Урок математики в 1 классе "Число и цифра 10". УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Разработка урока математики в 1 классе по УМК "Перспектива". Тема урока : " Число и цифра 10". Урок проведён в рамках методической недели и представлен учителям начальной школы и воспитателям ГДОУ. Урок получил положительные отзыва со стороны присутствующих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Число и цифра 10. | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспектива»
Визитная карточка открытого урока
математики
1 класс
ГБОУ школа № 454
Колпинского района Санкт-Петербурга
Учитель: Ломотко Ольга Юрьевна
Тема: Число и цифра 10.
Тип урока: ОНЗ - открытие нового знания
Задачи урока:
Предметные: сформировать представление о числе 10, его составе, умение его записывать и графически изображать, сравнивать , складывать и вычитать числа в пределах 10. Сформировать умение решать задачи на нахождение части. Закрепить изученные приёмы решения уравнений, текстовых задач.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Метапредметные:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы обучения:
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Основные понятия: число, цифра, натуральный ряд чисел, задача, уравнение, часть, целое.
Логика развития урока:
- Эмоциональная установка.
- Актуализация знаний учащихся.
- Создание проблемной ситуации.
- Постановка учебной задачи.
- Решение поставленной задачи:
- Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Способы реализации поставленной цели урока:
- Учебный диалог.
- Фронтальная работа, в парах, индивидуальная.
- Самостоятельная работа учащихся .
Оборудование урока:
- Л.Г. Петерсон. Математика. Учебник для 1 класса, часть 3 – М.: «Просвещение» 2011
- Раздаточный материал: папка- помогалочка (алгоритмы решения задач, уравнений), счётный материал ( кружки).
- Файлы и маркеры.
- Лист самооценки.
Планируемый результат:
- Знать название и последовательность чисел при счете.
- Правильно употреблять в речи математические понятия.
- Научиться правильно писать цифру 10.
- Запоминать состав числа 10.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
1 этап. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое, старайтесь помогать друг - другу, если в этом будет необходимость. Настроимся на активную работу.
Хором:
Очень я хочу учиться
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу,
И ребятам помогу.
2 этап. Актуализация опорных знаний.
- Какое сегодня число? Месяц? Время года? День недели? Какой он по счёту? Сколько дней осталось до воскресенья? А что у нас с понедельника? (КАНИКУЛЫ)
-С таким настроением продолжим наш урок.
- Приготовьте маркер и файл. Я буду читать задачу только один раз, вы записывайте решение столбиком . Будет 3 задачи.
1.Решение задач в стихах:
а) На забор взлетел петух
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (1+2=3)
б) 5 орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ежик повстречал
И еще 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (5+4=9)
в)Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться.
Сколько свинок у корытца? (7-2=5)
- Проверим. Кто готов представить своё решение?
Поставьте + если согласны. Переверните листочки.
2. Составление числового ряда. Игра «Живые числа»
Дети( 9 человек) получают карточки с цифрами 1 2 3 4 5 6 7 8 9 , остальные пишут на файлике.
Учитель читает задание:
- Число, следующее за числом 8 (9) (Ребёнок с ответом выходит к доске. Остальные пишут ответы на файле.)
- Число, которое больше 5 на 2 (7)
- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 3 (6)
- Уменьшите 6 на 2 (4)
- Разность чисел 8 и 3 (5)
- Сумма чисел 7 и 1 (8)
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 7 (2)
9 7 6 4 5 8 2
-Согласны ли вы с рядом чисел, который получился у нас? ( Дети с числами стоят у доски, на местах сверяют свои ответы)
-Что можете сказать о числах, которые у нас получились? ( однозначные)
- Почему они называются однозначными? (потому что для записи этих чисел требуется только одна цифра)
-Какое задание можно выполнить с числами ? (Записать эти числа в порядке возрастания)
- Числа, встаньте по возрастанию. (2 4 5 6 7 8 9)
- Получили ли натуральный ряд чисел? (Нет.)
- Что нужно сделать, чтобы получился отрезок натурального ряда чисел? (Нужно вставить числа 1,3)
- Восстановите отрезок натурального ряда чисел. (Выходят числа 1 и 3)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
– На какие группы можно их разбить? (Чётные и нечётные).Назовите чётные, нечётные.
– Назовите наибольшее однозначное. (9) (Дети садятся на место)
- Какое число на 1 больше 9? (10)
-Это число необычное.
3 этап. Сообщение темы урока.
Откройте учебник с. 38 и рассмотрите её.
- Назовите тему нашего урока ?( Число и цифра 10.)
- Как вы думаете, в чем нам предстоит разобраться на уроке?
- Чтобы не упустить что-то важное, давайте спланируем наш урок.
План урока:( на доске)
1.Знакомство с числом 10.
2. Состав числа 10.
3. Цифра 10.
4. Повторение: решение задач и уравнений.
- Помните о листке самооценки. Отмечайте + № задания из учебника, который вы сделали без ошибок.
1.Знакомство с числом 10.
- Где находится 10 в числовом ряду?( перед 11 и после 9)
- Где в жизни нам встречается число 10? (у человека 10 пальцев),10 месяц года – октябрь)
- Что вы ещё можете сказать об этом числе? (10 круглое число).
