Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников
материал (1 класс) по теме
В рамках курсовой работы проводила небольшое исследование памяти и внимания своих первоклашек. Все методики очень просты в применении. Вот что получилось
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экспериментальное исследование уровня развития памяти и внимания младших школьников
2.1. Организация исследования
Анализ литературы по проблеме развития памяти и внимания у детей младшего школьного возраста стал основанием экспериментального исследования.
Целью нашего исследования стало изучение уровня развития памяти и внимания младших школьников.
Наше исследование проводилось на базе МБОУ Большевязёмская гимназия Одинцовского района Московской области. В исследовании участвовало 20 детей 1 класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Возраст испытуемых 7-8 лет. В исследовании принимали участие дети в основном из благополучных семей, некоторые - из неполных, в некоторых семьях по 2 ребёнка. Образование родителей высшее, среднее и среднее профессиональное. Родители работают в сфере услуг, торговли, промышленности, в сфере образования и культуры, в сфере здравоохранения.
Дети исследуемой группы позитивно относятся к учёбе, проявляют заинтересованное отношение, показывают хорошие знания. Некоторым детям свойственны пассивность и ленивость, они мало проявляют активность на уроке. Усидчивость и настойчивость в добывании знаний проявляют не все ребята.
Для исследования уровня развития памяти и внимания младших школьников, мы использовали следующие методики: методика Р.С. Немова «Запомни рисунки», «Диагностика опосредствованной памяти», методика определения продуктивности и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера), корректурная проба Бурдона.
Методика «Запомни рисунки» применялась нами с целью выявления уровня кратковременной зрительной памяти у детей младшего школьного возраста.
Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные в приложении 1. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов.
10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития кратковременной зрительной памяти.
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методику «Диагностика опосредствованной памяти» мы применяли с целью определения уровня развития опосредствованной памяти.
Материалом, необходимым для проведения методики, служат бумага и ручка. Перед началом обследования ребенку дают следующую инструкцию:
«Сейчас Я буду называть тебе разные слова и предложения, и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайся рисунки делать как можно быстрее».
Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Лодка плывет по реке.
После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания делается пауза на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.
Как только эксперимент закончен, просят ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые были ему зачитаны.
Оценка результатов проводится следующим образом. За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые воспроизведены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, 9 баллов. Такую оценку ребенок получает тогда, когда он правильно вспоминает все без исключения слова и выражения.
Минимально возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития опосредствованной памяти.
8-9 баллов – высоко развита (высокий уровень).
4-7 баллов – средне развита (средний уровень).
2-3 балла – низко развита (низкий уровень).
0-1 балл – слабо развита (очень низкий уровень).
Методика определения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера) предназначена для измерения сразу двух свойств внимания: концентрации и устойчивости. Автор рекомендует проводить ее в игровой форме. Это позволяет не только упростить проведение, но и получить лучшие результаты за счет элемента соревнования.
Данная методика использовалась нами также для получения показателей уровня развития концентрации и устойчивости внимания. Выбрана была эта методика ввиду того, что:
-она может быть использована на большой группе испытуемых;
-с ее помощью измеряются сразу два показателя: концентрация и устойчивость.
В данной методике мы использовали бланк (приложение 2), и инструкцию: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий концентрации и уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень концентрации и устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками
После проведения методик нами были подсчитаны результаты.
Благодаря этой методике, мы сможем выявить сразу два показателя: концентрацию и устойчивость внимания.
Методику «Корректурная проба» Бурдона мы применяли для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Для проведения используется спецбланк с рядами расположенных в случайном порядке букв (приложение 3) и секундомер. Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Регистрируется:
- время на выполнение всего задания.
- количество ошибок и темп выполнения задания.
- распределение ошибок в течение опыта - равномерно ли они встречаются во всей таблице, или в конце исследования в связи с истощаемостью.
- характер ошибок - пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв.
Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают все буквы на приведенном бланке) за 6-8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок.
После проведения методики: вычисляется К.
