Сценарий урока "Число и цифра 5. Состав числа 5"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Предмет: математика
Класс: 1
Пояснительная записка: по учебному плану на раздел: «Числа и цифры 1-6. Состав, сложение и вычитание в пределах 6» отводится 26 часов. Данный урок является первым в этом разделе. Учащиеся знакомятся с числом 5,учатся писать цифру 5, уточняют свои представления о пятиугольнике. Урок проводится в форме путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Число и цифра 5. | 60.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Тема: "Число и цифра 5. Состав числа 5"
Цель: познакомить с числом и цифрой 5, с составом числа 5, сформировать
представления о пятиугольнике.
Задачи урока:
обучающие – ввести число 5 с опорой на числовой отрезок, научить соотносить
число 5 с количеством предметов, познакомить с алгоритмом письма цифры 5, упражнять в написании цифры 5, познакомить с образованием числа 5, с действиями сложения и вычитания в пределах 5, ввести понятие «пятиугольник», учить различать пятиугольники среди геометрических фигур;
развивающие – развивать мелкую моторику, мыслительные операции, речь, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, умение организовать свою деятельность во время групповой работы, умение оценивать себя;
воспитательные – воспитывать культуру общения, самостоятельность, повышать интерес к предмету за счёт показа демонстрационных фрагментов с помощью проектора.
Планируемые результаты:
- Предметные:
знать: графический образ цифры 5, состав числа 5, знать, что такое «пятиугольник»;
уметь: уметь писать цифру 5, выполнять сложение и вычитание в пределах 5 с опорой
на числовую прямую, находить пятиугольники среди геометрических фигур.
- Личностные: уметь высказывать собственную позицию, слушать других, уважать их мнение, договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности, адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
- Метапредметные: уметь определять тему урока, принимать учебную задачу, прогнозировать предстоящую деятельность и намечать пути её решения, понимать причину своих ошибок.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Форма урока: урок-путешествие
Используется технология деятельностного метода.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные карточки с цифрами, листы с заданием (состав числа 5), интернет-ресурсы коллекции ЕК ЦОР, презентация, наборы геометрических фигур для групповой работы, рабочая тетрадь на печатной основе к уроку (автор Петерсон Л.Г) .
Медиаматериалы:
интернет-ресурсы:
- Интернет-ресурс коллекции ЕК ЦОР «Алгоритм письма цифры 5» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/dd98763a-48c0-540e-0270-31541bd96e90/ELSP-A2-Gr-001-001-03-19-07/resource/DL_RES_d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212.zip
- Интернет-ресурс «Состав числа 5» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/489ce605-2ee2-4285-bf78-a85dbe4bfe56/%5BNS-MATH_1-21-36%5D_%5BIM_027%5D.html
- Музыкальное произведение http://bomzha.net/audio/108739038/42066/Barbariki-Robot_Bronislav_-_(bomzha.net).mp3
Использованная литература:
- Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». 1 класс. Часть 1. М.: Ювента, 2012.
- Петерсон Л.Г. «Математика. 1 класс: методические рекомендации. Пособие для учителей», 3. Петерсон Л.Г. «Устные упражнения на уроках математики.
Время реализации урока: 35 мин
План урока:
№ | Этапы урока | Время |
1. | Организационный момент | 1 мин |
2. | Мотивация к учебной деятельности | 1 мин |
3. | Актуализация опорных знаний | 5 мин |
4. | Фиксация затруднений в деятельности | 1 мин |
5. | Построение проекта выхода из затруднений | 3 мин |
6. | Целеполагание | 1 мин |
7. | Открытие нового знания | 6 мин |
8. | Первичное закрепление | 7 мин |
9. | Самостоятельная работа с самопроверкой | 3 мин |
10. | Включение в систему знаний и повторение | 4 мин |
11. | Рефлексия | 2 мин |
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент |
Прозвенел звонок. Начался урок. Встали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели.
| Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку. |
II. Мотивация к учебной деятельности | Демонстрация робота, предлагающего совершить путешествие на свою планету. - Ребята, угадайте, кто сегодня у нас в гостях: Сам электрический, Мозг металлический. - Робот Бронеслав прилетел к нам в гости с заманчивым предложением: он хочет пригласить вас на свою планету роботов. Согласны ли вы отправиться в путешествие? - А на чём мы полетим, ребята? | Соглашаются отправиться в путешествие. |
III. Актуали-зация опорных знаний |
- До космического корабля нужно добраться. Что вы видите на своей дороге? - какое задание можете предложить? Демонстрация ряда чисел, указывающего направление к космическому кораблю.
