рабочая программа по курсу "Математика" УМК "Гармония"
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС. ПОдробная пояснительная записка, календарно-тематические планирование с указанием темы каждого урока и форм контроля результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_1 класс.doc | 312 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА приказом директора Педагогического лицея - муниципального образовательного учреждения города Димитровграда от «____» ___________________ 20______г. № ______ |
Рабочая программа
по курсу «Математика»
(базовый уровень)
для 1 класса (УМК «Гармония»)
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Ефановой Елены Вячеславовны
на 2011 - 2012 учебный год
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ педагогический лицей от «____» _______________ 20______г. Протокол № ______ |
| СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР МОУ педагогический лицей ____________________ Е.В. Ефанова «____» ___________________ 20______г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, 2009 год, на основе авторской программы Н.Б. Истоминой «Математика» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011) рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ (Москва «Просвещение», 2010)
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органичное сочетание обучения и воспитания, усвоение математических знании и развитие познавательных способностей детей, основ логического мышления и речи детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реали зации дифференцированного подхода в обучении.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками, но и обеспе чивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также сформировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение последовательности действий в соответствии с планом; проверка и оценка выпол ненной работы; умение работать с учебной книгой, справоч ным материалом и др.).
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. В программе заложен механизм формирования у де тей сознательных и прочных навыков устных и письмен ных вычислений, доведения до автоматизма знания таб личных случаев действий, умение решать задачи различного вида. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений, а также ограничение действий над числами пределами миллиона.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о мате матике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повсе дневной жизни.
Рабочая программа рассчитана на 132 часа в год.
Количество часов в неделю – 4.
Резерв свободного учебного времени рекомендуется использовать в конце 2,3,4 четверти для отработки УУД.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником;
б) репродуктивный:
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
Распределение часов по разделам:
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по планирован. |
1 | Признаки предметов. Счет предметов (устная нумерация). Взаимное расположение предметов (слева, справа, вверху, внизу) | 10 | 10 ч |
2 | Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов | 3 | 3 ч |
3 | Однозначные числа Число и цифра (введение термина). Счет предметов (устная нумерация). Письмо цифр | 14 | 14 ч |
4 | Точка. Прямая и кривая линии. Луч. Отрезок. Длина отрезка | 11 | 11 ч |
5 | Неравенства | 3 | 3 ч |
6 | Сложение. Переместительное свойство сложения | 13 | 13 ч +3 ч |
7 | Вычитание | 4 | 4 ч |
8 | Целое и части | 5 | 5 ч+3 ч |
9 | Отношения (больше на…, меньше на…, увеличить на …, уменьшить на…) | 5 | 5 ч+2 ч |
10 | Отношения (на сколько больше? на сколько меньше?) | 4 | 4 ч+1 ч |
Двузначные числа. Название и запись. | 4 | 4 ч | |
11 | Двузначные числа. Сложение. Вычитание | 9 | 9 ч+1 ч |
12 | Ломаная | 2 | 2 ч |
13 | Единицы длины. | 18 | 18 ч |
14 | Масса | 3 | 3 ч + 1ч |
15 | Резервные часы | 24 | 13 |
Итого: | 132 | 132 |
В качестве контроля изучения математических понятий и овладения математическими навыками используются промежуточные тестовые проверочные работы. Количество данного вида работ взято из «Примерного тематического планирования уроков» Н.Б. Истомина 2011 год.
Итогом изучения разделов и полученных знаний в течение каждой учебной четверти является проведение контрольных работ. Общее количество проведенных контрольных работ в 1 классе – 6.
Виды контроля:
№ п/п | Вид контроля | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. | Итого |
1 | Тест (проверочная работа) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
2 | Контрольная работа | -- | 2 | 2 | 2 | 6 |
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Математика. 1класс» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Признаки, счет, взаимное расположение предметов. Отношения: столько же, больше, меньше
Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, раз мер). Сравнение и классификация по различным призна кам (свойствам). Уточнение понятий: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «перед», «за», «между», «раньше», «позже», «все», «каждый», «любой»; связок «и», «или».
Отношения «столько же», «больше», «меньше» (уста новление взаимно-однозначного соответствия).
