Опытно - экспериментальное исследование по развитию операции сравнения во втором классе.
учебно-методический материал по математике (2 класс) по теме
Опытно — экспериментальное исследование по развитию операции сравнения во втором классе.
Базой проведения экспериментального исследования был 2 класс. Для определения уровня сформированности приема сравнения учащихся использовалась методика «Четвертый лишний». Ребенку зачитываются 4 слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее»слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Стимульный материал: 10 карточек с четырьмя словами, одно из которых лишнее:
- стол, кровать, пол, шкаф;
- молоко, сливки, сало, сметана;
-ботинки, сапоги, шнурки, валенки.
Инструкция.
Прочитай эти слова. Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?
Ход проведения.
В первом задании нужно добиться от ребенка правильного ответа и помочь ему в решении. Оно не оценивается. Например , даем такое задание «Василий, Федор, Семен, Иванов».
В процессе дальнейшего тестирования ребенку последовательно предъявляются все десять карточек. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.
Анализ результатов.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, а неправильный — 0баллов. 10-8 баллов- высокий уровень сформированности приема сравнения. 7-5 баллов — средний уровень сформированности приема сравнения. 4 и менее баллов — низкий уровень сформированности приема сравнения.
После использования этой методики во 2а классе были получены следующие результаты. (табл. 3)
Для большинства детей в классе характерен высокий уровень сформированности приема сравнения и соответствует 69%. 23% - имеют средний уровень, а у 8% - низкий. Это свидетельствует о том, что во 2а классе не все дети имеют одинаковый уровень развития операции сравнения, а значит необходимо организовать индивидуальную работу с детьми.
Таблица 3.
Уровень сформированности приема сравнения.
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Кол-во баллов | Уровень |
Для дальнейшего эксперимента ученикам была предложена самостоятельная работа, в которой было 3 задания на использование вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач. Представим содержание самостоятельной работы:
1. Длина красной ленты 65 см, а синей на 15 см больше. Покажите отрезки, которые обозначают красную и синюю ленты. Покажите отрезок, который обозначает на схеме 15 см.
2. На одной полке 30 книг, на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках? Какаю схему ты выберешь, решая эту задачу?
3. В баскетбольной команде 12 игроков. Из них 5 запасных. Сколько основных игроков в команде? Выбери схему, соответствующую задаче, и запиши ее решение.
Сводная таблица результатов работы
№ п\п | Описание | Количество учащихся | % |
1 | Кол-во учащихся по списку | 26 | 100 |
2 | Выполнили работу | 23 | 88 |
3 | 1 Выполнили всю работу без ошибок | 11 | 48 |
4 | 2 Ошиблись в задаче № 1 | 5 | 22 |
В обозначении лент | 1 | 4 | |
В показе отрезка 15 см | 5 | 22 | |
5 | 3 Ошиблись в задаче № 2 | 4 | 17 |
6 | 4 Ошиблись в задаче № 3 | 5 | 22 |
В выборе схемы | 3 | 13 | |
В ходе решения | 3 | 13 | |
В вычислении | 2 | 9 |
По предложенному анализу видно, что почти половина класса написала работу без ошибок. 12 человек написали работу с ошибками в одной или в двух задачах. Ребят, допустивших ошибки в трех заданиях нет.
Из данного анализа можно сделать следующий вывод: использование моделей при решении текстовых задач оказало положительное влияние на развитие операции сравнения, а следовательно и на развитие самого логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно — экспериментальное исследование по развитию операции сравнения во втором классе.
Базой проведения экспериментального исследования был 2 класс. Для определения уровня сформированности приема сравнения учащихся использовалась методика «Четвертый лишний». Ребенку зачитываются 4 слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее»слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Стимульный материал: 10 карточек с четырьмя словами, одно из которых лишнее:
- стол, кровать, пол, шкаф;
- молоко, сливки, сало, сметана;
-ботинки, сапоги, шнурки, валенки.
Инструкция.
Прочитай эти слова. Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?
Ход проведения.
В первом задании нужно добиться от ребенка правильного ответа и помочь ему в решении. Оно не оценивается. Например , даем такое задание «Василий, Федор, Семен, Иванов».
В процессе дальнейшего тестирования ребенку последовательно предъявляются все десять карточек. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.
Анализ результатов.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, а неправильный — 0баллов. 10-8 баллов- высокий уровень сформированности приема сравнения. 7-5 баллов — средний уровень сформированности приема сравнения. 4 и менее баллов — низкий уровень сформированности приема сравнения.
После использования этой методики во 2а классе были получены следующие результаты. (табл. 3)
Для большинства детей в классе характерен высокий уровень сформированности приема сравнения и соответствует 69%. 23% - имеют средний уровень, а у 8% - низкий. Это свидетельствует о том, что во 2а классе не все дети имеют одинаковый уровень развития операции сравнения, а значит необходимо организовать индивидуальную работу с детьми.
Таблица 3.
Уровень сформированности приема сравнения.
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Кол-во баллов | Уровень |
Для дальнейшего эксперимента ученикам была предложена самостоятельная работа, в которой было 3 задания на использование вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач. Представим содержание самостоятельной работы:
1. Длина красной ленты 65 см, а синей на 15 см больше. Покажите отрезки, которые обозначают красную и синюю ленты. Покажите отрезок, который обозначает на схеме 15 см.
2. На одной полке 30 книг, на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках? Какаю схему ты выберешь, решая эту задачу?
3. В баскетбольной команде 12 игроков. Из них 5 запасных. Сколько основных игроков в команде? Выбери схему, соответствующую задаче, и запиши ее решение.
Сводная таблица результатов работы
№ п\п | Описание | Количество учащихся | % |
1 | Кол-во учащихся по списку | 26 | 100 |
2 | Выполнили работу | 23 | 88 |
3 | 1 Выполнили всю работу без ошибок | 11 | 48 |
4 | 2 Ошиблись в задаче № 1 | 5 | 22 |
В обозначении лент | 1 | 4 | |
В показе отрезка 15 см | 5 | 22 | |
5 | 3 Ошиблись в задаче № 2 | 4 | 17 |
6 | 4 Ошиблись в задаче № 3 | 5 | 22 |
В выборе схемы | 3 | 13 | |
В ходе решения | 3 | 13 | |
В вычислении | 2 | 9 |
По предложенному анализу видно, что почти половина класса написала работу без ошибок. 12 человек написали работу с ошибками в одной или в двух задачах. Ребят, допустивших ошибки в трех заданиях нет.
Из данного анализа можно сделать следующий вывод: использование моделей при решении текстовых задач оказало положительное влияние на развитие операции сравнения, а следовательно и на развитие самого логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районная опытно-экспериментальная площадка "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе"
Районная опытно-экспериментальная площадка....
Урок - исследование. Задачи на разностное сравнение чисел. 1 класс
Урок - исследование по теме: "Задачи на разностное сравнение чисел". Цель: познакомить учащихся с задачами нового типа. Урок проводится в иговой форме....
Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...
Опыт работы воспитателя по теме: Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно- экспериментальной деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...
Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников
В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось...
"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""
В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....
Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»
Опытно-экспериментальная работа «Основные направления развития опытно-экспериментальной работы в области охраны здоровья детей»...