Формула: К=(n1-n2-n3)/N * 100%
N - общее количество букв.
n1 - количество правильно зачеркнутых букв.
n2 - количество пропущенных букв.
n3 - количество ошибочно зачеркнутых букв.
Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К. Высчитываем среднеарифметический показатель по формуле: К= (К1+К2+К3+К4)/4
Результаты К:
0 - 20% - очень плохое внимание
21 - 40% - плохое внимание
41 - 60% - среднее внимание
61 - 80% - хорошее внимание
81 - 100% - очень хорошее внимание
После вычисления К, строится график:
В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается - сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак. Причины спада работоспособности: соматические заболевания (хронические болезни), переутомление, неврозы.
Таким образом, предлагаемые нами методики являются взаимодополняющими и дают возможность получения более объективной информации об уровне развития памяти и внимания младших школьников.
2.2. Анализ результатов исследования
Данные методик подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности, переводились в баллы, соответствующие определённому уровню, приведенному в каждой методике.
По итогам проведенной диагностики были получены следующие результаты.
Используя методику «Запомни рисунки» мы определили уровень развитости кратковременной зрительной памяти у детей младшего школьного возраста исследуемой группы.
Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» представлены в приложении 4 и таблице 1.
Таблица 1
Уровень кратковременной зрительной памяти у детей исследуемой группы по методике «Запомни рисунки»
Уровень кратковременной зрительной памяти | Исследуемая группа | |
Кол-во детей | % | |
Очень высокий | 2 | 10 |
Высокий | 2 | 10 |
Средний | 6 | 30 |
Низкий | 8 | 40 |
Очень низкий | 2 | 10 |
Анализ данных, представленных в таблице 1 позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий уровень кратковременной зрительной памяти, выявлен у 10% (2 ребёнка). Ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 секунд. Высокий уровень выявлен также у 10% (2 ребёнка). Ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 секунд. Средний уровень выявлен у 30% (6 детей). Дети узнали от 3 до 6 изображений за время от 55 до 75 секунд. Низкий уровень выявлен у 40% (8 человек). Дети узнали 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. Очень низкий уровень кратковременной зрительной памяти выявлен у 10% (2 ребёнка). Ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 секунд.
Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» в исследуемой группе представлены графически (рис. 1).
Рис.1. Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» в исследуемой группе.
Таким образом, результаты методики «Запомни рисунки» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень кратковременной зрительной памяти.
Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе представлены в приложении 5 и таблице 2.
Таблица 2
Уровень опосредствованной памяти у детей экспериментальной группы по методике «Диагностика опосредствованной памяти»
Уровень опосредствованной памяти | Исследуемая группа | |
Кол-во детей | % | |
Высокий | 4 | 20 |
Средний | 8 | 40 |
Низкий | 6 | 30 |
Очень низкий | 2 | 10 |
Анализ данных, представленных в таблице 2 позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень опосредствованной памяти, выявлен у 20% (4 детей). Дети получили 9 баллов, они правильно вспомнили все без исключения слова и выражения по своим рисункам. Средний уровень выявлен у 40% (8 детей). Дети получили от получили от 4 до 7 баллов, они вспомнили по 3-4 выражения и 2-3 слова по своим рисункам. Низкий уровень выявлен у 30% (6 детей). Дети получили 2-3 балла, они вспомнили по 1-2 выражения и 1-2 слова по своим рисункам. Очень низкий уровень опосредованной памяти выявлен у 10% (2 детей). Эти ребята не могли вспомнить по своим рисункам ни единого слова.
Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе представлены графически (рис. 2).
Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе
Таким образом, результаты методики «Диагностика опосредствованной памяти» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень опосредованной памяти.
Результаты анализа методики определения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера) представлены в приложении 6 и таблице 3.