Число и цифра
Счет. Ко личественная характеристика групп предметов. Цифры. Взаимосвязь количественного и порядкового чисел.
Точка. Прямая и кривая линия. Луч. Длина предметов. Отрезок. Ломаная. Измерение длины.
Сравнение длин предметов (визуально, наложением).
Точка. Линия (кривая, прямая). Луч. Линейка как инст румент для проведения прямых линий.
Сравнение длин с помощью различных мерок. Отре зок. Числовой луч. Ломаная (замкнутая и незамкнутая).
Однозначные числа. Состав однозначных чисел. Сложение и вычитание однозначных чисел
Натуральный ряд чисел от 1 до 9, принцип его постро ения. Присчитывание и отсчитывание по единице.
Сравнение натуральных чисел. Нера венства.
Смысл действий сложения и вычитания. Понятие це лого и части. «Увеличить на», «уменьшить на». Выражение. Равенство. Сумма, слагаемые, значение суммы. Переместительное свойство сложения. Состав чисел (от 2 до 9). Сложение и вычитание отрезков (с помощью циркуля). Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности. Взаимо связь компонентов и результатов действий сложения и вы читания. Число и цифра нуль. Разностное сравнение.
1 десяток. Состав 10
Число 10, его состав.
Запись числа 10 в виде суммы двух слагаемых.
Двузначные числа. Сложение и вычитание без перехода через десяток
Двузначные числа, их разрядный состав. Единицы дли ны (см, дм), их соотношение. Сложение и вычитание разрядных десятков. Прибав ление (вычитание) к двузначному числу единиц, десятков (без перехода в другой разряд).
Единицы длины, единицы массы
Единица массы — килограмм.
Симметричные фигуры
Геометрические фигуры. Величины. Состав чисел. Сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток. Сравнение чисел.
Итоговое повторение
Планируемые результаты
Первоклассник научиться: | УУД |
Читать, записывать и сравни вать любые числа в пределах 100. Складывать и вычитать «круглые» десятки. Прибавлять к двузначному числу однознач ное (без перехода в другой разряд) и «круглые» десятки Соотносить предметные дей ствия с математическими вы ражениями. Составлять из ра венств на сложение равенства на вычитание (и наоборот) Использовать эти свойства для вычислений и для сравнения выражений Пользоваться линейкой и цир кулем для сравнения длин от резков, для их сложения и вы читания Распознавать эти геометри ческие фигуры на чертеже Интерпретировать эти отно шения на предметных, вер бальных, схематических и сим волических моделях | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД Смыслополагание. |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
- Н.Б. Истомина (Программы общеобразовательных учреждений) «Математика» Программа 1-4 классы (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько «Методические рекомендации к учебнику для 1 класса» (Смолекск: «Ассоциация XXI век», 2011. Электронная версия на сайте издательства)
- Н.Б. Истомина «Математика» 1 класс учебник в 2-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
- Н. Б. Истомина, З. Б. Редько Уроки математики. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
- Н.Б. Истомина «Математика» 1 класс рабочая тетрадь в 2-х частях) (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
- Демонстрационный материал, подготовленный учителем (памятки, схемы, опорные слова и понятия для лучшего усвоения изучаемого материала).
- Медиа-презентации.
- Медиапроектор.
- Интернет – ресурсы.
