Конспект урока по математике. 2 класс.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Гадзиян Каринэ Ремиковна

Конспект урока по математике. 2 класс. УМК "Перспектива" по теме: "Таблица умножения и деления на 6"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике
во 2 классе

 УМК «Перспектива»

(Городской семинар 19.03.2013 г)

       

                                   

                                                                учитель начальных классов

                                                  МБОУ лицея №20

Гадзиян  Каринэ Ремиковна

Тема урока: «Таблица умножения и деления на 6» (Слайд 1)

Тип урока: ОНЗ

Цели урока: составить таблицу умножения и деления на 6; учить ею пользоваться; работать над запоминанием таблицы умножения.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение; интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.                

Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации .

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.

Предметные:  

1) тренировать умение составлять таблицу умножения и деления на примере составления таблицы умножения и деления на 6;

2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Демонстрационные материалы:

1) презентация  SMART NOTEBOOK ( для интерактивной доски  SMART BOARD)

2) эталон взаимосвязи действий умножения и деления

3) «дерево успеха» для самооценки

Раздаточные материалы:

1) карточки с заданием для пробного действия:

2) сигнальный «фонарик»

3) квадратная таблица умножения и деления;

Мыслительные операции, необходимые  на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создать условия для возникновения у них внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) определить содержательные рамки урока: умножение и деление («могу»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Ребята, готовы вы  к уроку?  (Да!) (Слайд 2 )

   На вас надеюсь я, друзья,

   Мы хороший дружный класс.

   Всё получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили, что уже знаем и постарались открыть новые секреты таблицы умножения.

- А как мы будем узнавать новое? (Сначала мы поймем, что еще не знаем, а потом постараемся «открыть» новое знание).

- С чего мы начнем работу на уроке?

(С повторения  изученного) (Слайд 3)

2. Актуализация  знаний и фиксация  индивидуального затруднения    в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание: взаимосвязь между умножением и делением, тренировать навыки применения таблицы умножения ;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию:

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксация затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и фиксация индивидуальных затруднений.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация изученных случаев умножения и деления на 5, тренинг вычислительного навыка.

- Расшифруйте, кто сегодня будут нашими помощниками и друзьями на уроке. Найдите значения выражений и запишите ответы в порядке возрастания. (Слайд 4 )

  30

  24

  18

  12

  6

Ы

45 : 5 ∙ 4 – 6 =                         

Ц

30 : 6 ∙ 5 – 1 =

  Ы

  Ц

  И

  Т

  П

Т

24 : 3 ∙ 2 – 4 =

П

 6 ∙ 3 : 9 + 4 =

И

40 : 8 ∙ 2 + 8 =

- С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелетные птицы. По-особенному встречали весной птиц на Руси. Верили, что птица, возвращаясь домой, несла на своих крыльях весну. Птиц ждали и встречали праздником в конце марта, с их прилётом природа преображалась, а душа человека наполнялась красотой и силой. 

(ПТИЦА )

- А теперь ещё раз посмотрите на записанные числа, какую закономерность вы заметили?

6, 12, 18, 24, 30 – числа кратны 6 и увеличиваются на 6.

- Продолжите этот ряд чисел до 60. Как вы будете выполнять задание? (Мы будем прибавлять по 6)

6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 54, 60. (Слайд 5)

- Что вы можете сказать об этих числах, дайте им краткую характеристику. (Они натуральные, все числа кроме 6 двузначные)

2) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.

-Задание от грача - первого вестника весны. (Слайд 6 )

Это интересно. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.

- Используя рисунок составьте все возможные равенства с числами 6, 5  и  30.

- Какое свойство умножения вам помогло составить второе равенство? (Переместительное свойство: от перестановки множителей значение произведения не изменяется).

- Какую зависимость необходимо вспомнить для составления третьего и четвертого равенства? ( Зависимость между компонентами при умножении. Чтобы найти неизвестный множитель, надо значение произведения разделить на известный множитель).

Проверим наши действия по эталону. (Слайд 7 )

a ∙ b = c

b ∙ a = c

c : b = a

c : a = b

3) Пробное действие.

- Давайте вспомним, что мы повторили? (Мы потренировались в счете,  случаях умножения и деления на 6, вспомнили о связи компонентов при умножении)

- Для чего нужны были эти задания?(Мы готовились к «открытию» нового знания)

- Угадайте, какое задание вы получите сейчас? (Задание, содержащее что-то новое, чего мы не знаем)

 - Это задание от полевого  жаворонка – отличного  певца. (Слайд 8) Это интересно. К прилету жаворонков на Руси выпекали печенье, булочки и закликали этих птичек.

                                      _ Сформулируйте задание. (Найдите значения выражений)

                                      - Что нового вы  видите в нем? (Случаи умножения и деления на 6)

                                       - Запишите значения данных выражений за 1 минуту, можно пользоваться

        квадратной таблицей умножения.

        (Ученики работают на листках)

- Проверим свои ответы. (Слайд 9)

- Кто выполнил задание без ошибок?

- Кто не смог или не успел решить?

