- Ребята, к нам на урок математики пришли гости, давайте поздороваемся. - Садитесь. - Откройте тетради. В них вы видите дополнительные карточки, которыми вы сможете воспользоваться на уроке при необходимости. Отложите их на край стола. - А также вам сегодня понадобятся магнитные дощечки и сигнальные карточки. - Отступите четыре клеточки от предыдущей работы, запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Организационный момент.
В жизни много интересного Но пока нам неизвестного Будем думать и считать И о многом узнавать. - Приготовьте магнитные дощечки.
- Актуализация знаний.
2 слайд. - Посмотрите на экран. × 3 ÷2 +35 -18
Задание: Найдите задуманное число. - Ребята, как найти икс? (надо выполнить действия обратные данным). - Назовите первое действие. (26+18). Запишите значение данного выражения. -Назовите второе действие. (44-35). Запишите значение данного выражения. - Назовите третье действие. (9 . 2). Запишите ответ. - Назовите третье действие. (18 : 3). Запишите ответ.
(Дети работают с магнитными дощечками, выполняя действия обратные данным. Ответы проверяются и появляются по щелчку на экране.) - Как называется запись, которую вы видите на экране? ( х = 6 – равенство, значение х, корень уравнения). - В каких заданиях мы с ней уже встречались? (в задачах, уравнениях). 3 слайд. По щелчку появляются уравнения.
– 9 = 2 X + 3 =
Х = 11 Х=9 - Найдите х , решая уравнения по вариантам. Первый вариант – решает первое уравнение, второй вариант – второе. К доске выходят решать уравнения два ученика. - Проверяем. - Первый вариант, если вы согласны с решением первого ученика, хлопните в ладоши. - Второй вариант, если вы согласны с решением второго ученика, хлопните в ладоши. - Спасибо, дети, присаживайтесь на места, продолжаем работу. По щелчку на экране появляются следующие уравнения. X ÷ 9 = 2 X × 3 = 12 - Как вы можете назвать эти равенства? (уравнения). - Сравните уравнения в верхней и нижней строке. Что интересного замечаете? (в уравнениях используются одинаковые числа, х неизвестное число). - А чем различаются эти уравнения? (математическими знаками). - Выберите одно из понравившихся уравнений нижней строки и решите его на магнитной доске. - Внимание. По моему сигналу поднимите и покажите, что у вас получилось. (х = 18, х = 4.) К доске приглашаются несколько ребят с дощечками, где записаны решения уравнений. Они выставляют их на доску (отдельно первое от второго уравнения) и садятся на свои места. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на дощечках записано одно и то же уравнение (X ÷ 9 = 2) , а решение и результат разные. -И здесь мы видим то же самое в уравнении X × 3 = 12, а результат разный. - Немного погодя мы узнаем, кто из детей на самом деле, нашел верно значение неизвестного или как по другому мы можем сказать: корень уравнения.
3. Открытие новых знаний. - Сформулируйте тему урока. 4 слайд. «Уравнения». - Сегодня на уроке мы научимся решать уравнения с действиями умножения и деления.
5 слайд. X ÷ 2 = 9 ① ② 9 Х 2 2 9 2
- Какая схема поможет в решении данного уравнения? (схема ②) - Объясните, почему не подходит первая схема? (для того, чтобы найти значение икс, надо части сложить, в результате получается, что икс равен 11, а при делении 11 на 2 в результате не может получиться 9 или 11 это нечетное число, следовательно, оно не может делиться на 2). 6 слайд.
