Опытно - экспериментальное исследование по развитию операции сравнения во втором классе.
учебно-методический материал по математике (2 класс) по теме

Кулешова Татьяна Викторовна

Опытно — экспериментальное исследование по развитию операции сравнения во втором классе.

 

Базой проведения экспериментального исследования был 2 класс. Для определения уровня сформированности приема сравнения учащихся использовалась методика «Четвертый лишний». Ребенку зачитываются 4 слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее»слово и объяснить, почему оно «лишнее».

Стимульный материал: 10 карточек с четырьмя словами, одно из которых лишнее:

- стол, кровать, пол, шкаф;

- молоко, сливки, сало, сметана;

-ботинки, сапоги, шнурки, валенки.

Инструкция.

Прочитай эти слова. Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?

Ход проведения.

В первом задании нужно добиться от ребенка правильного ответа и помочь ему в решении. Оно не оценивается. Например , даем такое задание «Василий, Федор, Семен, Иванов».

В процессе дальнейшего тестирования ребенку последовательно предъявляются все десять карточек. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.

Анализ результатов.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, а неправильный — 0баллов. 10-8 баллов- высокий уровень сформированности приема сравнения. 7-5 баллов — средний уровень сформированности приема сравнения. 4 и менее баллов — низкий уровень сформированности приема сравнения.

После использования этой методики во 2а классе были получены следующие результаты. (табл. 3)

Для большинства детей в классе характерен высокий уровень сформированности приема сравнения и соответствует 69%. 23% - имеют средний уровень, а у 8% - низкий. Это свидетельствует о том, что во 2а классе не все дети имеют одинаковый уровень развития операции сравнения, а значит необходимо организовать индивидуальную работу с детьми.

Таблица 3.

Уровень сформированности приема сравнения.

 

п/п

Ф.И.О. ребенка

Кол-во баллов

Уровень

 

Для дальнейшего эксперимента ученикам была предложена самостоятельная работа, в которой было 3 задания на использование вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач. Представим содержание самостоятельной работы:

1. Длина красной ленты 65 см, а синей на 15 см больше. Покажите отрезки, которые обозначают красную и синюю ленты. Покажите отрезок, который обозначает на схеме 15 см.

 

2. На одной полке 30 книг, на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках? Какаю схему ты выберешь, решая эту задачу?

 

 

 

 

 

 

 

 

3. В баскетбольной команде 12 игроков. Из них 5 запасных. Сколько основных игроков в команде? Выбери схему, соответствующую задаче, и запиши ее решение.

 

Сводная таблица результатов работы

 

п\п

Описание

Количество учащихся

%

1

Кол-во учащихся по списку

26

100

2

Выполнили работу

23

88

3

1 Выполнили всю работу без ошибок

11

48

4

2 Ошиблись в задаче № 1

5

22

В обозначении лент

1

4

В показе отрезка 15 см

5

22

5

3 Ошиблись в задаче № 2

4

17

6

4 Ошиблись в задаче № 3

5

22

В выборе схемы

3

13

В ходе решения

3

13

В вычислении

2

9

 

По предложенному анализу видно, что почти половина класса написала работу без ошибок. 12 человек написали работу с ошибками в одной или в двух задачах. Ребят, допустивших ошибки в трех заданиях нет.

Из данного анализа можно сделать следующий вывод: использование моделей при решении текстовых задач оказало положительное влияние на развитие операции сравнения, а следовательно и на развитие самого логического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно — экспериментальное исследование по развитию операции сравнения во втором классе.

Базой проведения экспериментального исследования был 2 класс. Для определения уровня сформированности приема сравнения учащихся использовалась методика «Четвертый лишний». Ребенку зачитываются 4 слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее»слово и объяснить, почему оно «лишнее».

Стимульный материал: 10 карточек с четырьмя словами, одно из которых лишнее:

- стол, кровать, пол, шкаф;

- молоко, сливки, сало, сметана;

-ботинки, сапоги, шнурки, валенки.

Инструкция.

Прочитай эти слова. Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?

Ход проведения.

В первом задании нужно добиться от ребенка правильного ответа и помочь ему в решении. Оно не оценивается. Например , даем такое задание «Василий, Федор, Семен, Иванов».

В процессе дальнейшего тестирования ребенку последовательно предъявляются все десять карточек. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.

Анализ результатов.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, а неправильный — 0баллов. 10-8 баллов- высокий уровень сформированности приема сравнения. 7-5 баллов — средний уровень сформированности приема сравнения. 4 и менее баллов — низкий уровень сформированности приема сравнения.

После использования этой методики во 2а классе были получены следующие результаты. (табл. 3)

Для большинства детей в классе характерен высокий уровень сформированности приема сравнения и соответствует 69%. 23% - имеют средний уровень, а у 8% - низкий. Это свидетельствует о том, что во 2а классе не все дети имеют одинаковый уровень развития операции сравнения, а значит необходимо организовать индивидуальную работу с детьми.

Таблица 3.

Уровень сформированности приема сравнения.

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Кол-во баллов

Уровень

Для дальнейшего эксперимента  ученикам была предложена самостоятельная работа, в которой было 3 задания на использование вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач. Представим содержание самостоятельной работы:

1. Длина красной ленты 65 см, а синей на 15 см больше. Покажите отрезки, которые обозначают красную и синюю ленты. Покажите отрезок, который обозначает на схеме 15 см.

2. На одной полке 30 книг, на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках? Какаю схему ты выберешь, решая эту задачу?

3. В баскетбольной команде 12 игроков. Из них 5 запасных. Сколько основных игроков в команде? Выбери схему, соответствующую задаче, и запиши ее решение.

Сводная таблица результатов работы

№ п\п

Описание

Количество учащихся

%

1

Кол-во учащихся по списку

26

100

2

Выполнили работу

23

88

3

1 Выполнили всю работу без ошибок

11

48

4

2 Ошиблись в задаче № 1

5

22

В обозначении лент

1

4

В показе отрезка 15 см

5

22

5

3 Ошиблись в задаче № 2

4

17

6

4 Ошиблись в задаче № 3

5

22

В выборе схемы

3

13

В ходе решения

3

13

В вычислении

2

9

По предложенному анализу видно, что почти половина класса написала работу без ошибок. 12 человек написали работу с ошибками в одной или в двух задачах. Ребят, допустивших ошибки в трех заданиях нет.

Из данного анализа можно сделать следующий вывод: использование моделей при решении текстовых задач оказало положительное влияние на развитие операции сравнения, а следовательно и на развитие самого логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование. Задачи на разностное сравнение чисел. 1 класс

Урок - исследование по теме: "Задачи на разностное сравнение чисел". Цель: познакомить учащихся с задачами нового типа. Урок проводится в иговой форме....

Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .

ПРОГРАММА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...

Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...

Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников

В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось...

"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""

В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....

Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»

 Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»...