Урок математики в 1 классе "Число и цифра 10". УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Ломотко Ольга Юрьевна

Разработка урока математики в 1 классе по УМК "Перспектива". Тема урока : " Число и цифра 10". Урок проведён в рамках методической недели и представлен учителям начальной школы и воспитателям ГДОУ. Урок получил положительные отзыва со стороны присутствующих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Число и цифра 10.28.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      УМК «Перспектива»

Визитная карточка открытого урока

математики

1 класс

ГБОУ школа № 454

Колпинского района Санкт-Петербурга

     Учитель: Ломотко Ольга Юрьевна

Тема: Число и цифра 10.

Тип урока: ОНЗ - открытие нового знания

Задачи урока:

Предметные: сформировать представление о числе 10, его составе, умение его записывать и графически изображать, сравнивать , складывать и вычитать числа в пределах 10. Сформировать умение решать задачи на нахождение части. Закрепить изученные приёмы решения уравнений, текстовых задач.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Метапредметные:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

                             Методы обучения:

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

     Основные понятия:   число,  цифра, натуральный ряд чисел, задача, уравнение, часть, целое.

Логика развития урока:

  1. Эмоциональная установка.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. Постановка учебной задачи.
  5. Решение поставленной задачи:
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

Способы реализации поставленной цели урока:

  1. Учебный диалог.
  2. Фронтальная работа, в парах, индивидуальная.
  3. Самостоятельная работа учащихся .

Оборудование урока:

  1. Л.Г. Петерсон.  Математика. Учебник для 1 класса, часть 3 – М.: «Просвещение» 2011
  2. Раздаточный материал: папка- помогалочка  (алгоритмы решения задач, уравнений), счётный материал ( кружки).
  3. Файлы и маркеры.
  4. Лист самооценки.

Планируемый результат:

  1. Знать название и последовательность чисел при счете.
  2. Правильно употреблять в речи математические понятия.
  3. Научиться  правильно писать цифру 10.
  4. Запоминать состав числа 10.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

1 этап.  Организационный момент.

-  Ребята, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое, старайтесь  помогать  друг - другу, если в этом будет необходимость. Настроимся на активную работу.

Хором:

Очень я хочу учиться

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю – я смогу,

И ребятам помогу.

2 этап. Актуализация опорных знаний.

- Какое сегодня число? Месяц? Время года? День недели? Какой он по счёту? Сколько дней осталось до воскресенья? А что у нас с понедельника? (КАНИКУЛЫ)

-С таким настроением   продолжим наш урок.  

Приготовьте  маркер и файл. Я буду читать задачу только один раз,  вы  записывайте  решение столбиком . Будет 3 задачи.  

 

1.Решение задач в стихах:

а) На забор взлетел петух

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов? (1+2=3)

б) 5 орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ежик повстречал

И еще 4 дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке? (5+4=9)

в)Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться.

Сколько свинок у корытца?  (7-2=5)

 - Проверим. Кто готов представить своё решение?

Поставьте + если согласны. Переверните листочки.

2. Составление числового ряда.                   Игра «Живые числа»

Дети( 9 человек) получают карточки с цифрами  1 2 3 4 5 6 7 8 9 , остальные пишут на файлике.

Учитель читает задание:

  1. Число, следующее за числом 8                (9) (Ребёнок с ответом выходит к доске. Остальные пишут ответы на файле.)
  2. Число, которое больше 5 на 2                  (7)
  3. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 3 (6)
  4. Уменьшите 6 на 2                                      (4)
  5. Разность чисел 8 и 3                                  (5)
  6. Сумма чисел 7 и 1                                      (8)
  7. Уменьшаемое 9, вычитаемое 7                 (2)

9 7 6 4 5 8 2

-Согласны ли вы с рядом чисел, который  получился  у нас? ( Дети с числами стоят у доски, на местах сверяют свои ответы)

-Что можете сказать о числах, которые у нас получились? ( однозначные)

- Почему они называются однозначными? (потому что для записи этих чисел требуется только одна цифра)

-Какое задание можно выполнить с числами ? (Записать эти числа в порядке возрастания)

- Числа, встаньте по возрастанию.      (2 4 5 6 7 8  9)

- Получили ли  натуральный ряд чисел? (Нет.)

- Что нужно сделать, чтобы получился отрезок натурального ряда чисел? (Нужно вставить числа 1,3)

- Восстановите отрезок натурального ряда чисел. (Выходят числа 1 и 3)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

– На какие группы можно их разбить? (Чётные и нечётные).Назовите чётные, нечётные.

– Назовите наибольшее однозначное. (9) (Дети садятся на место)

- Какое число на 1 больше 9?  (10)

-Это число необычное.

3 этап. Сообщение темы урока.
Откройте учебник с. 38 и рассмотрите её.

- Назовите тему нашего урока ?( Число и цифра 10.)

- Как вы думаете, в чем нам предстоит разобраться на уроке?

- Чтобы не упустить что-то важное, давайте спланируем наш урок.

План урока:( на доске)

1.Знакомство с числом 10.

2. Состав числа 10.

3. Цифра 10.

4. Повторение: решение  задач и уравнений.

- Помните о листке самооценки. Отмечайте + № задания из учебника, который вы сделали без ошибок.

1.Знакомство с числом 10.

- Где находится 10 в числовом ряду?( перед 11 и после 9)

- Где в жизни нам встречается число 10?  (у человека 10 пальцев),10 месяц года – октябрь)

- Что вы ещё можете сказать об этом числе? (10 круглое число).

