Урок введения нового знания. "Скорость сближения"
методическая разработка по математике по теме
На уроке используются индивидуальные карточки, по отработке навыка решения простых задач на скорость. Групповая работа нацелена на анализ имеющихся знаний. Дети самостоятельно выводят формулу скорости сближения. Решают задачи ,самостоятельно выбирая уровень сложности. Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 44 КБ |
statya.doc | 43.5 КБ |
prilozhenie_2.ppt | 902 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванникова Е.А.
238-841-616
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ «Скорость сближения»
(урок введения нового знания)
Цели:
-учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей;
-закрепить умение решать задачи на движение с опорой на формулы ,
- совершенствовать навыки устного счета, развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, математическую речь;
- закрепить знания соотношений между изученными единицами измерения.
-познакомиться с новым понятием «скорость сближения»,
-продолжать учиться проверять исправлять и оценивать результаты своей работы.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока:
1. Психологический настрой учащихся.
2. Актуализация знаний учащихся
1.Работа с карточками.
У всех обучающихся карточки
- Начнем с разминки:
СКОРОСТЬ | ВРЕМЯ | РАССТОЯНИЕ |
100м/мин | 3мин | ? |
? | 20мин | 800м |
5км/час | ? | 25км |
? | ||
? |
-Велосипедист двигался со скоростью 100м/мин, какое расстояние он преодолел за 3 минуты?
-За 20 минут на скейте мальчик преодолел 800метров. С какой скоростью он двигался?
-Туристы в походе двигаются со скоростью 5 км/час, За какое время они преодолеют 25 км?
- Составь задачу для одноклассника (самостоятельное составление условия задачи, одноклассник сообщает ответ)
Проверка
- Ребята, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? (Решение задач)
СЛАЙД1
-С какими величинами мы будем работать на сегодняшнем уроке?
(скорость, время, расстояние)
-Какая же цель стоит перед нами на данном этапе урока? (закрепить навыки решения задач, вспомнить взаимосвязь величин)
СЛАЙД 2
2. -Давайте посмотрим на нашу лестницу успеха, и каждый для себя определит, на какой ступеньке вы стоите в усвоении данной темы? ( нарисуйте своего человечка на соответствующей ступеньке)
3. Групповая работа:
Каждая группа получает листок А3 и задание: (музыкальная заставка)
-Расскажите о данных величинах по плану
СЛАЙД 3
- Определение
- Формула
- Единицы измерения
(Один представитель выходит к доске)
СЛАЙД 4,5
4-Составьте задачу по картинке.
- Послушайте условие задачи: два судна одновременно отправились на встречу друг другу. Скорость одного 70 км/ч, скорость другого – 80 км/ч. Через 10 часов они встретились. Чему равно расстояние между портами?)
-Что значит «одновременно»?
- Давайте смоделируем задачу. (У доски наглядный показ)
- На сколько км за час приблизилось к месту встречи первое судно? Второе?
Дети решают задачу, ученик за доской. Сверяем решение.
70* 10 =700км расстояние, пройденное 1 судном
80 * 10 ==800 км расстояние, пройденное 1 судном
700+800= 1500 км расстояние между двумя портами
Если кто-то решил вторым способом, приглашаем к доске, просим объяснить.
70+80=150 - Что узнали в первом действии?
150*10=1500
Если никто не решил:
- Давайте вернемся к нашему моделированию.
-На сколько км в час уменьшалось расстояние между судами?
(Суда вышли одновременно, значит, каждый час расстояние между ними уменьшается на сумму двух скоростей.)
- Эта сумма скоростей называется СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ
70+80=150 (км/ч) , зная скорость и время, что мы можем найти? (расстояние)
150*10=1500
-Какую цель поставим перед собой на следующий этап урока ? ( познакомиться с новым понятием, используя новое понятие, вывести формулу)
(понять, что при совместном, одновременном движении двух объектов навстречу друг другу, за каждую единицу времени расстояние сокращается на сумму скоростей движущихся объектов)
- Давайте попробуем вывести формулы скорости сближения:
(вспомним, какими буквами обозначается скорость, что происходит сближение)
СЛАЙД 6
V= V1+V2
СЛАЙД 7
5. Составьте задачи по схемам, выберите и решите ( разноуровневое задание)
дети решают задачи
-Кто выбрал 1 задачу ? Почему Как решили 1 задачу, использовали новые знания?
-Кто выбрал 2 задачу ?
Проверка решения (объединение групп)
СЛАЙД 8
Подведем итоги:
-Возьмите карточку, выполните задания.
Дети работают на карточках.
