Конспект урока по теме "Числовой отрезок"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
План-конспект урока разработан в технологии системно-деятельностного метода к учебнику математика 1 класс Л.Г. Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Числовой отрезок»
Основные цели:
- Сформировать способность к определению порядка чисел и их изображению на числовом отрезке;
- Сформировать способность к выполнению сложения и вычитания на одну единицу с помощью числового отрезка;
- Закрепить состав чисел 2,3,4, способы задания порядка.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал: презентация к уроку.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- Включить учащихся в учебную деятельность
- Определить содержательные рамки урока.
Звучит мелодия песенки «Четверо лягушат»
- Ребята, к нам в гости пришли лягушата. Они хотят устроить в их любимом болоте соревнования по прыжкам с кочки на кочку, но не знают в каком порядке им следует расположить кочки. Поможем лягушатам?
-Какие знания нам помогут? (дети перечисляют те знания и умения, которые получили на предыдущих уроках математики)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
- Актуализировать знания состава чисел в пределах 4, умения выполнять порядкой счет с использованием эталона порядка;
- Актуализировать мыслительные операции: сравнения, аналогия;
- Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.
Актуализация порядкового счета
-Прежде чем лягушатам приступить к соревнованиям, им нужно сделать зарядку. Давайте выстроим их по порядку для выполнения упражнений.
-Что поможет установить порядок? (Схема порядка)
- Какой лягушонок будет первым? ( Дети предлагают вариант,например, в шляпке). Учитель расставляет лягушат, используя эталон порядка, задавая наводящие вопросы:
-Какой лягушонок будет вторым? Третьим? Четвёртым?
Теперь, мы можем как настоящим спортсменам, присвоить им порядковые номера.(Дети перечисляют лягушат, учитель прикрепляет к ним номера)
-Посмотрите на лягушат. Что интересного замечаете?(лягушата стоят по порядку: 1,2,3,4)
Назовите номера лягушат, соседей второго лягушонка, третьего, первого, четвертого
-Теперь мы можем приступить к зарядке! Проводится физминутка.
2.Актуализация состава чисел 1-4
-Настало время подкрепится. Что больше всего любят лягушата? (комаров)
-Вы узнаете, сколько комаров поймал каждый лягушонок, решив примеры.
У каждого ученика один из вариантов задания:
I 4 – 3 II 3 + 1 III 1 +1 IV 2 +1
2 – 1 2 + 2 4 – 2 4 – 1
3 – 2 1 + 3 3 - 1 1 + 2
Проверка выполнения задания по образцу. Каждый вариант разбирается фронтально.
- Что общего в примерах каждой группы? ( Одинаковые ответы.)
-Теперь вы можете сказать, кто из лягушат, сколько комаров поймал.
-Сколько комаров поймал первый лягушонок? Второй? Третий? Четвертый?
3.Актуализация эталона порядка действий.
На доске эталон порядка действий.
-Пора на тренировку! Используя эталон порядка действий, расскажите, в каком порядке нужно прыгать лягушатам. ( Сначала – цветочек, затем – грибочек, далее – елочка и ягодка.)
- Какое расстояние должно быть между кочками? ( Одинаковое)
-Сколько потребуется кочек? ( 4)
- Как мы обозначим каждую кочку? (Цветочек, грибок, елочка и ягодка)
- Пока мы с вами обсуждали маршрут, лягушата все перепутали .Давайте поможем им выбрать нужный.( Детям предлагается несколько вариантов маршрута. Они должны выбрать тот, который соответствует первоначальному варианту).
- Молодцы, вы выбрали верный маршрут!
3.Постановка проблемы.
Цель:
1)выявить и зафиксировать отличительные свойства числового отрезка.
2)согласовать тему и цель урока.
- Изобразите движение лягушат на числовом отрезке.
- Предлагаю обсудить это задание в группе.(Каждая группа предлагает свои варианты ответов. Каждый вариант выносится на доску)
- Мы пришли к тому, что у нас несколько вариантов ответа. Чей же вариант выбрать?
-Какое задание вы выполняли? (показать движение лягушат на числовом отрезке)
- Почему вы не смогли его выполнить? ( Не знаем свойств числового отрезка)
- Какую цель поставим перед собой? ( Выяснить свойства числового отрезка и способы передвижения по нему)
- Определите тему урока ( Числовой отрезок)
