Конспект урока по теме "Числовой отрезок"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

План-конспект урока разработан в технологии системно-деятельностного  метода к учебнику математика 1 класс Л.Г. Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislovoy_otrezok1.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Числовой отрезок»

Основные цели:

  1. Сформировать способность к определению порядка чисел и их изображению на числовом отрезке;
  2. Сформировать способность к выполнению сложения и вычитания на одну единицу с помощью числового отрезка;
  3. Закрепить состав чисел 2,3,4, способы задания порядка.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал: презентация к уроку.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  1. Включить учащихся в учебную деятельность
  2. Определить содержательные рамки урока.

Звучит мелодия песенки «Четверо лягушат»

- Ребята, к нам в гости пришли лягушата. Они хотят устроить в их любимом болоте соревнования по прыжкам с кочки на кочку, но не знают  в каком порядке им следует расположить кочки. Поможем лягушатам?  

-Какие знания нам помогут? (дети перечисляют те знания и умения, которые получили на предыдущих уроках математики)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

  1. Актуализировать знания состава чисел в пределах 4, умения выполнять порядкой счет с использованием эталона порядка;
  2. Актуализировать мыслительные операции: сравнения, аналогия;
  3. Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

Актуализация  порядкового счета

-Прежде чем лягушатам  приступить к соревнованиям, им нужно  сделать зарядку. Давайте  выстроим их по порядку для выполнения упражнений.

-Что поможет установить порядок?  (Схема порядка)

- Какой лягушонок будет первым? ( Дети предлагают вариант,например, в шляпке). Учитель расставляет лягушат, используя эталон порядка, задавая наводящие вопросы:

-Какой лягушонок будет вторым? Третьим? Четвёртым?

Теперь, мы можем как настоящим спортсменам, присвоить им порядковые номера.(Дети перечисляют лягушат, учитель прикрепляет к ним номера)

-Посмотрите на лягушат. Что интересного замечаете?(лягушата стоят по порядку: 1,2,3,4)

Назовите номера лягушат, соседей второго лягушонка, третьего, первого, четвертого

-Теперь мы можем приступить к зарядке!  Проводится физминутка.

2.Актуализация состава чисел 1-4

-Настало время подкрепится. Что больше всего любят лягушата? (комаров)

-Вы узнаете, сколько комаров поймал каждый лягушонок, решив примеры.

У каждого ученика один из вариантов задания:

I  4 – 3                 II   3 + 1                   III  1 +1                    IV   2 +1

    2 – 1                       2 + 2                          4 – 2                           4 – 1

    3 – 2                       1 + 3                                3 - 1                            1 + 2

Проверка выполнения задания по образцу. Каждый вариант разбирается фронтально.

- Что общего в примерах каждой группы? ( Одинаковые ответы.)

-Теперь вы можете сказать, кто из лягушат, сколько комаров поймал.

-Сколько комаров поймал первый лягушонок? Второй? Третий? Четвертый?

3.Актуализация эталона порядка действий.

На доске эталон порядка действий.

-Пора на тренировку! Используя эталон порядка действий, расскажите, в каком порядке нужно прыгать лягушатам. ( Сначала – цветочек, затем – грибочек, далее – елочка и ягодка.)

- Какое расстояние должно быть между кочками? ( Одинаковое)

-Сколько потребуется кочек? ( 4)

- Как мы обозначим каждую кочку? (Цветочек, грибок, елочка и ягодка)

- Пока мы с вами обсуждали маршрут, лягушата все перепутали .Давайте поможем им выбрать нужный.( Детям предлагается несколько вариантов маршрута. Они должны выбрать тот, который соответствует первоначальному варианту).

- Молодцы, вы выбрали верный маршрут!

3.Постановка проблемы.

Цель:

1)выявить и зафиксировать отличительные свойства числового отрезка.

2)согласовать тему и цель урока.

- Изобразите движение лягушат на числовом отрезке.

- Предлагаю обсудить это задание в группе.(Каждая группа предлагает свои варианты ответов. Каждый вариант выносится на доску)

- Мы пришли к тому, что у нас несколько вариантов ответа. Чей же вариант выбрать?