СПРАВКА: Число 10 в древности выступало символом гармонии и полноты жизни. А ещё это число называют треугольным. Почему? Сейчас узнаем.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- Выложите треугольник из трёх кружков, из 6 кружков.

-А из 8 получится? (нет)

- Тогда из 9( Тоже нет).

- Из какого количества кругов можно сложить треугольник? ( из 10).

Вот поэтому  10 – треугольное число. 

- Давайте посмотрим, как можно получить число 10.

- Какие варианты соотношения цветов  у вас в  треугольнике ? (1и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5).

- В каком задании учебника мы сможем закрепить знание состава числа 10?( №1)

2. Состав числа 10.

- Что у нас по плану дальше? (Повторить состав числа 10)

-Какое задание учебника  поможет в этом ? (№1, №2)        

Задание №1

- Почему  в мешочки обвели 3 и 7 фигур ? ( как записано выражение 3+7)

- По какому признаку разбиты предметы? ( по форме)

- Работаем  в парах. Посоветуйтесь  и выполните задание.

Проверка.( На доске дети обводят и комментируют).

Задание №2

- Что надо сделать в задании? ( Составить выражение)

-  Запишите выражения.

Проверка.

Физминутка.

Активные движения.

3. Цифра 10.

- Мы познакомились с составом числа 10. Что дальше по нашему плану? (Цифра 10)

- Что обозначает  в верхнем правом углу  стр. 38 крестик? ( Так записывается римская цифра 10).

- Верно. А арабское написание состоит из двух знаков 1 и 0.

                Круглый ноль такой хорошенький

                Он не значит ничегошеньки!

                Если же слева рядом с ним ,

                Единицу поместим,

                Он побольше станет весить,

                Потому что это – десять.

– Число 10 пишется в двух клеточках.  Цифра 1 пишется в правой половине первой  клеточки, а цифра 0 в правой половине второй  клеточки.  ( Показ учителем на доске).

– Пропишите по клеткам число 10 в тетради.

4 этап.  Первичное закрепление.

Задание№3

Заселите  замок.

- Что надо знать, чтобы выполнить задание? ( Состав числа, связь между целым и частью).

- Какое правило применили? ( От перестановки слагаемых сумма не изменяется; связь целого и части).

Проверка. Отметить + в листке самооценки под №3.

Задание №4 

- Что поможет вам в этом задании? ( Числовой отрезок).

- Нарисуйте стрелки и запишите результат.

Самоконтроль.    Отметить + в листке самооценки  под №4.                     2+5+3=10               10-1-6=3  

Задание №5-  самостоятельная работа.

-  Проверим. Покажите знаки,  которые поставили. ( Дети показывают  знаки.)

- Оценим свою работу. Отметить + в листке самооценки  под №5.                      

5 этап. Повторение изученного.

- Что мы будем повторять  сегодня на уроке? ( Решение уравнений и задач.).

Задача №7.а)

Работа над задачей  в рабочей тетради.( Дети работают с папкой – помогалочкой по алгоритму).

Алгоритм решения простой задачи:

1.Читаю  задачу.

2.Известно …( условие).  Надо найти….   (вопрос).

3.Схема.

4.Чтобы ответить на вопрос  надо…  (выражение).    

5.Запишу решение…

6.Проверяю….

7.Ответ:

- Кто закончит, поднимите руку.

Проверка.( Для самоконтроля  на доске выражения: 6-4, 6+4.)

- Кто справился с задачей, могут решать уравнения.

Уранения.  №6  .

 -Вспомните алгоритм решения уравнения.( Проговорить первое уравнение со слабоуспевающими).

Проверка.  Один ученик называет ответ, остальные проверяют  + отмечают в лист самооценки.                       (х=6     х=9     х=10       х=7        х=4)  

Алгоритм решения уравнения:

1. Читаю уравнение…..

2.   В этом уравнении части …. Целое ….

3.  Неизвестное х - …..

4. Чтобы найти неизвестное ….. надо….

5.  х равен …..

6. Проверка…..

7. Ответ: х=…

- Проверь себя и оцени     +  .

6 Этап. Рефлексия. Итог  урока.

-Чему вы научились на уроке?    

-Что было трудным?

- Продолжите:       Я запомнил….               Я смог …..

- Посмотрите в свой листок самооценки. Оцените свой труд , цветом. Листочки вложите в тетрадь.

- Молодцы. Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиа-сопровождение к уроку математики "Число 9. Цифра 9"

Возможно данная презентация будет Вам полезна!...

Конспект урока математики "Число и цифра 8"

Урок математики для 1 класса по программе Л.Г.Петерсон...

Урок математики "Число и цифра 9".

На уроке математики учащиеся первого класса знакомятся с числом и цифрой 9....

Урок математики Число и цифра 7

УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...

Презентация к уроку математики "Число 7.Цифра 7." ( 1 класс)

Презентация к уроку математики  по программе Л.Г. Петерсон. Презентация содержит план-конспект урока и задания, которые выполняются на каждом этапе урока....

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

Урок математики "Число 8. Цифра 8" по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: М.И. Моро, С.И Волкова (УМК "Школа 2100")

Урок составлен на основе деятельностного метода обучения. Тип урока - «открытие» нового знания. Цель урока - создать условия для ознакомления с образованием числа 8 и графической записью это...