раскрывающие смысл действия деления. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

72-73

64-65

42

Деление.

1

Знак действия деления. Способы прочтения записей типа 10:2=5

Составлять числовые выражения с использованием знака действия деления. Решать примеры на деление в пределах 20 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков и схем.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие деления. Работать в паре при проведении математической игры «Великолепная семерка».

74-75

66-67

43-44

Деление на 2

2

Таблица деления на 2

Выполнять деление на 2 с числами в пределах 20. Решать примеры на деление с использованием таблицы деления на 2.

Моделировать способы деления на 2 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков и схем.

76-79

68-69

45

Пирамида

1

Пирамида. Вершины, ребра, грани пирамиды.

Различать, обозначать пирамиду. Запомнить и воспроизвести по памяти таблицу деления на 2.

Конструировать модели пирамиды с помощью готовых разверток, располагать эти модели в соответствии с описанием. Работать в паре.  

80-82

70-71

46-48

Деление на 3.

3

Таблица деления на 3

Выполнять деление на2 и на 3 с числами в пределах 20. Решать примеры на деление с использованием таблиц деления на 2 и на 3.

Моделировать способы деления на 2 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков и схем. Работать по заданному плану, алгоритму. Конструировать каркасную модель треугольной пирамиды.

82-88

72-75

49

Урок повторения и самоконтроля. Проверочная работа № 3.

1

Знать изученные табличные случаи умножения и деления, применять их при решении задач.

Анализировать и обобщать данные, заполнять таблицу, формулировать выводы, устанавливать зависимость, выполнять задания творческого и поискового характера.

50-51

Делимое. Делитель. Частное.

2

Делимое. Делитель. Частное.

Называть компоненты действия деления, находить неизвестный компонент  деления.

Работать по заданному плану, алгоритму. Находить, объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы.

88-90

76-79

52-53

Деление на 4

2

Таблица деления на 4

Решать примеры на деление с использованием таблиц деления на 2, 3, 4. Выполнять деление на 2, 3 и 4.

Моделировать способы деления на 4 с помощью числового луча, предметных действий. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

91-93

80-83

54-55

Деление на 5

2

Таблица деления на 5.

Выполнять деление на 2, 3, 4 и 5. Решать примеры на деление с использованием таблиц деления на 2, 3, 4 и 5.

Моделировать способы деления на 4 с помощью числового луча, предметных действий. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

94-96

84-85

56-57

Порядок выполнения действий.

2

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок с действиями только одной ступени или обеих ступеней

Устанавливать порядок выполнения действий, вычислять значения выражений.

Конструировать каркасную модель куба, работать по готовому плану (алгоритму). Составлять план изготовления каркасной модели четырехугольной пирамиды. Работать в паре при проведении математической игры.

97-100

86-87

58-59

Деление на 6

2

Таблица деления на 6

Выполнять деление на 2, 3, 4,5 и 6. Решать примеры на деление с использованием таблиц деления на 2, 3, 4,5 и 6.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

101-103

88-89

60-61

Деление на 7, 8, 9 и 10

2

Таблицы деления на 7,8,9,10

Выполнять деление с числами в пределах 20. Решать примеры на деление с использованием с использованием таблиц на числа от 2 до 10.

Составлять план изготовления каркасной модели четырехугольной пирамиды.

104-106

90-93

62

Урок повторения и самоконтроля. Проверочная работа №4

1

Применять изученные способы действий для выполнения заданий в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

107-108

94-95

63

Практическая работа

1

Конструировать модель пирамиды по готовой развертке. Устанавливать зависимость между числом ребер, вершин и граней в пирамиде (В+Г-Р=2).

Анализировать и обобщать данные, заполнять таблицу, формулировать выводы. Выполнять задания поискового и творческого характера.

109

Числа от 0 до 100. Нумерация (21 ч)

64

Счет десятками

1

Десяток как новая счетная единица

Образовывать круглые десятки на основе принципа умножения.

Работать в паре

110-112

4-5 (2-я часть)

65-66

Круглые числа

2

Название и запись круглых чисел в пределах 100

Читать и записывать круглые десятки, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.

Сравнивать круглые десятки в пределах от 10 до100.

112-116

6-9

67-70

Образование чисел, которые больше 20

4

Способ образования, устная и письменная  нумерация чисел, которые больше 20

Образовывать, называть и записывать двузначные числа больше 20, объяснять десятичное значение цифр, представлять в виде суммы десятков и единиц.

Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел при счете. Работать в паре. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

116-121

10-19

71-72

Старинные меры длинны

2

Шаг ,локоть, сажень, косая сажень, пядь

 Знать старинные  меры длины (шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь); иметь представление об их использовании для измерения длин предметов на практике. Измерять длины предметов, пользуясь старинными мерами.

Работать в парах.

2-я часть 3-6

20-23

73-75

Метр.

3

Метр как новая единица измерения длины. Соотношение метра с сантиметром и дециметром

Выполнять измерение длин предметов в метрах. Заменять крупные единицы мелкими и наоборот. Решать простые и составные задачи с величинами.

Сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах.

6-12

24-27

76-77

Знакомства с диаграммами

2

Пиктограмма и столбчатая диаграмма.

Понимать информацию, представленную с помощью диаграммы.

Находить и использовать нужную информацию, пользуясь данными диаграммы.

13-16

28-31

78-79

Умножение круглых чисел.

2

Приемы умножения круглых чисел, основанные на знании нумерации

Выполнять умножение круглых чисел в пределах 100

Моделировать случаи умножения круглых чисел в пределах 100.

