Конспект урока математики в 3 классе по теме "Формула работы" ФГОС.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Урок разработан и отвечает требованиям ФГОС второго поколения. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урока: групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 3 классе.

Тема «Формула работы»

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Формула работы».

Учебник: Л.Г.Петерсон. «Математика, 3 класс»

Основная цель:

Сформировать представление о величине «производительность», выявить зависимость между величинами: объем выполненной работы (А), производительность (v) и время (t);  построить формулу работы  A=v  t

Основные задачи:

  1. актуализировать способность к решению задач на нахождение производительности труда, времени, затраченного на выполнение работы и объёма работы;
  2. создать условия для самостоятельного (путем подводящего диалога) поиска детьми решения учебной задачи;
  3. зафиксировать способ решения задач с помощью формулы работы в речи и знаково :   А = v  t         v = A : t           t = A : v
  4. сформировать умение использовать открытые знания на практике.

Мыслительные операции: классификация, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Начать сегодняшний урок я хотела бы словами французского поэта, философа, Поля Валери.

- Прочитайте, пожалуйста его  высказывание: (на слайде)

«Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен».

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? Подходит ли оно к уроку математики? Почему? (…)

- Попробуйте догадаться, в какую область математики мы сегодня отправимся.  

- Готовясь к встрече с вами и к сегодняшнему уроку математики, я натолкнулась на такое стихотворение:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач.

Потому что нет удачи

На проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный,

Может быть, таланта нет,

Не могу открыть секрет:

Как задаче дать ответ…

- Итак, в какую область математики мы отправляемся? (В область задач.)

- Конечно, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая    проблема у героя этих строк? (Не умеет решать задачи…)

 - А вы любите решать задачи? Почему? (…)

- Задачи какого типа мы научились решать на уроках математики?

- У кого из вас есть желание отправиться дальше в путь по Стране Математики и научиться решать задачи нового типа?

 - Тогда все вместе – в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Путешествуем мы сегодня командами-группами.

- Давайте повторим правила работы в группе. (Не ссориться; выслушивать мнение каждого; и т.д.)

- Сегодня мы будем открывать новые знания.

- Вспомните, как мы это делаем. (Повторяем то, что поможет нам открыть новое; выполняем пробное действие; встречаем затруднение; находим путь; закрепляем то, что открыли)

- Итак, в путь!

  1. На столах у детей разложены карточки с изученными формулами  и таблица

S

V

t

?

60 км/ч

660 км

?

57 км

19 км/ч

?

?

18 км/ч

Задание группам. Составьте и решите задачу, выделенную цветом. Найдите формулу для решения вашей задачи.

Результат: дети составляют задачу, находят формулу к ней и объясняют, как следовало найти неизвестное ( по группам)

  1. Посмотрите на таблицу. Можно ли по ней определить какой предмет двигался быстрее? ( Ответы детей: « У кого скорость больше, тот двигается быстрее»)
  2. Создание мотивирующей ситуации

Итак, вы сейчас продемонстрировали, что с помощью формулы пути можно решить задачу очень быстро. Я предлагаю вам познакомиться с еще одной задачей и подумать, можно ли её решить с помощью какой - нибудь формулы?

Один мастер сделал 24 детали за 4 часа, а другой мастер – 21 деталь за 3 часа. Кто из них работал быстрее?

3. Постановка проблемы

- Есть ли подходящая формула , среди изученных?

- Тогда  какова будет цель нашего сегодняшнего урока? ( Вывести формулу)

- А как мы её назовем? (Пока не знаем)

4. «Открытие детьми нового знания.

Подводящий диалог.

- О каких величинах идет речь в последней задаче – о площади, объёме, пройденном пути?  (Нет, в задаче говорится о количестве деталей, о времени работы)

- А что спрашивается в задаче? ( Читают вопрос задачи). Когда мы сравниваем кто быстрее, что мы в итоге сравниваем одним словом? (Скорости)

- Как найти скорость мастеров?

Прежде, чем вы дадите ответ на вопрос, я предлагаю поиграть в игру (динамическая пауза)

Условия игры. Выбираются по 1 ученику из каждой команды.

- По моей команде вы начнете выполнять работу. Она будет заключаться в следующем: вы должны будете собрать с пола как можно больше листочков и отнести их на свой стол. По команде «стоп» игра заканчивается. Команда считает полученный результат.

- Кто собрал больше листочков? Одинаковое ли время работали ребята?

- Можете ли вы сказать, кто работал быстрее?

- Давайте представим, что ребята собирали бы листочки ни одну минуту, а 2. ---- Какую работу они смогли бы выполнить тогда?

  1. Как вы посчитали? (количество х 2)

- Давайте теперь вернемся к нашей задаче. Можем ли мы выяснить, кто работал быстрее? Каким образом? (Нужно найти скорость , с какой работал каждый мастер)

  1. А как это сделать? ( нужно всю работу  первого мастера разделить на 4 часа, а работу второго мастера разделить на 3 часа)
  2. давайте зафиксируем это на доске

24 : 4  =  V                                          21 : 3 = V

  1. А никто, случайно не знает, как по другому называется скорость при выполнении работы? (…………………………)
  2. Что делали мастера? (производили)
  3. Иначе скорость называют  ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ.
  4. Вернемся к нашим записям на доске. Замените всю выполненную работу буквой А, время – буквой t . Что же у нас получилось в итоге? (ФОРМУЛА РАБОТЫ)
  5. Попробуйте установить взаимосвязь между этими величинами. ( А= v  t,     t = A : v)

5. Этап первичного закрепления

Работа в учебнике

С. 44, №1-4 (а)

№ 1 Отрабатывается понятие ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№4 (б) самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Поверьте себя по эталону. (На экране появляется эталон решения этой задачи.)

- У кого возникли затруднения? С чем они были связаны? (…)

- Кому все удалось?

-У кого были ошибки? Вы их исправили?

- Значит, какова будет цель нашего следующего урока? ( Учиться решать задачи данного типа без ошибок).

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Ну что ж, наш путь на сегодняшнем уроке подходит к концу. А в конце пути принято подводить итоги и делиться впечатлениями.

- Сначала подведем итоги пути.

- Какую цель мы поставили перед собой в начале пути? (вывести формулу работы, научиться решать задачи, пользуясь формулой работы)

- Достигли ли мы цели? (…)

- Расскажите как пользоваться формулой работы? ( Чтобы найти производительность, нужно ………)

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке. (Ответы детей.)

- Оцените свои умения знаком + напротив одной из фраз:

    - Да, я умею решать задачи пользуясь формулой работы.

    - Не хватает уверенности в решении задач  с помощью формул.

    - Пока я затрудняюсь в решении задач с помощью формул.

-Поднимите руки те, кто выбрал первую фразу.

- Вторую.

-Третью.

-Возьмите желтую карточку и нарисуйте смайлик, который покажет, какое у вас настроение в конце нашего урока.

- Спасибо за работу на уроке и желание добиться успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...