- Все карточки на которых работали сегодня положите в тетрадь, тетради на перемене сдайте..
СЛАЙД 9
-- Вернемся к нашей лестнице успеха, продвинулись ли вы на ступеньках знаний?
- Как нарисовали второго человечка? Почему?
- Что узнали нового на уроке?
- Кому необходимо потренироваться в решении задач нового типа?
Д/З стр 91 №5 прочитайте задачи, выберите для домашней работы, ту , которая вам интересней.
Оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Е.А.Иванникова, зам. директора
НОУ СОШ «Бизнес-гимназия»
Образовательная программа «Школа 2100»
в системе непрерывного образования
Проблема образования в нашей стране всегда была актуальна. На современном этапе развития общества самой важной следует считать проблему непрерывности образования. Прежде всего, эта проблема вызвана интенсивностью развития нашего общества, технического прогресса, развития всех жизненных сфер. Мы все представляем своих детей в будущем успешными, достигшими жизненных высот людьми, т. е мы хотим видеть конечный результат их развития. Как же надо обучать наших детей, чтобы мечты родителей стали реальностью? Не раз в истории педагогики делались попытки улучшить педагогическую ситуацию за счет внедрения эффективных педагогических технологий, различных методик обучения, использования технических средств, компьютеров, но сущность образования не менялась.
Дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательная школа это первые ступени жизненных институтов и каждый из нас проходит эти этапы развития. Преемственность и непрерывность предполагает плавный, безболезненный переход человека от одного этапа развития к последующему, от одной ступени образования к более совершенной. Поэтому решение данных проблем между различными ступенями образования приобретает особое значение. Содержание образования, его значение и роль существенно обогащаются, поскольку в данном случае речь идет о взаимосвязи и взаимодополняемости последовательных подсистем непрерывного образования.
Основная задача образования на данном этапе заключается в обеспечении условий безболезненной адаптации при переходе из одного уровня образования в другой и естественно реализация принципа преемственности изучаемого материала, методов и стилей изложения материала и обучения. Великий немецкий педагог А.Дистервег связывал непрерывность образования с «процессом саморазвития личности» т.е. со способностью ученика «преодолевать каждую ступень самостоятельно развиваясь». Таким образом, ученику должно быть интересно обучатся, необходима личностная заинтересованность, формирование желаний самореализации. Непрерывность образования это обеспечение связи в учебном процессе, согласованность и перспективность всех компонентов (задач, содержания, средств и методов , а так же форм организации воспитания и обучения) на дошкольной, начальной, средней и высшей ступеней образования. Таким образом, преемственность — это связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Сегодня существует острая необходимость в подготовке условий, обеспечивающих непрерывность индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося.
Итак, мы должны четко представлять, что мы хотим достичь, каким способом мы это будем достигать, как будет организован процесс,
В современной педагогике существуют образовательные программы, претендующие на звание непрерывных. Часто это достигается перестановкой тем, включением новых. Но каждая образовательная область существует как бы сама по себе. А непрерывность подразумевает наличие единых целей образовательных программ, а, следовательно вытекает необходимость разработки новых образовательных технологий, методов, а так же единых норм и критерий контроля.
На наш взгляд, перечисленным принципам удовлетворяет образовательная программа «Школа 2100». В данной программе предполагаются определенные «деятельностные шаги».
Шаг 1. Самоопределение. Этот этап предполагает создание условий для положительного самоопределения ученика к некоторой норме деятельности.
Шаг 2. Самостоятельная деятельность по известной норме. На этом этапе актуализированная в сознании обучающегося известная норма N переводится в конкретное действие. Формы работы могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Завершение этапа связано с организацией затруднения в индивидуальной деятельности обучаемого по норме N и фиксированием им кризиса этой нормы (прежний способ действий либо неприемлем, либо его использование приводит к большим временным затратам).
Шаг 3. Реконструкция деятельности по известной норме N. Здесь действия соотносятся с известной нормой N, кризис которой зафиксирован учеником. При этом норма фиксируется как вербально, так и знаково. Педагог, организуя этот этап, должен предусмотреть коммуникативное взаимодействие, результатом которого станет фиксирование в языке условий применимости известной нормы.
Шаг 4. Критика известной нормы N. На этом этапе устанавливается отличие условий, вызвавших затруднение, от ранее известных. Отличие фиксируется вербально, и на этой основе определяется цель и формулируется тема урока.
Шаг 5. Построение новой нормы деятельности N1 . На этом этапе в процессе общения выбирается метод построения новой нормы и строится проект деятельности в новой ситуации. Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется как новая норма деятельности N1 .