17-21

32-37

80-81

Деление круглых чисел

2

Выполнять деление круглых чисел в пределах 100

Моделировать случаи деления круглых чисел в пределах 100.

21-23

38-41

82

Урок повторения и самоконтроля. Проверочная работа №5

1

Применять изученные способы действий для выполнения заданий в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

25-27

83

Практическая работа

1

Находить на чертеже разные развёртки куба и конструировать модель куба, высказывать суждения, обосновывать их и опровергать, работать в группе, планировать работу, совместно оценивать результаты работы.

27

Сложение и вычитание (38 ч)

84-92

Сложение и вычитание без перехода через десяток

9

Устные и письменные приемы вычислений вида 35+2; 60+24; 56-2; 23+15; 69-24. Логическая игра «Третий лишний».

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Составлять числовые выражения в 2-3 действия без скобок, находить значения этих выражений.

Моделировать способы сложения и вычитания без перехода через десяток с помощью палочек, числового луча. Сравнивать числовые выражения и их значения. Работать в паре при проведении игры «Третий лишний».

28-44

42-53

93-95

Сложение и вычитание с переходом через десяток

3

Устные и письменные приемы вычислений вида 26+4, 38+12

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.

Моделировать способы сложения  с переходом через десяток с помощью палочек.

44-49

54-57

96-97

Скобки

2

Правила выполнения действий в числовых выражениях со скобками.

Использовать при вычислении правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками.

Планировать ход вычисления

49-51

58-59

98-99

Устные и письменные приемы вычислений вида 35-15, 30-4

2

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.

Моделировать способы сложения и вычитания с переходом через десяток рассмотренных видов с помощью счетных палочек

52-55

60-63

100-101

Числовые выражения

2

Числовое выражение и его значение

Читать числовые выражения со скобками и без скобок, находить их значение. Составлять и   записывать числовые выражения со скобками и без скобок по их текстовому описанию. Записывать текстовые задачи выражением.

Планировать ход решения задачи. Выполнять задания творческого и поискового характера.

56-59

64-65

102-103

Устные и письменные приемы вычислений вида 60-17, 38+14

2

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток

Моделировать способы сложения и вычитания с переходом через десяток рассмотренных видов с помощью счетных палочек

60-63

66-69

104

Урок повторения и самоконтроля

1

105

Проверочная работа №6

1

4-я четверть 106

Длина ломаной

1

Длина ломаной как сумма длин всех его звеньев

Выполнять измерение длины ломаной линии. Сравнивать длины ломаных линий, изображенных на чертеже.

Моделировать ситуации, требующие умения находить длину ломаной линии.

63-65

107-110

Устные и письменные приемы вычислений вида 32-5, 51-27

4

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток

Моделировать способы сложения и вычитания с переходом через десяток рассмотренных видов с помощью счетных палочек

65-69

70-71

111

Взаимно-обратные задачи

1

Взаимно-обратные задачи

Составлять задачи, обратные данной.

Сравнивать взаимно-обратные задачи и их решения. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

70-71

72-73

112

Рисуем диаграмму

1

Диаграмма, масштаб, цвет столбцов, надписи

Строить диаграмму по данным текста, таблицы

Работать с информацией, находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать эту информацию.

72-73

74-75

113

 Прямой угол

1

Модели прямого угла

Изготавливать модель прямого угла перегибанием листа бумаги. Находить прямые углы на чертеже с помощью чертежного треугольника или бумажной модели прямого угла

73-74

76-77

114-115

Прямоугольник. Квадрат.

2

Определение прямоугольника, квадрата

Находить в окружающей обстановке предметы прямоугольной, квадратной формы

Характеризовать свойства прямоугольника, квадрата

75-77

78-79

116-119

Периметр многоугольника

4

Периметр прямоугольника

Вычислять периметр прямоугольника. Решать задачи в 2-3 действия

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить периметр прямоугольника

78-82

80-81

120

Урок повторения и самоконтроля. Проверочная работа №  9

1

82-83

Умножение и деление (16 ч)

121

Переместительное свойство умножения

1

Переместительное свойство умножения

Применять переместительное свойство умножения вида

      *8

Сравнивать произведения, полученные с использованием переместительного свойства умножения

84-85

82-83

122

Умножение чисел на 0 и на1

1

Правила умножения на0 и на 1

Использовать правила умножения на 0 и на 1 при вычислениях.

Составлять числовые выражения, используя действия сложения, вычитания, умножения. Прогнозировать результат вычислений

85-86

84-85

123-125

Час. Минута

3

Время. Час. Минута. Соотношение между сутками и часами, часами и минутами.

Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений времени в часах и минутах.

Сравнивать промежутки времени, выраженные в часах и минутах.

87-91

86-87

126-129

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

4

Отношения «в … раз больше», «в … раз меньше».

Моделировать и решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Составлять задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз по рисунку, схематическому чертежу, решению.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса).

92-96

88-95

130-131

Урок закрепления пройденного материала и самоконтроля

2

Решать простые и составные задачи, сравнивать различные способы решения, находить наиболее рациональный способ

Работать в группе, планировать работу, оценивать результаты работы, контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера.

97-99

132

Проверочная работа №8

1

Применять изученные способы действий для выполнения заданий в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

133-135

Уроки повторения и самоконтроля

3

Повторять и систематизировать полученные знания, применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях

Обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу.

99-105

136

Итоговая контрольная работа

1

Применять изученные способы действий для выполнения заданий в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру УМК "Планета знаний

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру составлена на основе программы УМК "Планета знаний...

Тематическое планирование по окружающему миру

Тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе составлено на основе требований федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 года.  УМК "Школа России"...

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...