Для учащихся:
- Н.Б. Истомина «Математика» 1 класс учебник в 2-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
- Н.Б. Истомина «Математика» 1 класс рабочая тетрадь в 2-х частях) (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование
№ урока в курсе | № урока в теме | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Знания, умения, навыки, получаемые учащимися | Контроль результатов обучения | Приме чание |
Признаки предметов (10 ч) | |||||||
Признаки сходства и различия двух предме-тов. Счёт | Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
|
| |||||
Выделение «лишнего» предмета. | |||||||
Выявление закономер-ности (правила). Счёт | |||||||
Пространственные отношения «перед», «за», «между». Счёт | |||||||
Построение ряда фигур по определённому правилу. Счёт | |||||||
Изменение признаков предметов по определён-ному правилу. Счёт | |||||||
Пространственные отно-шения «слева», «справа», «выше», «ниже». Счёт | |||||||
Пространственные отношения. Счёт | |||||||
Пространственные отношения. Счёт | |||||||
Размеры предметов (длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже). Счёт | |||||||
Отношения (3 ч) | |||||||
Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же» | Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| ||||||
Применение отношений «больше», «меньше», «столько же» | |||||||
Проверка усвоения школьниками смысла отношений «больше», «меньше», «столько же» | |||||||
однозначные числа.Число и цифра. (14 ч) | |||||||
Число и цифра (введе-ние термина). Письмо цифры 1. Тест №1 | Обучающиеся должны уметь:
Обучающиеся должны знать:
| Тест №1 | |||||
Счёт предметов. Письмо цифры 7. | |||||||
Счёт предметов. Письмо цифры 4. | |||||||
Счёт предметов. Письмо цифры 6. | |||||||
Счёт предметов. Письмо цифры 5. | |||||||
Счёт предметов. Письмо цифры 9. | |||||||
Счёт предметов. Письмо цифры 3. | |||||||
| Счёт предметов. Письмо цифры 2. | ||||||
| Счёт предметов. Письмо цифры 8. | ||||||
10. | Предметный смысл правила построения ряда однозначных чисел | ||||||
Присчитывание и отсчи-тывание по одному предмету | |||||||
Присчитывание и отсчи-тывание по одному предмету | |||||||
Число и цифра 0. Применение приёма присчитывания и отсчитывания по одному предмету | |||||||
Счёт. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Самостоятельная работа | Сам. работа ТПО №1, № 39–43 | ||||||
Точка. Прямая и кривая линии. Луч. Отрезок. Длина отрезка (10 ч+1 ч К.Р.) | |||||||
Геометрические фигуры: точка, прямая и кривая линии. Линейка. Построение прямых линий | Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| ||||||
Замкнутые и незамкну-тые кривые | |||||||
Луч. Пересечение линий | |||||||
Построение отрезка, его существенные признаки | |||||||
Контрольная работа №1 | К.р. №1 | ||||||
Сравнение длин отрез-ков с помощью циркуля | |||||||
Сравнение длин отрез-ков с помощью мерки | |||||||
Обозначение отношений «больше», «меньше», «столько же» с помощью отрезков | |||||||
Сравнение длин отрез-ков и их построение с помощью циркуля | |||||||
Знакомство с числовым лучом | |||||||
Сравнение длин отрез-ков с помощью число-вого луча | |||||||
НЕРАВЕНСТВА (3 ч) | |||||||
Числовые неравенства, их запись | Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| ||||||
Сравнение однозначных чисел. Запись неравенств | |||||||
Запись числовых неравенств | |||||||
Сложение. (13 ч +3 ч) | |||||||
Смысл сложения. Выражение. Равенство. Состав чисел 2, 3, 4. | Обучающиеся должны знать:
| ||||||
Изображение равенств на числовом луче и запись равенства по его изображению на число-вом луче. Состав числа 4 | |||||||
Переместительное свойс-тво сложения. Состав числа 6 | |||||||
Контрольная работа №2 | К.р. №2 | ||||||
Состав числа 6. Устано-вка на запоминание | |||||||
Состав числа 5. Неравенства | |||||||
Состав числа 5. Устано-вка на запоминание | |||||||
Состав числа 8 | Обучающиеся должны уметь:
| ||||||
Состав числа 8. Устано-вка на запоминание | |||||||
| Состав числа 7 | ||||||
Состав числа 7. Устано-вка на запоминание | |||||||
Состав числа 9. Устано-вка на запоминание | |||||||
Формирование таблич-ных навыков сложения | |||||||
Формирование таблич-ных навыков сложения | |||||||
Контрольная работа №3 | К.р. №3 | ||||||
Работа над ошибками | |||||||
