«Использование проблемно-диалогического метода на уроках математики».
консультация по математике (2 класс) по теме
Одарённые дети или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно - чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Одаренность - это индивидуальные особенности человека, имеющие отношение к успешности в какой-либо деятельности, которые несводимы к знаниям и навыкам, но обусловливают легкость их приобретения. Но есть нюансы: не каждый отличник - вундеркинд, но не каждый одаренный ребенок - отличник. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента. Одно точно ясно - ребенок, который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту способности в одной или нескольких отраслях знания - одарен.
Задача каждого педагога - поиск и поддержка талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyst_na_pedsov_ispolz.probl_.-dialog.obuch_.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете Черномазовой Е. А.
Тема педсовета: «Система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности».
Тема выступления: «Использование проблемно-диалогического метода на уроках математики».
«Каждый ребенок хочет действовать, Каждый ребенок хочет быть
во взаимоотношении.
Вокруг – захватывающий мир
Для исследования.
Эти три представления являются
основными для работы с детьми».
М. и Р. Снайдер
Нас, педагогов, издавна волнуют вопросы: как вовлечь каждого ученика в учебную деятельность, как сделать, чтобы урок был интересен абсолютно всем ученикам, чтобы появилась потребность в ежедневном познании, как превратить учеников в работоспособный коллектив, как сохранить атмосферу познания нового?
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Технологии проблемно-диалогического обучения особенно заинтересовали нас тем, что они работают и на развитие одаренных детей, и на усвоение программы всем классом, включая «слабых» ребят.
Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Использование проблемного диалога на уроках математики, как и другие формы обучения требуют от его участников определенного опыта. Для введения учащихся в ситуацию диалога рекомендуется использовать такие элементы, как:
- наличие базовых знаний, коммуникативного опыта;
- установка на самоизложение и восприятие иных точек зрения;
- поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся начальных классов вопросов и проблем, благодаря которым может сложиться собственное осмысление изучаемого материала;
- переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и заданий;
- проектирование способов взаимодействия школьников, их возможных ролей;
- выявление таких суждений в диалоге, которые трудно заранее предусмотреть.
Приведу пример:
Устный счет в 1 классе:
3 + 6 7 + 1 2 + 6
5 + 2 4 + 5 7 + 5 = ?
Последний пример «выбивается» из общего ряда и вызывает у детей затруднения. Возникает проблемная ситуация. Для вывода из неё разворачивается побуждающий диалог, направленный на осознание учениками своего затруднения и формулирование проблемы.
- Почему вы не можете решить этот пример?
- Мы таких примеров ещё не решали.
- Каких таких?
- Где получается больше десятка.
- Кто догадался, какой будет тема сегодняшнего урока?
- «Сложение с переходом через десяток».
Перехожу к следующему творческому этапу: поиску решения.
- Как можно решить такой пример?
Дети начинают предлагать варианты решения.
Понятно, что детские гипотезы могут быть и неверными, но каждый ребенок имеет право на ошибку. Так что здесь «золотое» правило учителя – принять каждую гипотезу, никого не обидев: и все-таки: какая из ученических гипотез верна? Вновь на помощь приходит диалог, который побуждает учеников оценить предложенные варианты решения и выбрать верный. В результате дети приходят к выводу, что лучший вариант – это тот вариант, когда второе слагаемое представляется в виде суммы двух чисел, одно из которых дополняло бы первое слагаемое в примере до десятка.
Другой пример:
Ученик 2 кл. получил два задания:
А) от 6 отнять3 и 1
Б) от 6 отнять разность чисел 3 и 1
Он записал и вычислил так:
6 – 3 -1 = 2
6 - 3 – 1 =4
Такая запись вызывает у детей удивление:
- Почему при одинаковой записи в левой части, в правой части получается разный результат? После анализа действий, учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависят от того, в какой очередности выполнять вычисления.
Возникает вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок и к порядку выполнения действий:
- 2
6 – 3 – 1 = 2
- 1
6 – (3 – 1) = 4
А вот как можно познакомить детей с понятием «круг» и понятием «окружность»:
С
В Д А Д А 5) В С 6) 7) 8) |
Вопросы и задания к ученикам:
- Какие из нарисованных на доске фигур можно назвать линиями?
- Уточните, какие из нарисованных линий являются ломанными, а какие – кривыми? (2, 4 – ломаные, остальные – кривые.)