Таблица 3
Уровень концентрация и устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста по методике Пьерона – Рузера
Уровень концентрации и устойчивости внимания | Исследуемая группа | |
Кол-во детей | % | |
Высокий | 7 | 35% |
Средний | 11 | 55% |
Низкий | 2 | 10% |
Очень низкий | 0 | 0% |
Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень концентрации и устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок, выявлен у 35% (7 детей). Средний уровень концентрации и устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками, выявлен у 55% (11 человек). Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками, выявлен у 10% (2 человек). Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками, в исследуемой группе не выявлен.
Результаты диагностики по методике определения концентрации и устойчивости внимания в исследуемой группе представлены графически (рис. 3).
Рис. 3. Результаты диагностики по методике определения концентрации и устойчивости внимания, в исследуемой группе.
Таким образом, результаты методики Пьерона – Рузера показали, что в основном в группе выявлен средний уровень концентрации и устойчивости внимания
Используя методику «Корректурная проба» Бурдона, мы определили уровень устойчивости и концентрации внимания.
Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона представлены в приложении 7 и таблице 4.
Таблица 4
Уровень устойчивости и концентрации внимания у детей исследуемой группы по методике «Корректурная проба» Бурдона
Уровень устойчивости и концентрации внимания | Исследуемая группа | |
Кол-во детей | % | |
Очень плохое внимание (0 - 20%) | 1 | 5 |
Плохое внимание (21 - 40%) | 8 | 40 |
Среднее внимание (41 - 60%) | 7 | 35 |
Хорошее внимание (61 - 80%) | 2 | 10 |
Очень хорошее внимание (81 - 100%) | 2 | 10 |
Анализ данных, представленных в таблице 4, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий уровень устойчивости и концентрации внимания, выявлен у 10% (2 ребёнка). Испытуемые могут сами не замечать, что выполняют одновременно несколько дел - настолько легко и просто это у них выходит. Следовательно, у данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания очень хорошая.
Высокий уровень выявлен также у 10% (2 ребёнка). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания соответствует норме и может свидетельствовать о том, что утомление не происходит, внимание концентрируется устойчиво.
Средний уровень выявлен у 35% (7 детей). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания в пределах нормы.
Низкий уровень выявлен у 40% (8 человек). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания ниже нормы и может свидетельствовать о том, что наблюдается утомляемость.
Очень низкий уровень устойчивости и концентрации внимания выявлен у 10% (2 ребёнка). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания ниже нормы и может свидетельствовать о том, что наблюдается утомляемость и истощаемость.
Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона в исследуемой группе представлены графически (рис. 4).
Рис.4. Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона в исследуемой группе.
Таким образом, результаты методики «Корректурная проба» Бурдона показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень устойчивости и концентрации внимания.
Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти, а также средний уровень концентрации и устойчивости внимания. Уровень развития внимания детей исследуемой группы немного выше, чем уровень развития памяти.
Следовательно, полученные результаты по методикам позволили нам сделать вывод о том, что с детьми младшего школьного возраста исследуемой группы необходимо поводить коррекционную работу по развитию памяти и внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти и внимания младшего школьника
Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-12693-1402290073.jpg)
статья "развитие памяти и внимания младших школьников на уроках"
Ребенок пошел в школу, всем хочется,чтобы он хорошо училя и радовал родителей и учителей. Для этого нужно развивать его память, внимание, зрительно-моторную координацию. все упражнения подобраны...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/22/picture-791655-1537627996.jpg)
Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников.
Диагностический материал по определению уровня развития коммуникативных универсальных действий младших школьников...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком част...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/01/picture-1182884-1572634366.jpg)
План занятия с психологом "Развитие памяти и внимания младшего школьника"
План занятия:Приветствие.Эмоциональный настрой на занятие.Первое задание – развитие зрительной и слуховой памяти.Второе задание – развитие зрительно-слуховой памяти и ассоцеативного ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514285-1709014490.jpg)
Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
Проведение методики описанной Р. С. Немовым для определения уровня знания математической речи младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514287-1709014847.jpg)
Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
В данном документе проводилась примерная работа уровня развития математической речи на примере моей группы....