Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников
материал (1 класс) по теме
В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников
2.1. Организация исследования
Анализ литературы по проблеме развития памяти и внимания у детей младшего школьного возраста стал основанием экспериментального исследования.
Целью нашего исследования стало изучение уровня развития памяти и внимания младших школьников.
Наше исследование проводилось на базе МБОУ Большевязёмская гимназия Одинцовского района Московской области. В исследовании участвовало 20 детей 1 класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Возраст испытуемых 7-8 лет. В исследовании принимали участие дети в основном из благополучных семей, некоторые - из неполных, в некоторых семьях по 2 ребёнка. Образование родителей высшее, среднее и среднее профессиональное. Родители работают в сфере услуг, торговли, промышленности, в сфере образования и культуры, в сфере здравоохранения.
Дети исследуемой группы позитивно относятся к учёбе, проявляют заинтересованное отношение, показывают хорошие знания. Некоторым детям свойственны пассивность и ленивость, они мало проявляют активность на уроке. Усидчивость и настойчивость в добывании знаний проявляют не все ребята.
Для исследования уровня развития памяти и внимания младших школьников, мы использовали следующие методики: методика Р.С. Немова «Запомни рисунки», «Диагностика опосредствованной памяти», методика определения продуктивности и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера), корректурная проба Бурдона.
Методика «Запомни рисунки» применялась нами с целью выявления уровня кратковременной зрительной памяти у детей младшего школьного возраста.
Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные в приложении 1. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов.
10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития кратковременной зрительной памяти.
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методику «Диагностика опосредствованной памяти» мы применяли с целью определения уровня развития опосредствованной памяти.
Материалом, необходимым для проведения методики, служат бумага и ручка. Перед началом обследования ребенку дают следующую инструкцию:
«Сейчас Я буду называть тебе разные слова и предложения, и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайся рисунки делать как можно быстрее».
Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Лодка плывет по реке.
После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания делается пауза на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.
Как только эксперимент закончен, просят ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые были ему зачитаны.
Оценка результатов проводится следующим образом. За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые воспроизведены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, 9 баллов. Такую оценку ребенок получает тогда, когда он правильно вспоминает все без исключения слова и выражения.
Минимально возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития опосредствованной памяти.
8-9 баллов – высоко развита (высокий уровень).
4-7 баллов – средне развита (средний уровень).
2-3 балла – низко развита (низкий уровень).
0-1 балл – слабо развита (очень низкий уровень).
Методика определения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера) предназначена для измерения сразу двух свойств внимания: концентрации и устойчивости. Автор рекомендует проводить ее в игровой форме. Это позволяет не только упростить проведение, но и получить лучшие результаты за счет элемента соревнования.
Данная методика использовалась нами также для получения показателей уровня развития концентрации и устойчивости внимания. Выбрана была эта методика ввиду того, что:
-она может быть использована на большой группе испытуемых;
-с ее помощью измеряются сразу два показателя: концентрация и устойчивость.
В данной методике мы использовали бланк (приложение 2), и инструкцию: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий концентрации и уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень концентрации и устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками
После проведения методик нами были подсчитаны результаты.
Благодаря этой методике, мы сможем выявить сразу два показателя: концентрацию и устойчивость внимания.
Методику «Корректурная проба» Бурдона мы применяли для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Для проведения используется спецбланк с рядами расположенных в случайном порядке букв (приложение 3) и секундомер. Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Регистрируется:
- время на выполнение всего задания.
- количество ошибок и темп выполнения задания.
- распределение ошибок в течение опыта - равномерно ли они встречаются во всей таблице, или в конце исследования в связи с истощаемостью.
- характер ошибок - пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв.
Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают все буквы на приведенном бланке) за 6-8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок.
После проведения методики: вычисляется К.
Формула: К=(n1-n2-n3)/N * 100%
N - общее количество букв.
n1 - количество правильно зачеркнутых букв.
n2 - количество пропущенных букв.
n3 - количество ошибочно зачеркнутых букв.
Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К. Высчитываем среднеарифметический показатель по формуле: К= (К1+К2+К3+К4)/4
Результаты К:
0 - 20% - очень плохое внимание
21 - 40% - плохое внимание
41 - 60% - среднее внимание
61 - 80% - хорошее внимание
81 - 100% - очень хорошее внимание
После вычисления К, строится график:
В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается - сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак. Причины спада работоспособности: соматические заболевания (хронические болезни), переутомление, неврозы.
Таким образом, предлагаемые нами методики являются взаимодополняющими и дают возможность получения более объективной информации об уровне развития памяти и внимания младших школьников.
2.2. Анализ результатов исследования
Данные методик подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности, переводились в баллы, соответствующие определённому уровню, приведенному в каждой методике.
По итогам проведенной диагностики были получены следующие результаты.
Используя методику «Запомни рисунки» мы определили уровень развитости кратковременной зрительной памяти у детей младшего школьного возраста исследуемой группы.
Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» представлены в приложении 4 и таблице 1.
Таблица 1
Уровень кратковременной зрительной памяти у детей исследуемой группы по методике «Запомни рисунки»
Уровень кратковременной зрительной памяти | Исследуемая группа | |
Кол-во детей | % | |
Очень высокий | 2 | 10 |
Высокий | 2 | 10 |
Средний | 6 | 30 |
Низкий | 8 | 40 |
Очень низкий | 2 | 10 |
Анализ данных, представленных в таблице 1 позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий уровень кратковременной зрительной памяти, выявлен у 10% (2 ребёнка). Ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 секунд. Высокий уровень выявлен также у 10% (2 ребёнка). Ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 секунд. Средний уровень выявлен у 30% (6 детей). Дети узнали от 3 до 6 изображений за время от 55 до 75 секунд. Низкий уровень выявлен у 40% (8 человек). Дети узнали 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. Очень низкий уровень кратковременной зрительной памяти выявлен у 10% (2 ребёнка). Ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 секунд.
Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» в исследуемой группе представлены графически (рис. 1).
Рис.1. Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» в исследуемой группе.
Таким образом, результаты методики «Запомни рисунки» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень кратковременной зрительной памяти.
Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе представлены в приложении 5 и таблице 2.
Таблица 2
Уровень опосредствованной памяти у детей экспериментальной группы по методике «Диагностика опосредствованной памяти»
Уровень опосредствованной памяти | Исследуемая группа | |
Кол-во детей | % | |
Высокий | 4 | 20 |
Средний | 8 | 40 |
Низкий | 6 | 30 |
Очень низкий | 2 | 10 |
Анализ данных, представленных в таблице 2 позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень опосредствованной памяти, выявлен у 20% (4 детей). Дети получили 9 баллов, они правильно вспомнили все без исключения слова и выражения по своим рисункам. Средний уровень выявлен у 40% (8 детей). Дети получили от получили от 4 до 7 баллов, они вспомнили по 3-4 выражения и 2-3 слова по своим рисункам. Низкий уровень выявлен у 30% (6 детей). Дети получили 2-3 балла, они вспомнили по 1-2 выражения и 1-2 слова по своим рисункам. Очень низкий уровень опосредованной памяти выявлен у 10% (2 детей). Эти ребята не могли вспомнить по своим рисункам ни единого слова.
Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе представлены графически (рис. 2).
Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе
Таким образом, результаты методики «Диагностика опосредствованной памяти» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень опосредованной памяти.
Результаты анализа методики определения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера) представлены в приложении 6 и таблице 3.
Таблица 3
Уровень концентрация и устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста по методике Пьерона – Рузера
Уровень концентрации и устойчивости внимания | Исследуемая группа | |
Кол-во детей | % | |
Высокий | 7 | 35% |
Средний | 11 | 55% |
Низкий | 2 | 10% |
Очень низкий | 0 | 0% |
Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень концентрации и устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок, выявлен у 35% (7 детей). Средний уровень концентрации и устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками, выявлен у 55% (11 человек). Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками, выявлен у 10% (2 человек). Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками, в исследуемой группе не выявлен.
Результаты диагностики по методике определения концентрации и устойчивости внимания в исследуемой группе представлены графически (рис. 3).
Рис. 3. Результаты диагностики по методике определения концентрации и устойчивости внимания, в исследуемой группе.
Таким образом, результаты методики Пьерона – Рузера показали, что в основном в группе выявлен средний уровень концентрации и устойчивости внимания
Используя методику «Корректурная проба» Бурдона, мы определили уровень устойчивости и концентрации внимания.
Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона представлены в приложении 7 и таблице 4.
Таблица 4
Уровень устойчивости и концентрации внимания у детей исследуемой группы по методике «Корректурная проба» Бурдона
Уровень устойчивости и концентрации внимания | Исследуемая группа | |
Кол-во детей | % | |
Очень плохое внимание (0 - 20%) | 1 | 5 |
Плохое внимание (21 - 40%) | 8 | 40 |
Среднее внимание (41 - 60%) | 7 | 35 |
Хорошее внимание (61 - 80%) | 2 | 10 |
Очень хорошее внимание (81 - 100%) | 2 | 10 |
Анализ данных, представленных в таблице 4, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий уровень устойчивости и концентрации внимания, выявлен у 10% (2 ребёнка). Испытуемые могут сами не замечать, что выполняют одновременно несколько дел - настолько легко и просто это у них выходит. Следовательно, у данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания очень хорошая.
Высокий уровень выявлен также у 10% (2 ребёнка). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания соответствует норме и может свидетельствовать о том, что утомление не происходит, внимание концентрируется устойчиво.
Средний уровень выявлен у 35% (7 детей). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания в пределах нормы.
Низкий уровень выявлен у 40% (8 человек). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания ниже нормы и может свидетельствовать о том, что наблюдается утомляемость.
Очень низкий уровень устойчивости и концентрации внимания выявлен у 10% (2 ребёнка). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания ниже нормы и может свидетельствовать о том, что наблюдается утомляемость и истощаемость.
Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона в исследуемой группе представлены графически (рис. 4).
Рис.4. Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона в исследуемой группе.
Таким образом, результаты методики «Корректурная проба» Бурдона показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень устойчивости и концентрации внимания.
Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти, а также средний уровень концентрации и устойчивости внимания. Уровень развития внимания детей исследуемой группы немного выше, чем уровень развития памяти.
Следовательно, полученные результаты по методикам позволили нам сделать вывод о том, что с детьми младшего школьного возраста исследуемой группы необходимо поводить коррекционную работу по развитию памяти и внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти и внимания младшего школьника
Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями...
статья "развитие памяти и внимания младших школьников на уроках"
Ребенок пошел в школу, всем хочется,чтобы он хорошо училя и радовал родителей и учителей. Для этого нужно развивать его память, внимание, зрительно-моторную координацию. все упражнения подобраны...
Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников.
Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком част...
План занятия с психологом "Развитие памяти и внимания младшего школьника"
План занятия:Приветствие.Эмоциональный настрой на занятие.Первое задание – развитие зрительной и слуховой памяти.Второе задание – развитие зрительно-слуховой памяти и ассоцеативного ...
Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
Проведение методики описанной Р. С. Немовым для определения уровня знания математической речи младших школьников...
Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
В данном документе проводилась примерная работа уровня развития математической речи на примере моей группы....