S = а × в 9 Х Х : 2 = 9 2
При помощи маркера сопоставляются компоненты на чертеже с компонентами в уравнении. - Что обозначает икс на данном чертеже? (он обозначает площадь прямоугольника). Учитель обводит в квадратик икс. Значит икс в уравнении – это тоже площадь. Обведем и его в квадратик. - Что мы можем сказать о площади по данному чертежу? (она нам неизвестна). - Что обозначает 2? (это сторона, а точнее ширина). Подчеркиваем 2 и на чертеже, и в уравнении. _ Что обозначает 9? (это сторона, которая называется длиной). Подчеркиваем 9 и на чертеже, и в уравнении. - Так как же найти площадь прямоугольника? Назовите формулу. (S = а × в) - S – это икс, а – это 9, в – это 2. Чтобы найти икс, надо 9 умножить на 2. - Сейчас мы научимся правильно оформлять решение уравнения. Один ученик вызывается к доске. Он решает данное уравнение, дети записывают решение в тетрадь. Обязательно выделяя площадь, стороны. - А теперь вернемся к нашим дощечкам. Кто решил уравнение правильно? Физкультминутка. -Дети встанем, выйдем из-за парт. - Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте) Руки за спину положим, (Руки за спину) Голову поднимем выше (Подняли голову выше) И легко – легко подышим. (Вдох – выдох) Подтянитесь на носочках – Столько раз. Ровно столько, сколько пальцев На руке у вас. (5 раз) - Раз, два, три, четыре, пять! Топаем ногами. (Топаем ногами) - Раз, два, три, четыре, пять! Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши) Прибавляем, отнимаем (Наклоны туловища влево – вправо) Математику мы знаем, (Повороты туловища влево – вправо) И поэтому с утра мы кричим: Ура! Ура! (Хлопаем в ладоши)
7 слайд. Обозначения площади и сторон выскакивают по щелчку. а = S : в; в = S : а. 3 Х × 3 = 12 12 Х 12
- Назовите стороны и площадь. По аналогии с предыдущим слайдом обознаются и на чертеже, и в уравнении стороны и площадь. - Как найти сторону? (по щелчку появляются формулы) - Оформим уравнение в тетрадях. Отступаем три клеточки в сторону. Один ученик работает у доски. - Вернемся к дощечкам и проверим. Кто решил уравнение правильно? - Итак, как найти компоненты, соответствующие площади? (стороны умножить) - Как найти компоненты, соответствующие сторонам? (необходимо площадь разделить на известную из сторон) - Проверим правильность наших выводов с помощью учебника. С. 1 - Задание: 1 вариант ищет ответ, как найти компонент, соответствующий площади. 2 вариант ищет ответ, как найти компонент, соответствующий стороне. 4. Первичное закрепление. - с.1. №1. 1. уравнение решается с комментированием. 2. уравнение решается в парах. (Проверить) Вывод: - Какие правила, мы научились применять для решения уравнений на умножение и деление? - Как найти компонент, соответствующий площади прямоугольника? - Как найти компонент, соответствующий стороне прямоугольника? Рефлексия. - Оцените себя с помощью цветных прямоугольников. - Кто считает, что ему все задания выполнять было легко, тот по моей команде поднимает желтый прямоугольник, тот, кто испытал небольшие затруднения при выполнении заданий, поднимает синий прямоугольник. А кому на уроке было очень трудно справиться с заданиями, поднимет красный прямоугольник. 5.Домашнее задание. «3» - с. 2 №2, №5. «4» - с.2 №2,№3, №5. «5» - с.2-3 №2,№3,№5,№11.
6. Самостоятельная работа. 8. слайд. 15 : Х = 3 Х : 7 = 2
Х × 3 = 27
- Решите самостоятельно одно из предложенных уравнений. Чем выше ступенька, тем сложнее уравнение. - Ваша работа будет оценена, когда я возьму тетради на проверку.
7. Итог урока. - Ребята, вы такие молодцы. Замечательно потрудились на уроке. Но мне все-таки хотелось бы узнать, а кто из вас выбрал самое сложное уравнение? Поднимите руку. А самое сложное домашнее задание? - Я вам желаю удачи. И не бойтесь трудностей на своем жизненном пути. Ибо слово «трудность» не должно существовать для творческого ума.
8. Закрепление пройденного. - Умение преодолевать трудности поможет вам при решении одного из самых сложных видов заданий. С.2 № 4. (Смотри по времени) - Молодцы ребята, вы доказали, что слово «трудность» не должно существовать для ваших творческих умов. - Чему вы научились сегодня на уроке? (решать уравнения). - Как найти компонент, соответствующий площади прямоугольника? - Как найти компонент, соответствующий стороне прямоугольника? (Если дети затрудняются ответить, вернуться к алгоритму с.1 и прочитать). - А зачем мы сегодня учились решать уравнения на умножение и деление? - Где эти знания можно применить в жизни? Задача. - Предположим, что с наступлением весны, учащимся 2-«А» класса выделят участок для посадки цветов. Одна сторона его 6 м, другая 3 метра. Что мы можем узнать, используя эти данные? (площадь прямоугольника). - Какова будет площадь выделенного участка? (18 квадратных метра) - Для того, чтобы посадить цветы, мы с вами разделимся на группы. Каждой группе будет выделено по 2 кв. м. На сколько групп нам придется разделиться? ( 18:2=9) 9. Оценивание учащихся, работающих на уроке. 10. Завершающий этап урока. - На следующих уроках вы научитесь применять знания, полученные на уроке при решении практических заданий. - Ребята, давайте встанем, выйдем из-за парт, развернемся лицом к гостям и попрощаемся. - Спасибо за урок.
|