-Какое задание вы выполняли? (показать движение лягушат на числовом отрезке)

- Почему вы не смогли его выполнить? ( Не знаем свойств числового отрезка)

- Какую цель поставим перед собой? ( Выяснить свойства числового отрезка и способы передвижения по нему)

- Определите тему урока ( Числовой отрезок)

4.Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

1)согласовать свойства числового отрезка;

2)зафиксировать новое знание в речи и с помощью эталона.

- У вас есть маршрут лягушат. Можем ли мы его изображение  назвать отрезком?

- А числовым отрезком? ( нет, используюся картинки, а нужны числа)

- Что можем сделать, что бы этот отрезок стал числовым отрезком? ( нужно заменить рисунки цифрами)

- В каком порядке заменить ?

Сначала нужно, чтобы лягушата встали старт. Обозначим это место красной точкой. Затем пусть сделают первый прыжок, что бы узнать расстояние, на которое они могут прыгнуть. Там мы и обозначим единицу. Расстояние от старта до 1 будем называть единичным отрезком.

- Теперь мы знаем, на какое расстояние прыгают лягушата. Что произойдет, если мы увеличим расстояние?(лягушата не допрыгнут)

- А если уменьшим? (лягушата перепрыгнут)

- Значит, каким должен быть следующий отрезок? (таким же, как и первый)

-Как обозначим его? (цифрой 2)

- Третий отрезок? Четвертый?

Во время фронтальной работы на доске и в тетрадях у учащихся  ведется работа по созданию эталона отрезка.

- Что происходит с числом при перемещении по числовому отрезку вправо? (увеличивается)

- При перемещении влево? ( уменьшается)

-Посмотрите на получившийся эталон. Согласуйте в парах свойства числового отрезка.(Дети проговаривают друг другу свойства числового отрезка)

5.Первичное закрепление.

Цель:

Зафиксировать свойства числового отрезка во внешней речи.

-Лягушатам очень нравится прыгать. Но  прыгать вместе не всегда удобно. И решили он прыгать так, как удобно каждому.

Посмотрите, от которого числа начал движение этот лягушонок? (2)

- Как это обозначили на числовом отрезке? (красной точкой)

- В какую сторону двигался лягушонок? (вправо)

- Как это показано на числовом отрезке? (стрелкой)

-Сколько прыжков сделал лягушонок? (один)

- В какую точку переместился лягушонок? ( 3)

-Как математическое действие выполнил лягушонок? (сложение)

-Как это можно записать цифрами? 2 + 1 = 3

Работа ведется фронтально, с опорой на эталон.

6. Самоконтроль с проверкой по эталону.

Цель:

Проверить умение применять новые знания на основе сопоставления с образцом.

- Пришло время самостоятельно поработать с числовым отрезком. Откройте учебники на стр. 36 № 2

По окончании работы проводится самопроверка по образцу на доске. Результат фиксируется с помощью знаков +  или –

7. Включение в систему знаний.

Цель: повторить состав числа 4

  1. Работа по учебнику № 4 «Помоги зайчику попасть домой». Первые два примера разбираются фронтально, затем индивидуально или вызывая по одному к доске с устным комментированием.
  2.  № 5,стр. 36

Работа ведется в парах, отрабатывая навыки в устной речи.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1)зафиксирвать новые знания, полученный на уроке;

2)оценить собственную деятельность на уроке.

- Какова была цель нашего урока? (Узнать свойства числового отрезка. Узнать, как  с ним работать)

- Те, кто считает, что достиг цели, расположите лягушонка правее 1.Если у вас были затруднения, расположите лягушонка левее 1.

Дети оцениваю свою работу у доски.

- Вы молодцы! Хорошо потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Отрезок. Прямая. Луч".

Конспект урока математики по теме "Отрезок. Прямая. Луч" во 2 классе УМК Л.Г.Петерсон....

Конспект урока математики" Прямая. Луч. Отрезок"

Конспект урока по математике на тему" Прямая. Луч. Отрезок" по программе" Школа 2100"...

Конспект урока по математике "Отрезок и его части." 1 класс

Познакомить с понятием отрезок. Активизировать знания учащихся о точке, прямых и кривых линиях, замкнутых и незамкнутых....

Конспект урока математики в 1 классе. Тема урока: «Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок. Луч».

Урок освоения новых знаний с использованием Цифровой образовательной платформы Учи.ру....