Организую проверку ответов с помощью экрана. - Посчитайте хором до 10 и обратно. -Какое число находится правее числа 3, какое число предшествует числу 2, какое число находится между числами 4 и 6?
Демонстрирую числовые выражения, возникающие на пути. - Найдите значение числовых выражений. Подвожу к названию планеты. - Почему рядом с последним выражением стоит знак вопроса? - Покажите карточку с результатом последнего выражения? | Устанавливают закономерность и продолжают ряд. Проверяют ответы на экране. Складывают и вычитают числа в пределах 4, показывая ответ с помощью индивидуальных карточек. |
IV. Фиксация затруднений в деятельности | Обращаю внимание на разные варианты ответов последнего выражения (3+2). Выясняю причину разных ответов. - Почему в последнем выражении у вас получились разные ответы? - Как же выяснить, кто прав? | Высказывают свои мнения. Говорят о необходимости проверки последнего результата на числовой прямой. |
V. Построение проекта выхода из затруднений | - Напомните алгоритм работы с числовой прямой. Демонстрирую проверку вычислений на числовой прямой. - Посмотрите на экран. С чего начнём проверку? - Нашли число 3, что делаем дальше? - Какой ответ получили? Рефлексия: - Поднимите руку, кто оказался прав, поднимая карточку с ответом «5»? - Те кто, поднимали карточку с другим ответом, как вы думаете, почему вы ошиблись? | Называют алгоритм:
Аргументируют проверку по алгоритму работы с числовой прямой. Высказывают своё мнение о том, что не умеют хорошо считать в пределах 5, плохо знают состав числа 5. |
VI.Целеполага-ние | Предлагаю сформулировать тему и цель урока. - Как же мы назовём сегодняшний урок? - А зачем ребята, нужно уметь считать в пределах пяти? Для чего вам это нужно? - Сможем ли мы научиться считать в пределах 5 в нашем путешествии? - Давайте проверим. | Формулируют тему и цель урока. |
VII.«Открытие» нового знания |
- Кто догадался, как же называется планета робота Бронеслава? 2.Выясняю представления детей о числе 5 - Робота Бронеслава интересует, что знаете вы о его планете, т.е. о числе 5? - Где встречали это число на своей планете? - На каком месте находится на числовой прямой число 5? - Какие соседи у числа 5? - Какой цифрой обозначается на письме?
- Вы много знаете о числе 5, а кто умеет правильно писать цифру 5? - Давайте проверять, так ли это.
Видеофрагмент сопровождается инструкцией:
-Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.
4.Выясняю представления о пятиугольнике, - Роботу очень понравились ваши красивые «5» и теперь он хочет вас познакомить с важными местами на своей планете. Демонстрирую карту путешествия по планете робота Бронеслава. - Что вы видите на экране? - Что получится, если соединить эти точки? - На какую геометрическую фигуру похожа карта? - Что вы знаете о пятиугольнике? - Как эта фигура связана с темой урока? | Отвечают на вопросы. Смотрят на экран. Письмо цифры в воздухе. Пишут цифру 5 в тетрадях. Рассказывают, что знают о пятиугольнике. Объясняют, почему об этой фигуре идёт речь на уроке. |
VIII. Первичное закрепление | Организую путешествие от лица робота по планете, используя карту Первое место, которое мы посетим – мастерская роботов. Как вы думаете, почему это место так называется? 1.Групповая работа (мастерская роботов). Раздаю каждой группе набор геометрических фигур. Предлагаю найти пятиугольники (необходимые детали для сборки роботов) и собрать из них своего робота. Каждая группа должна придумать своему роботу имя и объяснить, почему он так называется. Проверяем работу групп. Рефлексия: - Всё ли у вас получилось? - Смогли договориться и работать дружно? - Понравилось ли вам работать в группах? Прошу оценить эту работу с помощью жестов. 2.Физкультминутка (спортзал для активного отдыха для роботов) - Ребята, наш робот интересуется, любите ли вы отдыхать? - У роботов есть комната отдыха. Давайте попробуем отдохнуть, как роботы. Включаю музыку. Вызываю несколько учеников, которые под музыку придумывают движения роботов, а остальные повторяют.
