Открытый урок по математике в 3-м классе. Тема: "Решение уравнений".
Мамбетова Ирина Владимировна , учитель начальных классов МБОУ РНСОШ № 7.
Цели:
1. Закреплять алгоритм решения простых уравнений, полученный ранее; познакомиться с решением более сложных видов уравнений. 2.Совершенствование вычислительные навыки. 3. Способствовать развитию умения рассуждать, вести диалог, четко отвечать на поставленные вопросы, давать объективную оценку своей работы на уроке, закладывая тем самым основы учебной самостоятельности, работать индивидуально и в паре. 4. Воспитывать интерес к предмету, стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи, уважения к себе и окружающим.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование урока:
1. Пригласительные билеты на урок. 2. Карточки на деление круглых чисел для работы в паре. 3. Карточки – сорбонки. 4. Билеты с вариантами ответов. 5. Координатная сетка. 6. Презентация POWER POINT «Решение уравнений».
7. Экран.
8. Проектор
Методы обучения использованные на уроке:
– словесный (рассказ, беседа); – наглядный (использование таблиц, схем, картин, рисунков в учебнике); – практические; – дедуктивные; – самостоятельная работа; – метод стимулирования; – метод контроля; – проблемный.
Формы обучения:
– фронтальная; – групповая; – парная; – индивидуальная.
Каждый этап урока подводит детей к теме урока – решению уравнений и соответствует ей. Во время подготовки к уроку использованы материалы к учебному комплекту Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»: «Поурочные разработки по математике» под ред. В. Н. Рудницкой, издательство «Вентана - Граф».
- Организационный момент (перед уроком раздаю пригласительные билеты на урок, в котором подробно изложены все этапы урока).
- Ребята, я надеюсь, что вы готовы к работе, у вас хорошее бодрое настроение, начнём урок. Предлагаю вам познакомиться с планом нашего урока, изложенным в пригласительном билете
II. Устный счёт (фронтальная работа с классом, индивидуальная работа у доски, работа в парах).
1.
- Сейчас мы займёмся устным счётом для того, чтобы слегка размяться.
а) Узнайте, какая птица выводит птенцов зимой .
35 ● 100 : 70 ● 50 – 500 : 100 ● 2
45 40 44
ворона клёст кукушка
б) У кого уши на ногах?
4500 + 5000 + 3000 – 1500 – 7000
4100 3100 4000
паук муравей кузнечик
в) У кого самый чуткий чувствительный нос?
170 ● 4 : 10● 1000 – 6000 : 100
79 85 80
пчела собака бабочка
Пока весь класс выполняет это задание, два человека работают у доски.
Задание: соединить числа стрелкой в порядке возрастания (I вариант) и в порядке убывания (II вариант).
I вариант II вариант
2.
а) на столе разложены билеты, дети выбирают по одному представителю от каждого ряда, ученик выходит, берёт любой билет, читает задание:
- чтобы найти неизвестный множитель, надо…
- чтобы найти делитель, надо…
- чтобы найти неизвестное слагаемое, надо…
- чтобы найти уменьшаемое, надо…
- чтобы найти вычитаемое, надо…
- чтобы найти делимое, надо…
б) работа с карточками – сорбонками. (Слайд № 1).
- неизвестное число уменьшили на 120 и получили 204;
- число 95 увеличили в несколько раз и получили 4560;
- известно, что делимое – 1521, делитель – неизвестен, частное равно 39;
- первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое – 459, сумма равна1248.
3. Работа в парах.
Решение примеров на деление и умножение круглых чисел с последующей взаимной проверкой. После окончания работы, поменяться карточками с соседом и оценить работу друг друга (жёлтый цвет – есть ошибки, зелёный цвет – работа выполнена правильно).
Iвариант.
200 ▪ 90 800 : 20 600 ▪ 90
5400 : 90 40 ▪ 50 120 : 6
90 ▪ 20 1800 : 2 400 ▪ 4
160 : 40 200 ▪ 20 900 : 30
II вариант.
450 : 9 80 ▪ 20 350 : 5
800 ▪ 10 7200 : 80 200 ▪ 5
1800 : 60 6000 : 30 700 ▪ 100
2000 : 4 600 ▪ 5 2100 : 70
4. Геометрический материал. Работа с координатной сеткой.
Учитель читает условие задачи, дети по ходу чтения отмечают точки на координатной сетке.
Задача. На летней полевой практике студенты получили задание собрать лекарственные растения. Их лагерь находился в точке Е с координатами (2;2). Выйдя из лагеря в первый день они преодолели маршрут вдоль горной реки и сделали привал на ночь в точке А с координатами (2; 8). В конце второго дня привал был сделан в точке О с координатами (8;8). Третий день пути закончился в точке К с координатами (8;2), после чего студенты вернулись в лагерь. За 4 дня пути они прошли всего 12 км. Сколько километров проходили студенты за один день, если их скорость всё время была одинаковой?
(Работа с чертежом, решение задачи при помощи формулы нахождения периметра квадрата, где Р – расстояние, пройденное за 4 дня, а – один день пути).
P = a ▪ a
а = Р : а
а = 12 : 4
а = 3 км/ч – скорость туристов.
III. Физминутка .
IV. Работа над темой урока. Используется презентация Power Point «Решение уравнений».
1 слайд – составление равенств с неизвестными компонентами, вывод темы на экран;
- уменьшаемое неизвестно, вычитаемое – 365, разность равна 35;
- первое слагаемое равно 450, второе слагаемое неизвестно, сумма равна 600;
- делимое равно 560, делитель – неизвестен, частное равно 80;
- первый множитель неизвестен, второй множитель равен 35, произведение равно 3500.
2 слайд – тема урока «Решение уравнений».
3 слайд – из множества выражений выбрать и записать только уравнения;
4 слайд – вывести определение уравнения;
5 слайд – определение решения уравнения;
6 слайд – знакомство с упрощением уравнения;
7 слайд – решение сложного уравнения детьми (самостоятельное выведение алгоритма решения);
V. Закрепление.
а) работа с учебником ( решение у доски с комментирование);
б) разноуровневая самостоятельная работа:
Iвариант (простой).
130 + х = 504 у : 6 = 70 а – 91 = 9
II вариант(сложный).
720 : х = 40 у : (46▪ 3) = 1 180 : 3+ а = 981
VI. Домашнее задание.
Стр. 18, № 44 (а, б). Написать сочинение: «Как я решал уравнение».
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось? – Что было самым трудным?
8 слайд – «Если тебе трудно – делай, а не жалуйся, как это трудно!»
|