4.Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
1)согласовать свойства числового отрезка;
2)зафиксировать новое знание в речи и с помощью эталона.
- У вас есть маршрут лягушат. Можем ли мы его изображение назвать отрезком?
- А числовым отрезком? ( нет, используюся картинки, а нужны числа)
- Что можем сделать, что бы этот отрезок стал числовым отрезком? ( нужно заменить рисунки цифрами)
- В каком порядке заменить ?
Сначала нужно, чтобы лягушата встали старт. Обозначим это место красной точкой. Затем пусть сделают первый прыжок, что бы узнать расстояние, на которое они могут прыгнуть. Там мы и обозначим единицу. Расстояние от старта до 1 будем называть единичным отрезком.
- Теперь мы знаем, на какое расстояние прыгают лягушата. Что произойдет, если мы увеличим расстояние?(лягушата не допрыгнут)
- А если уменьшим? (лягушата перепрыгнут)
- Значит, каким должен быть следующий отрезок? (таким же, как и первый)
-Как обозначим его? (цифрой 2)
- Третий отрезок? Четвертый?
Во время фронтальной работы на доске и в тетрадях у учащихся ведется работа по созданию эталона отрезка.
- Что происходит с числом при перемещении по числовому отрезку вправо? (увеличивается)
- При перемещении влево? ( уменьшается)
-Посмотрите на получившийся эталон. Согласуйте в парах свойства числового отрезка.(Дети проговаривают друг другу свойства числового отрезка)
5.Первичное закрепление.
Цель:
Зафиксировать свойства числового отрезка во внешней речи.
-Лягушатам очень нравится прыгать. Но прыгать вместе не всегда удобно. И решили он прыгать так, как удобно каждому.
Посмотрите, от которого числа начал движение этот лягушонок? (2)
- Как это обозначили на числовом отрезке? (красной точкой)
- В какую сторону двигался лягушонок? (вправо)
- Как это показано на числовом отрезке? (стрелкой)
-Сколько прыжков сделал лягушонок? (один)
- В какую точку переместился лягушонок? ( 3)
-Как математическое действие выполнил лягушонок? (сложение)
-Как это можно записать цифрами? 2 + 1 = 3
Работа ведется фронтально, с опорой на эталон.
6. Самоконтроль с проверкой по эталону.
Цель:
Проверить умение применять новые знания на основе сопоставления с образцом.
- Пришло время самостоятельно поработать с числовым отрезком. Откройте учебники на стр. 36 № 2
По окончании работы проводится самопроверка по образцу на доске. Результат фиксируется с помощью знаков + или –
7. Включение в систему знаний.
Цель: повторить состав числа 4
- Работа по учебнику № 4 «Помоги зайчику попасть домой». Первые два примера разбираются фронтально, затем индивидуально или вызывая по одному к доске с устным комментированием.
- № 5,стр. 36
Работа ведется в парах, отрабатывая навыки в устной речи.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)зафиксирвать новые знания, полученный на уроке;
2)оценить собственную деятельность на уроке.
- Какова была цель нашего урока? (Узнать свойства числового отрезка. Узнать, как с ним работать)
- Те, кто считает, что достиг цели, расположите лягушонка правее 1.Если у вас были затруднения, расположите лягушонка левее 1.
Дети оцениваю свою работу у доски.
- Вы молодцы! Хорошо потрудились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики.1 класс. УМК "Школа России" Учимся чертить. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок.
Конспект урока математики.1 класс. УМК "Школа России"...

Конспект урока по математике "Отрезок. Прямая. Луч".
Конспект урока математики по теме "Отрезок. Прямая. Луч" во 2 классе УМК Л.Г.Петерсон....

Конспект урока математики" Прямая. Луч. Отрезок"
Конспект урока по математике на тему" Прямая. Луч. Отрезок" по программе" Школа 2100"...
Конспект урока по математике "Отрезок и его части." 1 класс
Познакомить с понятием отрезок. Активизировать знания учащихся о точке, прямых и кривых линиях, замкнутых и незамкнутых....

Конспект урока математики по теме числовой отрезок. 1 класс. система 2100.
Конспект урока математики по системе 2100...

Конспект урока математики в 1 классе. Тема урока: «Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок. Луч».
Урок освоения новых знаний с использованием Цифровой образовательной платформы Учи.ру....