- Роботы очень любят смотреть на звёзды. А вы ребята, любите? Выясняю и уточняю знания детей о звёздах, обращаю внимание на многозначность слова, на связь с темой урока. - Что вы знаете о звёздах? - Бронеслав хочет с вами поделиться тем, что он знает о звёздах: Знаете ли вы, что звезды различаются и по яркости и блеску. Бывают звёзды гиганты (самые горячи, самые яркие) и карлики. Солнце – тоже звезда. - Кто умеет рисовать звезду? - Кто может показать, как рисуется звезда на доске? Показываю построение звезды на доске. - Постройте свою звезду в рабочей тетрадке (стр. 40 №2). | Разбиваются на группы, распределяют обязанности. Находят пятиугольники и собирают в группах своего робота. Демонстрация роботов.
Самооценка работы своей группы. Повторяют движения. Отвечают на вопросы. Строят звезду в рабочих тетрадях |
IX. Самостоятель-ная работа с самопроверкой. | 4.Самостоятельная работа (дом Знаний) - Роботы не только отдыхают, но и учатся. Для этого у них есть дом Знаний. - Давайте покажем роботу Бронеславу, чему же мы сегодня научились, путешествуя по его планете. Раздаю листы с заданием. - Что вы видите? Какое задание вам хочет предложить робот, кто догадался? - Как быть, если вы не вспомните, как получить число 5? Что вам поможет? - Заполните окошки дома. Организую проверку результатов с помощью экрана(демонстрирую видеофрагмент интернет-ресурса «Состав числа 5» http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/489ce605-2ee2-4285-bf78-a85dbe4bfe56/%5BNS-MATH_1-21-36%5D_%5BIM_027%5D.html) Рефлексия: - Поднимите руку, кто не справился? - Кто допустил ошибку? Предлагаю оценить свою работу с помощью линейки оценок. | Выполняют задание, опираясь на числовую прямую при необходимости. Проверяют себя по экрану. Оценивают свою работу с помощью линеек оценки. |
X. Включение в систему знаний и повторение. | 5.Работа в РТ стр. 41 №5 (студия творчества) - Последнее место, которое нам хочет показать робот- студия творчества. Как вы думаете, почему оно так называется? - Что мы будем делать в этой студии? Предлагаю, используя выражения в РТ, придумать рисунки, опираясь на состав числа. Проверяю, что получилось. Рефлексия: - Получилось ли применить своё творчество? - В чём оно выражалось? От лица робота, предлагаю возвращаться домой. - Наше путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам оно? - Давайте скажем роботу Бронеславу спасибо и до свидания! | Придумывают свои рисунки к исходным выражениям. |
XI. Рефлексия. | - Понравилось ли вам наше путешествие? - Какое место на планете робота понравилось больше всего? Чем? - Давайте скажем роботу Бронеславу спасибо и до свидания! Подвожу итог урока- путешествия. - Какова была тема нашего урока? - Какую цель мы поставили? - Достигли ли мы поставленной цели? - Что нового и полезного для себя узнали? Предлагаю наметить перспективу дальнейших действий и оценить свою работу на уроке.
| Отвечают на вопросы. Оценивают жестами свою работу: «хорошо поработали» «плохо поработали» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Число и цифра 7. Состав числа 7.»
Проведение этого урока с использованием игровых технологий позволяет детям лучше усвоить новый материал....
Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”
Урок математики по теме: "Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...
Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5
Урок-путешествие для учащихся 1-го класса и старшей группы детского сада по страницам книги К. Чуковского «Муха-цокотуха» с интересными и увлекательными заданиями в игровой форме....
Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник.1класс
Конспект урока и презентация по математике 1классс Л.Г.Петерсон "Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник" (урок изучения нового материала)...
« Число и цифра 7. Состав числа 7»
конспект урока по ФГОС...
Число и цифра 7. Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7 (1 класс).
Конспект урока по математике по программе "Перспектива" (Л. Петерсон)...
Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.
Урок по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...