СПРАВКА: Число 10 в древности выступало символом гармонии и полноты жизни. А ещё это число называют треугольным. Почему? Сейчас узнаем.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Выложите треугольник из трёх кружков, из 6 кружков.
-А из 8 получится? (нет)
- Тогда из 9( Тоже нет).
- Из какого количества кругов можно сложить треугольник? ( из 10).
Вот поэтому 10 – треугольное число.
- Давайте посмотрим, как можно получить число 10.
- Какие варианты соотношения цветов у вас в треугольнике ? (1и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5).
- В каком задании учебника мы сможем закрепить знание состава числа 10?( №1)
2. Состав числа 10.
- Что у нас по плану дальше? (Повторить состав числа 10)
-Какое задание учебника поможет в этом ? (№1, №2)
Задание №1
- Почему в мешочки обвели 3 и 7 фигур ? ( как записано выражение 3+7)
- По какому признаку разбиты предметы? ( по форме)
- Работаем в парах. Посоветуйтесь и выполните задание.
Проверка.( На доске дети обводят и комментируют).
Задание №2
- Что надо сделать в задании? ( Составить выражение)
- Запишите выражения.
Проверка.
Физминутка.
Активные движения.
3. Цифра 10.
- Мы познакомились с составом числа 10. Что дальше по нашему плану? (Цифра 10)
- Что обозначает в верхнем правом углу стр. 38 крестик? ( Так записывается римская цифра 10).
- Верно. А арабское написание состоит из двух знаков 1 и 0.
Круглый ноль такой хорошенький
Он не значит ничегошеньки!
Если же слева рядом с ним ,
Единицу поместим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.
– Число 10 пишется в двух клеточках. Цифра 1 пишется в правой половине первой клеточки, а цифра 0 в правой половине второй клеточки. ( Показ учителем на доске).
– Пропишите по клеткам число 10 в тетради.
4 этап. Первичное закрепление.
Задание№3
Заселите замок.
- Что надо знать, чтобы выполнить задание? ( Состав числа, связь между целым и частью).
- Какое правило применили? ( От перестановки слагаемых сумма не изменяется; связь целого и части).
Проверка. Отметить + в листке самооценки под №3.
Задание №4
- Что поможет вам в этом задании? ( Числовой отрезок).
- Нарисуйте стрелки и запишите результат.
Самоконтроль. Отметить + в листке самооценки под №4. 2+5+3=10 10-1-6=3
Задание №5- самостоятельная работа.
- Проверим. Покажите знаки, которые поставили. ( Дети показывают знаки.)
- Оценим свою работу. Отметить + в листке самооценки под №5.
5 этап. Повторение изученного.
- Что мы будем повторять сегодня на уроке? ( Решение уравнений и задач.).
Задача №7.а)
Работа над задачей в рабочей тетради.( Дети работают с папкой – помогалочкой по алгоритму).
Алгоритм решения простой задачи:
1.Читаю задачу.
2.Известно …( условие). Надо найти…. (вопрос).
3.Схема.
4.Чтобы ответить на вопрос надо… (выражение).
5.Запишу решение…
6.Проверяю….
7.Ответ:
- Кто закончит, поднимите руку.
Проверка.( Для самоконтроля на доске выражения: 6-4, 6+4.)
- Кто справился с задачей, могут решать уравнения.
Уранения. №6 .
-Вспомните алгоритм решения уравнения.( Проговорить первое уравнение со слабоуспевающими).
Проверка. Один ученик называет ответ, остальные проверяют + отмечают в лист самооценки. (х=6 х=9 х=10 х=7 х=4)
Алгоритм решения уравнения:
1. Читаю уравнение…..
2. В этом уравнении части …. Целое ….
3. Неизвестное х - …..
4. Чтобы найти неизвестное ….. надо….
5. х равен …..
6. Проверка…..
7. Ответ: х=…
- Проверь себя и оцени + .
6 Этап. Рефлексия. Итог урока.
-Чему вы научились на уроке?
-Что было трудным?
- Продолжите: Я запомнил…. Я смог …..
- Посмотрите в свой листок самооценки. Оцените свой труд , цветом. Листочки вложите в тетрадь.
- Молодцы. Спасибо. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиа-сопровождение к уроку математики "Число 9. Цифра 9"
Возможно данная презентация будет Вам полезна!...
Конспект урока математики "Число и цифра 8"
Урок математики для 1 класса по программе Л.Г.Петерсон...
Урок математики "Число и цифра 9".
На уроке математики учащиеся первого класса знакомятся с числом и цифрой 9....
Урок математики Число и цифра 7
УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...
Презентация к уроку математики "Число 7.Цифра 7." ( 1 класс)
Презентация к уроку математики по программе Л.Г. Петерсон. Презентация содержит план-конспект урока и задания, которые выполняются на каждом этапе урока....
Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс
Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...
Урок математики "Число 8. Цифра 8" по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: М.И. Моро, С.И Волкова (УМК "Школа 2100")
Урок составлен на основе деятельностного метода обучения. Тип урока - «открытие» нового знания. Цель урока - создать условия для ознакомления с образованием числа 8 и графической записью это...