Шаг 6. Использование построенной нормы N1 для решения задания, вызвавшего затруднение. В процессе учебной деятельности обучаемый использует построенную норму N1 для решения задания, вызвавшего затруднение, и фиксирует преодоление возникшего ранее затруднения.
Шаг 7. Фиксирование нормы N1 во внешней речи предполагает формирование у обучаемого способности к выполнению действий по норме N1: он конкретизирует образ новой нормы N1 в типовых условиях, устно проговаривая каждый выполненный шаг.
Шаг 8. Самоконтроль действий по норме N1. На этом этапе происходит интериоризация действий, формируется способность к самоконтролю. Обучаемый самостоятельно выполняет типовые задания, требующие использования нормы N1 проверяет правильность решения, пошагово сравнивая с эталоном, и убеждается, что новый способ действий им освоен. Задача учителя при этом - создать для обучающегося ситуацию успеха.
Шаг 9. Включение нормы N1 в систему знаний. Здесь выявляются границы применимости нового понятия и выполняются задания, в которых использование новой нормы N1 предусматривается как промежуточный этап.
Шаг 10. Тренировочные действия по ранее изученным нормам предполагают выполнение заданий, развивающих способность к применению всех изученных норм. Таким образом, происходит автоматизация умственных действий. Организуя этот этап, педагог подбирает задания, имеющие методическую ценность для введения в последующем новых норм деятельности.
Шаг 11. Рефлексивный анализ деятельности на уроке. На этом этапе анализируются: 1) деятельностные шаги, выполненные учеником; 2) используемый при этом понятийный инструментарий.
Шаг 12. Фиксирование достижения цели - соотнесение цели и результатов деятельности на уроке, фиксация степени их соответствия и определение дальнейших целей деятельности.
Таким образом, данная технология сочетает в себе создание затрудений т.е. «коллизий», что, по мнению Л.В.Занкова, является «необходимым условием развивающего обучения», и обеспечивает требования, разработанные к организации учебной деятельности В.В.Давыдовым, так же эта технология включает в себя системное прохождение этапов, выделенных П.Я.Гальпериным как «необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний». Данная технология подразумевает добывание знаний учеником самостоятельно, в условиях психологического комфорта.
Вместе с тем для каждой ступени и каждой формы обучения в школе «2100» предусмотрена вариативность программ для учащихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностно-психологической зрелости (в частности, с разным уровнем доступной им самоорганизации), наконец, относящихся к различным личностно-психологическим типам. Последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям учащихся. Немаловажное значение имеет разработка учебно-методических комплектов одним коллективом авторов, придерживающихся единых педагогических принципов и методических приемов. «Школа 2100» — это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывности и преемственности от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бунеев Р. Н. Образовательная система нового поколения. Теория и практика, 2009.
2.Дошкольное образование в России в документах и материалах. Сборник, 2001.
3.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
4.Леонтьев А. А. Непрерывность и преемственность образования. / «Образовательная система „Школа 2100“. Педагогика здравого смысла», 2003.
5.Петерсон Л. Г. Теория и практика построения непрерывного образования: Монография. Под ред. Г. В. Дорофеева. М., 2001
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я все знаю, все умею!
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМУЛА ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Решаем задачи:
80км/ч S = ?км 70 км/ч t= 10ч .
СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ V c б = V 1 + V 2
30км/ч ? км 60км/ч 240км 75км/ч 225км t = ? 25км/ч t = 3ч 1 . 2 . А Б А Б
Я все знаю, все умею!
Подведем итог:
А) Скорость – это расстояние между двумя точками. Б) Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени. В) Скорость – это быстрая езда. 1. Выбери правильное утверждение и подчеркни его.
2. Соедини части V·t S : t S : V S = V = t = СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ - 3 .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учебник математики стр.91 № 5 задачи на выбор а) б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный метод обучения.Урок введения нового знания
Деятельностный метод обучения. Урок введения нового знания....
ОС " Школа 2100" 2 класс. Урок математики " Порядок действий в выражении" (урок введения нового знания).
Методическая разработка. Математика. 2 класс "Порядок действий в выражении". 1-ый урок по теме....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...
Урок математики 4 класс (Урок введения новых знаний)
Тема урока: Письменное деление многозначных чисел на двузначное число Цель:1.Создать условия для осознания учащимися алгоритма письменного деления многозначных чисел на двузначное число, к...
Презентация и конспект урока по математике. "Время. Единица времени - час" (Урок введения нового знания). 2 класс.
Презентация и конспект урока по математике. "Время. Единица времени - час" (Урок введения нового знания). 2 класс....
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс....
Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.
Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...