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, операцию где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать причину затруднения – те знания, которых недостает при решении исходной задачи.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Давайте вспомним задание? (Найти значения выражения со случаями умножения и деления на 6)

- Как вы пытались их решить? (Мы пытались воспользоваться таблицей умножения и деления)

- Почему вы не успели?(Потребовалось много времени, т.к. не все случаи умножения и деления на 6 мы знаем)

ФИЗМИНУТКА «ПТИЧКА» (Слайд  10)

4. Построения проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) выбрать способ реализации цели;

3) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Какую цель вы поставите перед собой? (Составить таблицу умножения и деления на 6).

- Назовите тему нашего урока. (Таблица умножения и деления на 6). (Слайд  11)

- С какого случая умножения на 6 вы начнете заполнять таблицу? ( 6 умножить на 6, затем будем присчитывать по 6, заполняя таблицы по строчкам, применяя правила)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы  записи выражений на эталоне;

3) организовать  фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Задание от божьей коровки. (Слайд 12 )

- Как вы думаете, почему именно это задание от них? (Это насекомые, у них 6 ног)

- Откройте учебники на стр. 31. Я предлагаю поработать в парах. Вспомните Правила  работы в паре:

  1. Работать должны оба.
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Свое несогласие высказывай вежливо.
  4. Если не понял, переспроси. (Слайд 13 )

Учащиеся в парах составляют таблицу в учебнике.

- Для проверки прочитаем полученные значения по столбикам.

- Как мы можем проверить наше открытие? (По таблице умножения)

Итак, сделайте вывод. (Мы верно составили таблицу)

- Сверим наш результат с эталоном. (Слайд 14 )

   

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да)

- Что вы можете теперь делать? (Выполнять деление и умножение на 6)

- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание)

- Где вам пригодятся эти знания? (Для решения примеров, задач, уравнений)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

Зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1)  Задание от ласточки. (Слайд 15 )Ласточки в большинстве своем питаются во время полёта.

Учебник стр.31 №2

- Среди чисел, записанных ниже, найти кратные 6 и обвести их в кружок. Остальные числа зачеркнуть.

- Что нужно вспомнить для выполнения данного задания? (Кратные 6 – это числа, которые делятся на 6)

Работа по цепочке.

Физминутка для глаз (Слайд 16)

Учебник стр.31 №4 (1, 3 ст.) (Слайд )

- Первый столбик мы решаем устно. А для решения второго и третьего столбиков необходимо вспомнить правило. Какое? (Порядок действий в выражениях без скобок. В выражениях без скобок сначала выполняют умножение и деление,  а затем сложение и вычитание. )

Комментированное решение третьего столбика на доске и в учебнике.

- Какой следующий шаг  мы предпримем? (Попробуем справиться с заданием самостоятельно)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание – умение решать примеры на умножение и деление числа 6.

2) тренировать  способность к самопроверке и самооценке.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учебник стр.31 №4 (2 ст.) (Слайд 17)

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Самопроверка.

- У кого возникли проблемы?

- Сделайте вывод. (Необходимо еще потренироваться )

8. Включение нового знания  в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить знание таблицы умножения и деления на 6 в систему знаний.

2) тренировать умение решать уравнения

3) тренировать умение решать задачи.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Задание от скворца. (Слайд 18 ) Скворец, за период выведения птенцов, может уничтожить 7, а то и 8 тысяч вредных насекомых.

Учебник стр.31 Задача №6 (Слайд 19 )

- Наши пернатые друзья нам очень помогают в саду, уничтожая вредителей  вкусных ягод. А если много ягод – значит зимой у нас будет много ароматного варенья.

Учащиеся читают задачу.

-  Что известно в задаче? (На зиму заготовили 6 банок малинового варенья, вишневого – в 2 раза больше, чем малинового, а клубничного – на 4 банки меньше, чем вишневого)

- Что требуется узнать в задаче? (Количество заготовленного на зиму варенья.)

  1. Можете ли вы ответить на вопрос задачи сразу? (Нет, мы не знаем количества вишневого и клубничного варенья.)
  2. Как вы будете решать задачу? (Сначала найдём количество вишневого варенья, затем количество клубничного варенья, затем ответим на вопрос задачи.)
  3. Запишите решение задачи.

1) 6 ∙ 2 = 12 (б.) – вишневого варенья

2) 12 – 4 = 8 (б.) – клубничного варенья

3) 6 + 12 +  8 = 26 (б.) – всего

Ответ: 26 банок варенья.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать содержание, которое было уточнено и закреплено на уроке;

2) оценить собственную коррекционную деятельность с точки зрения достижения поставленных индивидуальных целей;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание  

Организация учебного процесса на этапе 9: (Слайд 20 )

  1. Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 6.)
  2. Удалось ли достичь цели?

Я предлагаю вам оценить  свою работу на уроке. Возьмите  силуэт птицы с вашим именем и приклейте её к картине.

  1. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то ваша птица будет летать высоко в небе.
  2. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, приклейте свою птицу на дерево.
  3.  Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, приклейте свою птицу на полянку под деревом.

- Что необходимо сделать всем тем, у кого птицы пока не взлетели? (Нужно выучить таблицу умножения и деления).

Домашнее задание:

1) Таблица умножения и деления на 6 (Слайд 21 )

2) стр.32  №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...