Приёмы преподавания,способствующие развитию логического мышления и решению задач повышенной сложности.
презентация к уроку по математике по теме
Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления.Задача учителя-полнее использовать эти возможности при обучении детей математике.В данной работе я рассказываю о упражнениях и приёмах,которые применяю для этого на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.62 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 179.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить в полной мере свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идёт без знания их содержания и последовательности формирования.
Ученье - процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведёт за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет её.
Традиционно проблема развития познавательного интереса ребёнка решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врождённую любознательность маленьких детей. Внутренняя занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там где, казалось бы, всё ясно и понятно (но только на первый взгляд). Это, наконец, проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая естественно, присуща ребёнку. Чему нужно научить ребёнка при обучении математики? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.
В учебниках математики есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти. Но необходимы дополнительные задания развивающего характера; задания логического мышления; задания требующие применения знаний в новых условиях.
Учить подмечать закономерности, сходство и различие надо начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью надо подбирать серии упражнений с постепенным повышением уровня трудности.
В 1 классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приёмами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез и обобщение.
Например:
- Чем отличаются и чем похожи выражения?
- Найдите результат, пользуясь решённым примером. (Рис.1)
- Сравни числа, записанные в I и II столбиках. (Рис.2)
- Продолжи данный ряд чисел. (Рис.3)
В III и IV классах предлагать различные задания для самостоятельного выявления закономерности, зависимостей и формулировки обобщения. Можно использовать такие задания:
- Сравни примеры, найди общее и сформулируй правильно. (Рис.4)
- Смотри рисунок 5.
- Смотри рисунок 6.
В процессе обучения рассуждениям надо пробуждать учащихся к поискам новых примеров, подтверждающих правильность сделанного вывода и учить сопоставлять вывод с теми фактами, на основе которых он сделан, искать и такие факты, которые могут опровергнуть вывод, Например:
- Сравни выражения, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод:
а) Сумма всегда больше каждого из слагаемых – опровергается подбором фактов:
1+0=1
2+0=2, где суммы равны другому слагаемому.
Программой по математике предусмотрено решение таких задач , которые лучше воспринимаются учащимися при сравнении и сопоставлении. Это прямые и обратные задачи, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз.
При сравнении прямых и обратных задач задаются такие вопросы:
-Что общего и различного в условиях прямой и обратной задач?
-Какие величины являются искомыми?
-Что общего и различного в решении прямой и обратной задач?
-Какими действиями решена каждая из задач? Почему?
Размышления одного ученика способствуют развитию этого умения у других учащихся.
Овладевая в процессе обучения такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, учащиеся более глубоко осознают изучаемый материал, учатся обосновывать свои суждения. У них формируется умение и навыки самостоятельно решать поставленные задачи , сознательно пользоваться приобретенными знаниями.
На уроках математики использую задания на классификацию,пользуюсь геометрическим материалом. Второклассники с гораздо большей охотой выполняют работу на классификацию геометрических объектов, воспринимая их как занимательные задания, например:
1)Продолжи ряд. Какие фигуры ты здесь нарисуешь? Почему? (Рис.7)
Нестандартные задачи надо вводить с первого класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших дошкольников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 надо стремится на каждом уроке математики отводить по 5-10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление . Для этого можно предложить примеры с окошками и пропущенными знаками действий. Для формирования умения проводить дедуктивные рассуждения, возможно использование заданий:
1.Пианино - это музыкальный инструмент. У Вовы дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома музыкальный инструмент?
2.Классые комнаты надо проветривать. Квартира – это не классная комната. Значит, квартиру не надо проветривать?
Очень важно использовать в своей педагогической деятельности графические схемы в устном счете и при решении задач. Сначала они простые, потом их значительно усложняют. (Смотри схемы задач)
В результате многократных упражнений ум ребенка становится острее, а он- находчивее и сообразительнее. У детей меняется подход к решению задач, он становится более гибким, особенно развивается навык по решению задач, имеющих несколько вариантов решения. Рассуждения становятся последовательными доказательными, логичными. Повышается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обощать и применять знания в нестандартных ситуациях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внутренняя занимательность ----- это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где казалось бы всё ясно и понятно; ---это проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая присуща ребёнку.
Чему нужно научить ребёнка при обучении математике? -размышлять -объяснять -сравнивать -проверять -наблюдать -обобщать
3+5=8 3+6= 3+7= 3+8=
3 13 4 14 5 15 6 16 Сравни числа,записанные в первом и втором столбиках.Сумма чисел в первом столбике равна 18. Найди быстро сумму чисел во втором столбике.
3 5 7 9……… 10 7 11 6…….
26:2*2 16:8*8 10:5*5 Если л юбое число разделить и умножить на одно и тоже число, то получится первоначальное число .
0+1 2+3 3+4 4+5 Сумма двух последовательных чисел есть число нечётное.
1-0 2-1 3-2 4-3 Если из последующего числа вычесть предыдущее, то получится 1.
77 ?
С пасибо за внимание!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"
Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе новообразованием является мышление , оно приобретает домини...
Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.
Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...
Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников
Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...
Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач посредством обучения построению вспомогательных моделей
Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач посредством обучения построению вспомогательных моделей...
"Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"
Предоставление инновационного педагогического опыта по теме : "Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"...
"Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"
Предоставление инновационного педагогического опыта по теме : "Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"...
Внеурочное занятие "Решение задач повышенной сложности"
Цель: создать условия для развития познавательного интереса у учащихся к математикеЗадачи:- углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, повыситьуровень математического ...