- Разделите кривые на 2 группы: замкнутые и незамкнутые. Какие фигуры окажутся в первой группе, а какие во второй? (замкнутые кривые линии – 3, 5, 6; незамкнутые – 7, 8).
- В фигурах 3, 5, которые являются замкнутыми кривыми линиями, расставлены точки. Можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А, В, С, Д в каждой фигуре одинаковое? (В фигуре 3 расстояния не одинаковые, а в фигуре 5 – одинаковые.)
- К доске приглашаются два ученика, которые, измерив, расстоянии от точки О до точек А, В, С, Д в каждой фигуре при помощи линейки и циркуля убеждают класс в том, что это действительно так.
- Как выдумаете, почему фигура 5 является окружностью, а фигура 3 не является окружностью? (Потому, что в фигуре 5 расстояния от точки О до точек А, В, С, Д, а также всех остальных ее точек одинаковые, а в фигуре 3 - разные).
- Назовите существенные признаки окружности. (Это кривая замкнутая линия; в которой расстояния от точки О, называемой центром окружности, до всех точек окружности одинаковые).
- Можно ли назвать окружностями фигуры 6, 7? (Нет. Фигура 7 не является замкнутой кривой, а фигура 6 не имеет центра, расстояния от которого до всех точек фигур были бы одинаковыми).
- Если мы отметим любую другую точку на окружности 5 и измерим расстояние от точки О – центра окружности – до данной точки, оно будет одинаковым с расстоянием от точки О До точек А, В, С, Д? (Да).
- Расстояние от центра окружности О до любой точки на окружности называется радиусом и обычно обозначается латинской буквой R.
Используя циркуль постройте в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равным 2 см.
А А
- Закрасьте ту часть тетрадного листа, которая ограничена первой окружностью. (Пока ученики выполняют задание, учитель вывешивает на доску большой лист бумаги с таким же рисунком как у учеников.)
- Как вы думаете, чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью? (Первая фигура закрашена,т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой фигуры и она называется кругом).
- Чем отличается круг от окружности?
- Послушайте стихотворение и постарайтесь разрешить спор, возникший между кругом и окружностью:
Встретились окружность с кругом, Спорить стали вот о чем: Кто главнее всех в округе? Кто сначала, кто потом? Круг сказал, что он главнее: «Я большой и посмотри, Весь заполнен в середине, И по краю, и внутри». Тут воскликнула окружность: «Жить не сможешь без меня! | Я не просто загогулька – А граница я твоя!» Долго спорили фигуры, Кто из них кого главней, И соседей опросили, И знакомых, и друзей. Но закончить этот спор Не смогли и до сих пор, В чью же пользу и без ссор Разрешится этот спор? |
Ученики высказывают свое мнение о том, какую фигуру они считают «главнее».)
- Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие – форму окружности?
Таким образом, опираясь ан знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами можно вести целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения нового материала. Именно проблемное обучение обеспечивает прохождение учащимися на уроке всех основных этапов научной деятельности ,формирующей творческую, эрудированную, интеллектуальную личность. Проблемно-диалогический метод обучения способствует развитию не только одаренных детей, но и всех учащихся в целом.
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Использование проблемно-диалогического метода на уроках математики».
Подготовила:
учитель начальных классов
Черномазова Е.А.
2010г.
.О
.О
О
О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе
статья как можно использовать проблемно-диалогическое обучение на уроках в начальной школе...
Разработка урока математики в 1 классе (УМК «Школа России») с использованием проблемно-диалогической технологии.
Разработка урока математики в 1 классе (УМК "Школа России") с использованием проблемно-диалогической технологии...
Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии
Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии (для зачётной работы в СИПКРО)...
Пример проведения исследовательской работы с текстом с использованием проблемно-диалогической технологии.
Фрагмент урока русского языка в 4 классе на основе текстового материала с использованием диалоговой технологии....
Использование проблемно-диалогических технологий как средство успешной реализации требований ФГОС к результатам образования.
Использование проблемно-диалогического обучения на уроках для достижения поставленных задач Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования...
Фрагмент урока математики в 3 классе по программе Л. В. Занкова с использованием проблемно- диалогической технологии.
Использование проблемно-диалогтческой технологии на уроках математики....
Фрагмент урока математики с использованием проблемно-диалогической технологии
Фрагмент урока математики с использованием проблемно-диалогической технологии...