Вычитание. (4 ч) | |||||||
Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонен-тов и результата действия вычитания | Обучающиеся должны знать:
| ||||||
Изображение вычитания на числовом луче | |||||||
Взаимосвязь компонен-тов и результатов дейст-вий сложения и вычита-ния. | Проверочн. работа | ||||||
Резерв | |||||||
ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ. (5 Ч+3 ч) | |||||||
62. | Представление о целом предмете и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания | Обучающиеся должны уметь:
| |||||
63-34. | 2-3. | Табличные случаи сложения и соответству- ющие им случаи вычитания | |||||
65. | 4. | Изображение равенств с помощью отрезков | |||||
66. | 5. | Запись равенств по их изображению на числовом луче | |||||
67-68. | 6-7. | Табличные случаи сложения и соответству- ющие им случаи вычитания | |||||
69. | 8. | Изображение с помощью отрезков взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания | |||||
ОТНОШЕНИЯ (БОЛЬШЕ НА…, МЕНЬШЕ НА…, УВЕЛИЧИТЬ НА…, УМЕНЬШИТЬ НА…,) (5 Ч+ 2 ч) | |||||||
Знакомство с терминами «увеличить на…»,«уменьшить на …». Табличные навыки | Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| ||||||
Понятия «увеличить на…», «уменьшить на …». Табличные навыки | |||||||
Замена вербальной модели предметной. Табличные навыки | |||||||
«Увеличить на…», «уменьшить на…». Табличные навыки | |||||||
«Увеличить на…», «уменьшить на…». Табличные навыки | |||||||
Контрольная работа №4 | К/р №4 | ||||||
Работа над ошибками. | |||||||
ОТНОШЕНИЯ (НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ? НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ?) (4Ч+1 Ч) | |||||||
Предметный смысл разностного сравнения | |||||||
Предметный смысл разностного сравнения. Табличные навыки | |||||||
Соотнесение вербальной, предметной и символической моделей | |||||||
Построение разности двух отрезков. Замена предметной модели символической | |||||||
Табличные навыки. Неравенства | |||||||
ДВУЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА. НАЗВАНИЕ И ЗАПИСЬ (4 Ч) | |||||||
Двузначные числа. Число 10. | |||||||
Разрядный состав дву-значных чисел. Чтение и запись двузначных чисел. | |||||||
Чтение и запись двузначных чисел. | |||||||
Чтение и запись двузначных чисел. | |||||||
Двузначные числа. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (9 ч+1 ч) | |||||||
Счёт десятками. | Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| ||||||
Сложение и вычитание «круглых» десятков. | |||||||
Контрольная работа №5 | К/р №5 | ||||||
Работа над ошибками | |||||||
Сложение и вычитание двузначных и однознач-ных чисел (без перехода через разряд). | |||||||
Знакомство с термином «разрядные слагаемые» | |||||||
Сложение и вычитание двузначных чисел и «круглых» десятков. | |||||||
93-95 | 8-10. | Совершенствование умений складывать двузначные и однозначные числа | |||||
ЛОМАНАЯ (2 Ч) | |||||||
96 | 1 | Ломаная линия. Звенья и вершины ломаной. | |||||
97 | 2 | Признаки ломаной линии | |||||
ДЛИНА. СРАВНЕНИЕ. ИЗМЕРЕНИЕ (18 Ч) | |||||||
98 | 1 | Единицы длины мм, дм | |||||
99 | 2 | Нахождение суммы и разности длин отрезков | |||||
100 | 3 | Сравнение длин отрезков | |||||
101 | 4 | Сумма длин отрезков | |||||
102 | 5 | Измерение длины отрезка. Табличные случаи сложения и вычитания | |||||
103 | 6 | Сравнение длин отрезков | |||||
104 | 7 | Замена вербальной модели предметной. Вы- числительные умения | |||||
105 | 8 | Вычислительные навыки и умения | |||||
106 | 9 | Замена вербальной модели предметной. Вы- числительные умения | |||||
107-108 | 10-11 | Вычислительные навыки и умения | |||||
109 | 12 | Понятие «схема» | |||||
110 | 13 | Схематический чертеж | |||||
111 | 14 | Контрольная работа №6 | К\р №6 | ||||
112 | 15 | Работа над ошибками | |||||
113-115 | 16-18 | Замена вербальной модели предметной. Вы- числительные умения | |||||
МАССА. СРАВНЕНИЕ. ИЗМЕРЕНИЕ (3 Ч+1 Ч) | |||||||
116 | 1 | Единицы массы | Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| ||||
117 | 2 | Сравнение массы предметов | |||||
118 | 3 | Определение массы предметов | |||||
119 | 4 | Определение массы предметов | |||||
120 | Проверочная работа | ||||||
121 | Работа над ошибками | ||||||
122-132 | 11 | Резервные часы. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...